ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ БУДУЩЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ БУДУЩЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Казакова А.И. 1, Кирова Н.Ю. 1
1Филиал Дальневосточного федерального университета в городе Арсеньеве
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
XXI век – время новых информационных технологий, требующее от организаций и предприятий инновационного подхода к осуществляемой деятельности и понимания важности человека как ключевого стратегического ресурса. И если в конце XIX – начале XX века человек воспринимался как инструмент достижения целей организации, то в настоящее время произошли существенные изменения в деятельности предприятий.

Развитие инновационных процессов связано с осознанием того, что конкурентоспособность человеческого ресурса является основным фактором научно-технических нововведений, решающим условием выживания и роста большинства предприятий. Следует признать, что единственным стабильным фактором эффективности современной организации является конкурентоспособность ее персонала. Опора на конкурентоспособность персонала — путь к успеху организации.[1]

В последнее десятилетие широкое распространение в передовых странах получила концепция «непрерывного образования», в соответствии с которой человек должен учиться и повышать свою квалификацию на протяжении всей трудовой жизни. Это обусловлено тем, что знания устаревают и требуют обновления в связи с техническим прогрессом; кроме того, обучение благотворно влияет на самого работника, развивая его интеллект и расширяя профессиональный кругозор.[2]

Сейчас организации все чаще прибегают к понятию «человеческий капитал». Связано это с тем, что руководители организаций понимают: инвестиции в человеческий капитал непосредственно влияют на финансовый результат деятельности организации.

Сущность понятия «человеческий капитал» наиболее полно выражена в статье Александра Мазина, доктора экономических наук, заведующего кафедрой экономики Нижегородского института менеджмента и бизнеса «Внутрифирменный человеческий капитал: факторы его наращивания»:

Человеческий капитал - это мера воплощенной в человеке способности приносить доход. Она охватывает все качественные характеристики человека - интеллектуальные, физические, психологические, моральные, личностные, как врожденные, так и приобретенные, отражающиеся на его доходах. К важным компонентам человеческого капитала относятся потенциал трудовой мобильности человека, его репутация, запас мотиваций, а также уровень потребностей, неразвитость которых снижает ресурсы личности.[2]

Тема развития человеческого капитала особенно актуальна для студенческого сообщества. Если студент, получая традиционное высшее образование, не проявляет активности в различных сферах деятельности, то вероятность полного раскрытия своего потенциала и успешной самореализации в профессиональной сфере значительно снижается.

Для эффективного развития необходимых качеств личности будущего работника требуется плодотворное сотрудничество высшего образовательного учреждения и студента.

После объединения нескольких ВУЗов в Дальневосточный федеральный университет произошли коренные изменения в отношении к формированию образовательной среды. Помимо повышения качества образовательных стандартов университета огромное внимание уделяется формированию дополнительных компетенций студентов и успешной их реализации на рынке труда. Это находит отражение в многогранной молодежной политике университета.

На базе университета действует множество различных общественных организаций: Департамент молодежной политики, Центр профориентации и карьерного роста, Центр развития студенческих инициатив, Студенческое научное общество, Объединенный студенческий совет, Клуб межнационального общения и Клуб дебатов, Студенческие отряды и Центр по подготовке волонтеров.

Более того на базе университета действует особая платформа, на которой создаются наиболее благоприятные условия для развития инновационного бизнеса, в том числе студенческих бизнес - проектов – бизнес – инкубатор «Terra Creativa». Terra Creativa осуществляет комплексную поддержку развитию малого бизнеса: предоставляет развитую инфраструктуру, ведет консалтинговую деятельность, содействует привлечению инвестиций. Цель Terra Creativa – это стимулирование развития малого инновационного предпринимательства на территории Приморского края. Бизнес – инкубатор – это удобное офисное помещение в центре города, 50 рабочих мест с доступом к Интернету, площадка для организации семинаров и тренингов, место встречи бизнеса и инвестиций. На площадке Бизнес – инкубатора студенты реализуют собственные творческие проекты и идеи, или встраиваются в действующие команды проектов, в том числе инновационных.[3]

Студенты Дальневосточного федерального университета успешно проходят конкурсные отборы на получение престижных стипендиальных программ, таких как именные стипендии Президента и Правительства РФ, стипендия Оксфордского Российского Фонда, стипендии Туманова и Маслюкова, стипендия British Petroleum. Стипендиатами Губернатора Приморского края ежегодно становятся более 700 студентов Дальневосточного федерального университета. Для мотивации студенческой деятельности учреждены специальные внутривузовские стипендии: за особые заслуги в общественной, научной, спортивной и творческой деятельности, за особые заслуги перед университетом, ежегодная премия «Аякс» для особо отличившихся за год студентов.

Университет организует множество мероприятий различной направленности: конкурсы, брифинги, круглые столы, спортивные мероприятия, конференции, школы, выездные тренинги-семинары, мастер-классы, литературные вечера, интеллектуальные игры, молодежные саммиты, открытые лекции иностранных специалистов и ученых. Все эти мероприятия имеют своей целью развитие личностных качеств студентов, необходимых для эффективной деятельности в различных профессиональных сферах.

Немаловажным фактором развития студенческого потенциала является допуск молодежи к принятию важных решений на уровне власти университета. Отличительная особенность Дальневосточного федерального университета – студенческое самоуправление и возможность молодежи самим определять свое будущее.

