ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Как известно, педагогическая деятельность имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию труда учителя можно оценить, лишь правильно определив его творческое отношение к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих потенций для достижения поставленных целей. Поэтому творческий характер педагогической деятельности является одной из ее важнейших особенностей. В отличие от творчества в других сферах человеческой жизнедеятельности (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности.

Рассмотрим более подробно понятие «педагогическая деятельность» и ее структуру.

Педагогическая деятельность – это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической [1].

Педагогическая деятельность относится к одному из сложных и своеобразных видов. Она представляет, по М.С. Кагану, скрещение основных видов деятельности. И в самом деле, в профессиональной работе педагога переплетаются и взаимодействуют и познавательная (обучение и учение), и ценностно-ориентациоиная (внедрение в сознание учащихся системы нравственных, правовых, эстетических ценностей), и коммуникативная (учебно-воспитательная работа — постоянное общение, без которого немыслимо ни обучение, ни воспитание), и художественная деятельность. А в целом все это — практико-познавательная деятельность, так как педагог в результате профессиональной работы развивает, преобразует и формирует личность ребенка, человека [2].

То же можно сказать о связи всех видов деятельности, по Р.С. Немову, с педагогической деятельностью. Игра, учение и труд выступают в ней и как форма, и как средство педагогической деятельности. А различные виды общения — это основной метод взаимодействия педагога с объектами и субъектами учебно-воспитательной деятельности.

Для проникновения в сущность педагогической деятельности необходимо обратиться к анализу ее строения, которое можно представить как единство цели, мотивов, действий, результата. Известно, что системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является цель.

Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания. Это общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.

Данная цель педагогической деятельности — явление историческое. Она разрабатывается и формируется как отражение социального заказа общества. В ней заключены, с одной стороны, интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, а с другой — потребности и стремления отдельной личности.

В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются все свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие как единство целей и содержания. Понятие о педагогическом действии выражает то общее, что присуще всем формам педагогической деятельности (уроку, экскурсии, индивидуальной беседе и т.п.).

Педагогическое действие учителя сначала выступает в форме познавательной задачи. Опираясь на имеющиеся знания, он теоретически соотносит средства, предмет и предполагаемый результат своего действия.

Таким образом, педагогическая деятельность - это новообразования в физическом, психическом, социальном и духовном развитии личности. В связи с тем, что профессиональная педагогическая деятельность всегда целенаправленна, то и реальные ее продукты, как правило, будут структурированы. Продуктами педагогической деятельности являются физическое здоровье индивида (группы), его знания, умения и навыки: интеллектуальные, коммуникативные, нравственные, правовые, экономические, эстетические, экологические. К продуктам педагогической деятельности также следует отнести черты характера, волевые черты, поведение индивида, соответствующие принципам, нормам, ценностям, традициям, принятым в данном обществе [2].

Творчество в педагогической деятельности разнообразно, оно проявляется в нестандартных подходах, в разработке новых методов, форм, средств, приемов и их оригинальных сочетаний. Все проявления педагогического творчества в высокой степени зависят от того, насколько творческим является социальное представление учителя, направленное на основной объект педагогической деятельности – ученика.

Литература

  1. Педагогическая деятельность [Электронный ресурс] – Режим доступа. – http://ru.wikipedia.org

    2.Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

Просмотров работы: 5048