«ACORD В РОССИИ. ТЕХНОЛОГИИ СТРАХОВОГО РЫНКА» - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

«ACORD В РОССИИ. ТЕХНОЛОГИИ СТРАХОВОГО РЫНКА»

Миронова И.М. 1
1ФГБОУ ВПО Хабаровская государственная академия экономики и права
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Международная и отечественная теория и практика доказали, что реально управлять качеством страховых услуг и повышать их конкурентоспособность на российском и мировом рынке можно, если технология страхования базируется на комплексной системе стандартов, максимально охватывающей все стороны и этапы процесса.

Переход на международные стандарты – серьёзный шаг для российских страховщиков. Необходимость перехода продиктована серьёзным отставанием российского страхового рынка от ведущих страховых рынков мира.[3]

В чём мы сильно отстаём от развитых страховых рынков? Основные проблемы связаны с:

  1. Использованием электронных страховых полисов и развитием электронной коммуникации;

  2. Международными страховыми стандартами, поддерживающими операционную деятельность;

  3. Международными стандартами финансовой отчётности;

  4. Технологией взаимодействия страховщиков и партнёров;

  5. Распространением страхования жизни;

  6. Продуктовыми и технологическими инновациями;

  7. Распространением дистанционного обучения;

  8. Внедрением актуарных практик и риск-менеджмента;

  9. Имиджем страхования;

  10. Уровнем социальной ответственности страховщиков.

Говоря об общей этимологии понятия стандарт, мы понимаем образец, которому должно соответствовать, удовлетворять что-нибудь по своим признакам, свойствам, качествам. Стандарты являются важной составляющей частью нашей повседневной жизни.

Под международным стандартом следует понимать стандарт, принятый международной организацией. Под стандартизацией понимается процесс, направленный на достижение упорядочения в определённой области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач. Международная стандартизация, коснувшаяся и Россию, предполагает стандартизацию, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран.

Несмотря на большое многообразие международных стандартов, которые уже внедрены и готовятся к внедрению в отечественной практике, в текущем, 2012, году широкое обсуждение получило использование в российской страховой практике технологий ACORD.

Что представляет из себя ACORD?

ACORD – Ассоциация по совместному исследованию и развитию операционной деятельности. Основная миссия – обеспечение процесса разработки и последующего использования стандартов для страхования, перестрахования и относящихся к ним финансовых институтов.

Данная Ассоциация образована в 1970 году. Представляет собой некоммерческую организацию, основное финансирование которой осуществляется за счёт членских взносов. Штаб квартира находится в Нью-Йорке, второй базовый офис располагается в Лондоне. Ассоциация обеспечила внедрение стандартов по различным видам страхования и перестрахованию в двух десятках стран мира.

Основными составляющими ACORD являются:

  1. Стандарты информационного обмена и стандартные формы документов по:

  • Страхованию жизни;

  • Страхованию, иному, чем страхование жизни;

  • Перестрахованию и страхованию крупных рисков;

  1. Общая библиотека информационных сообщений;

  2. Стандарты обмена электронными документами;

  3. Стандарты построения SOA;

  4. ACORD-фреймворк (стандартизация процессов):

  • Бизнес-глоссарий;

  • Информационная модель;

  • Модель данных;

  • Операционная модель;

  • Сервисная модель.

Основной интерес для страховой практики представляет ACORD-фреймворк составляющая.[1]

Бизнес-глоссарий ACORD – это базис, без которого невозможна стандартизация даже в рамках отдельно взятой компании, не говоря уже об отрасли в целом. Он представляет собой своеобразную сферу, включающую все остальные элементы фреймворк.

ACORD-фреймворк предназначен для:

  1. Определения перспективных, с точки зрения бизнес-инноваций, направлений деятельности;

  2. Формирования набора отраслевых KPI и демонстрации лучших отраслевых практик;

  3. Создания внутренних нужд компании карты или каталога бизнес-процессов;

  4. Использования общего набора бизнес-терминов;

  5. Максимально широкого распространения решений поставщиков, поддерживающих отраслевые стандарты;

  6. Ускорения вывода стандартов на рынок;

  7. Максимального расширения фундамента, на котором базируются отраслевые компетенции и экспертиза.

