ПРАВА ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ, ЗНАКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРАВА ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ, ЗНАКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из функций института исключительных прав (интеллектуальной собственности) служит установление режима использования результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров и их производителей.Эта функция реализуется путём закрепления за владельцами исключительных прав на использование результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации товаров и их производителей.

К средствам индивидуализации товаров и их производителей относятся товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров.

Актуальность данной работы обуславливается тем, что в настоящее время интересы эффективного использования большого интеллектуального потенциала нашей страны требуют более определённых и решительных мер. Это необходимо в связи со стремлением России сотрудничать в рассматриваемой сфере с другими странами в рамках Международного соглашения по тарифам и торговле, Всемирной торговой организации и Соглашения о коммерческом использовании интеллектуальной собственности.

Право на товарные знаки и знаки обслуживания представляет собой сложное юридическое образование, состоящее из юридических возможностей (правомочий), представленных владельцу товарных знаков и знаков обслуживания.

Сущность права на товарный знак состоит в возможности его неограниченного хозяйственного использования для обозначения производимых и реализуемых товаров. Использованием товарного знака считается прежде всего применение его на товарах, для которых он зарегистрирован, и / или на их упаковке. При наличии уважительных причин использованием знака может быть признано также применение обозначения в рекламе, печатных изданиях, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и т.п.

Владелец товарного знака вправе проставлять рядом с товарным знаком маркировку, предупреждающую об официальной регистрации знака, - ®.

При использовании товарного знака рядом с обозначением может проставляться предупредительная маркировка, указывающая на то, что применяемое обозначение является товарным знаком (М, ТМ, Reg. ТМ и т.п.). Незаконное использование предупредительной маркировки в отношении незарегистрированного в Российской Федерации товарного знака, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, образует уголовное преступление .

Владелец товарного знака, зарегистрированного в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания, имеет в течении 10 лет с даты поступления заявки в РОСПАТЕНТ исключительное право пользоваться и распоряжаться знаком, а также запрещать его использование другими лицами. Срок действия регистрации может быть продлен каждый раз на 10 лет. За выдачу свидетельства на товарный знак, поддержание его в силе и продление срока действия регистрации взимаются пошлины.

Право на товарный знак является абсолютным и исключительным субъективным правом. Это означает, что только его владелец обладает монопольной возможностью использовать товарный знак и распоряжаться им, а также запрещать использование товарного знака другими лицами. Использование товарного знака рассматривается законом не только как право, но и как обязанность его владельца. Если товарный знак не используется без уважительных причин в течение пяти лет, его регистрация может быть прекращена досрочно по требованию любого заинтересованного лица.

Лица, желающие воспользоваться чужим товарным знаком, обязаны договориться с его владельцем либо о его уступке, либо о предоставлении лицензии.

Уступка товарного знака означает передачу прав на товарный знак его владельцем другому юридическому или физическому лицу в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован. Лицензионный договор предполагает предоставление другому лицу право на использование товарного знака на оговорённый в договоре срок. При этом сам владелец сохраняет право на товарный знак и несет все обязанности его владельца. Условия лицензионного договора определяются в целом самими сторонами. В частности, они сами решают вопрос о том, приобретает ли лицензиат исключительное право на пользование знаком или нет, самостоятельно определяют размер и порядок уплаты вознаграждения, устанавливают срок действия договора и т.д.

Однако законом введено два взаимосвязанных обязательных условия:

Качество товаров лицензиата должно быть не ниже качества товаров лицензиара (владельца);

Лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.

Указанные требования представляют собой определенную гарантию для потребителей, ориентирующихся на уже известный товарный знак.

Закон предъявляет особые требования к форме договоров об уступке товарного знака и передаче права на его использование. Договоры должны совершаться в письменной форме и регистрироваться в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (РОСПАТЕНТ).Без регистрации они считаются недействительными.

Помимо регистрации в Российской Федерации юридические и физические лица вправе зарегистрировать товарный знак в зарубежных странах или произвести его международную регистрацию. Заявка на регистрацию в зарубежную страну подается в соответствии с законодательством данной страны. Заявка направляется в РОСПАТЕНТ.

Сущность права на товарные знаки и знаки обслуживания состоит в том, что владелец приобретает исключительное право на товарный знак, т.е. может пользоваться товарным знаком, знаком обслуживания и распоряжаться им, а также запрещать его использование другими лицами.

