Знакомство с клиникой и терапией ПТСР тем более важно, что больные не редко попадают в поле зрения врачей самого разного профиля в связи с полиморфностью симптомов, которые включаются в картину ПТСР, наличием в этой картине наряду с психопатологическими явлениями более или менее выраженных соматических нарушений [2;573].
Течение ПТСР может быть острым (от 1 до 3 месяцев) или хроническим, его возникновение может быть отставлено во времени после непосредственного переживания травматического события на месяцы или даже годы. Важен возрастной фактор: преодоление экстремальных ситуаций труднее дается молодым и пожилым людям. Риск ПТСР возрастает также в случаях изоляции человека на период переживания травмы, утраты семьи и близкого окружения. Велика роль своевременно оказанной помощи, реакции членов семьи, которые могут поощрять некоторые болезненные проявления. Эти расстройства в два раза чаще встречаются у женщин, чем у мужчин, стрессовое расстройство после серьезной травмы формируется примерно у 20% женщин и только у 8% у мужчин.
Причиной возникновения ПТСР может служить любое травматическое событие, но некоторые из них особенно опасны в этом отношении. Среди наиболее распространенных причин можно назвать боевые действия, террористические акты, природные и транспортные катастрофы, несчастный случай, присутствие при насильственной смерти других, разбойное нападение, изнасилование, пожар, пытки [3;145].
Хотя каждый испытавший сильную травму ощущает не себе ее воздействие, лишь у некоторых людей развивается ПТСР.
Согласно психоаналитической гипотезе, симптомы ПТСР являются следствием оживления травмой неразрешенных конфликтов раннего детства. Установлена значимая связь между конфликтными отношениями с родителями на третьем году жизни и последующими нарушениями адаптации. Подчеркивается роль матери в формировании у ребенка выносливости к стрессу. Концепция «достаточно хорошей матери» исходит из того, что теплая эмоциональная поддержка и гибкая адаптация к правильно распознанным нуждам ребенка создают наиболее благоприятный фон для формирования адаптивных механизмов психологической защиты. Исследования показали, что некоторые события детского возраста, видимо, подвергают людей риску в последствии заболеть острым и посттравматическим стрессовыми расстройствами. Люди, чье детство было отмечено нищетой, оказываются более подверженными стрессовым расстройствам при столкновении с последующей травмой. В таком же положении находятся люди, родители которых развелись до того, как ребенку исполнилось 10 лет, а также дети, члены семьи которых страдали психологическими расстройствами, или те, кто в раннем возрасте испытали насилие, жестокое обращение или пережили катастрофу [3;154].
В рамках когнитивной модели травматические события – это потенциальные разрушители базовых представлений о мире и о себе. Патологическая реакция на стресс – неадаптивный ответ на обесценивание этих базовых представлений. Эти представления формируются в ходе онтогенеза, связаны с удовлетворением потребности в безопасности и составляют Я-теорию. Неадаптивное преодоление травмы включает генерализацию страха, гнев, уход, диссоциацию, постоянное отыгрывание травмы.
Согласно психосоциальному подходу необходимо учитывать факторы окружающей среды: факторы социальной поддержки, стигматизации, демографический фактор, культурные особенности, дополнительные стрессы. Были выделены основные социальные факторы, влияющие на успешность адаптации жертв психической травмы: отсутствие психических последствий травмы, прочное финансовое положение, сохранение прежнего социального статуса, наличие социальной поддержки со стороны общества и особенно группы близких людей.
До недавнего времени в качестве основной концепции объясняющей механизм возникновения ПТСР, выступала «двухфакторная теория». В ее основу в качестве первого фактора был положен классический принцип условно-рефлекторной обусловленности ПТСР (по И.П. Павлову). Основная роль в формировании синдрома при этом отводится собственно травмирующему событию, которое выступает в качестве интенсивного безусловного стимула, вызывающего у человека, безусловно-рефлекторную стрессовую реакцию. Согласно этой теории другие события или обстоятельства, сами по себе нейтральные, но каким-либо образом связанные с травматическим стимулом-событием, могут послужить условно-рефлекторными раздражителями. Они как бы «пробуждают» первичную травму и вызывают соответствующую эмоциональную реакцию (страх, гнев) по условно-рефлекторному типу. Второй составной частью двухфакторной теории ПТСР стала теория поведенческой, оперантной обусловленности развития синдрома. Согласно этой концепции, если воздействие событий, имеющих сходство (явное или по ассоциации) с основным травмирующим стимулом, ведет к развитию эмоционального дистресса, то человек будет все время стремиться к избеганию такого воздействия, что собственно, и лежит в основе психодинамических моделей ПТСР [1;156].
Одна из самых важных особенностей ПТСР – неотступно повторяющееся переживание травматического события. В клинической картине это может проявляться в ярких воспоминаниях, в которых всплывают аффективно окрашенные картины пережитого. Возможны также навязчивые мысли о травматическом событии с таким же ярким аффективным сопровождением.