Информационная модель ACORD представляет собой детализированную модель компании, построенную с точки зрения бизнес-логики, как совокупность взаимосвязанных сущностей, определяющих бизнес во всех его аспектах (более 900 сущностей и 2 300 атрибутов).

Операционная модель ACORD строится на основе карты бизнес-процессов и описывает страховую компанию в терминах выполняемых функций – с детализацией до конкретных операций.

Компоненты сервисной модели ACORD представляют собой готовые сервисы, которыми оперируют пользователи, например, страховые калькуляторы.

Следует отметить, что важной особенностью методологии ACORD (и подхода Ассоциации к её продвижению) является то, что она не построена по принципу «всё или ничего». Компания в зависимости от этапа своего развития, уровня менеджмента процессов, а также степени зрелости информационных технологий может начать использовать любой из её модулей.[2]

В чём же преимущества использования международных стандартов?

Это:

  1. Сокращение затрат;

  2. Рост продаж и доходов;

  3. Улучшение клиентского и партнёрского сервиса:

  4. Повышение стоимости компании.

Но, как говорится, «меньше слов, больше дела». Выделим конкретные практические шаги России по приближению к ACORD.

23 августа 2012 года в рамках круглого стола в отеле «Марриот Роял Аврора» крупнейшие российские страховые компании и Association for Cooperative Operations Research and Development (ACORD) подписали меморандум о совместном продвижении стандартов ACORD в России. В мероприятии, организованном проектом «Технологии страхового рынка», приняли участие представители «Ингосстраха», «АльфаСтрахования», «Росгосстраха», «Альянса», «ВТБ Страхования», «РЕСО-Гарантии», «Цюриха» и СГ МСК. Сейчас страховые компании, в соответствии с положениями Меморандума, заканчивают рассмотрение проекта Дорожной карты процесса появления ACORD в России.[5]

По мнению господина Хромова, заместителя генерального директора ОСАО «Ингосстрах», использование лучшего мирового опыта, сконцентрированного в стандартах и методологии ACORD, - это выгодная возможность стандартизировать отношения не только внутри компании, но и между страховой компанией, её клиентами и партнёрами, а также между страховщиками и государственными регуляторами, что особенно актуально в текущей фазе насыщения рынка.[4]

Внедрение стандартов ACORD будет способствовать повышению общей цивилизованности рынка страховых услуг, существенному сокращению операционных издержек участников рынка, улучшению качества бизнес-процессов, повышению их конкурентоспособности, в том числе по отношению к внешним игрокам, осуществляющим экспансию на российский рынок.

По словам генерального директора СК «Альянс» Хокана Даниельссона, в России нужно переходить на международные стандарты страхования. Особенно это актуально с учётом вступления страны в ВТО.[5] Текущий уровень страхового регулирования у нас пока невысок. К примеру, существующие требования к капиталу российских страховщиков не учитывают риски и структуру их страхового и инвестиционного портфелей. Практика управления рисками далека от европейского уровня – в некоторых компаниях применяют определённые компоненты риск-менеджмента, но системного подхода, как правило, нет. Нечего говорить и о прозрачности страхового рынка. Большая проблема с качеством данных, которые компании предоставляют регулятору и общественности. Отчётность, которую страховщики обязаны сдавать по российским стандартам, явно недостаточна для полноценного анализа.

Методология ACORD, как говорят её создатели, - это ноты, а мелодию компании, внедряющей систему, пишут сами. У всех нас есть прекрасная возможность принять участие в создании симфонии страхового бизнеса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. http://www.insurancetechnologies.ru, «ACORD в России:лучший мировой опыт. Технологии страхового рынка», 13.10.2012 г.;

  2. http://www.vitamediasoft.ru, «ACORD в России», 13.10.2012 г.;

  3. http://insur-info.ru, «Финансы», «Методология стандартизации в области страхования» от 28 июня 2002 года;

  4. http://711.ru, «ACORD в России» от 05.10.2012 г.;

  5. http://finmarket.ru, «Крупные российские страховщики выступили за внедрение стандартов ACORD в России» от 26 августа 2012 г.

 

Просмотров работы: 2578