ОЦЕНКА ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ НА ОСНОВЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ДОХОДА (НА МАТЕРИАЛАХ УФНС РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ) - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОЦЕНКА ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ НА ОСНОВЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ДОХОДА (НА МАТЕРИАЛАХ УФНС РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ)

Филатова А.В. 1
1ФГБОУ ВПО "Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Потенциальный доход (потенциально возможный доход, расчетный доход) для целей налогообложения – это доход, который может получить налогоплательщик исходя из определенных условий ведения деятельности, установленных законодательно и учитываемых при определении потенциального дохода данного налогоплательщика. Существуют следующие основные виды налогообложения для малого бизнеса на основе потенциального дохода:
  1. патент (единоразовый или ежегодный платеж для получения права осуществления деятельности, без дополнительной уплаты налогов);

  2. налоги на потенциальный доход, основанные на индикаторах;

  3. минимальный налог – уплачивается в случае, если малое предприятие не получило достаточно прибыли для уплаты налога, имея в виду случаи, когда сумма налога на прибыль ниже установленного минимального порога;

  4. соглашение между налогоплательщиком и налоговым органом (например, Forfait Fiscal, существовавший во Франции);

  5. комбинированное налогообложение потенциального дохода (включает комбинацию предыдущих видов налогообложения потенциального дохода).

Налоги на потенциальный доход являются надежным источником поступлений доходов от малого бизнеса, учитывая, что малые предприятия являются трудно облагаемыми налогоплательщиками.

Важно, что налогообложение на основе потенциального дохода и налоги на оборот широко используются в России и странах бывшего СССР. Однако Налоговый кодекс РФ содержит понятие вмененного дохода [2]. Потенциальный доход, по мнению авторов, является более широким понятием.

К специальным налоговым режимам на основе потенциального дохода в РФ относятся:

– упрощенная система налогообложения с объектом налогообложения доходы;

– упрощенная система налогообложения на основе патента;

– система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Налогоплательщик выбирает объект налогообложения самостоятельно. Раньше, до 2013 года было единственное исключение – единого налога на вмененный доход (ЕНВД), он был обязателен для тех, чья деятельность попадала под установленный перечень видов деятельности, в отношении которых введен ЕНВД. Для этого не нужно было подавать никаких заявлений в налоговую инспекцию, и налоговый орган не присылал организации (предпринимателю) уведомлений о необходимости применения ЕНВД. Предполагалось, что налогоплательщик достаточно хорошо знает налоговое законодательство, чтобы понимать – он начал осуществлять вид деятельности, подпадающий под обложение ЕНВД, и, соответственно, обязан уплачивать ЕНВД. Теперь же переход на ЕНВД добровольный.

Необходимо отметить, что понятие «вмененный доход» практически означало замену привычных экономических показателей, характеризующих эффективность бизнеса (выручка, доход и т.д.). Вмененный доход формируется исходя из базовой доходности, физического показателя и поправочных коэффициентов. При установлении базовой доходности и прогнозирования общей величины налоговой базы по вмененному доходу налоговые органы изначально отталкивались от средних по стране экономических показателей по видам и подвидам экономической деятельности, таким образом, использовались косвенные методы формирования налоговой базы.

В соответствии с глава 26.3 Налогового кодекса предусматривается 2 поправочных коэффициента: К1 – коэффициент-дефлятор и К2 – коэффициент, учитывающий особенности ведения предпринимательской деятельности, определяется субъектами РФ. Базовая доходность устанавливается федеральным уровнем власти, а коэффициент К2 находится в интервале от 0,005 до 1. Базовая доходность определяется по сути, методом проб и ошибок. По ряду видов деятельности она существенно завышается, что приводит к фактической неспособности индивидуальны предпринимателей уплачивать налоги. Произошло непродуманное усреднение и существенный отрыв вмененного дохода от экономических характеристик бизнеса [3]. Динамика поступлений по ЕНВД по республике Мордовия представлена в таблице 2.3.

Таблица 2.3 – Динамика показателей по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности по РМ

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

Поступило платежей, тыс. рублей

302694

348860

361 101

402 975

409781

Темп роста, %

115,3

103,5

111,6

101,7

Налоговая база, тыс. рублей

2856007

3497139

3633857

4205891

4646468

Количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ед./чел.), в том числе:

15320

16320

16837

17584

17321

организации

2185

2308

1951

2086

2134

индивидуальные предприниматели

13135

14012

14886

15498

15187

Единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельностиза 2009 год поступило 361 101 тыс. руб. что на 405 тыс. руб. меньше, чем в 2008 году. Из них в консолидированный бюджет Республики поступило 324 993 тыс. рублей (в доходы местных бюджетов) и 36 108 тыс. рублей – в государственные внебюджетные фонды, за 2010 год поступило 402 975 тыс. руб. что на 41 874 тыс. руб. больше, чем за 2009 год. Из них– 362 679 тыс. рублей в доходы местных бюджетов и 40 296 тыс. рублей – в государственные внебюджетные фонды. По сравнению с 2009 годом снижение поступлений наблюдается в МРИ ФНС РФ №5 по РМ по единому налогу на вмененный

доход для отдельных видов деятельности на 3%

Единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в 2011 г. поступило 409 781 тыс. руб. что на 6 806 тыс. руб. больше, чем за 2010 год. Из них – 400 036 тыс. руб. в доходы местных бюджетов и 9 745 тыс. рублей – в государственные внебюджетные фонды.

