Данная проблема является актуальной и для студентов. Лишь около 10% молодежи имеют уровень физического состояния, близкий к норме. По данным различных исследований, у 80-85% студентов вузов отмечается нарушение здоровья разной степени. Почти треть юношей по медицинским показаниям не годятся для службы в Вооруженных Силах, а те, которые признаны годными, редко отличаются хорошим здоровьем. Отмечается тенденция к ухудшению психического здоровья учащейся молодежи: ориентация на деструктивные стороны психосоциальной жизни общества; развитие культа экстремального удовольствия; неадекватное (безапелляционно-агрессивное или наивно-пассивное) поведение в обществе; потеря осознанных жизненных ориентиров. За последние годы резко возросла наркомания среди молодежи. Подавляющее большинство наркоманов составляют лица в возрасте до 30 лет. Серьезной социальной проблемой является и высокая преступность среди молодежи. Только за 2000 г. около 1 млн. молодых людей (14-29 лет) совершили преступления [2].
Важно учитывать и те огромные социально-политические и экономические изменения нашего общества, которые оказали существенное влияние на систему ценностных ориентаций всех россиян [1]. Так, еще в 1993–1995 гг., по данным социологических исследований, в иерархии основных жизненных ценностей на первом месте по-прежнему оставались семья, интересная работа, спокойная совесть, на последнем – власть, признание, успех. Но уже в 1996–1997 гг. духовно-нравственные ценности стали вытесняться более прагматическими – более половины населения стало ценить материальное благосостояние гораздо выше свободы, а ценность размера оплаты труда стала превалировать над ценностью интересной работы. Тогда же значительно снизилась ценность спокойной совести, упала в глазах общественного мнения значимость многих демократических институтов и т.д. [1].
Студенчество как наиболее образованная и социально активная макро-группа молодежи особенно остро ощущает происходящие перемены в жизни общества. Молодежный возраст (примерно от 17 до 25 лет) – это период наиболее интенсивного созревания личности, перехода от детства к зрелой и ответственной позиции взрослого человека. Это время не только освоения нового комплекса знаний, определенной профессии, но также выбора идеалов, принятия первых по-настоящему серьезных самостоятельных решений, осознания своих гражданских обязанностей, ответственности, интенсивного саморазвития личности, формирования ее социальной зрелости и т.д. Поэтому переоценка ценностей, их кризис, неизбежный в условиях изменения сложившихся устоев жизни людей, быстрее всего проявляется в сознании именно молодежи.
Процесс перехода России к новому типу экономических отношений повлиял на многие черты сознания, социальных ориентиров, традиционных ценностей молодежи, в том числе студентов [4].
Вследствие известных инновационных и деструктивных тенденций в общественном развитии значительную часть молодежи охватили чрезмерный прагматизм, нигилизм и безразличие к духовным ценностям. По данным социологов и психологов, нестабильность общества и отсутствие четких нравственных ориентиров содействовали тому, что «произошла интенсивная примитивизация сознания людей и, прежде всего, молодежи. Отмечается рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности» [2, С. 45]. «У личности подростков 90–х годов стереотипные нравственные установки разрушены, а новые находятся в стадии становления. Ее отличают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность, но и цинизм, жестокость, агрессивность. Ей присущи психопатические черты характера» [2, С. 31].
Главными для большинства молодых людей сегодня являются те ценностные ориентиры, которые стимулируются нынешними жесткими и жестокими условиями «дикого криминализированно-коррумпированного рынка» [2, С. 56-77]. На первый план вышли такие ценности, как жажда обогащения, культ денег, успех, карьера любой ценой. «Идеализация рынка, стремление к благосостоянию, во что бы то ни стало, являются сегодня своеобразным социально-психологическим феноменом молодежного сознания, приобретя черты своего рода утопии, в основе которой – обогащение и жизненный успех, достигаемый любой ценой» [5, С. 12].
Согласно данным опроса, проведенного в 1997 г. в ходе исследования мотивационной сферы учащейся молодежи в возрасте от 16 до 19 лет [1], почти 80% респондентов считают, что основной целью жизни является обеспечение материального благополучия, причем 40% опрошенных в качестве жизненного идеала называют возможность «жить беззаботно, развлекаться». Среди устремлений молодых преобладает желание «иметь хорошее здоровье» (83%), «делать всегда то, что хочется» (71%), «быть очень хорошо материально обеспеченным» (59%). Исследования же 70-х годов свидетельствуют, что тогда представление молодежи о счастье было иным: 35,6% опрошенных видели его в возможности приносить пользу людям; 44,8% – в удовлетворенности своей работой [2, 121].
