Огромную роль в приобщении человека к социальному опыту, идеалам и ценностям культуры играет не только процесс воспитания, но также сфера досуга, рекреации, свободного времени – самостоятельные или организованные формы деятельности (отдых, развлечение, общение с другими людьми, самосовершенствование и т.п.), которые он осуществляет по собственной воле после того как выполнит свои профессиональные и общественные обязанности.
При этом на первом плане стоит проблема не только нового содержания, но и новых форм, методов работы с молодежью. В первую очередь речь идет о том, чтобы заинтересовать молодежь, сделать ее активным партнером процесса воспитания, субъектом развития собственной индивидуальности – разносторонне развитой, с полным богатством и гармоничностью психофизической структуры. Импульсом, побуждающим молодежь к сотрудничеству в деле воспитания, может быть лишь такая программа, такие средства, которые они признают и одобряют, которые вызывают у них интерес.
К числу таких средств, бесспорно, относится спортивная деятельность, которая является привлекательной для огромной части современной молодежи, в том числе и студентов.
С учетом этой ситуации, а также новых условий социально-экономического и культурного развития нашей страны, ведется интенсивный поиск новых направлений физкультурно-спортивной работы в вузах, отвечающих требованиям сегодняшнего дня и способных решить весь комплекс социально-педагогических задач, стоящих перед системой высшего образования и физкультурно-спортивным движением России в настоящее время.
К числу таких направлений относится спортивно-гуманистическое воспитание – педагогическая деятельность по формированию у студенческой молодежи отношения к спорту, соответствующего идеалам и ценностям гуманизма.
Однако «в последние годы в России воспитательным аспектом досуга уделяется мало внимания, что приводит к распространению стихийных форм проведения свободного времени. Приоритетными в сфере досуга детей и молодежи становятся инфантильность, получение удовольствия, приятное времяпровождение, развлечение, нередко противоречащее нормам нравственности, эстетики, культуры подлинно человеческого общения. Все более широкое распространение получают (особенно в связи с телевидением и компьютерными играми) пассивные виды отдыха, негативно влияющие на физическую подготовленность человека. Имеет место и ярко выраженное предпочтение к таким видам деятельности, которые в большей степени требуют либо только физической и спортивной подготовленности, либо художественного (технического и т.д.) мастерства, т.е. определенной специализации. Все это, естественно, противодействует реализации в сфере досуга гуманистического идеала целостного развития личности.
Можно вывести следующие основные характеристики досуга студенческой молодёжи:
- досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;
- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
-досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
- досуг формирует и развивает личность;
-досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
- досуг стимулирует творческую инициативу;
- досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;
- досуг способствует формированию ценностных ориентаций;
- досуг формирует позитивную «Я - концепцию»;
-досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
- досуг способствует самовоспитанию личности.
Таким образом, можно констатировать, что сущностью досуга студенческой молодёжи является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) людей в свободном для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).
Творческая деятельность есть «родовая сущность человека», реализуя которую «он преобразует мир» (К. Маркс). Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности студентов в контактах. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. В сфере досуга студенты более открыты для влияния и воздействия на них самых социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе. Жизнедеятельность студентов предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне досуг помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция. Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга [1].
Досуг развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.
К ним относятся:
1. Принцип всеобщности и доступности – то есть возможность приобщения, вовлеченности всех людей в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций, их досуговых запросов и интересов.
2. Принцип самодеятельности – реализуется на всех уровнях: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип индивидуального подхода – предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.
3. Принцип систематичности и целенаправленности – предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг людей. Это процесс ограниченного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.
4. Принцип преемственности – предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Реализация принципов организации досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности человека [2].
Список использованной литературы
Погрешаева Т.А. Свободное время человека в условиях трансформируемого общества / Т.А. Погрешаева. Саратов: Изд-во СГУ, 2000.
Понукалина О.В. Социокультурное значение досуга / О.В. Понукалина // Современная картина мира: общество, время, пространство. Сб. науч. тр. Саратов: Юл, 2001.