ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЦЕННОСТЯМ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЦЕННОСТЯМ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе развития общества воспитание духовно богатой личности, способной ценить, сохранять и творчески усваивать ценности культуры своего и других народов, в том числе и музыкальной, является одной из главных задач образования. Это связано с тем, что человеку необходимо взаимодействие с людьми разных национальностей, а это требует положительного отношения к их культурным ценностям.

Целью исследования явилось определение теоретических основ формирования положительного отношения младших школьников к ценностям музыкальной культуры. Мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме, рассмотрели сущность положительного отношения к ценностям музыкальной культуры.

Мы выяснили, что в педагогической литературе отношениепредставляет собойсубъективную сторону отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В психологии – в самом общем виде – это взаиморасположение объектов и их свойств. Американские психологи Д. Креч и Р. Крачфилд определяют отношение как упроченную организацию мотивационных, эмоциональных, перцептивных и познавательных процессов в связи с некоторыми аспектами индивида [2, с. 108].

Отношения к разным категориям действительности отличаются по форме достижений, форме удовлетворения ими, по направленности, по знаку (положительное – отрицательное). «Реализовать отношение», «отнестись» толковым словарем русского языка С. И. Ожегова определяется как «проявить тот или иной характер обращения с кем-нибудь, обнаружить то или иное мнение, поведение в отношении кого-чего-нибудь» [3, c. 475].

Доктор психологических наук А. Б. Орлов, приводит такие детерминанты мотивационного отношения, как: опредмеченную потребность, распредмеченный мотив, цель и смысл. Они выполняют следующие функции: у потребностей – активирующая, у мотива – побуждающая, у цели – направляющая, у смысла – осмысливающая [4, c. 5].

Актуально определение понятия «положительный». В современном толковом словаре русского языка Т. Ф. Ефремовой оно трактуется как «заслуживающий, выражающий одобрение». Синонимами «положительного» являются такие прилагательные как позитивный, утвердительный, одобрительный, хороший, удачный, похвальный, отличный, благонравный, благоприятный. Их антитеза — это отрицательный, негативный, плохой.

Из сказанного следует, что положительное отношение младшего школьника к ценностям музыкальной культуры возникает при наличии у учащегося в них смысла и потребности, которые порождают определённое желание. Целью одобрительного отношения может служить желание осмыслить природу музыкально-культурных ценностей и желание сохранить эти ценности в своём сознании. Благодаря интересам и потребностям ценность музыкальной культуры включается в сферу свободного, самостоятельного индивидуально-личностного выбора – в поле внутреннего музыкального мира человека.

В процессе развития отношения формируется система предпочтений. В отношении общения с искусством это особенно сложно, поскольку в художественных произведениях уже заложен некий образ, передаваемый, например, в музыке посредством специально организованных звуков, который надо распознать при восприятии. Более того, социализация любого музыкального опуса во многом лишена конкретики, так как воплощает чувство, а не определенный объект действительности. Поэтому здесь присутствует направленность в первую очередь на эмоциональную сферу детей. Следовательно, воспринимая музыкальное сочинение, необходимо перейти от осознания настроения к пониманию образа и его драматургии. Только после этого можно говорить о возможности полноценного отражения в сознании младших школьников музыкального произведения и способности дать ему объективную оценку.

Такой алгоритм действий актуален в музыкально-образовательном процессе. Он позволяет научить школьников определять содержание любого музыкального произведения, что является основой для формирования у учеников интереса, потребностей, предпочтения и т. д. Это приводит к потенциальной возможности обучающимся относиться к своей внешкольной музыкальной среде критически и самостоятельно ее конструировать (хотя бы частично). Однако для воплощения сказанного на практике, учителю необходимо достижение адекватной реакции школьников на различные музыкальные произведения, стремясь к положительной оценке и аналогичному отношению учеников к высокохудожественным сочинениям и к негативной – к не являющимся таковыми.

Основы музыкальной культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте, когда музыкальное развитие ребёнка может эффективно осуществляться, что требует обязательной реализации, и расширяются в младшем школьном возрасте. Известно, что для ребенка этого возраста характернанепосредственность проявления чувств, при этом наблюдается отчетливое проявление и восприятие полярных эмоций и непонимание или неадекватное восприятие и проявление эмоциональных оттенков. Часто внутреннее состояние и переживания взрослых недоступны для понимания младшего школьника и тем более не могут вызывать у него сопереживания, без которого невозможен процесс его общения с музыкой.

Характеризуя объективно существующие особенности младших школьников, с которыми встречается учитель на занятиях музыкой, Г. С. Тарасов выделяет следующие из них:

– разрозненный, неорганизованный музыкальный опыт;

– недостаточная вокально-слуховая (иногда и двигательно-слуховая) координация;

– преобладание роли зрелищно-событийных впечатлений по отношению к слуху;

– потребность в смене эмоциональных состояний, своеобразная импульсивность, бесконтрольность эмоциональных состояний;

– склонность к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации в ситуации общения (с взрослыми, с персонажами произведений музыки);

– регуляция деятельности, общения в опоре на чувственные ощущения, образы, но не на слово (стремление «увидеть» за словом конкретное представление; предпочтение тем словам, которые обобщают живые образы, представления детей);

– интеллектуально-волевая регуляция только во имя субъективно привлекательных, «важных» причин;

– личностная доминанта: стремление к самовыражению в самых разнообразных формах – звуковых, зрительных, двигательных и т. д. [5, c. 44].

Фундамент же всего данного становления личности не рационален, а эмоционален, так как дети этого возраста чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают в первую очередь те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается детьми лучше всего.