У значительной части молодежи сохраняется ориентация на традиционные, в том числе духовно-нравственные ценности. Однако нередко наблюдается противоречие между этими ценностями, декларируемыми молодежью, и реальными поведенческими установками последней. Об этом свидетельствуют, в частности, результаты социологического исследования «Молодежь России: три жизненных ситуации», которое в 1997 г. провели Центр социологических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова и Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Исследование проведено в 56 субъектах РФ. Опрашивались три возрастные группы молодежи – 17, 24 и 31 года – как три среза, наиболее значимые для выявления типичных стереотипов восприятия действительности (17 лет – время надежд, 24 – этап формирования собственного пути, 31 – период получения первых устойчивых результатов). В ходе исследования проанализировано 3839 интервью, взятых методом "face-to-face" у респондентов, пропорционально представляющих все регионы страны и репрезентативные для каждой возрастной группы [6].
Полученные в ходе исследования результаты показали, например, что с возрастом в сознании молодежи превалирующую позицию начинают занимать общечеловеческие моральные ценности: чистая совесть, справедливость, надежный друг, гедонистические ценности, свобода и независимость. Эти ценности упомянуты в ответах более трети опрошенных старшей возрастной группы. Но более тщательное рассмотрение тех респондентов, для которых, к примеру, доминантной ценностью является справедливость, демонстрирует наличие внутренней рассогласованности, так как среди них есть лица, считающие для себя нормальными и допустимыми такие формы поведения, как проезд в транспорте без билета (в среднем половина тех, кто считает себя честными), неуплату налогов (около 20%), взятку (почти 17%). Значит, «в сознании респондентов не связаны два момента – декларирование наличия у себя чувства справедливости и непременного соблюдения ее исторически сложившихся социальных норм» [3, С. 70].
Указанное противоречие обнаруживается и при сопоставлении декларируемого желания значительной части (около 50%) 17-летних респондентов достичь жизненного успеха при помощи профессионализма, с их реально достигнутыми на настоящий момент успехами в образовании (только 9% учатся на «отлично» и почти столько же – 6% – на «удовлетворительно»). Другими словами, признание жизненной важности профессионализма не коррелирует в их сознании с признанием успешной учебы одним из необходимых условий его достижения.
Но даже та часть молодежи, в число бесспорных ценностей которой входят образованность и духовное богатство, не лишена все той же противоречивости сознания – в среднем каждый третий, считающий себя сейчас или со временем надеющийся стать духовно богатым человеком, читает художественную литературу редко (1–3 раза в месяц) или практически не читает, каждый четвертый из числа 17-летних респондентов фактически не берет в руки газет и журналов. Около 25% опрошенных считают приемлемым для себя употребление в разговоре ненормативной лексики. В межличностном общении молодых людей, заявивших о своей ориентированности на ценности образования и духовного богатства, от 36 до 43% (в разных когортах) сплетничают, а обмениваются мнениями о прочитанных книгах, просмотренных кинофильмах, телепередачах и пр. лишь 20–30% анализируемых групп. Примерно шестая часть молодых людей, живущих, по их словам, в ладу со своей совестью, полагает, что люди одних национальностей от природы лучше других [3, С. 72-73].
Таким образом, сложная социально-демографическая ситуация, состояние здоровья, низкий уровень физической подготовленности, рост преступности и наркомании, девальвация духовно-нравственных ценностей в условиях современной России делают крайне актуальной проблему физического, психического и духовного здоровья молодежи. Особенно важное значение имеет формирование в молодежной среде таких идеалов, культурных образцов, эталонов, которые мотивируют на достижения, успех в жизни, в профессиональной карьере, но не любыми средствами, а на основе нравственного, культурного, научного, интеллектуального и физического совершенствования.
Список использованной литературы
Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. – СПб: ПИТЕР, 1997. -304с.
Столяров В.И. Проект "СпАрт" // Спортивно–гуманистическое движение СССР. Основные документы. – М., 1990. – С. 13–16.
Столяров В.И. Спартианские игры – новая гуманистически ориентированная модель спорта в его интеграции с искусством // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. 4: Сб. ст. – М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1998. – С. 54–279.
Столяров В.И. Инновационная спартианская технология духовного и физического оздоровления детей и молодежи: Рекомендована Гос. комитетом РФ по физической культуре и спорту как пособие для специалистов в области физического воспитания, спорта, культуры, организации досуга. – М.: Центр развития спартианской культуры, 2003. – 335 с.
Столяров В.И. Спартианская социально-педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности: Пособие. для педагогов учреждений социальной защиты населения и организаторов досуга детей и молодежи. М.: АНО «Центр развития спартианской культуры», 2006. – 247 с.
Столяров В.И. Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи: пособие для педагогов и организаторов досуга детей и молодежи (серия «Библиотека Спартианского Гуманистического Центра». Вып. второй). – М., 2008.