В настоящее время, в условиях девальвации духовно-нравственных ценностей, ухудшения здоровья и физического состояния в целом практически всех слоев населения, особенно важное теоретико-методологическое значение имеет та программа культурно-спортивной работы, которая предложена Вячеславом Ивановичем Столяровым в рамках разработанного им проекта «СпАрт».
Спартианское движение объединяет тех, кто сочетает в своей жизни различные увлечения, проявляет активность в спорте, искусстве, науке и других видах творческой деятельности, стремиться не только к физическому, но и к духовному совершенствованию, т.е. желает быть разносторонним и гармоничным развитым. Оно направляет свои усилия на вовлечения детей и молодежи в такие игровые формы соперничества и сотрудничества, которые содействуют:
- общегуманному и патриотическому воспитанию детей и молодежи;
- созданию условий для определения способностей человека;
- организации увлеченного, творческого, активного отдыха и общения.
В условиях девальвации духовно-нравственных ценностей, ухудшения здоровья практически всех слоев населения Спартианское движения ставит своей целью духовное и физическое оздоровления детей и молодежи.
Спартианские игры — новая, разработанная В.И. Столяровым, гуманистически ориентированная модель игр, в которых спорт гармонично сочетается с искусством и всемерно поощряется поведение участников в соответствии с критериями духовности, нравственности и красоты. О такой направленности игр свидетельствует и их название «Спартианские». Оно связано не с названием древнегреческого города Спарта, как иногда полагают, а со словом «СпАрт» («SpArt»), которое производно от трех английских слов: «Spirituality» — духовность, «Sport» — спорт и «Art» — искусство. Девиз спартианских игр: «Красота действий и поступков дороже успеха!».
Спартианские игры проводятся в целях: - содействовать духовному и физическому оздоровлению детей и молодежи, их активному участию в разнообразных формах творческой, социально-полезной деятельности, включая спорт и искусство, формированию и развитию ориентации на духовно-нравственные ценности в отношениях людей друг с другом и с природой, т.е. приобщение к общечеловеческим ценностям, а вместе с тем возрождение и развитие лучших черт, присущих россиянину доброты, великодушия, милосердия, высокой духовности в сочетании с физической силой, здоровьем и талантливостью в различных видах творческой деятельности.
Основные задачи Спартианских игр:
- формирование и развитие ориентации на совершенствование, само актуализацию, гармоничное и разностороннее развитие, активное участие и проявление способностей в разнообразных формах творческой деятельности, включая спорт и искусство;
- организация увлекательного, творческого, активного досуга и общения детей и молодежи;
- создание условия для того, чтобы дети и молодежь могли пробовать свои силы и способности в различных видах творческой деятельности – в спорте, искусстве, техническом творчестве с тем, чтобы определить свои «плюсы» и «минусы», выбрать ту сферу деятельности, которая им больше всего нравится и в которой они с наибольшей отдачей могут проявить свои способности, наметить программу самосовершенствования;
- профилактика наркомании и других аспектов девиантного поведения детей и молодежи;
- выявление творчески одаренных детей и молодых людей, обладающих уникальными физическими, двигательными или художественными, творческими способностями, содействие полному раскрытию и применению этих способностей в спорте, искусстве и других видах деятельности;
- формирование развитие у детей и молодежи культуры мира, воспитание в духе мира, демократии, прав человека и толерантности (терпимости) к представителям различных наций, культур;
- содействие социальной адаптации и интеграции, преодолению социального отчуждения лиц с ограниченными возможностями (инвалидов);
- формирование и развитие интереса к национальными видам спорта, народным играм и развлечениям, национальным и культурным народным традициям, видам искусства, содействуя тем самым патриотическому воспитанию детей, молодежи;
- укрепление дружбы, культурно-спортивных связей, сотрудничества, взаимоуважения детей и молодежи различных наций и регионов.
Ориентируясь на общечеловеческиеценности, это движение ставит своей целью возрождение и развитие лучших черт, присущих россиянину, - доброты, великодушия, милосердия, высокой духовности в сочетании с физической силой и здоровьем, а также талантливостью в различных видах творческой деятельности. Поскольку достижение этой цели применительно к России означает спасение ее генофонда, формирование нового поколения россиян — активного, творческого, здорового не только физически, но и духовно, это движение является патриотическим.
Вместе с тем спартианское движение как считает В.И. Столяров, не является националистическим и является актуальным не только для России. Во-первых, оно отражает все растущее стремление цивилизации XXI не только провозгласить, декларировать идеи, идеалы и ценности гуманизма, но инайти пути их практической реализации.
Во-вторых, оно связано с все возрастающей тревогой ученых и специалистов-практиков по поводу девальвации духовно-нравственных ценностей в современном спорте (особенно в спорте высших достижений) и призвано содействовать активным поискам путей его гуманизации, которые в последние десятилетия ведутся во многих странах мира.
В-третьих, оно находится в русле предпринимаемых в последние годы попыток разработать программы и технологии интеграции спорта и искусства, физического воспитания с другими формами и видами педагогической системы воспитания детей и молодежи.
В-четвертых, оно сопряжено с усилиями тех специалистов многих стран, которые ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья инвалидов, особенно детей, восстановления их работоспособности, социальной реабилитации, адаптации, интеграции, активного участия в жизни, обеспечения равенства с не инвалидами.
Особенность спартианской программы заключается в следующем:
Первая особенность спартианской программы, как отмечает ее автор, состоит в том, что она предусматривает принципиальноновый подход корганизации и проведению соревнований, охватывающий все их стороны и компоненты:программу, систему определения и поощрения победителей, состав участников и т.д.
Вторая особенность спартианской программы - ее ярко выраженный комплексныйхарактер. Придавая важнейшее значение новой модели организации и проведения соревнований, эта программа в целях повышения культурной, духовно-нравственной ценности спорта предусматривает целый комплекс и других направлений, форм и методов работы.
Третья особенность спартианской программы состоит в том, что она рассчитана практически на все социальные группы населения и предусматривает не изоляцию лиц с ограниченными возможностями от других, а их постоянное общение в ходе игр, соревнований, обучения и т.д. с теми, кто не имеет таких ограничений, а также детей и взрослых, спортсменов и тех, кто увлекается искусством (наукой, техническим творчеством и т.п.), и т.д.
Важным дополнением спартианских форм и методов являются упомянутые выше инновационные гуманистически ориентированные формы, методы, технологии физического воспитания, которые разработали и практически внедряют В.К. Бальсевич, Е.А Лубышев, С.Д. Неверкович и др. В процессе олимпийского образования детей и молодежи спартианские формы и методы должны дополняться такими традиционными средствами, как олимпийские уроки, беседы и др..
Спартианские игры предназначены для людей с ориентацией на духовно-нравственные ценности и призваны формировать, развивать у них эту ориентацию. В настоящее время спартианская модель соревнований, разумеется, не может и не должна заменять другиемодели, которые представляют интерес для людей с иными интересами, потребностями, ориентациями и т.д.
Спартианская технология интегративного подхода к организации физкультурно-спортивной деятельности в полной мере соответствует реалиям сегодняшнего дня.
Она учитывает общую тенденцию гуманистического, духовно-нравственного обновления современного общества, а вместе с тем социально-экономическую, политическую и культурную ситуацию нашей страны, те задачи, которые особенно важны на современном этапе ее общественного развития.
Кроме того, она в определенной мере способна заполнить тот идеологический вакуум, который возник в умах детей и молодежи в результате кардинальных изменений, происшедших в последние годы в политике и экономике нашей страны. Она может внести существенный вклад в процесс преобразования нашего общества на основе идей гуманизма.