СУЩНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОГО ДОСУГА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СУЩНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОГО ДОСУГА

Фирсина П.С. 1
1Институт физической культуры и спорта СГУ Саратов, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Студенчество как наиболее образованная и социально активная макро-группа молодежи особенно остро ощущает происходящие перемены в жизни общества. Вследствие известных инновационных и деструктивных тенденций в общественном развитии происходит фиксируемый социологами рост прагматизма и индивидуализма у молодежи и студенчества.

В этих противоречивых условиях социальное воспитание становится востребованным на всех уровнях общественной жизни. Именно социальное воспитание может и должно оказывать сегодня свое эффективное влияние на формирование у молодого поколения духовных ценностей и идеалов, индивидуального и общественного мировоззрения, поведенческих стереотипов и конкретных поступков.

Значительная роль в воспитании социально ориентированной личности принадлежит высшей школе, что соответствует отечественным педагогическим традициям, учитывающим интересы личности, общества и государства в целом. При этом высшая школа призвана не только готовить высококвалифицированных специалистов, но и воспитывать в них социально одобряемые качества, готовность выполнять общественно значимые социальные роли, используя современные педагогические технологии.

Существенно осложняет воспитание студентов отсутствие в стране целенаправленно реализуемой государственной молодежной политики, а также четкой концепции социального воспитания студенческой молодежи в высшей школе. Несмотря на то, что усиливается тенденция в личностно-ориентированном образовании и главной целью вуза было и остается формирование и развитие личности специалиста, педагогика на всех уровнях учебно-воспитательного процесса подменена дидактикой.

Досуг оказывает огромное воздействие на все сферы жизнедеятельности человека и содержит в себе значительный воспитательный потенциал. Однако, характерной тенденцией наших дней в сфере молодежного и студенческого досуга, отмечаемой исследователями Л.А.Акимовой, Н.Д.Вавилиной, Ю.А.Стрельцовым, В.Я.Суртаевым и др., является существенная невостребованность культурно-развивающего потенциала социокультурной сферы значительной частью молодых людей. Как показывает социальная практика, досуг при относительно низкой культуре его использования (стихийность протекания, потребительское отношение, престижно-конформистская мотивация и др.) не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, духовно-культурного и физического развития, расцвета творческих способностей, а иногда и превращается в криминогенный фактор общества [1].

Досуговая сфера, являясь одной из доминирующих в жизни людей, имеет важнейшее значение и оказывает решающее влияние на развитие личности. Культурно-развивающая значимость досуговой деятельности заключается в ее влиянии на развитие творческих задатков и способностей молодых людей. В условиях досуга происходит активный контакт формирующегося человека с окружающим миром, трансляция духовно-культурных ценностей, обеспечивается преемственность поколений, передача традиций, стимулирование творчества. Благодаря этому культурно-развивающему потенциалу создаются благоприятные условия для всестороннего развития личности (Ю.Д.Красильников, В.Я.Суртаев, Б.А.Титов и др.) [2].

Ученые в области педагогики досуга культурно-досуговую деятельность определяют: как специализированную подсистему духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющую социальные институты, обеспечивающие воспроизводство, потребление, сохранение и распространение культурных ценностей; как коллективный и индивидуальный способ жизнедеятельности людей, в основе которого лежит многосторонняя деятельность; как сферу жизнедеятельности, открывающую уникальные условия формирования внутреннего мира, повышения культуры и всестороннего развития личности; как средство раскрытия и реализации сущностных сил человека (А.Д.Жарков, Ю.А.Стрельцов, В.Я.Суртаев, В.М.Чижиков и др.).

В рамках проведенного нами анализа современных проблем молодежи выявлены разные терминологические характеристики самого понятия «молодежь» и ее категории – «студенчество».

Теоретический анализ показал, что в различных биологических и социологических концепциях в основе разнообразных трактовок понятия «молодежь» лежат конкретно-исторические условия, придающие разные значения и особый смысл молодежи на разных исторических этапах общественного развития, детерминированные как субъектной, так и ее социокультурной жизнедеятельностью (Р.Бергиус, Ш.Бюлер, Л.С.Выготский, С.Н.Иконникова, И.С.Кон, В.Т.Лисовский, А.В.Мудрик, В.С.Мухина и др.) .

