ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
"Я не боюсь еще и еще раз сказать:

забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение

умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы"

В. Сухомлинский

Актуальность исследования базируется на теоретическом осмыслении и методологическом обосновании сущности здорового образа жизни, а также проблемы формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Анализ современных исследований (Н. А. Андреева, В. А. Деркунская,

и др.) свидетельствует, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности, желание вести основы здорового образа жизни.

Формирование основ здорового образа жизни у детей - важная педагогическая задача. Однако ее решение затрудняется недостаточной разработанностью системы педагогических воздействий, средств и условий, при которых обеспечивается в должной мере формирование основ здорового образа жизни. Не уделяется достаточного внимания планированию работы педагогов, совместной работе с семьей по формированию основ здорового образа жизни, реализации роли взрослого в данном процессе. Также отмечается недостаток разработанных рекомендаций по организации предметно-пространственной среды, и соответствующего методического обеспечения.

Полтавцева Н.В. и Стожарова М.Ю. в монографии «Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании» обосновали важность и необходимость формирования здоровьесберегающего поведения дошкольников в целях их приобщения к здоровому образу жизни.

Объект исследования: здоровый образ жизни.

Предмет исследования: формирование здоровьесберегающего поведения детей сташего дошкольного возраста.

Цель исследования: определение методов и форм приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни.

Гипотеза исследования: здоровьесберегающее поведение детей дошкольного возраста будет наиболее эффективно сформировано при соблюдении следующих педагогических условий:

- формирование знаний детей о функционировании своего организма, о значимости двигательной активности и организации правильного питания для здоровья человека;

- формирование осознанного отношения к своему здоровью;

- взаимодействие ДОУ с семьей в вопросах организации здорового образа жизни детей.

Понятие «здоровье» было впервые сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 году. Оно звучит так: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни».

Можно без преувеличения сказать, что культура человека начинается, прежде всего, с поддержания чистоты своего тела и своего жилища.

Именно мировоззрение, т. е. определенный набор знаний, усвоенных культурных ценностей, изначально определяет поведение человека, его медицинскую или гигиеническую активность, направленную на сохранение и укрепление здоровья на различных этапах его роста и развития. Именно мировоззрение определяет потребность в хорошем здоровье. Забота о здоровье и его укреплении является естественной потребностью культурного человека, неотъемлемым элементом его личности. Огромное число факторов внешней среды влияют на здоровье человека.

К факторам, влияющим на здоровье, можно отнести следующее:

Физические факторы – все виды электромагнитных колебаний естественного и искусственного происхождения.

Химические факторы – химические вещества использованные в быту, в небольших количествах безопасные для здоровья (к ним относятся и лекарственные препараты, которые назначает врач).

Биологические факторы - микроорганизмы окружающие человека с первых дней его жизни.

Социальные факторы связаны с жизнью людей, с их отношением друг к другу и к обществу.

Психические факторы – поведение человека в различных ситуациях.

Охрана и укрепление здоровья – важнейшего из жизненных приоритетов – является одной из насущных проблем нашего общества. Как показывают данные медиков, уже в дошкольном возрасте около 2/3 детей имеют различные патологии. Переход ребенка к режиму школьного обучения вызывает глубокую функциональную перестройку в его организме, причем у многих детей при этом страдает здоровье.

Конечно, причины снижения уровня здоровья многообразны: это и отягощенная наследственность, и экологические проблемы, и социальный кризис. Однако влияние детского сада, где ребенок проводит около 70% своего времени, на растущий организм выражено особенно сильно.

Современные детские сады с его повышенными физическими и психическими нагрузками зачастую оказывает на ослабевший организм детей особенно резкое отрицательное воздействие, вызывая дезадаптацию, хроническое переутомление, провоцируя рост заболеваний. В стремлении интенсифицировать процесс обучения, реализовать свои узкопрофессиональные, дидактические цели педагоги нередко создают условия, при которых возникает перенапряжение функциональных систем организма ребёнка, что и приводит к неблагоприятным последствиям. Характерно, что учебная задача при этом неизбежно оказывается не выполненной.

