СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СПАРТИАНСКИХ ИГР - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СПАРТИАНСКИХ ИГР

Фирсина П.С. 1
1Институт физической культуры и спорта СГУ Саратов, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Основополагающим принципом физкультурного воспитания является единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании физической культуры личности, обусловливающее образовательную, методическую и деятельностно-практическую направленность воспитательного процесса. В основе этого принципа лежат идеи выдающегося ученого Л.С. Выготского, утверждавшего, что личность должна в активной форме, посредством деятельности присвоить исторический опыт человечества, зафиксированный в предметах материальной и духовной культуры. Только тогда, по его мнению, личность может стать полноценным членом общества. Данное положение было развито А.Н. Леонтьевым, который го­ворил, что это процесс, в результате которого происходит воспроизведе­ние индивидуумом исторически формировавшихся человеческих способностей и функций. Глубинная сущность деятельностного подхода к процессу воспитания физической культуры человека состоит в том, что он ориентирует не только на усвоение, знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие позна­вательных сил и творческого потенциала человека. Этот подход противо­стоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой ин­формации, пассивности обучения, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности. Деятельностный подход определяет направленность учебно-воспитательного процесса на всестороннее развитие личности и ее самоопределение по отношению к творческому овладению ценностями физической культуры. Согласно этим идеям можно утверждать, что психофизическое развитие личности осуществляется не только посредством приобретения социально-практического опыта, но и через формирование ее мировоззрения и усвое­ние системы знаний.

В настоящее время, в условиях девальвации духовно-нравственных ценностей, ухудшения здоровья и физического состояния в целом практически всех слоев населения, особенно важное теоретико-методологическое значение имеет та программа культурно-спортивной работы, которая предложена Вячеславом Ивановичем Столяровым в рамках разработанного им проекта «СпАрт».

Спартианское движение объединяет тех, кто сочетает в своей жизни различные увлечения, проявляет активность в спорте, искусстве, науке и других видах творческой деятельности, стремиться не только к физическому, но и к духовному совершенствованию, т.е. желает быть разносторонним и гармоничным развитым. Оно направляет свои усилия на вовлечения детей и молодежи в такие игровые формы соперничества и сотрудничества, которые содействуют:

- общегуманному и патриотическому воспитанию детей и молодежи;

- созданию условий для определения способностей человека;

- организации увлеченного, творческого, активного отдыха и общения.

В условиях девальвации духовно-нравственных ценностей, ухудшения здоровья практически всех слоев населения Спартианское движения ставит своей целью духовное и физическое оздоровления детей и молодежи.

Спартианские игры — новая, разработанная В.И. Столяровым, гуманистически ориентирован­ная модель игр, в которых спорт гармонично сочетается с искусством и всемерно поощряется поведение участников в соответствии с критериями духовности, нравственности и красоты. О такой направленности игр свидетельствует и их название «Спартианские». Оно связано не с названием древнегреческого города Спарта, как иногда полагают, а со словом «СпАрт» («SpArt»), которое производно от трех английских слов: «Spirituality» — духовность, «Sport» — спорт и «Art» — искусство. Девиз спартианских игр: «Красота действий и поступков дороже успеха!».

Спартианские игры проводятся в целях: - содействовать духовному и физическому оздоровлению детей и молодежи, их активному участию в разнообразных формах творческой, социально-полезной деятельности, включая спорт и искусство, формированию и развитию ориентации на духовно-нравственные ценности в отношениях людей друг с другом и с природой, т.е. приобщение к общечеловеческим ценностям, а вместе с тем возрождение и развитие лучших черт, присущих россиянину доброты, великодушия, милосердия, высокой духовности в сочетании с физической силой, здоровьем и талантливостью в различных видах творческой деятельности.

Основные задачи Спартианских игр:

- формирование и развитие ориентации на совершенствование, само актуализацию, гармоничное и разностороннее развитие, активное участие и проявление способностей в разнообразных формах творческой деятельности, включая спорт и искусство;

- организация увлекательного, творческого, активного досуга и общения детей и молодежи;

- создание условия для того, чтобы дети и молодежь могли пробовать свои силы и способности в различных видах творческой деятельности – в спорте, искусстве, техническом творчестве с тем, чтобы определить свои «плюсы» и «минусы», выбрать ту сферу деятельности, которая им больше всего нравится и в которой они с наибольшей отдачей могут проявить свои способности, наметить программу самосовершенствования;

- профилактика наркомании и других аспектов девиантного поведения детей и молодежи;

- выявление творчески одаренных детей и молодых людей, обладающих уникальными физическими, двигательными или художественными, творческими способностями, содействие полному раскрытию и применению этих способностей в спорте, искусстве и других видах деятельности;

- формирование развитие у детей и молодежи культуры мира, воспитание в духе мира, демократии, прав человека и толерантности (терпимости) к представителям различных наций, культур;

- содействие социальной адаптации и интеграции, преодолению социального отчуждения лиц с ограниченными возможностями (инвалидов);

- формирование и развитие интереса к национальными видам спорта, народным играм и развлечениям, национальным и культурным народным традициям, видам искусства, содействуя тем самым патриотическому воспитанию детей, молодежи;

- укрепление дружбы, культурно-спортивных связей, сотрудничества, взаимоуважения детей и молодежи различных наций и регионов.