Законодательство о товарных знаках устанавливает, что товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического лица, а также физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

Физические лица могут стать обладателями товарного знака, если они занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Статус предпринимателя приобретается гражданином с момента его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Выше уже упоминалось, что российское законодательство допускает к регистрации коллективные товарные знаки, владельцами которых являются союзы, хозяйственные ассоциации и иные добровольные объединения предприятий. Предприятия, входящие в соответствующий союз или ассоциацию, имеют право на пользование коллективным товарным знаком, однако не рассматриваются как его совладельцы. Регистрация товарного знака на нескольких совладельцев по общему правилу не допускается, за исключением заявок от иностранных предприятий, которые должны приниматься в соответствии с международными обязательствами России.

Право на пользование наименованием места происхождения товара предоставляется также как юридическим, так и физическим лицам, независимо от их гражданства и национальной принадлежности. При этом, однако, они должны находиться в той стране, населенном пункте, местности или другом географическом объекте, название которых используется для обозначения товара. Поскольку производством товаров, особые свойства которых исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями, могут заниматься одновременно несколько предприятий, право на пользование одним и тем же аналогичным наименованием места происхождения товара закрепляется за всеми ними. Иными словами, правообладателями рассматриваемого обозначения, в отличие от товарного знака и знака обслуживания, могут одновременно выступать несколько лиц, действующих независимо друг от друга.

Нарушением прав владельца товарного знака признается несанкционированное изготовление, применение, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначение, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров. Аналогичный характер носит нарушение прав обладателя свидетельства на пользование наименованием места происхождения товара, с той лишь разницей, что в данном случае исключено санкционирование использования обозначения законным его обладателем.

Защита прав на товарный знак, знак обслуживания и наименование места происхождения товара осуществляется в основном в юрисдикционной форме в рамках административной, гражданской и уголовно-правовой процедур. Административно-правовая защита нарушенных или оспариваемых прав сводится:

во-первых, к возможности подачи возражения против регистрации товарного знака в Апелляционную палату РОСПАТЕНТА с правом последующего обжалования принятого по возражению решения;

во-вторых, к обращению с заявлением о нарушении правил добросовестной конкуренции в федеральный антимонопольный орган (территориальный орган);

в третьих, к подаче жалобы в вышестоящий орган организации нарушителя, если таковой у последней имеется.

Общим порядком защиты нарушенных прав на товарный знак и наименование места происхождения товара является их гражданско-правовая защита, реализуемая в рамках общего, т.е. судебного (искового), порядка. Способы защиты нарушенных или оспариваемых прав на товарный знак или наименование места происхождения товара в основном совпадают и сводятся к следующему. Прежде всего, владелец товарного знака и обладатель права на наименование места происхождения товара, права которых оспариваются или не признаются третьими лицами, вправе потребовать официального признания этих прав.

Наиболее распространенным способом защиты, вытекающим из нарушения права на товарный знак и наименование места происхождения товара, является требование о прекращении их дальнейшего использования. Следуя смыслу закона, можно вывести, что данное требование может быть, заявлено и в целях предотвращения готовящегося правонарушения, когда, например, незаконно маркированный чужим товарным знаком товар лишь готовится к реализации или ввозу на территорию охраны.

К указанному способу близко примыкает требование об удалении с товара или его упаковки незаконно используемого товарного знака (наименования места происхождения товара) или обозначения, сходного с ним до степени смешения, либо уничтожении изготовленных изображений товарного знака (наименования места происхождения товара) или обозначения, сходного с ним до степени смешения. В тех случаях, когда вследствие незаконного использования товарного знака или наименования места происхождения товара их обладатели понесли убытки, они подлежат возмещению нарушителем в полном объеме.

В качестве особого способа защиты права на товарный знак и наименование места происхождения товара выделяется опубликование судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего. Такого рода публикация, текст, место и время опубликования которой во избежание дальнейших споров должны быть определены судом, подлежат оплате нарушителем.

Рассматриваемые выше способы защиты в основном применяются во внедоговорной сфере. В тех случаях, когда товарный знак используется на лицензионной основе, защита прав владельца товарного знака осуществляется, прежде всего, с помощью тех мер, которые предусмотрены сторонами в договоре.

Действующее законодательство рассматривает незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара не только в качестве гражданского правонарушения, но и как уголовно наказуемое деяние.Однако для квалификации такого деяния как преступления необходимы такие признаки, как неоднократность или причинение крупного ущерба. Субъективная сторона предусматривается прямым умыслом. Санкции выражены штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Свидетельство на товарный знак или наименование места происхождения товара обеспечивает его обладателю практически не ограниченную по времени возможность (учитывая право продления срока регистрации) пользоваться соответствующим знаком (наименованием) для обозначения производимых и реализуемых им товаров. Однако закон предусматривает ряд оснований, при наличии которых правовая охрана товарного знака или наименования места происхождения товара может быть прекращена.

Основаниями ликвидации могут быть следующие факты:

1. Регистрация товарного знака аннулируется в связи с прекращением срока ее действия, если владелец товарного знака своевременно не позаботился о продлении срока охраны.

