"ПЛАТЁЖЕСПОСОБНОСТЬ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД" - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

"ПЛАТЁЖЕСПОСОБНОСТЬ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД"

Миронова И.М. 1
1ФГБОУ ВПО Хабаровская государственная академия экономики и права
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях формирования рынка услуг страховая деятельность находится в стадии жёсткой конкурентной борьбы, как и всякая другая предпринимательская деятельность. Индикатором конкурентоспособности хозяйствующего субъекта на рынке являются его финансы. Ярким примером может быть ОСАГО, который приносит огромные убытки продающей компании и вопрос о регулировании тарифов которого до сих пор остаётся открытым. Так, сбор страховых премий по ОСАГО составил в 2012 году 120,9 миллиарда рублей (+13%). Всего же за 2012 год число договоров по ОСАГО выросло на 4,6% и составило больше 47,8 миллиона рублей. 9 страховых компаний свернули свою деятельность. Выплаты компенсаций составили 3,52 миллиарда рублей, сам же компенсационный фонд сократился на 10% (7,85 миллиарда рублей).

На 8,6% увеличились страховые выплаты, их общая сумма составила 61,97 миллиарда рублей. Прямые возмещения убытков (т. е. потерпевший обратился к своему страховщику, а не к страховщику виновного в ДТП водителя) составили 11,9 миллиарда рублей (+22%). В общем, сплошная «положительная» динамика, что не радует. В последнее время нередко обсуждается вопрос об образовании РСА II в связи с убыточностью большинства страховщиков и нежеланием отвечать по их обязательствам.

Страховые организации выступают в роли регуляторов рыночных процессов. Кроме этого, привлечённые через страхование денежные средства являются доступным инвестиционным капиталом. Направление их на рынок капитала способствует развитию самого рынка капитала. Через привлечённые средства предприятий и граждан в виде страховых взносов государство имеет возможность финансировать развитие инфраструктуры экономики. Подобные капиталовложения увеличивают уровень занятости, а, следовательно, и уровень жизни населения. Вот почему необходимо обратить самое пристальное внимание на обеспечение платёжеспособности и финансовой устойчивости страховщика.

В современной экономической литературе понятию, содержанию и факторам, обеспечивающим платёжеспособность и финансовую устойчивость страховой организации в целом присущ дискуссионный характер, нет единого подхода к оценке финансового состояния.

Финансовое состояние организации – это сложная экономическая категория, отражающая на определённый момент способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность и вовремя рассчитываться по своим обязательствам.

В процессе операционной, финансовой и инвестиционной деятельности происходит непрерывный процесс кругооборота капитала, изменяются структура средств и источников их формирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах и как следствие – финансовое состояние организации, внешним проявлением которого выступает платёжеспособность.

Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Способность организации своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе, переносить непредвиденные потрясения и поддерживать свою платёжеспособность в неблагоприятных обстоятельствах свидетельствует о её устойчивом финансовом состоянии, и наоборот. [5]

Суть платёжеспособности состоит в способности страховой организации рассчитаться по своим обязательствам (страховым и нестраховым) в краткосрочной перспективе. Именно краткосрочный характер обязательств отличает данное понятие от почти синонимичного ему – финансовая устойчивость.

Платёжеспособность – способность страховой организации своевременно и полностью выполнить свои платёжные обязательства различного характера. Оценка платёжеспособности производится на конкретную дату, однако следует учитывать её субъективный характер и различную степень точности. [5]

Низкая платёжеспособность организации бывает как случайной (временной), так и длительной (хронической). Причинами могут быть:

– недостаточная обеспеченность финансовыми ресурсами;

– невыполнение коммерческих планов;

– нерациональная структура денежных средств;

– несвоевременное поступление страховых премий по договорам страхования.

Частой причиной неплатёжеспособности страховых компаний в настоящее время является осуществление страховых выплат не из резервов, а из поступающих страховых выплат. Образуется «эффект пирамиды», страховая компания работает, что называется, «с колёс».

Высшей формой устойчивости страховой организации является её способность развиваться. Для этого она должна обладать гибкой структурой финансовых ресурсов и возможностью при необходимости привлекать заёмные средства, то есть быть кредитоспособной.

Следует отметить, что в настоящее время определение платёжеспособности претерпевает ряд проблем, связанных с несовершенством действующего законодательства. И это, как говорится, не новость. Основными документами, используемыми для определения величины платёжеспособности страховых организаций были и остаются ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 г. № 4015-1 и Приказ Минфина «Об утверждении Порядка расчёта страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств» от 02.11.2001 г. В связи с ростом финансовой ответственности страховщиков наблюдается откровенное «моральное устаревание» критериев нормативной платёжеспособности. При её оценке по существующим методикам технические резервы оказываются недооценены, а активы переоценены. В результате получаем ярко выраженную завышенную маржу платёжеспособности. Используемый в настоящее время коэффициентный метод оценки платёжеспособности, несмотря на всё многообразие коэффициентов, всё же не позволяет получить полную картину, отражающую финансовое состояние страховщика.

