Выступление на праздничном концерте в большинстве случаев является для школьника знаковым событием. Оно связано с высоким эмоциональным подъемом, необычным чувством волнения, переживанием за себя и друзей...
Следует подчеркнуть очень важный момент - естественное желание как можно лучше исполнить свой номер говорит о том, что главным для ребенка становится уже не только участие в торжестве, но и результат этого участия. Переход устремлений от простого выступления к созданию яркого, запоминающегося образа, желание увидеть положительную реакцию, восторг зрителей говорит о качественных изменениях в личности ребенка. Именно в результате этого процесса игра, какой обычно дети воспринимают музыкальную деятельность, превращается в художественное творчество.
В детском возрасте музыка воспринимается как что-то радостное, веселое, забавное, что позволяет отдыхать, развлекаться, отмечать праздники. Детям нравится петь и танцевать под мелодичные ритмы, играть, просто слушать музыку. Лишь, овладев основами музыкальной культуры, они могут высказывать суждения о том, что музыка вызывает какие-то ощущения, переживания, помогает успокоиться, разрешить разного рода сложные жизненные ситуации.
Особенно ярко проявляется действие музыки, художественного творчества в процессе подготовки праздников и участия в них. При этом ребенок получает навыки коллективной деятельности, учится высказывать свое суждение, давать оценку действиям партнеров и обучается искусству самооценки. Очень важно при этом участие в составлении текстов, подбора музыкальных произведений с учетом сценария, своих пожеланий, мнений партнеров по творческой деятельности.
Исключительно важным, особенно для детей дошкольного возраста, является правило «радости успеха», когда сам процесс подготовки к празднику доставляет удовольствие, но не приносит огорчения и отрицательные переживания.
Ниже приведен фрагмент сценария, подготовленного учителями и школьниками МАОУ СОШ «Комплекс «Гармония» с углублённым изучением иностранных языков» к празднику «День учителя».
В зале оборудована студия программы «Новости». Звучит музыкальная заставка, ширма открывается, за столиком два ведущих.
Первый ведущий. - Добрый день, дорогие зрители. Вас приветствует телекомпания «Школьное ТВ» и мы, ее ведущие Дмитрий Уроков и Екатерина Звонкова. Сегодня наш выпуск - праздничный, так как 5 октября весь мир отмечает праздник «День учителя».
Второй ведущий. - Новости дня. Свое поздравление к празднику подготовил образцовый фольклорный коллектив «Поющие балалайки». (Ширма закрывает ведущих, перед ней появляются дети в народных костюмах и поют на мотив частушек):
Мы веселые ребята,
Ходим мы всегда втроем.
А сегодня мы частушки
Вам, ребята, пропоем.
Очень быстро разучили
Юля с Катей новый стих.
А четверку получили,
К сожаленью, на двоих.
Наш Андрей на той неделе
Сдал учителю тетрадь.
Тот не знает, что с ней делать -
Чистить, мыть или стирать.
Оля с Женей на уроке
Тараторят, как сороки.
Позовут их отвечать -
На уста кладут печать!
Наш Илья - вратарь сверхловкий,
Ловит парень каждый мяч.
А в диктанте сто ошибок
Пропускает - ну, хоть плачь!
Мы немного пошутили,
Посмеялись над собой,
Если что присочинили -
Так проступок небольшой!
(Выступающие уходят за ширму).
В процессе формирования художественной культуры личности происходит осознание ценности произведений искусства, меняется уровень их восприятия, готовность ориентироваться в своей жизни на открытые ценности. Без всякого сомнения, участие в любой художественной творческой деятельности, в том числе - подготовке праздника, выступление на нем, оказывает большое влияние на этот процесс.