Учебная деятельность - это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщёнными способами действий в сфере научных понятий [1]. Из определения следует, что такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в неё побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними» [2].
Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в третьих, - субъективными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); в-четвёртых, - субъективными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, - спецификой учебного предмета[1].
Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т.п. [4].
Очень важную роль в формировании положительной мотивации к изучению иностранного языка в младшей школе играет использование разнообразных форм работы на уроке. Существуют разные формы работы, а именно:
Диада (работа в парах)
Триада (работа в тройках)
Минигруппы (группы по 4, 5 детей)
Группы (6-8 детей)
Эти разнообразные формы работы принято называть групповыми формами работы на уроке. Рассмотрим достоинства использования разнообразных форм работы на уроке в отличие от общепринятой фронтальной, когда взаимодействие строится по принципу учитель-ученик.
Известно, что мыслительный процесс начинается там, где возникает проблема, требующая решения. Следует отметить, что основная цель использования групповой работы - развитие мышления, формирование рефлексии, чему способствует групповая работа, поскольку процесс мышления пронизывает групповое взаимодействие.
Психологи называют развитие личности основной целью образования. Эффективное развитие личности возможно только через активную деятельность, которая является специфической формой активного отношения к миру [3].
К тому же, описывая групповой метод работы, П.И Пидксистый говорит, что при групповой работе школьники усваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, подчиненного, формируют опыт вступления в контакты с окружающей средой взрослых - в естественные деловые, производственные и социальные отношения, адаптируются к производственному, жизненному ритму. Большую роль выполняют организационные формы обучения и в воспитании учащихся, где главным выступает характер самоуправления личностью[5].
Так же, групповая форма работы имеет ряд неоспоримых достоинств, таких как:
· сотрудничество и общение между несколькими учениками одновременно (причем работа между учениками распределяется более равномерно);
· работа в малых группах привлекательна из-за того минимального количества времени, которое требуется на распределение студентов на пары и начало работы над заданием;
· работа в малых группах обеспечивает большую независимость учеников (так как ученики работают друг с другом без постоянного контроля учителя, они учатся принимать решения, использовать язык для выполнения задания);
· решения принимаются обоюдные, и ответственность лежит на всех членах группы;
· учащиеся сплачиваются между собой, приучаются действовать согласованно, и сглажено, испытывая чувство коллективной ответственности за результаты совместной деятельности;
· работа в малых группах делает явными усилия и способности каждого, что является важным стимулом здорового творческого соревнования;
· результаты совместной работы в группах всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально;
· при групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому ученику со стороны учеников - консультантов, как из их группы, так и из других групп;
· способность учителя одновременно работать с отдельными учениками индивидуально. В то время как группы А и В работают, учитель может уделить больше внимания группе С, нуждающейся в дополнительной помощи и разъяснениях.
В заключении отметим, что мотивация в младшем школьном возрасте необходима для дальнейшего, более эффективного, изучения иностранного языка и во многом формируется за счет грамотного использования учителем разнообразных форм работы [2].
Литература:
Большой толковый психологический словарь. - М., 2001.
Ильин Е.П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения. - М., 1999.
Лучик Т. С. Образовательная технология «Дебаты» в учебном процессе // Иностранные языки в школе. - 2010. - №2. - С. 21-26.
Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М., 1990.
Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000. - №2. - С. 3-10.