СПАРТИАНСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СПАРТИАНСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ

Фирсина П.С. 1, Фирсина П.С. 1
1Институт физической культуры и спорта СГУ Саратов, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Спартианские игры – новая, разработанная в России Столяровым В.И., гуманистически ориентированная модель игр, в которых спорт (в его одухотворенной, гуманизированной форме) гармонично сочетается с искусством и всемерно поощряется поведением участников в соответствии с критериями духовности, нравственности и красоты [6].

Название «Спартианские» по данным автора произошло от трех английских слов: «Spirituality» - духовность, «Sport» - спорт и «Art» - искусство [7].

Главная цель спартианской технологии - содействовать духовному и физическому оздоровлению детей и молодежи, их активному участию в разнообразных формах творческой, социально-полезной деятельности, включая спорт и искусство, формированию и развитию ориентации на духовно-нравственные ценности в отношениях людей друг с другом и с природой, т.е. приобщение к общечеловеческим ценностям[4].

Ориентируясь на общечеловеческиеценности, это движение ставит своей целью возрождение и развитие лучших черт, присущих россиянину: добро­ты, великодушия, милосердия, высокой духовности в сочетании с физической силой и здоровьем, а также талантливостью в различных видах творческой де­ятельности. Поскольку достижение этой цели применительно к России озна­чает спасение ее генофонда и формирование нового поколения россиян — ак­тивного, творческого, здорового не только физически, но и духовно, то это дви­жение является патриотическим[6,7].

Вместе с тем как считают Бальсевич В.К., Лубышева Л.И.[2], Столяров В.И.[6] - спартианское движение не является националистическим и является актуальным не только для России.

Во-первых, оно отражает постоянно растущее стремление цивилизации XXI не только провозгласить, декларировать идеи, идеалы и ценности гуманизма, но инайти пути их практической реализации [7].

Во-вторых, оно связано с возрастающей тревогой ученых и специали­стов-практиков по поводу девальвации духовно-нравственных ценностей в современном спорте (особенно в спорте высших достижений) и призвано со­действовать активным поискам путей его гуманизации, которые в последние десятилетия ведутся во многих странах мира [6].

В-третьих, оно находится в русле предпринимаемых в последние годы по­пыток разработать программы и технологии интеграции спорта и искусства, физического воспитания с другими формами и видами педагогической систе­мы воспитания детей и молодежи.

В-четвертых, оно сопряжено с усилиями тех специалистов многих стран, которые ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья инвалидов, особенно детей, восстановления их работо­способности, социальной реабилитации, адаптации, интеграции, активного участия в жизни, обеспечения равенства с не инвалидами[4,5,6]

Основные принципы Спартианских игр:

- отсутствие победителей и побежденных;

- не конкуренция, а сотрудничество участников (помощь друг другу в достижении общей цели);

- все участники должны получать удовольствие от игры;

- ни один участник не может быть исключен из игры до ее окончания;

- в игре могут принять участие все желающие независимо от возраста, подготовки, состояния здоровья (инвалидности) и т.д.;

- каждый участник должен быть уверен в том, что другие участники не нанесут ему повреждений, а помогут ему и обеспечат его безопасность.

Как показали исследования В.К. Балсевич, и Л.И Лубышевой участие в спартианских мероприятиях способствует усилению ориентации на здоровый образ жизни и физическое совершенствование, формированию мотивации к самостоятельным занятиям, направленным на освоение ценнос­тей физической культуры, повышению уровня физкультурной образованнос­ти, в частности, знаний о методике самостоятельных занятий физическими упражнениями, основ самоконтроля на этих занятиях, а также знаний специ­альной терминологии [2].

Важным дополнением спартианских форм и методов являются упомяну­тые выше инновационные гуманистически ориентированные формы, методы и технологии физического воспитания, которые разработали и практически внедрили В.К. Бальсевич, Л.И Лубышева, С.Д. Неверкович и др. [1,2,4].

В процессе олимпийского образования детей и молоде­жи спартианские формы и методы должны дополняться такими традицион­ными средствами, как олимпийские уроки, беседы и др.

