Воспитание любви и интереса к музыке следует начинать с младых лет. Дети очень восприимчивы к этому виду искусства и обычно получают яркие впечатления на музыкальных занятиях, театральных постановках с музыкальными композициями, на утренниках, в которых сами и принимают участие.
Очень важно формировать основы музыкальной культуры, которая является важным компонентом общей духовной культуры.
Необходимым условием правильного восприятия музыки является обучение детей элементам системы опорных музыкальных знаний и умений, ознакомление с разными способами музыкальной деятельности. На этой основе в дальнейшем становится возможным развитие музыкальных способностей, формирование мотивации к музыкальному самовоспитанию и самообразованию.
Обучение детей элементам певческих, музыкально-ритмических умений и навыков позволит им обрести способность к особому восприятию мелодии, получению навыков понимания музыки, развитию художественно-творческих способностей.
Во многом именно через музыку происходит осознание собственного Я, формирование чувства самодостаточности, навыков коммуникации и облегчение процесса социализации ребенка. Установлено, что даже простое напевание любимых мотивов позволяет ребенку получить психологическую разрядку, почувствовать эмоциональную комфортность.
Для того, чтобы добиться сопричастности ребенка к музыкальной сфере необходимо помочь ему уловить смысл художественных образов, правильно выразить свои эмоции и чувства. Желательно развивать его способность к музыкально-эстетическим переживаниям в процессе прослушивания музыкальных произведений, умение пользоваться интонационно-речевыми приемами при передаче своих ощущений, обогащать образно-эмоциональный словарный запас ребенка.
Определяя музыку в числе важнейших составляющих общечеловеческой культуры можно указать на ее большое значение в развитии нравственных качеств личности. Важно и возможно объединить процессы нравственного воспитания ребенка и его музыкального образования. При этом следует учитывать многочисленные факторы, которые оказывают влияние на воспитательный процесс и его конечный результат – наличие определенной музыкальной культуры у ближайшего взрослого окружения, имеющийся у ребенка личный музыкальный опыт, а также обладание своей уникальной детской субкультурой, желание или нежелание приобщаться к музыкальному творчеству.
Особое внимание, на наш взгляд, следует уделить произведениям классической музыки, которые уже прошли испытания временем и оказали благотворное влияние на нравственное формирование личностей многих поколений.