Высказываются мнения, что осознание образа собственного "Я" не успевает за реальным ростом физической силы; также на предыдущем уровне развития остаются модели общения со сверстниками, зачастую допускающие использование физической силы. Как следствие, выступает неоправданное ее применение в выяснении отношений. К социальным детерминантам можно отнести, в частности, типичную подростковую реакцию группирования с последующей расстановкой статусов в группе и постоянной необходимостью поддерживать их.
Сложная структура подростковой агрессивности обусловливает неоднозначность мнений по поводу коррекции последней. В мировой психологической практике принято считать, что наиболее эффективным методом коррекции нарушения поведения является поведенческая терапия. Наиболее распространенной формой психокоррекционной работы с подростками, имеющими отклонения в поведении, является тренинг социальных навыков. Такая техника коррекции в некоторых случаях оказывается эффективной, но имеет ряд недостатков: позволяет снимать симптомы нарушений поведения, но не влияет на их причину; техника не имеет средств для профилактики нарушений поведения; оказывает кратковременный эффект; не позволяет получить "эффекта переноса" в ситуации, где желаемое поведение не было предметом тренировки.
Оригинальным, но, тем не менее, эффективным способом коррекции агрессивного поведения представляется обращение к работам М. Фридмана и Р. Розенмана, разработавших систему признаков, полученных на основе личностных тестов и характеризующих индивидов, принадлежащих к группе высокого риска заболевания сердечно-сосудистой системы (ишемической болезни сердца) [1]. Авторы выделили два типа личности, по-разному реагирующих на свое положение в социуме: лица с поведением типа А обладают повышенной зависимостью от общественного мнения, постоянно сравнивают свои достижения с достижениями других, демонстрируя при этом тенденцию к использованию завышенных и нечетко определенных критериев оценки. Это приводит их к вовлечению в постоянную борьбу за успех; за тип В принимается такое поведение, которое не обладает указанными признаками. Естественно, что агрессивность как черта личности людей типа А будет повышенной и базироваться на механизмах указанного поведения.
Наиболее разработанной в плане коррекции поведения типа А является разновидность психокоррекции, именуемой когнитивно-бихевиоральной или социально-когнитивной. Представители данного направления рассматривают накопленный человеческий опыт как взаимодействие следующих факторов: когнитивного, физиологического, поведенческого и влияния окружения. В отличие от тренинга социальных навыков данный подход позволяет корригировать не только модели поведения в различных ситуациях, но обучает пациентов самостоятельно выявлять подобные ситуации и корригировать свое поведение в них отработанными в ходе лечения приемами, учитывая четыре его составляющие: когнитивные факторы поведения, факторы окружения, поведенческие факторы, физиологические факторы. Тем самым, такой подход применительно к коррекции агрессивного поведения исключает выше перечисленные недостатки тренинга социальных навыков. Наибольшей эффективностью в данном плане пользуется тренинг враждебности, в котором работа строится на анализе ситуаций, вызывающих у пациента гнев. Кроме того, отмечается преимущество когнитивно-бихевиорального тренинга перед такими видами вмешательства, как социальная поддержка и лекционные занятия.
Таким образом, перечисленные предположения дают основания для проведения исследований, направленных на изучение характера взаимосвязи агрессивности и поведения типа А, а также возможности адаптации приемов коррекции поведения типа А к коррекции агрессивности.
Литература:
1. Бурлачук, Л.Ф. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие / Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 263с.