ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСКОРПАРАЦИЙ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСКОРПАРАЦИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Государственная корпорация как организационно-правовая форма была введена в законодательство в 1999 году специально для придания особого статуса создававшемуся в то время Агентству по реструктуризации кредитных организаций.

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.1

Отличие госкорпораций от унитарных предприятий в выводе из-под контроля государственный органов. Они не обязаны отчитываться о своей деятельности, за исключением ежегодного представления правительству отчета, аудиторского заключения, заключения ревизионной комиссии и некоторых иных документов. Любые другие органы власти, включая Росрегистрацию, налоговую и таможенную службу, перед госкорпорацией бессильны. Она не обязана публиковать даже указанную отчетность.2

Для государственных корпораций, срок деятельности которых ограничен временными рамками, в законодательстве не прописаны вопросы реорганизации и ликвидации (за исключением Фонда ЖКХ срок деятельности которого ограничен периодом до 1 января 2012 года).

Институт госкорпораций - способ выполнения функций государства на рыночной основе. Это своеобразный симбиоз государственной и частной структуры. Преимуществом госкорпораций, по сравнению с другими государственными органами, является более гибкое расходование средств, большая оперативность в принятии решений.3Госкорпорации создавались, когда у государства были огромные средства. Эти средства предполагалось направить на развитие.4В экономической теории всех стран считается, что частные компании более эффективно используют ресурсы. Созданные госкорпорации функционируют в рыночных условиях. Задумывалось, что государственная структура, функционируя в рыночных условиях, будет более эффективна. Это также один из мотивов создания госкорпораций. Однако, как организационная форма государственные корпорации могли бы обладать большими преимуществами, если та концентрация ресурсов и широкие полномочия, которыми обладают госкорпорации, были бы уравновешены более жестким контролем со стороны государственных органов управления.

В законодательстве не прописано, как оценивать результаты деятельности государственных корпораций. Ещё большим недостатком закона является отсутствие прописанных форм ответственности руководителей за результаты деятельности. Получается, что руководя практически рыночными структурами, главы госкорпораций, имеют статус приближенный к чиновникам. 5

У госкорпораций очень специфическая структура управления. Руководителей некоторых госкорпораций назначает президент. Председателем других является премьер-министр. Вообще правительство имеет очень большое влияние на госкорпорации, в наблюдательные советы входит большое число министров. Также интересно, что большинство госкорпораций было создано в 2007 году. И государственные корпорации создавались, специально для расширения полномочий правительства.6

В соответствии со ст.7. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 16.11.2011) "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)

(далее - ФЗ «О некоммерческих организациях») государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. 7

Также в этой статье установлено, что государственная корпорация создается на основании федерального закона, а имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Исходя из этого, к общим моментам, характеризующим имущественный статус государственных корпораций, можно отнести:

1) осуществление деятельности в интересах всего общества, следствием чего является строго целевой характер использования государственными корпорациями своего имущества;

2) основным источником формирования имущества государственных корпораций является имущественный взнос Российской Федерации, которая признается единственно возможным их учредителем.

В качестве такого взноса может выступать любое имущество, за исключением того, которое может находиться только в государственной собственности. 8

При этом на случаи передачи имущественного взноса Российской Федерации государственным корпорациям не распространяется действие законодательства о приватизации (п/п 8 п.2 ст.3 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».9 В частности, передача имущественных комплексов федеральных унитарных предприятий государственным корпорациям теперь рассматривается как особый способ прекращения деятельности этих унитарных предприятий как юридических лиц, отличный от их реорганизации или ликвидации (ст.21.2 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»);

3) после внесения имущественного взноса в государственную корпорацию Российская Федерация утрачивает на это имущество право собственности, которое переходит к государственной корпорации как юридическому лицу. У Российской Федерации остаются только права на участие в управлении государственной корпорацией, в том числе контроля через назначение их единоличных исполнительных органов и представителей в высшие органы управления;

4) государственные корпорации как юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, если иное не предусмотрено законом. На сегодняшний день установлено два таких исключения:

- в отношении обращения взыскания на средства фонда страхования вкладов по иным обязательствам Агентства по страхованию вкладов, чем выплата страхового возмещения;

- в отношении имущества ГК «Росатом», включенного в специальный перечень, утверждаемый Правительством РФ.

