Ксенофан, философ VI в. до н.э., доказывал, что мудрость и осмотрительность, приносящие пользу всему государству, должны цениться больше, нежели атлетическая сила и быстрота, поскольку они приносят славу лишь отдельному индивиду. Этот процесс борьбы между ценностями культуры тела и культуры духа начался в Древней Греции очень рано [1, с.8].
Его происхождение греки связывают с периодом появления гомеровских поэм «Илиада» и «Одиссея» (XI - IXвв. до н.э.). Гомер считался самым авторитетным знатоком Древней Греции, в его произведениях присутствовали культурные нормы модели для людей, занимающих любое общественное положение. Из «Илиады» мы узнаем, что воспитание Ахилла сводилось не только к физической подготовке, а включало в себя музыку и ораторское мастерство.
История древнегреческой культуры по существу является историей одного макросоревнования, воплощением которого, с одной стороны, выступают агон-соревнование, связанные с культурой тела, а с другой - соревнование в интеллектуальной и духовной культуре. Платон, например, разделял всю культуру на две составляющие: гимнастику, которая вобрала в себя всю область физической культуры тела, и музыку-область духовной и интеллектуальной культуры. Постулат Платона - искать гармонию и синтез этих двух составляющих культуры человека.
В Древней Греции элемент соревнования не ограничивался лишь сферой культуры физической. Он присутствовал также в сфере духовной и интеллектуальной культуры. Дух агона, по мнению Б.Р. Голощапова, проникал всюду, пронизывая наиболее важные, основные доминирующие сферы деятельности человеческого общества: духовную, интеллектуальную, художественную [2, с. 9-10].
Помимо атлетических соревнований у древних греков были также Панэллинские игры, посвященные поэзии, пению, музыке и театру. Пифийские, Немейские, Истмийские игры проводились под покровительством богов (Аполлона, Посейдона), где были две официальные программы: атлетическая и музыкальная, которые объединяли духовную и физическую культуру. Олимпия была местом проведения атлетических состязаний, во время которых выступали поэты, писатели и философы.
Сократ сожалел о том, что организаторы Олимпийских игр присуждали награды на Играх атлетам за достижения, связанные с их физическими результатами, но не награждали поэтов, мыслителей и философов, концепции и труды которых могли принести не только личную славу, но и пользу другим людям, жителям других городов-полисов.
Впоследствии же, как известно, и состязания в интеллектуальной сфере стали приносить лавры олимпийцев на агонах в Олимпии. Так что и Эсхил, и Софокл, и Еврипид были для древних греков олимпийцами, разумеется, в интеллектуальной сфере. Основная задача афинской системы воспитания - подготовить гармонически развитого, прекрасного в физическом и нравственном отношении человека, что достигалось сочетанием умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Этот идеал относился только к рабовладельцам, так как рабы были бесправны и имели лишь обязанности трудиться физически.
Гармония между духом и телом доминировала в Древней Греции до
V в. до н.э., а затем начал проявляться и более углубляться разрыв между ними. Педагогические идеи и естественнонаучные вопросы физического воспитания в Древней Греции базировались исключительно на эмпирическом принципе.
Физическое воспитание в Древнем Риме преследовало чисто практические цели. По мнению Ф. Баумгартена [1],оно носило преимущественно военно-прикладной характер и в этом смысле было похоже на спартанское. У римских мыслителей вопросы воспитания детей не вызывали такого большого интереса, как у греческих. Наиболее ценные педагогические идеи были высказаны римским ритором Квинтилианом в его сочинении « О воспитании оратора». Ему принадлежит прогрессивная мысль, что все дети являются сообразительными от природы и нуждаются только в правильном воспитании и обучении с учетом их индивидуальных особенностей.
В середине XVII века с именем чешского педагога Я.А. Коменского роль физических упражнений не ограничивается собственно двигательной подготовкой, он предполагает их влияние на духовное и физическое воспитание, указывает на те достоинства, которыми обладают детские состязания: «…Побеждай в игре храбростью, а не обманом…с кем бы, и в каком возбужденном состоянии ты ни боролся, старайся, чтобы игра до конца не превращалась в издевательство или драку».