Исследователи в области социологии молодежи определяют студенчество, вычленяя его из молодежи в целом, как специфическую социальную группу, по своему общественному положению стоящую ближе к интеллигенции, занимающейся высококвалифицированным умственным трудом, которая со временем займет ведущие позиции в экономике и политике, социальной и духовной сферах общества. Главным отличием студенчества как самостоятельной социальной группы от других групп молодежи является то, что их основная задача состоит не в непосредственном участии в материальном и духовном производстве, а в организованной по определенной программе подготовке к выполнению различных профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве, то есть учеба, которая становится ведущей сферой деятельности с вытекающей отсюда дифференциацией буду-щих профессиональных ролей (А.Е.Иванов, Т.В.Ищенко, Л.Я.Рубина и др.).

Исследователи современных проблем системы воспитания в высшей школе связывают их с пересмотром основных целеобразующих элементов воспитательной политики и переоценкой ценностей, поиском новых ориентиров в обучении и воспитании, а также с тем, что само общество переживает всесторонний кризис. Неблагоприятная социокультурная среда формирует кризисное состояние у молодежи и студентов. Происходит опасная негативная переориентация нравственного состояния у некоторой части студентов в отношении тех явлений, которые недавно категорически осуждались: половая распущенность, наркомания, алкоголизм, проституция, национальная рознь и т.д. (В.А.Березина, И.А.Винтин, Н.С.Дежникова, И.M.Ильинский, И.П.Клемантович, В.Л.Матросов).

Важнейшей задачей высшей школы сегодня является не только подготовка высококвалифицированного специалиста, но и человека, способного к саморазвитию, коммуникабельного, обладающего системой ценностей, обеспечивающей его активное участие в становлении гражданского общества. Все эти требования могут успешно реализовываться высшей школой через систему воспитательной работы, где основным направлением является организация педагогически целесообразной культурно-досуговой деятельности студентов [3].

Как свидетельствуют разноаспектные социологические исследования, характерной тенденцией наших дней в сфере молодежного досуга в целом является далеко не полная востребованность культурно-развивающего потенциала социокультурной сферы и, в частности, воспитательных возможностей высшей школы. Аналогичные проблемы выявлены на диагностическом этапе данного исследования. Как показывает социальная практика, досуг при относительно низкой культуре его использования, при недостаточном педагогическом сопровождении не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, расцвета творческих способностей, а напротив, превращается в криминогенный фактор общества. Использование свободного времени является своеобразным индикатором уровня культуры, круга духовных потребностей и интересов личности. Его рациональное, педагогически целесообразное использование – необходимое условие удовлетворения постоянно изменяющихся социальных, культурных и физических потребностей молодежи (С.Н.Иконникова, И.С.Кон, В.Т.Лисовский, Ю.А.Стрельцов, В.Я.Суртаев, Б.А.Титов и др.).

Обращаясь к феномену лидерства в сфере организованного досуга, Ж.Дюмазедье в середине прошлого века употребил словосочетание «социокультурное лидерство», которое позже заменил термином «социокультурная анимация». Анимация в переводе с французского означает: живость, оживление, воодушевление, профессия организатора досуга (В.Г.Бочарова, Е.Б.Мамбеков, В.Е.Новаторов, И.И.Шульга).

Социально-культурная анимация – это особый вид социально-культур-ной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанный на современных технологиях (социально-педагогических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения. Педагог-аниматор – это специалист, использующий эти технологии для педагогически целесообразной организации досуга [4].

Технологии социально-культурной анимации предполагают в качестве основных методов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми широкое использование общественных духовно-культурных ценностей, традиционных видов и жанров художественного творчества, обеспечивая личности условия для включения в творческие, оздоровительные, образовательные, развлекательные и другие виды социально-культурной деятельности (А.И.Лучанкин, А.А.Сняцкий, Н.Н.Ярошенко и др.).

Педагогическое значение этого подхода заключается в том, что он не просто формирует у субъекта деятельное, культурно-творческое отношение к своему свободному времени, но и наделяет его качествами профессионального организатора досуговых взаимодействий, имеющего серьезный арсенал средств духовно-культурного обогащения досуга других людей. Таким образом, решая учебно-воспитательные задачи, мы уделили особое внимание формированию у студентов качеств, соответствующих профессиональному облику педагога-аниматора.

