МОДЕРНИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КОВШЕЙ ЗЕМСНАРЯДА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МОДЕРНИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КОВШЕЙ ЗЕМСНАРЯДА

Тауткеев А.А. 1, Рзаев Р.А. 1
1Астраханский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С развитием судоходства появилась потребность в строительстве новых портов. Основная работа заключалась в углублении прибрежной зоны, лучше всего с этим справляются дноуглубительные земснаряды. В Астраханском регионе актуальны проблемы дноуглубления: Волго-Каспийского канала, обеспечение работы порта Оля, работа по очистке и углублению рыбоходных каналов и т.д.

Минимизация издержек и обеспечение требуемого качества работы возможно только при высокой надёжности технологического оборудования, поэтому остаются актуальными исследования, направленные на разработку современных технологических процессов восстановления и упрочнения деталей.

Основная доля быстроизнашивающихся деталей дноуглубительных земснарядов изготавливается из марганцовистых сталей. Техническое развитие промышленности за счёт внедрения современных технологий, оборудования и материалов приводит к появлению узлов и агрегатов сложной конструкции, включающие в себя детали с высокими характеристиками рабочих поверхностей.

Существующие способы восстановления таких деталей не всегда удовлетворяют современным требованиям, в частности, многие из них не обеспечивают требуемую износостойкость рабочих поверхностей деталей, имеют высокую себестоимость.

Обеспечение требуемого качества и высокой производительности при восстановлении изношенных деталей возможно только при использовании современных способов, материалов и оборудования.

Цель проекта– анализ технологий восстановления наплавкой, усовершенствование технологии.

В данной работе рассматривается многочерпаковый земснаряд, представляющий собой машину непрерывного действия, с черпаками, закрепленными на бесконечной цепи, натянутой между двумя барабанами.

Как правило, рабочие узлы такой машины подвергаются высокому абразивному износу. Возникающее трение между черпаком земснаряда и грунтом в воде изнашивает режущую поверхность, что уменьшает производительность и долговечность узла. Замена черпака на новый, экономически не выгодное решение.

Рисунок 1. Абразивный износ черпака

Проанализировав все основные методы наплавки, выбираем несколько, которые подходят как с экономической точки зрения, так и с технологической.

Таблица 1.

Сравнительный анализ видов наплавки

Вид наплавки

Недостатки

Преимущество

Ручная дуговая наплавка

- Низкая производительность

- тяжелые условия труда;

- Непостоянство качества наплавленного слоя;

- Большое проплавление основного металла.

- Работа во всех пространственных положениях

- Низкая себестоимость

- Простота и доступность оборудования и технологии;

- Возможность получения наплавленного металла практически любой системы легирования.

Наплавка под слоем флюса

- Наплавка только в нижнем положении

- Сварка (наплавка) не производится на малых отрезках

- Высокая производительность (по сравнению в защитных газах)

- Минимальный коэффициент потерь электродного металла (0,5 – 3%)

- Из-за закрытой дуги нет необходимости в средствах защиты от световых излучений, а также разбрызгивания электродного металла

Наплавка в среде защитных газов

- Ветер, при работе сбивает струю защитного газа, вследствие чего возникают поры

- Увеличение производительности наплавки ограничивается диапазоном сварочного тока

- Увеличение тока приводит к повышению разбрызгивания наплавляемого металла

- Большое проплавление основного металла, особенно при наплавке проволоками.

- Высокая производительность (по сравнению с РДС)

- Применяют при наплавке деталей внутренних поверхностей, глубоких отверстий, мелких деталей и сложных форм

- Работа во всех пространственных положений

- Мелкокапельный перенос электродного материала

- Возможность получения наплавленного металла практически любой системы легирования.

