Именно для русского человека свойственно отношение к природе, как к живому существу: одухотворенное и субъективное. В последнее время образовательная система повернулась в сторону накопления знаний. На данном этапе развития школьного образования, уроки познания природы и гармоничной жизни в ней изучаются на предметах экологии, обществознания и других только в качестве вкрапления отдельных тем и докладов. Назрела необходимость введения в школьную систему более конкретного предмета, который будет направлять старших школьников в нужное русло человеческого развития, раскрывать внутренний мир. В законе РФ «Об образовании» отмечено: «Государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера образования, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».
Программа уроков «духовности и гармонии с природой» может содержать следующие направления:
история общения человека с природой
ценность человеческой жизни
общечеловеческие ценности
традиции народов, их опыт общения с природой
человек как порождение природы, место человека в природе
культура и традиции Российского государства.
Целью таких уроков будет являться повышение уровня духовности учащихся, обогащение внутреннего мира, мотивационного обеспечения жизни через поселение в нем светлых образов и мыслей.
В результате освоения программы уроков «духовности и гармонии с природой» учащиеся смогут:
получить способность к постижению красоты и стремлению творить прекрасное;
развить творческий потенциал и творческое мышление ;
выработать ответственность за свои поступки;
получить знания о нормах и традициях своего народа;
развить свой духовный потенциал;
сформировать ответственное отношение к природе и её охране
освоить культуру человеческого общения.
Игровые и творческие занятия могут дать возможность для самопознания и саморазвития. Эти уроки помогут воспитать у детей чувство любви к природе, и ответственность за мир вокруг нас. Чтобы сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой, серию уроков в теплую погоду можно проводить вне школы. Духовно-нравственное воспитание должно пронизывать весь процесс учебно-воспитательной работы [4]. Таким образом, будет заполнен духовный вакуум, царящий в современном процессе образования. Уроки «духовности и гармонии с природой» призваны развивать в учащихся гармоничное отношение к окружающему миру, посредством овладения новых знаний и знаний, передававшимся нам из поколений в поколения. Чтобы ребенок в своей жизни мог научиться улучшать, менять, совершенствовать условия этой жизни.
Определение духовно-нравственного воспитания как ключевой задачи современного образования существенно меняет представление о школе как учреждение, где можно получить образовательные услуги, новую информацию, а затем — и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом — человеческого развития обучающегося. Обучение — только один из компонентов личностного развития. Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося тогда, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Таких проблем будет встречаться множество, а благодаря духовно-нравственному воспитанию, ученики станут нравственнее, добрее, чище – значит, смогут сделать таким и мир вокруг себя [1].
Новая российская школа должна стать важнейшим структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника
Литература:
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. / Стандарты второго поколения // Концепция духовно-нравственного развития и воспитание личности гражданина России – М.: Просвящение, 2009. – 17 С.
Мотков О.И. В гармонии с собой и миром // Школьный психолог/ О.И. Мотков, № 21-22, 1998, с. 8,9 - методика "Образ жизни".
Лопатина А., Скребцова М. Мир единства и любви. – М.: Русский Раритет, 1999 г.
Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. - М.:2003. - 196 С.