Исходя из сущности рассматриваемого феномена определены критерии готовности к педагогической аниматорской деятельности: мотивационно-ценностный (потребность в досугово-творческой активности, заинтересованность в профессиональном росте); когнитивный (владение теоретическими знаниями и необходимой информацией); процессуальный (практическое применение имеющихся знаний и умений); рефлексивно-оценочный (самооценка своих способностей и профессиональных возможностей).

Исследователи А.Ф, Воловик и В.А. Воловик выделяют следующие специфические особенности досуговой деятельности:

- ее действительный мотив - потребность личности в самом процессе этой деятельности;

- она может быть разнообразна по своему предмету;

- в отличие от прочих видов деятельности, цели и содержание которых заложены в них самих, цели и содержание досуговой деятельности избираются человеком в зависимости от его нравственного развития и культурного уровня;

- досуговая деятельность может носить социально полезный характер, характер социально нейтральный, быть замкнутой в системе узко групповых ценностей и обретать характер социально отрицательный, асоциальный;

- особенности досуговой деятельности создают определенную структуру досуга, соответствующую прогрессивному усложнению и развитию потребностей в виде уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической, культурной значимостью;

- педагогический процесс представляет собой целенаправленную организацию досуговой деятельности, планомерный перевод ее на более высокий уровень [1, с. 14-15].

Критерием определения уровней досуговой деятельности, по определению исследователей, является отношение субъекта этой деятельности к ее процессу, пассивное или активное. На этом основании ими выделяются следующие уровни досуговой деятельности: потребление, творчество, экстериоризация [2, с. 124-127].

Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности студентов в контактах. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми.

В сфере досуга студенты более открыты для влияния и воздействия на них самых социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.

Жизнедеятельность студентов предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне досуг помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция.

В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о соотношении между направленным процессом социализации и количественно преобладающим стихийным воздействием на индивида. К сожалению, чаще всего социализирующее воздействие на юношество бывает случайным, мало организованным в целостную систему в различных сферах деятельности – в семье, в университете, в досуговых учреждениях. Случайными могут быть посещение кино, театра, выставки, выбора литературы для чтения и музыки для прослушивания. Случайным может оказаться окружение и дела, осуществляемые в этой группе. И хорошо, если случайный выбор удачен, в противном случае он влечет за собой приобщение студентов к асоциальным явлениям.

Разрешение этого противоречия заключается в целенаправленной деятельности социальных институтов, ориентированной на формирование соответствия между лично значимым и общественно значимым, на формирование общечеловеческих ценностей молодого поколения. Особая роль в решении этих задач отводится семье, университету и досуговым учреждениям.

Весьма существенное значение имеет университет, где на различных этапах в программу образования включены предметы, способствующие осуществлению этого процесса. В университетах преподаются предметы «основы этики и эстетики», «риторика», «этика и психология семейных отношений» и другие, способствующие становлению человека.

Важное место занимают массовые мероприятия. Внутриуниверситетские вечера, беседы, диспуты по различным проблемам, недели музыки, и другие мероприятия способствуют становлению и развитию студенчества.

Важным является досуговое учреждение, которое по природе своей является учреждением полифункциональным и мобильным, способным объединять и активно использовать все социальные институты, оказывающие социализирующее воздействие на личность. В своих высших формах досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания молодого поколения.

Таким образом, можно констатировать, что сущностью студенческого досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) людей в свободном для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).

Список использованной литературы

  1. Дробииская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л., 1983. - С.7- 17.

  2. Кэндо Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Личность. Культура. Общество. - 2000. - Т. - II. Вып. 1(2) - С.288.

  3. Погрешаева Т.А. Свободное время человека в условиях трансформируемого общества / Т.А. Погрешаева. Саратов: Изд-во СГУ, 2000.

  4. Понукалина О.В. Социокультурное значение досуга / О.В. Понукалина // Современная картина мира: общество, время, пространство. Сб. науч. тр. Саратов: Юл, 2001.

Просмотров работы: 3413