Следует отметить, что не только несовершенство действующего законодательства - корень всех проблем деятельности страховых организаций. По моему мнению, это и откровенно медленный переход (или нежелание) к международным стандартам, к мировому опыту оценки финансового состояния.

Нельзя сказать, что Россия совсем не делает никаких шагов в этом направлении. Следует отметить меморандум 23 августа 2012 года о совместном продвижении стандартов ACORD (Association for Cooperative Operations Research and Development), внесение изменений в ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», согласно которым был введен ряд понятий, характеризующих финансовую устойчивость страховщиков с учётом международной практики регулирования страховой деятельности и международных стандартов финансовой отчётности (МСФО), изменены требования в качеству структуры капитала страховщиков, определены процедуры передачи страхового портфеля при замене страховщика в договоре страхования, вступление в ВТО согласно протоколу Государственной Думы от 10.07.2012 года, ограничившее деятельность иностранных страховых организаций на территории Российской Федерации и способствующее здоровой конкуренции отечественных страховых продуктов. Также в 2011 году была разработана «Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года», в которой предполагается усовершенствование требований к финансовой устойчивости и платёжеспособности страховщиков. Согласно Стратегии порядок расчёта нормативного соотношения собственных средств и принятых обязательств должен учитывать не только специализацию страховщика, но и быть дифференцирован в зависимости от осуществляемых видов страхования и принимаемых рисков. При этом предполагается предусмотреть возможность изменения норматива платёжеспособности для страховщиков, имеющих стабильный страховой портфель и продолжительный опыт работы по отдельным видам страхования. [3]

Особую значимость, на мой взгляд, и особое влияние на решение ряда проблем в сфере определения платёжеспособности окажет принятие режима «Solvency II», ещё находящимся на этапе разработки и являющимся сложным режимом для осуществления деятельности, требующим от страховщиков продвинутого, целостного подхода к управлению рисками, а также наличия компетенций в областях финансового и рискового моделирования, и следование Стратегии развития рынка страхования на период до 2020 года от 24.10.2012 года, утвержденной международной консалтинговой компанией «Oliver Wyman Financial Services». Данная стратегия на данный момент является определяющей мерой, реформирующей сферы финансовой устойчивости, защиты прав потребителей, стандартизации и гармонизации, каналов продаж, цифрового обмена данными, сближения с нормами международного регулирования, саморегулирования и иные аспекты для совершенствования страховой сферы деятельности. [4] Данная стратегия предполагает в планируемые сроки без задержек и без исключений (с января 2013 года) ввести новую методологию резервирования и расчёта маржи платёжеспособности.

В заключение следует отметить, что именно законодательство является мощным стимулом и основной побудительной силой реформирования системы современного страхования и качественного изменения современного финансового состояния страховщиков. В целях укрепления платёжеспособности централизованно следует, прежде всего:

– ввести более универсальный налоговый режим (например, вычеты по НДФЛ по уплаченным премиям, НДС по комиссиям);

– закрепить современные продукты и услуги в законодательстве о страховании (например, продукты инвестиционного страхования);

– закрыть «серые зоны» в законодательстве, которые определены недостаточно чётко (например, передача страхового портфеля);

– закрыть «лазейки» в законодательстве во избежание нежелательных трактовок;

– в краткосрочной и среднесрочной перспективе следовать принципам «Solvency II» ;

– укрепить внутренние ресурсы и инфраструктуру Регулятора (навыки, штат).

Создание в России международного финансового центра значительным образом также повлияет на требования к платёжеспособности российских страховщиков, которые в обязательном порядке будут получать даже рейтинги финансовой устойчивости.

Представленные меры достаточно амбициозны, но не нереалистичны. Нет существенных причин, по которым российская страховая отрасль должна оставаться незначительной по сравнению с отраслями других стран, находящихся на похожем уровне экономического развития и с похожим размером экономики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Гражданский кодекс Российской Федерации. СПб. : Питер, 2004. 430 с.

2 Об организации страхового дела в Российской Федерации : ФЗ от 27.11.1992 г. № 4015-1 : URL: http://www.base.garant.ru (дата обращения: 25.02.2013 г.).

3 Проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года : URL: http://www.minfin.ru (дата обращения: 25.02.2013 г.).

4 Стратегия развития рынка страхования до 2020 года : URL: http://www.raexpert.ru(дата обращения: 25.02.2013 г.)

5 Ардатова М. М., Балинова В. С., Кулешова А. Б. Страхование в вопросах и ответах. М. : Проспект, 2004. 294 с.

 

Просмотров работы: 3554