Особое место в социальной структуре общества занимает человек как основной, изначальный элемент этой структуры.
Человек - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. С биологической точки зрения, человек - высшая ступень развития животных на земле. В то время как поведение животного полностью определяется инстинктами, поведение человека непосредственно определяется мышлением, чувствами, волей, степенью познания законов природы, общества, самого себя.
«Индивид» - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов, так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Индивид - это отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто - и филогенеза человека, личность - итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.
Поскольку социологию человек интересует, прежде всего, не как продукт природы, а как продукт общества, то для нее важнейшее значение имеет категория «личность».
Личность - социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью. Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии, социологии. Философия рассматривают личность с точки зрения её положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств.
Человек - существо деятельное. Включившись в систему общественных отношений, человек приобретает личностные качества и становится социальным субъектом.
В отличие от индивида, личностью не рождаются, ею становятся. Определенное влияние на развитие и формирование личности оказывает процесс становления социального «Я».
Личность формирует такие отношения, которых нет, и никогда не было, и в принципе не может существовать в природе, а именно - общественные. Она расширяется через совокупность общественных отношений, а, следовательно, динамический ансамбль людей, связанных взаимными узами. Поэтому личность не только существует, но и рождается, именно, как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений.
Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.
Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь (судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его от любой другой личности, выделить ее среди прочих.
Литература
1. Ковалев А.Г. Психология личности. - М.: Просвещение, 2005.
2. Кравченко А.И. Социология. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2005.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М: Политиздат, 2006.
4. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. Психология образования человека. - М.: Просвещение, 2007.
5. Петровский А.В. Быть личностью. - М: Педагогика, 2005.