5) применительно ко всем государственным корпорациям в законах об их создании содержится открытый перечень источников формирования имущества, т. е. перечень видов деятельности и отдельных сделок, которые они могут осуществлять и в результате которых у них возникают права собственности и иные имущественные права;

6) государственным корпорациям как собственникам принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, а также по своему усмотрению совершать в отношении этого имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам.

При этом на случаи отчуждения имущества государственными корпорациями также не распространяется действие ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», поскольку в этих случаях речь идет уже об отчуждении имущества, находящегося в собственности государственных корпораций, а не в государственной собственности;

7) решения о совершении государственными корпорациями определенных сделок с имуществом должны принимать высшие органы управления государственных корпораций, формируемые из представителей федеральных государственных органов, а в некоторых случаях - Правительство РФ.10

Кроме того, высшие органы управления государственных корпораций принимают решения об использовании их прибыли, резервов и фондов, т. е. о направлениях использования денежных средств.11

Организационно-правовая структура государственной корпорации представляет собой трехзвенную иерархическую структуру: высший орган управления (наблюдательный совет, совет директоров),коллегиальный исполнительный орган (правление) и единоличный исполнительный орган (генеральный директор, председатель и президент). Порядок формирования органов корпоративного управления устанавливается статутным федеральным законом. Высший орган управления формируется из представителей Президента и Правительства РФ, обеих палат Федерального Собрания РФ, Банка России и Общественной палаты РФ. Руководитель корпорации входит в состав данного органа управления по должности. Наблюдательный совет (совет директоров) назначает членов правления, которое возглавляет руководитель корпорации. Единоличный исполнительный орган назначается, в зависимости от корпорации, актом Президента или Правительства РФ, а также решением совета директоров Агентства по страхованию вкладов.

Наблюдательный совет, как высший орган управления принимает локальные корпоративные акты, и контролирует их исполнение. Правление готовит проекты решений для последующего их утверждения наблюдательным советом, а также формирует структуру внутренних органов и подразделений. Руководитель корпорации выполняет организационно 153 представительские функции. Публичная составляющая статуса таких органов проявляется, в частности, в доминирующем значении решений представителей органов исполнительной власти и других публичных органов в сферах внутрикорпоративного управления и хозяйственной деятельности.

Организационная модель органов управления государственных корпораций заимствована из правовой модели акционерного общества (наименования и иерархия корпоративных органов) и положений о статусе Центрального банка РФ (порядок формирования и характер полномочий). Особенность административно-правового статуса органов корпоративного управления заключается в том, что они представляют интересы исполнительной власти.

Особую значимость правового статуса государственных корпораций имеют взаимоотношения при проведении мероприятий в сфере публичного контроля и надзора, который может быть внешним и внутренним. Полномочиями по реализации функций внешней контрольно-надзорной деятельности наделены федеральные органы исполнительной власти. В частности, к такимпубличным органам следует отнести Ростехнадзор. В отношении иных государственных корпораций Счетная палата РФ наделена правомочиями реализации контрольно-надзорных правомочий только на стадии передачи имущественного взноса.

Государственные корпорации в императивном порядке представляют Президенту и Правительству РФ годовые отчеты, которые также должны быть опубликованы на официальных сайтах корпораций в сети Интернет. Другой форму внешнего контроля служит ежегодная аудиторская проверка, для проведения которой наблюдательный совет государственной корпорации отбирает и назначает независимую аудиторскую организацию.

Полномочия по реализации функций внутреннего публичного контроля и надзора возложены на специальные органы корпоративного управления.

Общественный контроль за государственными корпорациями осуществляют различные научные, экспертные и общественные советы.