Ориентируясь на общечеловеческиеценности, это движение ставит своей целью возрождение и развитие лучших черт, присущих россиянину, - добро­ты, великодушия, милосердия, высокой духовности в сочетании с физической силой и здоровьем, а также талантливостью в различных видах творческой деятельности. Поскольку достижение этой цели применительно к России означает спасение ее генофонда, формирование нового поколения россиян — ак­тивного, творческого, здорового не только физически, но и духовно, это движение является патриотическим.

Вместе с тем спартианское движение как считает В.И. Столяров, не является националистическим и является актуальным не только для России. Во-первых, оно отражает все растущее стремление цивилизации XXI не только провозгласить, декларировать идеи, идеалы и ценности гуманизма, но инайти пути их практической реализации.

Во-вторых, оно связано с все возрастающей тревогой ученых и специалистов-практиков по поводу девальвации духовно-нравственных ценностей в современном спорте (особенно в спорте высших достижений) и призвано со­действовать активным поискам путей его гуманизации, которые в последние десятилетия ведутся во многих странах мира.

В-третьих, оно находится в русле предпринимаемых в последние годы попыток разработать программы и технологии интеграции спорта и искусства, физического воспитания с другими формами и видами педагогической систе­мы воспитания детей и молодежи.

В-четвертых, оно сопряжено с усилиями тех специалистов многих стран, которые ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья инвалидов, особенно детей, восстановления их работо­способности, социальной реабилитации, адаптации, интеграции, активного участия в жизни, обеспечения равенства с не инвалидами.

Особенность спартианской программы заключается в следующем:

Первая особенность спартианской программы, как отмечает ее автор, состоит в том, что она предусматривает принципиальноновый подход корганизации и проведению соревнований, охватывающий все их стороны и компоненты:программу, систему определения и поощрения победителей, состав участников и т.д.

Вторая особенность спартианской программы - ее ярко выраженный комплексныйхарактер. Придавая важнейшее значение новой модели организации и проведения соревнований, эта программа в целях повышения культурной, духовно-нравственной ценности спорта предусматривает це­лый комплекс и других направлений, форм и методов работы.

Третья особенность спартианской программы состоит в том, что она рассчитана практически на все социальные группы населения и предусматривает не изоляцию лиц с ограниченными возможностями от других, а их постоянное общение в ходе игр, соревнований, обучения и т.д. с теми, кто не имеет таких ограничений, а также детей и взрослых, спортсменов и тех, кто увлекается искусством (наукой, техническим творчеством и т.п.), и т.д.

Важным дополнением спартианских форм и методов являются упомяну­тые выше инновационные гуманистически ориентированные формы, методы, технологии физического воспитания, которые разработали и практически внедряют В.К. Бальсевич, Е.А Лубышев, С.Д. Неверкович и др. В процессе олимпийского образования детей и молодежи спартианские формы и методы должны дополняться такими традицион­ными средствами, как олимпийские уроки, беседы и др..

Спартианские игры предназначены для людей с ориентацией на духовно-нравственные ценности и призваны формировать, развивать у них эту ориен­тацию. В настоящее время спартианская модель соревнований, разумеется, не может и не должна заменять другиемодели, которые представляют интерес для людей с иными интересами, потребностями, ориентациями и т.д.

Спартианская технология интегративного подхода к организации физкультурно-спортивной деятельности в полной мере соответствует реалиям сегодняшнего дня.

Она учитывает общую тенденцию гуманистического, духовно-нравствен­ного обновления современного общества, а вместе с тем социально-экономи­ческую, политическую и культурную ситуацию нашей страны, те задачи, ко­торые особенно важны на современном этапе ее общественного развития.

Кроме того, она в определенной мере способна заполнить тот идеологиче­ский вакуум, который возник в умах детей и молодежи в результате карди­нальных изменений, происшедших в последние годы в политике и экономи­ке нашей страны. Она может внести существенный вклад в процесс преобра­зования нашего общества на основе идей гуманизма.

Просмотров работы: 1347