Влияние учебных занятий на организм детей может быть как прямым – непосредственно воздействующим на вегетативные системы жизнеобеспечения, так и опосредованным, - воздействующим на психику, регуляторные системы ребенка.

На констатирующем этапе исследования было изучено состояние здоровья детей 6-7 лет по следующим показателям:

- знания о здоровье, факторах, нормах и гигиенических правилах сохранения здоровья;

- эмоционально – психологическое состояние;

- физическое состояние.

Поэтому все диагностические задания включали в себя:

- задания на диагностику уровня знаний о своем теле, гигиенических правилах; на умение применять полученные знания в новой ситуации.

- методики на определение уровня эмоционально – психического состояния;

- задания на определение уровня физического развития старшего дошкольного возраста;

Были использованы такие методики как: цветовое настроение, линеечки, контрольные вопросы (по разделам: самопознание, гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболевании, питание и здоровье, основы личной безопасности и профилактика травматизма).

В результате исследований, были выведены следующие уровни знаний:

Уровень знаний детей старшего дошкольного возраста на начало эксперимента.

контрольная группа экспериментальная группа

ВУ – 12% ВУ – 21%

СУ – 25% СУ – 29%

НУ – 63% НУ – 50%

По результатам констатирующего эксперимента можно сделать следующие выводы, что знание детей при действующей системе их формирования не обладает необходимым качеством, эмоционально – психическое и физическое состояния учащихся тоже оставляет желать лучшего.

К перспективам исследования относится создания и апробация программ. Работа педагогов с детьми и родителями по формированию здорового образа жизни детей.

В заключении отметим, что на современном этапе актуальной остается сверхзадача работы воспитателя - пропаганда здорового и творческого образа жизни, формирование у ребенка желания «сделать себя лучше, сильнее, умнее», научить его фантазировать и делать дело, иными словами – «создать свой собственный великолепный мир и воплощать его в реальность». Причем не когда-нибудь потом, в будущей взрослой жизни, а сегодня, сейчас, немедленно, не теряя драгоценного времени.

Таким образом, работа ДОУ по приобщению детей к ЗОЖ в сотрудничестве с семьей позволяет повысить мотивацию и вовлеченность самих дошкольников в процесс сохранения и укрепления своего здоровья способствовать более эффективному приобщению дошкольников к ЗОЖ.

Литертура:

1. Айзман Р.И., Жарова Г.Н. Принципы и методы комплексного подхода к формированию здорового образа жизни через предметы анатомо физиологического цикла. // Мат. Росс, научно-практ. сем.: Здоровье и образование. СПб, 1994. С. 43 45.

2. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21 века: Пособие для исследователей и педагогических работников. М.: Аркти, 2000.

3. Гончарова Е.В., Кузнецова Т.Л. Технология развития здоровьесберегающей компетентности старших дошкольников // Педагогические науки. 2007. № 3 (25). С. 159 168.

4. Гурьев С. .В. Использование новых информационных технологий в процессе физического воспитания дошкольников [Текст]: учеб. метод. пособие / С. В. Гурьев, В. И. Прокопенко. Екатеринбург: Изд во ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун т», 2003. – С. 105.

5. Картушина М.Ю. «Быть здоровыми хотим!?». М.: Просвещение, 2007.

6. Программа оздоровления детей в ДОУ «Здоровый малыш» / под редакцией З. И. Бересневой. М.: ТЦ Сфера, 2004. – С. 32.

7. Программа оздоровления детей в ДОУ «Оздоровление детей в условиях ДОУ» под редакцией Л. В. Кочетковой, М.: ТЦ Сфера, 2005.

8. Программа Т.В. Каштановой «Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении», Санкт Петербург, 2001.

9. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М. А. - М., 2011.

10.Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю., Краснова Р.С., Гаврилова И.А. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании -Ульяновск: изд-во УлГПУ, 2007. – 262 с.

Просмотров работы: 3796