2. Решение суда о досрочном прекращении действия регистрации по причине использования коллективного знака на товарах, не обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками.

3. Охрана товарного знака досрочно прекращается на основании решения суда и тогда, когда знак не используется без уважительных причин непрерывно в течение пяти лет с даты регистрации или пяти лет, предшествующих подачи заявления любым заинтересованным лицом.

4. Регистрация товарного знака может быть признана недействительной полностью или частично в течение всего срока ее действия, если она была произведена с нарушением требований или в течение пяти лет с даты публикации сведений о регистрации товарного знака в официальном бюллетене. Особенностью данного случая прекращения правовой охраны товарного знака является то, что его регистрация аннулируется с самого начального момента охраны.

5. Регистрация товарного знака аннулируется при ликвидации юридического лица - владельца товарного знака.

6. Регистрация товарного знака может быть аннулирована на основании решения суда в случае превращения товарного знака в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида.

7. Правовая охрана товарного знака прекращается в случае отказа от нее владельца товарного знака.

Действующим законодательством установлена ответственность за незаконное использование товарных знаков и знаков обслуживания.

Предусмотрена как гражданско-правовая, так и уголовная ответственность. Любое решение, вынесенное при разрешении спора в административном порядке, может быть оспорено в суде .

Меры ответственности применяются к лицам, которые в нарушение закона используют как зарегистрированный товарный знак или наименование, так и сходное с ними обозначение для однородных товаров.

Нарушение может выражаться, например, в изготовлении, при применении, ввозе, предложении к продаже, ином введении в хозяйственный оборот или хранении с этой целью товарного знака либо обозначенного им товара. Как нарушение прав владельца товарного знака квалифицируется также несанкционированное применение в тех же формах в отношении однородных товаров обозначения, сходного с зарегистрированным товарным знаком до степени смешения. Специфической формой нарушения в области наименований географических объектов является применение зарегистрированного наименования в переводе на другие языки. Нарушением считается использование зарегистрированного наименования в сочетании с такими выражениями, как «род», «тип», «имитация» и т.п., а также применение сходного обозначения, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара. Примером одного из подобных нарушений может служить помещение на бутылки с минеральной водой наклеек «типа Ессентуки - 17» .

Владелец свидетельства на товарный знак вправе потребовать по суду от нарушителя его прав прекращения нарушения и возмещения причиненных убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Другими формами воздействия на нарушителя могут служить публикации судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего. При этом необходимо иметь в виду, что существуют определённые условия реализации данного способа.

Еще одной формой воздействия на нарушителя может быть удаление с товара и его упаковки незаконно помещенного товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения, либо уничтожения изготовленных изображений товарного знака или сходного обозначения, однако ни в коем случае не может быть уничтожен сам товар нарушителя. За нарушение исключительного права может наступить и уголовная ответственность. Уголовное законодательство РФ установливает признаки, наличие которых позволяет квалифицировать действие нарушителя как уголовное преступление. Прежде всего, оно указывает на неоднократность действия нарушителя, затем – на наличие крупного ущерба, и на прямой умысел нарушителя.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что за незаконное использование товарного знака или знака обслуживания нарушитель может понести гражданскую или уголовную ответственность. Владелец товарного знака вправе требовать возмещения причиненных убытков, опубликования в прессе судебного решения. Существуют и другие формы ответственности за незаконное использование товарного знака или знака обслуживания. Изучая материал по теме «Права владельцев товарных знаков и знаков обслуживания и их гражданско-правовая защита» можно отметить, что товарные знаки и знаки обслуживания являются средствами индивидуализации товаров и их производителей. Товарные знаки и знаки обслуживания имеют четкое понятие, функции и различные виды.

За их незаконное использование законодательством Российской Федерации предусмотрены гражданская или уголовная ответственность.

Литература

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой 21.10.1994 г. N 51-ФЗ) (в ред. от 28.11.2011 N 337-ФЗ // СЗ РФ. – 1994. – №1)

  2. Веркман К.Д. Товарные знаки. Создание, психология, восприятие. М.,2008.-301 с.

  3. Волков С.И., Восканян Р.С. Товарные знаки в условиях рыночной экономики. М.,2009.-280 с.

  4. Дозорцев В.А. Понятие исключительного права. // Юридический мир. – 2000. - № 3.

  5. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ. М., 2006г.-264 с.

  6. Щербачева Л.В. Субъективное право на товарный знак. // Вестник Московского Университета МВД России. – 2005. - № 1.

  7. Щербачева Л.В., Быструшкин И.В. Защита прав на товарный знак. // Вестник Московского Университета МВД России. – 2005. - № 2.

Просмотров работы: 11915