КОГДА ШОПИНГ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В БОЛЕЗНЬ? - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

КОГДА ШОПИНГ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В БОЛЕЗНЬ?

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Всякий раз, когда я вижу женщин, да и мужчин, слепо чем- то увлеченных, я перестаю верить в их способность глубоко чувствовать. Это правило меня еще ни разу не обмануло.

Никола Шамфор.

«Мне плохо, и что же теперь делать? Может, пройтись по магазинам и купить что-то?» – и если даже не у всех женщин планеты возникает такое желание при возникновении сложных жизненных ситуаций, но точно, что у многих. Процесс посещения магазинов, хождения по их светлым красочным бутикам, внимание персонала, огромный выбор нарядов и аксессуаров, возможность в чем-то себя изменить и выглядеть еще лучше – повышает женскую самооценку, поднимает настроение.Даже если в жизни все безоблачно и хорошо, женщины все равно прибегают к шоппингу, так как покупка чего-то новенького обладает необычной силой и дарит искреннюю радость, а для некоторых и счастье. Зависит все от того, насколько эта вещь важна и ценна для покупателя. То есть через подмену ярких красок жизни в витринах магазинов можно снять свой стресс, особенно когда за окном тусклые угрюмые будни, когда жизнь кажется «серой», все напрягает, и хочется чего-то новенького. И даже если нет возможности пробежаться по магазинам, всегда можно сделать покупки онлайн или по каталогам.

Но не все так благополучно, американские психиаторы собираются вносить в справочники по психиатрии новое заболевание — навязчивый и всепоглощающий шопинг. Предположительно это навязчивое состояние присуще 10 млн американцев. Навязчивая идея заниматься шопингом принимает такие формы, когда человек становится не в состоянии справиться с возникающей тягой к покупкам. Большинство таких людей попросту становится банкротами, поскольку не могут контролировать денежные траты.

В Великобритании эту болезнь называют компульсивным шопингом. Его относят к нервным расстройствам, которыми, по мнению британских психотерапевтов, страдает от 2 до 8% населения.

Нередко навязчивое состояние делать покупки часто просто высмеивается. Между тем известны случаи, когда эта страсть приводила к самоубийству, поэтому окружающим людям не следует так относиться к этой серьезной проблеме. Тем более, что сами шопоголики отрицают свою зависимость и одновременно стыдятся ее намного сильнее, чем алкоголики или наркозависимые.

Американский психолог Бенсон уже 12 лет исследует проблему шопоголизма, его причины и последствия. Эта женщина начала выступать по телевидению и радио, чтобы обратить внимание общественности на серьезность возникшей ситуации. Она создала в Нью-Йорке центр, в котором зависимым от шопинга людям предлагают пройти 10-недель-ный курс лечения.

Между тем в Европе к проблеме шопоголизма относятся с большим пониманием. Так, например, скандинавские психологи, занимающиеся лечением различных зависимостей, советуют людям, не контролирующим себя при совершении покупок, срочно заняться самотерапией , а если она не поможет, лечь в клинику. Проблема заключается лишь в том, что страдающие шопинговой зависимостью люди не всегда понимают, что с ними на самом деле происходит, и насколько это серьезно. Непонимание и бессилие перед совершением нежелательных поступков приводят человека к депрессии. Психологи, к которым они обращаются, часто пытаются лечить человека именно от депрессии, которая является лишь сопутствующим состоянием. Глубинные причины шопоголизма зачастую так и остаются нераскрытыми.

Психиатры давно уже изучают ониоманию как психическую аномалию или болезнь. Еще в 1909 г. известный психиатр Крепелин , исследуя феномен пристрастия к покупкам, назвал людей, страдающих этим нарушением психики, ониоманьяками . Его последователь Е. Блейлер классифицировал ониоманьяков , поставив их в один ряд с игроманами , клептоманами и алкоголиками в разделе Импульсивные психозы Крепелина .

Блейлер в своих работах так описывал больных опиоманией: Покупки совершаются импульсивно и ведут к нелепым долгам, пока крах на некоторое время выясняет положение, но лишь до некоторой степени, ибо больные никогда не признают всех долгов... имеем всегда дело с женщинами... Существенным является импульсный момент, то, что больной иначе не может... больные не в состоянии ни о чем думать, не в состоянии представить себе последствия своих нелепых поступков и решить, что этого можно не делать.

В настоящее время это состояние по научному называют аддикцией к покупкам, или компульсивными покупками. Особенно пристальное внимание эта болезнь стала привлекать исследователей в последнем десятилетии. По их мнению, аддикция к покупкам приобрела массовый характер. Причиной этого является развитие общества потребления. Именно в эту сторону продвигается эволюция общества в современных развитых странах

К такому состоянию неуклонно движется и Россия. Особенно ярко это проявляется в крупных городах. Это неудивительно, если учитывать то, что долгое время российское общество существовало в условиях тотального дефицита. Такое положение стало благоприятной почвой для развития массовой аддикции к покупкам. Более того, эта болезненная страсть может стать намного более тяжелой проблемой, чем в других странах, намного ранее перешедших на уровень потребительского изобилия.

Ониомания чаще всего встречается среди представителей среднего класса. Причинами массовости этого явления стало развитие рекламы, института кредитования, упрощение оплаты с помощью кредитных карточек и др.

Около 30 лет назад шопомания как болезнь была подробно описана П. Слатером под названием аддикция к богатству. Т. Отуин и Р. Фабер дали характеристику компульсивному шопингу, описав его как хроническое, повторяющееся совершение покупок, которое становится первичным ответом на негативные события и чувства.

Согласно Фаберу и Отуину , аддикция к трате денег начинается обычно в возрасте 30 лет. Средний возраст больных этим состоянием составляет 39 лет. Ониоманией страдают преимущественно женщины (92% из всех больных). По мнению этих ученых, всего в мире этим видом аддикции серьезно страдает 1,1% населения.

Психиатр Р. Милтенбергер и его сотрудники определили, что заболевание начинается еще в молодом возрасте (14-18 лет). По данным исследователя Д. Блэка ониомания встречается у 2-8% среди всего населения планеты, из которых женщины составляют 80-95%. По данным А. Бенсона , в США аддикцией к покупкам страдает от 1% до 10% населения.

Ониомания сопровождается многими негативными явлениями — такими, как:

- накопление больших долгов (в 58,3% случаях заболевания);

- неспособность погашать задолженность (в 41,7% случаев);

- негативная реакция окружающих (в 33,3% случаев);

- судебные и финансовые последствия (в 8,3% случаев);

- криминальные проблемы с законом (в 8,3% случаев);

- чувство вины (в 45,8% случаев).

В 50% случаев аддикция к покупкам сочетается с тревожным расстройством 45,8% ониоманьяков имеют также химическую зависимость, в том числе 20% из них страдают алкоголизмом, 20,8% — пищевыми аддикциями. Кроме того, 18% больных ониоманией страдают также депрессией.

Развитию данной проблемы способствует большое количество рекламы, которая очень плотно вошла в нашу жизнь, постоянное увеличение торговых центров и открытие новых магазинов, развитие института кредитования. Таким образом, можно сказать что проблема шопинга уже давно вышла за рамки безобидного увлечения и набирает с каждым днем все большие обороты.

Просмотров работы: 2028