Важной педагогической идеей, способствующей содержательному наполнению категории профессиональная компетентность педагога, была мысль П.Ф. Каптерева о том, что в педагогическом процессе развитие обучающегося во многом зависит от постоянного саморазвития педагога. Он писал: «Величайший ученый и ученик элементарной школы стоят, хотя и на противоположных концах, по одной и той же лестницы - личного развития и усовершенствования: один на вершине ее, другой в самом низу. Но и тот и другой равно работают своим умом, учатся, хотя и каждый по- своему, они - делатели одного поля, хотя и на различных концах его. Их связывает потребность самообразования и развития».
И.Д Лаптева подразделяет компетентность на ключевую, базовую, и специальную. Ключевые компетентности связываются с успешностью личности в быстроменяющемся современном мире, базовые определяют специфику некоторой предметной или надпредметной области.
Педагогическая профессия, является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому и выражает его теоретическую и практическую готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
К. Ангеловски выделяет структуру профессиональной компетентности учителя через педагогические умения [1].
Педагогические умения здесь объединены в четыре группы:
1. Умения “переводить” содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирования на этой основе развитие коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.
2. Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный выбор форм, методов и средств его организации.
3. Умения выделить и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психических, организационных, и др.); активизации личности школьника, развитие его деятельности; и др.
4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиняющих задач.
На сегодняшний день одна из главных проблем – привлечение в школу молодых специалистов. Всячески создаются условия для мотивации на продолжение педагогической деятельности и профессионального роста. Быстро меняющийся рынок труда ведет к изменению запросов общества к школе, что влечет за собой изменение требований к педагогам. Педагог – это один из важнейших источников передачи знаний, опыта, умений учащимся. Но как педагог сможет выполнить данную функцию, если сам не развивается? Развитие педагога – это необходимое условие для развития личности ученика.
В условиях современной школы возникла необходимость изменения взаимодействия ученика и учителя, ведь каждый из них является уникальной личностью. Однако существует ряд причин субъективного и объективного характера, мешающих осуществлению этого процесса:
укоренившиеся стереотипы построения взаимоотношений между учеником и учителем;
репродуктивный характер передачи и усвоения знаний;
недостаточная заинтересованность учащихся в процессе обучения.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Главное качество профессионала – способность к саморазвитию, самообразованию. Отсюда требование к педагогу – повышение квалификации.
Молодой специалист огромное внимание должен уделить своей программе саморазвития. Для повышения своей квалификации молодой специалист должен:
осознать необходимость в развитии;
составление плана по саморазвитию;
исполнение намеченных целей и рефлексия.
Проработав определенное время в школе, специалист понимает, действительно ли хочет он заниматься своим делом, правильно ли выбрал профессию. За годы работы складывается свой подход. Чем индивидуальней и креативней педагог, тем интереснее и значимее для детей становятся его уроки. Очень важным является реализация системно-деятельностного подхода в обучении. В результате чего идет развитие личности ребенка. Каждый педагог должен заинтересовать, увлечь ребенка своим предметом. Очень часто молодые специалисты находят новые интересные способы преподнесения материала, обыгрывания каких-то ситуаций. Каждый свой урок пытаются сделать творчески направленным, тогда развивается и сам педагог, и учащиеся. Проявить свое творчество, показать свои знания, педагог может пери реализации проектной деятельности на уроке. На данных уроках вновь открывается творчество, показывается креативность, как педагога, так и учащихся. Молодому специалисту, конечно, очень сложно быть компетентным во всех вопросах, поэтому, конечно, ему должна предоставляться методическая помощь. Компетентный педагог должен следить за изменяющимися условиями жизни, разработке и применении новых методов, программ, использование на своих уроках современной аппаратуры и т.д. По ходу своей работы педагог создает портфолио, в которое вкладывает опыт своей работы, свои разработки, отслеживает успех своей деятельности. На данном этапе можно проследить, насколько эффективна деятельность педагога. Не развиваясь, педагог постепенно угасает и наступает эмоциональное его выгорание. Для того, чтобы работа приносила радость и ни в коем случае не огорчала, чтобы молодые специалисты не уходили из школы, нужно прежде всего развиваться, искать новые подходы, решения, придумывать нестандартные решения разрешения ситуаций. Прежде всего необходимо делать ставку на личности ребенка. И не забывать, что ребенок – это отдельная личность со своими интересами, приоритетами, запросами. Нужно любить свою работу. Если мы приходим на работу, как на праздник, то ощущение праздника передается детям и детям школа будет только в радость.
Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой.
Литература:
Ангеловски, К. Учителя и инновации книга для учителя [Текст] / К. Ангеловски. – М.: Просвещение, 1991 г.-159с.
Зимняя, И.А. Педагогическая психология/ И.А.Зимняя.- Ростов н/Д.: Феникс, 1997 г.- 480 с.