Основные положения о соблюдении правильного чередования труда и отдыха в школе, о воспитывающем принципе занятий физическими упражнениями способствовали созданию современного физического воспитания в школе. Глубоким приверженцем этой идеи укрепления связи спорта с искусством был основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертен. По мнению Л.И. Лубышевой [3, 4], именно по его предложению, в программу современных Олимпийских игр были введены художественные конкурсы. Такие конкурсы проводились на Олимпийских Играх в период с 1912 по 1948 год.
В последние годы все шире практикуется проведение для детей и молодежи фестивалей спорта и искусства, культурно-спортивных праздников и других подобных мероприятий, программа которых наряду с соревнованиями спортсменов включает в себя выступления артистов: танцоров, певцов и музыкантов. До сих пор речь шла о таких предложениях и программах гуманизации современного спорта, которые затрагивают всехучастников спортивной деятельности независимо от их физического и психического состояния, в том числе лиц с ограниченными возможностями. Однако разрабатываются и такие программы, которые ориентированы именно на этих лиц.
В настоящее время в условиях девальвации духовно-нравственных ценностей, ухудшения здоровья и физического состояния в целом практически всех слоев населения, особенно важное теоретико-методологическое значение имеет та программа культурно-спортивной работы, которая предложена В.И. Столяровым в рамках разработанного им проекта «СпАрт» [6].
Поскольку достижение этой цели применительно к России означает спасение ее генофонда, формирование нового поколения россиян - активного, творческого, здорового не только физически, но и духовно, то это движение является патриотическим [7].
Вместе с тем, как считают В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, В.И. Столяров, спартианское движение не является националистическим и является актуальным не только для России [5,6,9].
Во-первых, оно отражает все растущее стремление цивилизации XXI века не только провозгласить, декларировать идеи, идеалы и ценности гуманизма, но инайти пути их практической реализации [10].
Во-вторых, оно связано с все возрастающей тревогой ученых и специалистов-практиков по поводу девальвации духовно-нравственных ценностей в современном спорте (особенно в спорте высших достижений) и призвано содействовать активным поискам путей его гуманизации, которые в последние десятилетия ведутся во многих странах мира [6].
В-третьих, оно находится в русле предпринимаемых в последние годы попыток разработать программы и технологии интеграции спорта и искусства, физического воспитания с другими видами педагогической системы воспитания молодежи.
В-четвертых, оно сопряжено с усилиями специалистов, ведущих поиск эффективных программ укрепления здоровья инвалидов, особенно детей, восстановления их работоспособности, социальной реабилитации, адаптации, интеграции, активного участия в жизни, обеспечения равенства с не инвалидами [8].
Особенности спартианской программы заключаются в следующем:
Первая особенность спартианской программы, как отмечает ее автор В.И. Столяров, состоит в том, что она предусматривает принципиальноновый подход корганизации и проведению соревнований, охватывающий все их стороны и компоненты:программу, систему определения и поощрения победителей, состав участников и т.д.
Втораяособенность спартианской программы - ее ярко выраженный комплексныйхарактер. Придавая важнейшее значение новой модели организации и проведения соревнований, эта программа в целях повышения культурной, духовно-нравственной ценности спорта предусматривает целый комплекс и других направлений, форм и методов работы.
Третьяособенность спартианской программы состоит в том, что она рассчитана практически на все социальные группы населения и предусматривает не изоляцию лиц с ограниченными возможностями от других, а их постоянное общение в ходе игр, соревнований, обучения и т.д. с теми, кто не имеет таких ограничений, а также детей и взрослых, спортсменов и тех, кто увлекается искусством (наукой, техническим творчеством и т.п.) [7].
