забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы"
В. Сухомлинский
Актуальность исследования базируется на теоретическом осмыслении и методологическом обосновании сущности здорового образа жизни, а также проблемы формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Анализ современных исследований (Н. А. Андреева, В. А. Деркунская,
и др.) свидетельствует, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности, желание вести основы здорового образа жизни.
Формирование основ здорового образа жизни у детей - важная педагогическая задача. Однако ее решение затрудняется недостаточной разработанностью системы педагогических воздействий, средств и условий, при которых обеспечивается в должной мере формирование основ здорового образа жизни. Не уделяется достаточного внимания планированию работы педагогов, совместной работе с семьей по формированию основ здорового образа жизни, реализации роли взрослого в данном процессе. Также отмечается недостаток разработанных рекомендаций по организации предметно-пространственной среды, и соответствующего методического обеспечения.
Полтавцева Н.В. и Стожарова М.Ю. в монографии «Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании» обосновали важность и необходимость формирования здоровьесберегающего поведения дошкольников в целях их приобщения к здоровому образу жизни.
Объект исследования: здоровый образ жизни.
Предмет исследования: формирование здоровьесберегающего поведения детей сташего дошкольного возраста.
Цель исследования: определение методов и форм приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни.
Гипотеза исследования: здоровьесберегающее поведение детей дошкольного возраста будет наиболее эффективно сформировано при соблюдении следующих педагогических условий:
- формирование знаний детей о функционировании своего организма, о значимости двигательной активности и организации правильного питания для здоровья человека;
- формирование осознанного отношения к своему здоровью;
- взаимодействие ДОУ с семьей в вопросах организации здорового образа жизни детей.
Понятие «здоровье» было впервые сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 году. Оно звучит так: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни».
Можно без преувеличения сказать, что культура человека начинается, прежде всего, с поддержания чистоты своего тела и своего жилища.
Именно мировоззрение, т. е. определенный набор знаний, усвоенных культурных ценностей, изначально определяет поведение человека, его медицинскую или гигиеническую активность, направленную на сохранение и укрепление здоровья на различных этапах его роста и развития. Именно мировоззрение определяет потребность в хорошем здоровье. Забота о здоровье и его укреплении является естественной потребностью культурного человека, неотъемлемым элементом его личности. Огромное число факторов внешней среды влияют на здоровье человека.
К факторам, влияющим на здоровье, можно отнести следующее:
Физические факторы – все виды электромагнитных колебаний естественного и искусственного происхождения.
Химические факторы – химические вещества использованные в быту, в небольших количествах безопасные для здоровья (к ним относятся и лекарственные препараты, которые назначает врач).
Биологические факторы - микроорганизмы окружающие человека с первых дней его жизни.
Социальные факторы связаны с жизнью людей, с их отношением друг к другу и к обществу.
Психические факторы – поведение человека в различных ситуациях.
Охрана и укрепление здоровья – важнейшего из жизненных приоритетов – является одной из насущных проблем нашего общества. Как показывают данные медиков, уже в дошкольном возрасте около 2/3 детей имеют различные патологии. Переход ребенка к режиму школьного обучения вызывает глубокую функциональную перестройку в его организме, причем у многих детей при этом страдает здоровье.
Конечно, причины снижения уровня здоровья многообразны: это и отягощенная наследственность, и экологические проблемы, и социальный кризис. Однако влияние детского сада, где ребенок проводит около 70% своего времени, на растущий организм выражено особенно сильно.
Современные детские сады с его повышенными физическими и психическими нагрузками зачастую оказывает на ослабевший организм детей особенно резкое отрицательное воздействие, вызывая дезадаптацию, хроническое переутомление, провоцируя рост заболеваний. В стремлении интенсифицировать процесс обучения, реализовать свои узкопрофессиональные, дидактические цели педагоги нередко создают условия, при которых возникает перенапряжение функциональных систем организма ребёнка, что и приводит к неблагоприятным последствиям. Характерно, что учебная задача при этом неизбежно оказывается не выполненной.
