Необходимость развития кооперативного движения в постсоциалистической Европе лучше осознается теоретиками и практиками на Западе, чем у нас. Так, немецкий ученый Г. Торнер отмечает, что кооперативные товарищества возникали всегда в трудные времена и успешно переживали их. Правовая форма кооператива прошла через испытания чрезвычайных положений, нужды и ситуации выживания.
Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов [1]. Учредительным документом кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц.
Другое определение дает Закон «О производственных кооперативах»: Производственный кооператив (артель) — это объединение лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов членов объединения [2].
Ошибка ГК состоит в отнесении производственных кооперативов к коммерческим организациям, для которых главной, основной целью деятельности является извлечение прибыли [3]. Между тем у кооператива как сообщества прежде всего людей, а не капиталов (независимо от их вида: производственные, потребительские) основная цель совсем другая. Она состоит в удовлетворении материальных и иных потребностей его членов [4]. Достигается данная цель безусловно посредством прибыли, без которой невозможно развитие не только производственного кооператива, но и потребительского общества, отнесенного ГК к некоммерческим организациям, хотя деятельность потребительского общества, не менее чем производственного кооператива, связана с прибылью, позволяющей удовлетворять потребности пайщиков в товарах и услугах (в сфере торговли, заготовок, переработки и т.п.). Прибыль, получаемая любым кооперативом от его деятельности, используется на его развитие, вознаграждение членов соответственно их участию в делах, на жилищное строительство, повышение образовательного, культурного уровня членов, их социальное обеспечение и другие, предусмотренные уставом кооператива цели. Таким образом, для кооператива основная цель - удовлетворение материальных и иных потребностей членов, а прибыль - средство ее достижения.
Независимо от вида и формы кооператив - однохарактерное социальное явление, а потому его понятие едино для всех разновидностей. Эта идея четко выражена в заявлении о кооперативной идентичности, принятом в 1995 г. в Манчестере на Международном конгрессе, посвященном столетию Международного кооперативного альянса [5]. В заявлении говорится, что кооперативы (любые) - это автономная ассоциация людей, объединившихся добровольно для удовлетворения своих общественно-экономических, социальных и культурных потребностей посредством демократически управляемого предприятия, находящегося в совместном владении его членов. При этом под ассоциацией людей (объединением) имеются в виду не только отдельные люди, но и их группы - юридические лица, наделяемые теми же правами, что и индивидуальные члены. Такое понимание кооперативов дает возможность выделить их из всей массы юридических лиц (хозяйственных обществ, товариществ), организованных на иных началах и с иными экономическими и социальными ориентирами. В заявлении МКА через определение основной цели кооператива (удовлетворение потребностей его членов) подчеркнуто, что в кооперативе социально значим, прежде всего, человек, а не капитал).
Гражданский кодекс РФ такому пониманию кооперативной идентичности не соответствует, что не позволило надлежаще определить место кооперативов в самом ГК РФ. А отсюда - и в экономике и социальной жизни страны. Резкую границу следовало проводить не между производственными и потребительскими кооперативами, путем отнесения первых к коммерческим, а вторых - к некоммерческим организациям, а между кооперативами (независимо от их разновидности) и хозяйственными обществами и товариществами, для которых основная цель - извлечение прибыли.
Ведь даже положения Гражданского Кодекса РФ гласят, что: каждый член кооператива независимо от размера его пая имеет при принятии решений общим собранием членов кооператива один голос. Т.е., это уже говорит о преобладании человеческого, а не финансового фактора. А как же участие в деятельности кооператива личным трудом?
Кооперативное движение изначально возникло на Западе. Кооперативы не были разделены на производственные и потребительские. Они и создавались для удовлетворения личных потребностей участников кооператива, что говорит скорее об их потребительском характере. Учитывая, что Россия не породила это явление, а заимствовала, ей следовало сохранить это явление в изначальном понимании.
Список литературы:
Гражданский Кодекс Российской Федерации от 21.10.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 30.11.1994.
Абова, Т.Е. Производственные кооперативы в России. Правовые проблемы теории и практики. // Государство и право. - 2008. - №4.
Сумской, Д.А. Статус юридических лиц. – М.,. 2006.
Торнер, Г. Введение в хозяйственное право и право обществ капитала ФРГ с особым акцентом на кооперативном товариществе. - М.,1993.
Материалы Юбилейного XXXI конгресса МКА в Манчестере. – М., 1995.