В организации Спартианских играх, на наш взгляд, общий методический принцип состоит в том, что необходимо постоянно иметь те цели и задачи, ради которых и проводятся эти игры:
- обеспечить активный, творческий отдых и общение детей и молодежи;
- не только организовать соревнования участников спартианских игр, но повысить их ориентацию на духовно-нравственные и эстетические ценности соревновательной деятельности, «воспрепятствовать» желанию «победить» любой ценной, проявлению грубости, насилия, агрессивности, национализма;
- изменить ориентацию участников спартианских игр с внешних ценностей (демонстрация превосходства над противником, победа над ним и получение связанных с этой победой ценных призов, наград и других материальных благ) на внутренние, духовно-нравственные ценности (рыцарское поведение, красота действий и поступков, гармоничное духовное и физическое развитие, разностороннее и творческое проявление своих способностей, преодоление самого себя, самосовершенствование и т.п) [9].
Основные принципы Спартианских игр:
- отсутствие победителей и побежденных;
- не конкуренция, а сотрудничество участников: они помогают друг другу в достижении общей цели;
- все участники должны получать удовольствие от игры, вместе веселиться;
- ни один участник не может быть исключен из игры до ее окончания;
- в игре могут принять участие все желающие независимо от возраста, подготовки, состояния здоровья (инвалидности) и т.д.;
- каждый участник всегда уверен в том, что другие участники не нанесут ему повреждений, помогут ему и обеспечат его безопасность.
Как показали исследования В.К. Бальсевич, Л.И Лубышевой, участие в спартианских мероприятиях способствует усилению ориентации на здоровый образ жизни и физическое совершенствование, формированию мотивации к самостоятельным занятиям, направленным на освоение ценностей физической культуры, повышению уровня физкультурной образованности, в частности, знаний о методике самостоятельных занятий физическими упражнениями, основ самоконтроля на этих занятиях, а также знаний специальной терминологии [6].
Важным дополнением спартианских форм и методов являются упомянутые выше инновационные гуманистически ориентированные формы, методы и технологии физического воспитания, которые разработали и практически внедряли В.К. Бальсевич, Л.И Лубышева и др. [10].
В процессе олимпийского образования детей и молодежи спартианские формы и методы должны дополняться такими традиционными средствами, как олимпийские уроки, беседы и др.
Спартианские игры предназначены для людей с ориентацией на духовно-нравственные ценности и призваны формировать развивать у них эту ориентацию. В настоящее время спартианская модель соревнований, разумеется, не может и не должна заменять другиемодели, которые представляют интерес для людей с иными интересами, потребностями, ориентациями и т.д.
Спартианские игры могут иметь большое значение и для изменения общественного мнения о низком духовно-нравственном облике всех спортсменов высокого класса, в том числе олимпийцев, о несовместимости активных и регулярных занятий спортом с гармоничным и разносторонним развитием личности, высокими результатами в других видах деятельности.
Список использованной литературы
Баумгартен Ф. Эллинская культура. – Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 511 с.
Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. - М.: Академия, 2002.-312с.
Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 1992.- 123с.
Лубышева Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре
человека в аспекте методологического анализа // Теория и практика физической культуры.- 1996. -№ 1 .- С. 2 - 4.
Столяров В.И. Проект "СпАрт" // Спортивно–гуманистическое движение СССР. Основные документы. – М., 1990. – С. 13–16.
Столяров В.И. Спартианские игры – новая гуманистически ориентированная модель спорта в его интеграции с искусством // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. 4: Сб. ст. – М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1998. – С. 54–279.
Столяров В.И. Инновационная спартианская технология духовного и физического оздоровления детей и молодежи: Рекомендована Гос. комитетом РФ по физической культуре и спорту как пособие для специалистов в области физического воспитания, спорта, культуры, организации досуга. – М.: Центр развития спартианской культуры, 2003. – 335 с.
Столяров В.И. Спартианская социально-педагогическая технология оздоровления, рекреации и целостного развития личности: Пособие. для педагогов учреждений социальной защиты населения и организаторов досуга детей и молодежи. М.: АНО «Центр развития спартианской культуры», 2006. – 247 с.
Столяров В.И. Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организа-ции досуга детей и молодежи: пособие для педагогов и организаторов досуга детей и молодежи (серия «Библиотека Спартианского Гуманистического Центра». Вып. второй). – М., 2008.