ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЕ ПОДРОСТКА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЕ ПОДРОСТКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность изучения гендерных различий в коммуникативной сфере подростка связана с характерной для современного общества проблемой гендерных особенностей и всё чаще стала проявляться в различных отраслях научного знания. Существуют теоретические направления, в рамках которых отечественные исследователи проводят гендерно-ориентированные изыскания: психология половых различий, женская психология, социально-конструктивистское направление в исследовании гендера. В работах отечественных психологов всё чаще можно заметить упоминание о наиболее актуальных для гендерной теории проблемах. Отмечается динамика гендерных различий, природа половых различий, выявляется влияние этих различий на индивидуальный жизненный путь человека, особое внимание уделяется учёту гендерных особенностях в воспитании детей, возможности личностной самореализации. Западные исследователи в психологии половых различий уже длительное время уделяют внимание гендерной проблематике. И в настоящее время в западной психологии число научных работ, посвящённых гендерным различиям, очень велико. Были выделены различия в математических способностях, эмоциональной экспрессивности, эмпатии, агрессии, конформности, альтруизма, мотивации достижений и других .

Находя объяснения при выявлении психологических различий между полами, авторы отечественных и зарубежных исследований приходят к единой точке зрения на этот вопрос. Большая часть наблюдаемых и исследуемых психологических гендерных различий обусловлена влиянием социального контекста. Исключения составляют параметры предопределённые генетической программой созревания организма .

Анализируя работы таких авторов, как Ш. Берн, И.С. Клециной, Т.В.Бендас, В.Н. Кунициной можно рассмотреть гендерные различия по трём основным направлениям: индивидные различия, различия на когнитивном уровне, различия на психологическом уровне.

Как отдельный пласт целесообразно рассмотреть коммуникативную сферу подростков. Квалифицировать различия в подростковой коммуникативной сфере надлежит по следующим параметрам :

Спонтанное речевое поведение. Девочки-подростки в процессе просмотра телепередач и кинофильмов чаще, чем мальчики издают различные звуки и возгласы, а также комментируют происходящее на экране. Это различие возникает в силу того, что девочки более эмоциональны, коммуникабельны, их одолевает желание поделиться своими мыслями и соображениями по поводу происходящего. Однако, рассматривая такие параметры речевого поведения как вокализация, общение с матерью, эгоцентрическая речь и вербальные способности, половые различия практически отсутствуют.

Речевые способности. Различия не наблюдаются в способности правильно произносить звуки и подражать им, словарному запасу, декодированию и пониманию речи, вербальному поведению, лингвистическим способностям. в У мальчиков подросткового возраста больший словарный запас, они быстрее читают и понимают прочитанное. Девочки подросткового возраста больше используют в речи существительных, дополнений; лучше понимают аудиозаписи речи учителя; у них меньшее количество ошибочных ассоциаций; большие способности к словообразованию; более высокие вербальные достижения и узнавание замаскированных слов.

Разговор. В межличностном общении мальчики-подростки большое внимание уделяют вопросам физического здоровья, безопасности и денег, а также они проявляют более открытую заинтересованность сексом. Обсуждая какие-то спорные вопросы, мальчики-подростки ориентированы на практическое решение проблемы, реальные практические советы, план действий в сложившейся ситуации.

Девочки в подростковом возрасте настроены на сопереживание, обговаривание, обсуждение различных сторон проблемы и морально-нравственная оценка ситуации. Девочки-подростки более охотно ведут «исповедальные» разговоры. Чаще всего ведутся разговоры о своих проблемах, делах, успехах и неудачах, о взаимоотношениях с окружающими людьми и в собственной семье, в разговоре используя невербальные коммуникативные средства. Первенство отдаётся темам, касающимся личной привлекательности, распорядка дня, психического состояния, личных качеств своих и окружающих, межличностного общения с представителями своего и противоположного пола.

Восприятие вербальных и невербальных сигналов. Девочки - подростки превосходят мальчиков - подростков в расшифровке и «чтении» невербальных сигналов. Преимущество проявляется в понимании выражений лица, распознавании лиц. Менее точно интерпретируются телесные проявления, и оценивается тон голоса. При наличии вербальной и визуальной информации девочки подросткового возраста больше доверяют визуальной информации.

Круг общения. Выбирая представителей противоположного пола для общения, мальчики-подростки в большей части ориентируются на сверстниц.

Девочки в подростковом возрасте останавливаются на более старших представителях мужского пола, никогда не выбирая мальчиков моложе себя. При этом их позиция в отношении общения с лицами разного возраста крайне противоречива. В этом возрасте у девочек возникает желание помогать, ухаживать, наставлять именно младших детей.

Быстрее и проще установленные контакты между девочками-подростками, тем не менее, легко разрушаются и носят не такой прочный характер, нежели у мальчиков. Исследования показали, что число «изгоев» среди школьников 7-8 классов значительно выше у девочек, хотя часто они могут не осознавать своего положения в классном коллективе. Отверженной среди девочек-подростков легко можно стать из-за особенностей интеллекта или темперамента, а мальчики же могут записать в число изгоев из-за особенностей характера. Конфликтные отношения, возникающие в межличностном общении, мальчики-подростки выясняют посредством силы, отвергая более слабого. Конфликтные ситуации, возникающие между девочками подросткового возраста, решаются более мирным путём, но иногда не менее жестоко. Конфликты в основном решаются в эмоциональном спорах, бойкотировании. Хотя нужно заметить, что накалившиеся межличностные отношения девочки-подростки могут выяснять, применяя силовые методы, но такие случаи не так часто встречаются. Девочкам более свойственны наговоры друг на друга и заговоры.

Мальчикам – подросткам свойственно награждать свих товарищей прозвищами и кличками, за основу которых берутся физические особенности или фамилии. У девочек прозвища более нежные.

Стили общения. Сравнивая стиль общения мальчиков и девочек, можно сказать, что первые придерживаются более активного, предметного, соревновательного, а зачастую и конфликтного стиля общения. Женский стиль общения отличается партнёрским взаимодействием, ориентированным на взаимозависимость. Они считают, что если кто-то нуждается в помощи, необходимо вмешаться. Мужчины же с детства имеют тенденцию к независимости и доминированию; они напористы, самоуверенны, сосредоточены на задаче, склонны к аналитическому и манипулятивному стилю общения; считают, что плохо вмешивать в чью-то жизнь, если их не просят.

Гендерные особенности в коммуникативной сфере и межличностном общении в подростковом возрасте проявляются очень ярко. Именно в этом возрасте становится заметно различия в мужской и женской коммуникации. Анализируя различные точки зрения, можно прийти к выводу, что гендерные различия в коммуникативной сфере не являются генетически запрограммированными. Как уже было сказано, гендерные различия по большей части определяются социальными факторами, поэтому возможны применения воспитательных мер и воздействий, а также социально-педагогической и психолого-педагогической корректировки.

Просмотров работы: 3974