К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЙ "ЧЕЛОВЕК ", "ИНДИВИД", "ЛИЧНОСТЬ" - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЙ "ЧЕЛОВЕК ", "ИНДИВИД", "ЛИЧНОСТЬ"

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Вся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих в обще­стве процессах: жизнедеятельность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятель­ность человека характеризует качественную определённость общества, но и общество фор­мирует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправлен­ной творческой деятельности.

Особое место в социальной структуре общества занимает человек как основной, изна­чальный элемент этой структуры.

Человек - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью соз­давать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. С биологической точки зрения, человек - высшая ступень развития животных на земле. В то время как поведение животного полностью определяется инстинктами, поведение человека непосредственно оп­ределяется мышлением, чувствами, волей, степенью познания законов природы, общества, самого себя.

«Индивид» - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При та­кой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологиче­ских факторов, так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Индивид - это отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто - и фи­логенеза человека, личность - итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Поскольку социологию человек интересует, прежде всего, не как продукт природы, а как продукт общества, то для нее важнейшее значение имеет категория «личность».

Личность - социальный облик человека как субъекта общественных отношений и дей­ствий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Из­вестно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокуп­ности и образуют то, что называем личностью. Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии, социологии. Философия рас­сматривают личность с точки зрения её положения в мире как субъекта деятельности, позна­ния и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психиче­ских процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых ка­честв.

Человек - существо деятельное. Включившись в систему общественных отношений, человек приобретает личностные качества и становится социальным субъектом.

В отличие от индивида, личностью не рождаются, ею становятся. Определенное влия­ние на развитие и формирование личности оказывает процесс становления социального «Я».

Личность формирует такие отношения, которых нет, и никогда не было, и в принципе не может существовать в природе, а именно - общественные. Она расширяется через сово­купность общественных отношений, а, следовательно, динамический ансамбль людей, свя­занных взаимными узами. Поэтому личность не только существует, но и рождается, именно, как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений.

Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в дея­тельности.

Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь (судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его от любой другой личности, выделить ее среди прочих.

Литература

1. Ковалев А.Г. Психология личности. - М.: Просвещение, 2005.

2. Кравченко А.И. Социология. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2005.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М: Политиздат, 2006.

4. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. Психология образования человека. - М.: Просвеще­ние, 2007.

5. Петровский А.В. Быть личностью. - М: Педагогика, 2005.

Просмотров работы: 1384