Вибродуговая наплавка

- Сравнительно низкий коэффициент наплавки

- Невысокая производительность наплавки

- Наплавка в основном деталей типа тел вращения

- Детали имеют весьма малые деформации

- Ускоренное охлаждение наплавленного металла

Газопламенная наплавка

- Более низкая производительность (по сравнению с РДС)

- Увеличенная зона нагрева основного металла

- Качество работы напрямую зависит от квалификации сварщика

- Позволяет гибко и независимо регулировать нагрев основного и присадочного металла

- Малое проплавление основного металла;

- Универсальность и гибкость технологии;

- Возможность наплавки слоев малой толщины

Плазменная наплавка

- Высокая стоимость

- Качественное обслуживание

- Сложность установки

- Относительно невысокая производительность;

- Необходимость в сложном оборудовании.

- Высокая концентрация тепловой мощности и минимальная ширина зоны термического влияния.

- Возможность получения толщины наплавляемого слоя от 0,1 мм до нескольких миллиметров.

- Возможность наплавления различных износостойких материалов (медь, латунь, пластмасса) на стальную деталь.

- Возможность выполнения плазменной закалки поверхности детали.

- Относительно высокий К.П.Д. дуги (0.2 …0.45).

- Малое (по сравнению с другими видами наплавки) перемешивание наплавляемого материала с основой, что позволяет достичь необходимых характеристик покрытий.

Индукционная наплавка

- Перегрев основного металла;

- Необходимость использования для наплавки только тех материалов, которые имеют температуру плавления ниже температуры плавления основного металла.

- Высокая производительность процесса (до 20 кг/ч)

- Качество наплавленного слоя

- Незначительное проплавление основного металла

- Возможность получения тонких слоев (до 0,3мм)

Контактная приварка

- Использования только в стационарных условиях из-за значительной массы сварочного оборудования и большого потребления электрической энергии.

- Ограниченная номенклатура изделий

- Диапазон толщин мал

- Наплавка производится в одном положении

- Образование соединения без присадочной проволоки, защитных сред и других вспомогательных материалов

- Простота технологического процесса

- Сварное соединение сопровождается минимальной вынужденной деформацией (в пределах 10 %);

- Практически отсутствует коробление и зона термовлияния;

- Легкость механизации и автоматизации загрузки и выгрузки деталей, что обеспечивает высокую производительность.

В настоящее время общепризнано, что наплавка является одним из наиболее эффективных методов защиты поверхности деталей от износа. В то же время нельзя считать, что метод этот универсален и во всех случаях лучше других распространенных способов упрочнения поверхности – закалки, напыления, термохимической обработки и пр. Поэтому перед началом работ пользователь должен провести сравнительный экономический анализ всех возможных способов упрочнения.

Проведя анализ с точки зрения экономической эффективности и технологии восстановления наиболее перспективными были способ восстановления в защитных газах и ленточным электродом по сравнению с базового способа (ручная дуговая наплавка электродом Т600).

По затратам на метр кромки ковша земснаряда наиболее менее затратным является наплавка в среде защитных газах в 1,28 раз, но трудоемкости наплавка ленточным электродом в 4,3 раза меньше чем РДС способ.

Литература

  1. Войнов Б. А. Износостойкие сплавы и покрытия. М.: Машиностроение, 1980. 120 с.

  2. Кравцов Т. Г., Сторожев В. П. Восстановление деталей при ремонте судов. М.: Транспорт, 1981. 119 с.

  3. Потапьевский А. Г. Сварки в защитных газах плавящимся электродом. М.: Машиностроение, 1974. 237 с.

  4. Рыкалин Н. Н. Расчет тепловых процессов при сварке. М.: Машгиз, 1951. 296 с.

  5. Современные методы упрочнения поверхностей деталей машин : Аналит. обзор. (Науч.-техн прогресс в машиностроении; Вып.9.) М. : МЦНТИ, 1989. 286 с.

  6. Хасуй А., Моригаки О. Наплавка и напыление. М. Машиностроение. 1985. 239 с.

  7. СидоровА.И. Восстановление деталей машин напылением и наплавкой. -М. М.: Машиностроение, 1987.- 192 с.

Просмотров работы: 1591