Клиническая симптоматика возникает на фоне тревоги, которая определяется клинически и с помощью психодиагностических методик (тест Спилбергера, MMPI). Высокий уровень тревоги проявляется ощущением настороженности, постоянным ожиданием каких-либо угрожающих событий.
С повышенным уровнем тревоги могут быть связаны трудности сосредоточения внимания, нарушения сна, легко возникающие и гипертрофированные реакции страха. Страхи нередко приобретают навязчивый характер с формированием фобических явлений. В основе фобий может лежать также стремление к избеганию ситуации, действий и взаимоотношений, которые по содержанию сходны с травматическим опытом.
Избегание стимулов так или иначе связанных с травмой, и блокада эмоциональных реакций вообще характерны для ПТСР. Усилие по избеганию разговоров, чувств, действий или людей, которые пробуждают воспоминания о травме, чувство отстраненности от других людей сказываются на межличностных отношениях, приводят к конфликтам, разрушению семьи, профессиональной дезадаптиции.
В клинической картине ПТСР значительное место занимают депрессивные явления. Иногда они имеют более или менее замаскированный характер и проявляются преимущественно утратой способности переживать положительные эмоции, испытывать радость, чувство любви, получать удовольствие от жизни. Депрессивные явления могут появляться также в снижении интереса к различным аспектам жизни и чувством отсутствия перспективы. Потеря интереса к ранее важным вещам и занятиям, ощущение «укороченного будущего», «отсутствие завтрашнего дня». В таком состоянии кажется бессмысленным строить жизненные планы, касающиеся карьеры, семьи.
При более тяжелых депрессивных состояниях все кажется бессмысленным, отмечается глубокая подавленность, отчаяние, беспомощность и беспросветность. Все это может сопровождаться суицидальными мыслями и тенденциями, нередко с конкретным планированием суицидальных действий [2;578].
Исследования показали, что в высказываниях жертв ДТП чаще всего звучат переживания по поводу своей уязвимости, уменьшения чувства безопасности.
Поиск причин произошедшего негативного события и стремление найти в нем смысл вызывает у пострадавших реакцию самообвинения. Люди, пережившие травматические события, часто обвиняют себя в случившемся больше, чем это кажется адекватным окружающим. Если пострадавший считает, что он сам частично повинен в происшедшем, берет на себя ответственность за случившееся, тогда он в какой-то мере приобретает контроль над травматическим событием [3;170].
К важным факторам риска ПТСР относятся такие личностные особенности человека, как акцентуации характера, социопатическое расстройство, низкий уровень интеллектуального развития, а также наличие алкогольной или наркотической зависимости. В последнее время все большее значение придается психологическим аспектам стресса, в частности, жизненной значимости события, включая отношение личности к угрожающей ситуации с учетом моральных ценностей, религиозных ценностей и идеологии [1;163].
В. Франкл убедительно показал, что человек может вынести все что угодно, если в этом есть смысл. Психологическая травма неожиданна, беспричинна и поэтому воспринимается как бессмысленная. Это заставляет пострадавших искать какое-нибудь объяснение тому, что произошло, чтобы травматическое переживание не было напрасным. Тогда и создаются социальные мифы, которые предлагают свое объяснение случившегося [1;167].
В лечении ПТСР можно выделить психотерапевтический, психофармакологический и реабилитационный аспекты.
Психотерапия ПТСР направлена, в первую очередь, на реинтеграцию нарушенной вследствие травмы психической деятельности. Задачей психотерапии является:
- создание новой когнитивной модели жизнедеятельности;
- аффективная переоценка травматического опыта;
- восстановление чувства ценности собственной личности и способности дальнейшего существования в мире.
Психотерапия должна обращаться к двум фундаментальным аспектам посттравматического расстройства: снижению тревоги и восстановлению чувства личностной целостности и контроля над происходящим [1;270].
Психотерапевтические методы при ПТСР разнообразны:
- Рациональная психотерапия – когда клиенту разъясняют причины и механизмы ПТСР.
- Методы психической саморегуляции для снятия симптомов напряжения и тревоги – аутотренинг, прогрессивная мышечная релаксация, активная визуализация положительных образов.
- Когнитивная психотерапия – используется для переосмысления дезадаптивных мыслей и изменения негативных установок.
- Личностно-ориентированная терапия – позволяет изменить отношение пострадавшего к психотравмирующей ситуации и принять ответственность если не за нее, то за свое отношение к ней.
- Позитивная терапия, гештальт-подход основаны на представлении, что существуют не только проблемы и болезни, но и способы и возможности их преодоления, присущие каждому человеку [1; 278].
Травматическое событие ведет к переосмыслению мира, переоценке ценностей. Осознание хрупкости, незащищенности человеческой жизни рождает иное, более глубокое понимание ее ценности. Присутствие любящих, заботливых друзей и семьи обеспечивает доказательство того, что мир не всегда жесток, не все люди злы.
Литература:
Малкина-Пых И. Г.Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с.
Психология мотивации и эмоций/под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 704 с.
Яхин К.К., Калмыков Ю.А. Учебно-методическое пособие по кризисной медико-психологической помощи. – Казань: КГМУ, 2011. – 243 с.