ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР

Давлетбаева А.М. 1, Мухамадеев И.Г. 1
1Башкирский государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время особую актуальность приобретает обеспечение и повышение качества подготовки квалифицированных специалистов.

Проблема качественной подготовки специалистов решается более успешно в условиях применения инновационных моделей образования. Характерным примером инновационного метода в профессиональном образовании служит широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. К активным формам организации учебного процесса относятся: проблемные лекции, деловые и ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, решение производственных задач, дискуссии, тренинговые упражнения и другие.

Практика показывает, что наиболее эффективным методом активного обучения, позволяющим совмещать усвоение теоретических знаний с их практическим применением в условиях, максимально приближенных к практической производственной деятельности при высокой степени мотивации и активности студентов, являются деловые игры.

Очевидно, важным становится освоение преподавателем технологии конструирования, организации и проведения деловых игр. В этой связи разработана оптимальная педагогическая технология освоения магистрами, аспирантами технологии разработки, организации и проведения деловых игр.

Первый этап. Глубокое изучение теоретического материала. Магистры знакомятся с технологией разработки, организации и проведения деловых игр, а также с особенностями деловой игры как метода активного обучения. Основными характеристическими признаками учебной деловой игры являются: моделирование деятельности специалистов предприятий и организаций по выработке и принятия управленческих решений; распределение ролей между участниками игры; несовпадение ролевых целей по выработке решений; взаимодействие участников игры, исполняющих те или иные роли; наличие общей цели у всего игрового коллектива; коллективная выработка решений участниками игры; реализация в процессе игры несколько тактов управления объектом игрового моделирования; многоальтернативность решений; наличие управляемого эмоционального напряжения; наличие разветвлённой системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры [2].

Второй этап. Разработка сценария деловой игры. В процессе освоения технологии разработки сценария деловой игры магистры знакомятся с объектом игрового моделирования, исходными данными, целью игры, функциями её участников, их ролевыми целями, правилами и методикой проведения игры, нормативно-справочной и учебно-методической литературой по вопросам, которые будут рассматриваться в процессе игры, а также системой оценивания деятельности участников игры. Магистры осваивают методику составления и выполнения проблемных производственно-хозяйственных заданий, которые должны решить участники игры, которые обеспечивают выработку оптимальных решений.

Третий этап. Определение структуры игры. Перед магистрами ставится задача тщательно продумать и спланировать структуру игры: распределение ролей между студентами; игровые действия участников игры; cредства игровой организации; реальные отношения между играющими; сюжет игры. Структура игрового комплекса определяется с учётом целей, задач, темы и состава участников игры. Игровой комплекс должен предусматривать коллективную выработку управленческих решений.

Четвёртый этап. Разработка методической документации и методики проведения игры. При этом методическое обеспечение игры направлено на: составление необходимой для проведения игры методической документации; подготовку технических средств обучения и наглядных пособий; создание методики проведения игры.

Пятый этап. Обсуждение разработанных вариантов деловых игр, публичная защита и т.п. При обсуждении, особо следует подчеркнуть его значимость для более глубокого усвоения знаний, для формирования навыков выработки и принятия коллективных решений, выявляются слабые места в теоретических знаниях и практической подготовке магистров, даются указания по устранению отмеченных недостатков. Защита собственных проектов игр позволяет демонстрировать каждым участником своих профессиональных знаний, умений и навыков, коммуникативных способностей. Преподаватель подводит итоги и оценивает результаты в соответствии с принятой в данной деловой игре системой оценивания деятельности участников.

Методические рекомендации.

1. Необходимо помнить, что отнюдь не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования. Отбирают то, что достаточно сложно, что содержит в себе cоциально-значимую проблему.

2. Реализация необходимых атрибутов деловой игры специально обеспечивается путём закладки их в конструкцию деловой игры при её создании посредством технических и методических средств и приёмов.

3. Разработка деловой игры – трудоёмкий процесс, требует значительных временных и интеллектуальных затрат на её создание и внедрение в учебный процесс. Поэтому с позиции экономии учебного времени эффективным является методический подход, как отмечают специалисты по активным методам обучения, когда известная игра адаптируется под основные требования технического задания, выдаваемое игровым группам, к данному составу участников и условиям её проведения.

4. При освоении технологии разработки, организации и проведения деловых игр на практических занятиях обеспечивается соревновательный характер деятельности участников игры посредством конструирования соревнующимися игровыми группами вариантов деловой игры по заданной предметной области.

Литература

1. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 272 с.

2. Платов В.Я. и др. Деловые игры по охране труда в строительстве/ В. Я. Платов, В. В. Подиновский, А. А. Бельский. – М., Стройиздат, 1987. – 203 с.

3. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – М.: Академия, 2008. – 368 с.

4. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с.

Просмотров работы: 5132