Социально активные студенты, получая образование, осуществляют инвестиции в собственный человеческий капитал, чтобы не просто получить диплом, а в будущем стать успешными и предприимчивыми. В данном случае имеется в виду как сама по себе предпринимательская деятельность, так и особое качество, позволяющее молодому человеку генерировать и воплощать в жизнь идеи, не останавливаться на достигнутом и постоянно пробовать себя в новом и нестандартном деле. Предприимчивость – это образ мысли, который избавляет человека от необходимости безмерно трудиться и дает возможность извлекать выгоду из любой сложившейся ситуации. Независимо от того, свяжет ли будущий специалист свою жизнь с предпринимательством или попытается себя реализовать в любой другой трудовой деятельности, предприимчивость обязательно должна входить в перечень его личных качеств.

На протяжении всего периода обучения в высшем учебном заведении, авторы данного доклада, осознавая важность формирования и накопления человеческого капитала, являются представителями наиболее активной молодежи ВУЗа и города. Выявив необходимые качества для успешного выполнения профессиональной деятельности в будущем, авторы определили для себя основные направления работы:

  1. руководство Студенческим пресс-центром. Позволяет выработать в себе коммуникативные, аналитические, ораторские, управленческие и организаторские навыки, обучиться грамотному изложению своих мыслей и творческому подходу;

  2. руководство и активная деятельность в Корпусе волонтеров при Администрации города. Позволяет выработать в себе такие качества, как ответственность, коммуникабельность, милосердие, внимательное отношение к окружающим, способность работать в команде, стрессоустойчивость, мобильность и высокую адаптивность к новым условиям;

  3. участие в деятельности Студенческого научного общества. Организация и участие в различных всероссийских и международных конференциях, круглых столах, брифингах, интеллектуальных конкурсах и тематических летних лагерях с экономическим уклоном позволяет развивать организаторские и аналитические способности, целеустремленность и дисциплину, умение принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их исполнение;

  4. активная деятельность в Студенческом совете. Творческие выступления и участие в студенческих концертах позволяют развивать в себе навыки актерского мастерства, оригинальность и нестандартное мышление, общительность и легкость в завязывании новых контактов, раскрывают творческий потенциал.

Пройдя обучение в Центре по профилактике деструктивных воздействий и Школе лидерства Дальневосточного федерального университета, Приморском краевом институте развития образования, авторы разработали и применяют тренинговую программу с целью передачи собственного позитивного опыта и раскрытия потенциала сверстников (студентов, школьников старших классов, добровольцев Корпуса волонтеров).

Программа состоит из 5 тренингов различной направленности:

  1. семинар-тренинг «На краю стою». Цель: развеять мифы и неверные представления о наркотиках в молодежной среде, донести наиболее достоверную информацию о механизмах и особенностях воздействия наркотиков на организм человека и подростков в частности, связанные с неспособностью сказать «нет» в ситуациях рискованного поведения, сформировать ценностное отношение к своему здоровью;

  2. программа по профилактике курения «No smoking – Бросаем курить вместе!». Цель: развеять мифы и ответить на часто задаваемые вопросы о курении, донести информацию о губительных последствиях курения до еще не курящих людей, с целью сформировать негативное отношение к курению. Призвать курящих и попытаться убедить фактами, статистикой и другими способами отказаться от пагубной привычки;

  3. обучающий тренинг для волонтеров «Кто, если не мы?». Цель: обучить участников тренинга формам и методам проведения семинаров-тренингов по профилактике социально-значимых заболеваний, обучить навыкам групповой работы, тренировать навыки применения интерактивных методов;

  4. тренинг на проверку способностей принятия правильных решений и личной ответственности, коммуникации в группе «Затерянный в джунглях». Цель: тренинг для студентов специальности «Менеджмент организации», направленный на тренировку навыков принятия решений в различных ситуациях, умения работать самостоятельно и в команде;

  5. тренинг «Моя карьера». Цель: ознакомить с миром профессий региона и с отдельными представителями региональных работодателей, представить возможности построения профессиональной карьеры выпускниками ВУЗа в зависимости от полученной специальности и региона, показать возможности и дать навыки для создания плана дальнейшего развития для выстраивания выбранной карьеры.

Из всего вышесказанного следует, что постоянное развитие – залог успешной карьеры молодого специалиста. Принимая это во внимание, авторы данного доклада обозначают новые направления своей деятельности для повышения личной эффективности и полноценного формирования своего человеческого капитала. Формирование навыков предприимчивости, финансовой грамотности и реализации собственных проектов – это следующая ступень развития личных качеств. Участие в конкурсах на получение грантов решает вышеперечисленные задачи, а также дает неоценимый опыт и значительные преимущества при построении карьеры.

Источники:

  1. Сотников, С.И. Конкурентоспособность рынка труда: генезис социально-экономического содержания. Журнал «Маркетинг в России и за рубежом» № 2, 2006. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mavriz.ru/ (дата обращения: 17.02.2013).

  2. Мазин, А.Л., Раева Т.В. Внутрифирменный человеческий капитал: факторы его наращивания. Журнал «Человек и труд» № 11, 2006. [Электронный ресурс]. URL: http://chelt.ru (дата обращения: 17.02.2013).

  3. Дальневосточный федеральный университет: [сайт]. URL: http://oldnew.dvfu.ru (дата обращения: 17.02.2013).

Просмотров работы: 3292