В соответствии с особенностями административно-правового положения государственные корпорации не могут быть реорганизованы или преобразованы в иные организационно-правовые формы юридического лица. Корпорации представляют собой публичные некоммерческие организации, но их функции непосредственно связаны с осуществлением предпринимательской деятельности. В социально-экономической сфере существует достаточно областей, в которые частный инвестор не будет вкладывать оборотные средства в связи с убыточностью или повышенным риском возможности не получить дивиденды. Переданная государственным корпорациям публичная недвижимость и средства федерального должна быть направлена на финансирование тех сфер народного хозяйства, в которых существует кризис ликвидности и где частный инвестор менее активен.

Государственные корпорации представляют собой форму управления публичным имуществом в целях развития социально-экономической сферы. Содержание полномочий корпорации некоммерческой формы как самостоятельного института российской правовой системы обусловливается особым административным статусом. Однако государственные корпорации не могут самостоятельно коренным образом повлиять на благополучие общества и государства. Различные факторы, в частности, изношенность инфраструктуры российской экономики, сдерживают поступательное развитие государства. Следовательно, результативность деятельности государственных корпораций по исполнению публичных функций всецело зависит от необходимости проведения комплекса общефедеральных мер, направленных на построение правового социального государства с рыночной экономикой.

Литература

  1. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "О приватизации государственного и муниципального имущества"// "Российской газете" от 26 января 2002 г. N 16

  2. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 30 декабря 2012 г. N 325-ФЗ) "О некоммерческих организациях" // "Российской газете" от 24 января 1996 г. N 14,

  3. Агапов А.Б. Административное право: учебник /. 6-изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт. 2009-С.94

  4. Ефимова JI.О правовой природе госкорпораций /Л. Ефимова // «Хозяйство и право». №8. 2008.-С.32

  5. Ершова И.В. Проблемы правового статуса государственных корпораций // «Государство и право» № 6. 2001. –C.4-5

  6. Курбатов А Я. Государственные корпорации как организационно-правовая форма юридического лица/А.Я.Курбатов // «Хозяйство и право» № 4. 2008. – С.52

  7. Лазаревский А. Диагноз института госкорпораций /А.Лазаревский // «ЭЖ-Юрист». 2008. –С.28-29

  8. Талапина Э.В. Государственные корпорации как новый субъект права /Э.В.Талапина // «Законы России: опыт, анализ, практика» №2. 2009 -С.43-44

1 . Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 N 7-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», от 24.07.2008 N 161-ФЗ, от 16.10.2012 N 174-ФЗ)

2 Ершова И.В. Проблемы правового статуса государственных корпораций // «Государство и право» № 6. 2001. –C.4-5

3 Лазаревский А. Диагноз института госкорпораций /А.Лазаревский // «ЭЖ-Юрист». 2008. –С.28-29

4 Агапов А.Б. Административное право: учебник /. 6-изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт. 2009-С.94

5 Курбатов А.Я. Государственные корпорации как организационно-правовая форма юридического лица/А.Я.Курбатов // «Хозяйство и право» № 4. 2008. – С.54-56

6 Ефимова JI.О правовой природе госкорпораций /Л. Ефимова // «Хозяйство и право». №8. 2008.-С.32

7 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 30 декабря 2012 г. N 325-ФЗ) "О некоммерческих организациях" // "Российской газете" от 24 января 1996 г. N 14,

8 Курбатов А.Я. Сферы деятельности государственных корпораций /А.Я.Курбатов // «Корпоративный юрист». № 6. 2009. -С.106-107

9 Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) "О приватизации государственного и муниципального имущества"// "Российской газете" от 26 января 2002 г. N 16

10 Талапина Э.В. Государственные корпорации как новый субъект права /Э.В.Талапина // «Законы России: опыт, анализ, практика» №2. 2009 -С.43-44

11 Курбатов А Я. Государственные корпорации как организационно-правовая форма юридического лица/А.Я.Курбатов // «Хозяйство и право» № 4. 2008. – С.52

Просмотров работы: 6086