Спартианские игры предназначены для людей с ориентацией на духовно-нравственные ценности и призваны формировать и развивать у них эту ориен­тацию. В настоящее время спартианская модель соревнований, не может и не должна заменять другиемодели, которые представляют интерес для людей с иными интересами, потребностями, ориентациями и т.д. [3].

Спартианская технология имеет ярко выраженную гуманистическую на­правленность — с точки зрения целей, задач, и используемых средств. Вся работа на основе этой технологии строится на основе отмеченных выше прин­ципов гуманистической педагогики и психологии.

К числу таких принципов относят следующие:

  • усиление внимания к личности каждого человека как к высшей социальной ценности;

  • превращение ученика из объекта социально-педагогического воздействияпедагога в субъекта активной творческой деятельности на основе развитиявнутренних мотивов к самосовершенствованию и самопреодолению, способности к интеллектуальной и критической деятельности, направленнойна глубокое осознание роли и значения своей деятельности;

  • формирование у человека мотивации на гармоничное развитие личности;

  • демократизацию в отношениях преподавателя с учениками;

  • свободу выбора занимающимися форм занятий, и их интенсивности [1, 2, 4].

Принципиальная особенность спартианской технологии состоит и втом, что спорт и социально-педагогическая деятельность, связанная с искусст­вом,выступают в ней как два важных, дополняющих друг друга компонентаединой системы социально-педагогического и культурного воздействия на де­тей и молодежь для решения широкого круга социальных задач[2, 3, 5].

При этом особо важное значение придается укреплению связи спорта с искусством и использованию как традиционных, так и нетрадиционных форм этой связи.

В своих работах В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, С.Д.Неверкович считают, что спартианская технология интегративного подхода к организации физкультурно-спортивной деятельности в полной мере соответствует реалиям сегодняшнего дня [ 4].

Она учитывает общую тенденцию гуманистического, духовно-нравствен­ного обновления современного общества, а вместе с тем социально-экономи­ческую, политическую и культурную ситуацию нашей страны, те задачи, ко­торые особенно важны на современном этапе ее общественного развития [7].

Столяров В.И. считает, что перед Россией, вставшей на путь духовного возрождения и решения экономических проблем, стоят огромные трудности. Для достижения поставленных целей и преодоления трудностей нужны не только огром­ные материальные ресурсы. Нужны активные, творчески одаренные, здоро­вые и физически - развитые люди, стремящиеся к разностороннему развитию и проявлению своих способностей и выдвигающие на передний план духовно-нравственные ценности в своем отношении к другим людям, к природе и к са­мим себе. Именно на эти жизненные ценности и ориентирует спартианская технология [4].

Спартианские игры имеет значи­тельный социально-педагогический и культурный потенциал, вместе с тем не­обходимо отметить, что они должны использоваться в сочетании с другими фор­мами, средствами и методами, основанными на принципах гуманистической пе­дагогики и психологии [5].

Спартианская технология в определенной мере способна заполнить тот идеологиче­ский вакуум, возникший в умах детей и молодежи в результате кардинальных изменений, происшедших в последние годы в политике и экономи­ке нашей страны. В настоящее время Спартианская технология может внести существенный вклад в процесс преобра­зования нашего общества на основе идей гуманизма [6].

Библиографический список

  1. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека// Теория и практика физической культуры.-1990.-№-1.-С. 22-24.

  2. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Спартианское движение-детище России и международное достояние //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка // - № 1, 2001. - С.2-3.

  3. Виленский М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры, 1994, № 9. - С. 9-11.

  4. Неверкович С.Д. Предметная деятельность в организационно-обучающих играх// Теория и практика физической культуры.-1986.-№-11 .-С.9-11.

  5. Скрипник А.Ю. Формирование интереса к профессии учителя физической культуры у школьников8-9 классов [Электронный ресурс]: На прим. Дал. Востока: Дис. канд. пед. наук: 13.00.04 .-М.: РГБ, 2003 .

  6. Столяров В.И. Проект "СпАрт". - М., ГЦОЛИФК, 1991.

  7. Stolyarov V., Kuznetsova Z. The "SpArt" Project // The Annual Conference of the Leisure Studies Association "Tourism & Leisure", Glasgow, 5-8 April 1994. - Glasgow, 1994, p. 42-43.

Просмотров работы: 2110