На основе многолетних наблюдений за детьми младшего школьного возраста на уроках музыки Б. С. Рачина пришла к следующим практическим выводам.

Первое, чему приходится учить первоклассников, – это внимательно вслушиваться в каждый звук, в красоту звучащей музыкальной ткани.

Второе. Дети, поступившие в школу, воспринимают музыку в качестве фона, не воспринимая ее художественного смысла и содержания. А потому многие из них не способны пережить, прочувствовать, понять логику развертывания музыкального образа.

Третье. Подавляющее число детей, приходящих в первый класс, не владеют азбукой музыкального языка (имеется в виду умение слышать, понимать и определять в процессе музыкальной деятельности интонацию, лад, регистр, темп, динамику, тембр и т. д.). Дети 7-8 лет лучше слышат интонационные мелодические особенности музыки, несколько хуже воспринимают явления регистра, особенно его изменения. Самым неразвитым является ладовое мышление [1, c. 53].

Исходя их сказанного, мы определяем основные этапы формирования положительного отношения младших школьников к ценностям музыкальной культуры следующим образом:

– предэтап, где создаётся целостная (аксиологическая, познавательная и творческая) установка на восприятие феномена ценности, которая способствует эмоционально-оценочным и интеллектуально-оценочным проявлениям отношения к музыке;

– эмоциональный этап, где происходит знакомство с феноменом ценности, возникает интерес как проявление ситуативного положительного отношения к новым музыкальным впечатлениям и формируется потребность в актуализации предмета оценки;

– эмоционально-оценочный этап, на котором вскрываются неосознаваемые до сих пор зачатки будущей ценностной музыкальной ориентации, постепенно складывающейся пока на эмоционально-чувственном плане в форме личностных пристрастий, желаний, предпочтений;

– личностно-смысловой этап, когда происходит установление истинного значения ценности, определение её в качестве таковой;

– ценностно-ориентировочный этап, на котором оформляется отношение как ценностная ориентация, которая впоследствии закрепляется и перерастает в устойчивое ценностное отношение.

Следовательно, формирование положительного отношения младших школьников к ценностям музыкальной культуры осуществляется поэтапно, что позволяет технологизировать этот процесс: в нём пересекаются ценности культуры — и тогда осуществляется трансляция опыта поколений, и ценности музыки — и тогда приобретается эмоциональный опыт. Поэтапное формирование положительного отношения к музыке предполагает многократно повторяемый процесс «присвоения» лучших образцов музыкальной культуры, представляющий собой насыщение жизнедеятельности музыкальными впечатлениями.

Музыка – результат ценностного осмысления мира, в первую очередь через эмоционально-чувственную сферу. Как было определено ранее, фундамент формирования и развития личностной системы ценностей составляет именно эмоциональный уровень, уровень переживаний и проживаний. Искусство, являясь способом познания и способом оценки мира, сосредотачивает в себе ценностные и смысловые элементы культуры. Только искусство может помочь человеку научиться видеть и чувствовать вечно присутствующую в мире истину, гармонию и красоту.

Эмоциональное отношение к музыке рассматривается многими авторами как эмоциональная отзывчивость, которая предполагает не только понимание эмоциональной выразительности произведения, основывающееся на процессах «вчувствования» и сопереживания, но и внешне выраженную активность. К объективным характеристикам положительного отношения младших школьников к ценностям музыкальной культуры относятся:

– адекватное сопереживание эмоционально-образному содержанию музыки;

– потребность в получении музыкально-эстетических впечатлений;

– способность к высказыванию суждений о музыке, основанную на понимании и осознании особенностей музыкального языка;

– устойчивость включённости данного отношения в систему ценностей личности [6, c. 65].

Положительное отношение к ценностям музыкальной культуры является частью музыкального сознания, на каждом уровне которого представлены чувственно-оценочная и интеллектуально-оценочная составляющие.

Всё вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы. Положительное отношение младших школьников к ценностям музыкальной культуры возникает при наличии у них смысла и потребности, которые порождают определённое желание. Интерес к ценностям музыкальной культуры заключается в том, что основанная на нём музыкально-культурная деятельность и её результаты вызывают у детей чувство эмоционального удовлетворения, а это, в свою очередь, стимулирует проявление активности личности. Развитие положительного отношения к ценностям музыки связано с динамикой изменения оценочных процессов при активном целенаправленном осмыслении своих музыкальных впечатлений. Содержанием оценочного отношения к музыке является ценностное отношение, которое свидетельствует о значимости для личности данного явления и выступает предпосылкой становления музыкальной культуры детей, поэтому очень важным является воспитание школьников посредством музыкального искусства, так как в нём изначально уже заложены ценности культуры, приобщаясь к которым ученики попадают в мир прекрасного, в мир гармонии с собой и с окружающими его людьми, не смотря на их национальную принадлежность.

Литература

1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М. : Академия, 2004. – 336 с.

2. Креч, Д. Теория и проблемы социальной психологии / Д. Креч, Р. С. Крачфилд. – Нью-Йорк, 1948. – 598 с.

3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : ООО «ИТИ Технологии», 2007. – 944 с.

4. Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики : учеб. пособие для вузов / А. Б. Орлов. – М. : Академия, 2002. – 272 с.

5. Тарасов, Г. С. Психологические особенности младших школьников / Г. С. Тарасов. – М. : Академия, 1993. – 293 с.

6. Фадеева, С. А. Преемственность в музыкальном воспитании детей / С. А. Фадеева. – Нижний Новгород : НГУ, 2007. – 320 с.

 

Просмотров работы: 2630