Влияние учебных занятий на организм детей может быть как прямым – непосредственно воздействующим на вегетативные системы жизнеобеспечения, так и опосредованным, - воздействующим на психику, регуляторные системы ребенка.
На констатирующем этапе исследования было изучено состояние здоровья детей 6-7 лет по следующим показателям:
- знания о здоровье, факторах, нормах и гигиенических правилах сохранения здоровья;
- эмоционально – психологическое состояние;
- физическое состояние.
Поэтому все диагностические задания включали в себя:
- задания на диагностику уровня знаний о своем теле, гигиенических правилах; на умение применять полученные знания в новой ситуации.
- методики на определение уровня эмоционально – психического состояния;
- задания на определение уровня физического развития старшего дошкольного возраста;
Были использованы такие методики как: цветовое настроение, линеечки, контрольные вопросы (по разделам: самопознание, гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболевании, питание и здоровье, основы личной безопасности и профилактика травматизма).
В результате исследований, были выведены следующие уровни знаний:
Уровень знаний детей старшего дошкольного возраста на начало эксперимента.
контрольная группа экспериментальная группа
ВУ – 12% ВУ – 21%
СУ – 25% СУ – 29%
НУ – 63% НУ – 50%
По результатам констатирующего эксперимента можно сделать следующие выводы, что знание детей при действующей системе их формирования не обладает необходимым качеством, эмоционально – психическое и физическое состояния учащихся тоже оставляет желать лучшего.
К перспективам исследования относится создания и апробация программ. Работа педагогов с детьми и родителями по формированию здорового образа жизни детей.
В заключении отметим, что на современном этапе актуальной остается сверхзадача работы воспитателя - пропаганда здорового и творческого образа жизни, формирование у ребенка желания «сделать себя лучше, сильнее, умнее», научить его фантазировать и делать дело, иными словами – «создать свой собственный великолепный мир и воплощать его в реальность». Причем не когда-нибудь потом, в будущей взрослой жизни, а сегодня, сейчас, немедленно, не теряя драгоценного времени.
Таким образом, работа ДОУ по приобщению детей к ЗОЖ в сотрудничестве с семьей позволяет повысить мотивацию и вовлеченность самих дошкольников в процесс сохранения и укрепления своего здоровья способствовать более эффективному приобщению дошкольников к ЗОЖ.
Литертура:
1. Айзман Р.И., Жарова Г.Н. Принципы и методы комплексного подхода к формированию здорового образа жизни через предметы анатомо физиологического цикла. // Мат. Росс, научно-практ. сем.: Здоровье и образование. СПб, 1994. С. 43 45.
2. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21 века: Пособие для исследователей и педагогических работников. М.: Аркти, 2000.
3. Гончарова Е.В., Кузнецова Т.Л. Технология развития здоровьесберегающей компетентности старших дошкольников // Педагогические науки. 2007. № 3 (25). С. 159 168.
4. Гурьев С. .В. Использование новых информационных технологий в процессе физического воспитания дошкольников [Текст]: учеб. метод. пособие / С. В. Гурьев, В. И. Прокопенко. Екатеринбург: Изд во ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун т», 2003. – С. 105.
5. Картушина М.Ю. «Быть здоровыми хотим!?». М.: Просвещение, 2007.
6. Программа оздоровления детей в ДОУ «Здоровый малыш» / под редакцией З. И. Бересневой. М.: ТЦ Сфера, 2004. – С. 32.
7. Программа оздоровления детей в ДОУ «Оздоровление детей в условиях ДОУ» под редакцией Л. В. Кочетковой, М.: ТЦ Сфера, 2005.
8. Программа Т.В. Каштановой «Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении», Санкт Петербург, 2001.
9. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М. А. - М., 2011.
10.Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю., Краснова Р.С., Гаврилова И.А. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании -Ульяновск: изд-во УлГПУ, 2007. – 262 с.