Таким образом, за период с 2007 по 2011 годы произошло уменьшение количества организаций применяющих ЕНВД на 51 единицу и увеличилось число ИП на 2052 на основание чего можно сделать вывод, что действующий единый налог на вмененный доход является экономически необоснованным, несправедливым по отношению к бизнесу по уровню налоговой нагрузки, требует значительных затрат для устранения существующих недостатков.

Упрощенная система налогообложения с объектом налогообложения «доходы» является одной из наиболее простых, так как необходимость вести учет расходов для целей налогообложения у организаций отсутствует. Однако за организацией сохраняется действующий Порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности вне зависимости от выбора объекта налогообложения (п. 4 ст. 346.11 НК РФ). Порядок определения доходов установлен ст. 346.15 НК РФ. При этом доходы определяются в соответствии с положениями по налогу на прибыль (ст. ст. 249 - 251 НК РФ). С точки зрения налоговой нагрузки, это оптимальный вариант для малых предприятий.

В 2013 году произошли изменения. Вместо УСН на основе патента, вводится Патентная система налогообложения. Список видов деятельности сокращён до 47, допустимое число работников увеличили до 15 человек, а площадь предприятий торговли и общепита – с 10 до 50 кв. м., размер годового дохода предпринимателя, работающего по патенту: от 100 тыс. до 1 млн. р. Если патент получен на срок менее чем на 6 месяцев, то он должен быть уплачен в полной сумме в срок не позднее 25 календарных дней со дня начала действия патента. Если же патент получен на срок от 6 месяцев до года, то практически сохраняется прежний порядок

Теперь, предприниматель, работая на основе патента, лишается возможности уменьшать патент на сумму страховых взносов.

Однако есть одно привлекательное условие – это отсутствие обязанности рассчитывать и уплачивать налог в зависимости от суммы полученного дохода. Здесь можно усмотреть сходство с ЕНВД. Поэтому введение патентной системы налогообложения подразумевает постепенную отмену ЕНВД. Налог представляется собой стоимостью патента, которая равна 6 процентам от потенциально возможного дохода по конкретному виду деятельности. Последняя величина определяется законами субъекта Федерации и напоминает вмененный доход (ст. 346.27 НК). Более того, если в регионе введен патент по деятельности, которая согласно статье 346.26 Налогового кодекса может быть переведена на «вмененку», то установленный размер годового дохода сравнивается с суммами базовой доходности, указанными в статье 346.29 Кодекса. Он не должен превышать их более чем в 30 раз [4].

Далее рассмотрим практику применения УСН с объектом налогообложения «доходы» и УСН на основе патента. Динамика поступлений представлены в таблицах 2.4 и 2.5.

Таблица 2.4 – Динамика показателей единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН и взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы по РМ

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

Поступило платежей, тыс.рублей

189179

255160

252801

315348

365 890

Темп роста, %

134,9

99,1

124,7

116

Налоговая база, тыс.руб.

4829983

6131109

6463134

7537200

9090037

Количество налогоплательщиков, (ед./чел.), в том числе:

2857

3568

4246

5090

5555

организации

1114

1450

1670

1850

1963

индивидуальные предприниматели

1743

2118

2576

3240

3592

Таблица 2.5 – Доходы от выдачи патентов на осуществление предпринимательской деятельности при применении УСНО на основе патента

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

Поступило платежей, тыс.рублей

10

-17

674

1175

1470

Темп роста (снижения), %

-170

3964

174,3

125,1

Количество ИП, получивших патенты на право применения УСНО на основе патента

0

1

97

145

274

За 2009 и 2010 годы на долю поступлений от налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, приходится 66 % и 65 %; доходы от выдачи патентов на осуществление предпринимательской деятельности – 0,2 %. За 2011 год на долю поступлений: от налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, приходится 66,1 %; доходы от выдачи патентов на осуществление предпринимательской деятельности – 0,7 процентов.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что наблюдается рост поступлений по УСН, а также роста налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему, что значительно превышает темп роста плательщиков и поступлений по ЕНВД, что свидетельствует об эффективности упрощенной системы налогообложения.

На наш взгляд основной проблемой развития малого бизнеса является недостаточное самосознание предпринимателей, поскольку специальные налоговые режимы на основе потенциального дохода являются оптимальными для открытия собственного дела.

Еще одна проблема – это статистика. Государство выделяет крупные средства на развитие малого бизнеса, но при этом абсолютно отсутствует система учета малых предприятий, службы статистики, налоговые органы практически перестали взаимодействовать, нет чётко выраженной системы подсчёта финансовых результатов.

Таким образом, в нашей стране до сих пор не найдено четкого баланса между интересом в увеличении количества малых предприятий и увеличении налоговых поступлений на соответствующей территории, а нестабильность налогового законодательства отпугивает и последних потенциальных предпринимателей от открытия собственного дела, поскольку у начинающего бизнесмена порой нет ни достаточных знаний налогового законодательства, ни средств на найм профессиональных специалистов в данной области.

Список использованных источников:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть II [Электронный ресурс] : (с изм. и доп.) // Консультант-Плюс: [сайт информ.-правовой компании]. – [М., 2013]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/

  2. Данилькевич М. А. Налогообложение малого бизнеса на основе потенциального дохода / Автореферат – Москва – 2011.

  3. Налогообложение малого бизнеса в Российской Федерации / Л. С. Гринкевич, А. С. Дорошенков // Финансы и кредит. – № 41.– 2010 – с. 34-39

  4. Климова Е. Патент для «упрощенца»: нежданные ограничения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.klerk.ru/buh/articles/52604/

  5. Управление Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия http://www.r13.nalog.ru/

Просмотров работы: 3801