АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Человечество живет в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению здоровья. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию - как бы вопреки экстренным ситуациям.

Ребенок беспомощен в этом мире, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является эмоциональное состояние ребенка, от которого во многом зависит здоровье в целом.

Эмоциональное состояние - психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения.

По влиянию на жизнедеятельность человека, эмоции можно разделить на две группы:

  • стенические — повышающие жизнедеятельность организма и

  • астенические — понижающие их.

Эмоциональное состояние, в котором преобладают стенические или астенические эмоции, могут проявляться у ребенка в любом виде его деятельности и стать его характерологической чертой.

От эмоционального состояния ребенка зависит его жизнь, его здоровье, его семья, все его окружение, а изменение эмоционального состояния ребенка приводит к коренным изменениям в его жизни.

В повседневной жизни дети расслаиваются по близким эмоциональным состояниям в группы. Разные группы плохо понимают друг друга, хуже происходит общение, внутри же группы дела обстоят несколько лучше. Как правило, цельная, сформировавшаяся группа принадлежит к одному эмоциональному состоянию.

Каждый человек уникален и придерживается своего личного мнения о жизни, но его точка зрения обусловлена не рассуждениями или образованием, а его эмоциональным состоянием.[1]

Первые попытки использовать арт-терапию для коррекции эмоционального состояния относятся к 30-м годам нашего столетия, когда арт-терапевтические методы были применены в работе с детьми, испытавшими стресс в фашистских лагерях и вывезенными в США. С тех пор арт-терапия получила широкое распространение и используется как самостоятельный метод и как метод, дополняющий другие техники.

Термин «арт-терапия» (буквально: терапия искусством)ввел в употребление Адриан Хилл (1935) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.

Это самостоятельное психотерапевтическое направление, специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности в коррекционных целях [2].

Первоначально арт-терапия возникла в контексте теоретических идей 3. Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К.Роджерса (1951) и А.Маслоу (1956) [4].

Использование элементов арт-терапии в групповой работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы. Искусство приносит радость, что важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или является результатом осознания возможности развлечься.

Первоначально арт-терапию применяли в больницах и психиатрических клиниках для лечения больных с выраженными эмоциональными нарушениями. В настоящее время рамки применения арт-терапии значительно расширились, постепенно она отделилась от своей психоаналитической первоосновы.

Приемы арт-терапии используются при исследовании внутрисемейных проблем. Арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, дисциплинирует группу, способствует повышению самооценки клиента, способности осознавать свои ощущения и чувства, развивает художественные способности. В качестве материалов на занятиях по арт-терапии используются краски, глина, клей, мел. Арт-терапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Во время творческого самовыражения в ходе проведения арт-терапии возможно взрывное высвобождение сильных эмоций. Если при этом отсутствует твердый и опытный руководитель, то некоторые члены группы иди индивиды могут оказаться буквально раздавленными собственными чувствами. Поэтому предъявляются особые требования к подготовке психолога или учителя, работающего в технике арт-терапии.

Арт-терапия имеет и образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных и созидательных навыков. Есть свидетельства тому, что выражение мыслей и чувств средствами изобразительного искусства может способствовать улучшению отношений с партнёрами и повышению самооценки.

Создание продукта в процессе арт-терапии обусловлено целойсистемой побуждений, центральными из которых являются:

— стремление субъекта выразить свои чувства, переживания во внешней действенной форме;

— потребность понять и разобраться в том, что происходит в себе;

— потребность вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности;

— стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй.

Процесс создания любого творческого продукта базируется на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация.

Применение арт-терапевтических методов в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты.

1. Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.

2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение клиентов.

3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.

4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей.

5. Оказывает дополнительное влияние на осознание клиентом своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.

6. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного клиентом [3].

Таким образом, эмоционально напряжённая жизнь человека современной эпохи и огромная реальная роль эмоциональной сферы в его поведении делают проблему эмоций одной из наиболее актуальных в системе научных знаний, обращение к ней всё более частым, а интерес устойчивым. Но, несмотря на то что интерес к эмоциям возник давно и сохраняется практически в течение всей истории познания человеком себя, они относятся к числу ещё не в полной мере изученных и осмысленных.

Литература

  1. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы. эмоции / Психология эмоций. Тексты/А.Н. Леонтьев - М.: Изд-во МГУ, 1984

  2. Петров И.Г. Фундаментальные функции эмоций как органа индивида и индивидуальности./ Мир психологии/ И.Г.Петров - №4,2002.

  3. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие./ А.А. Осипова - М.: Сфера, 2002 - 510 с.

  4. http://www.syntone.ru/library/psychology_dict/emocionalnyje_sostojanija.php

Просмотров работы: 4620