ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФОРМА ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ СКЛОННОСТЕЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФОРМА ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ СКЛОННОСТЕЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Барышева Д.А. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном обществе человек подвергается воздействию различных неблагоприятных факторов, нарушающих его здоровье, как физическое, так и психическое. Большой вред здоровью человека наносят употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение. Наиболее актуальна эта проблема среди студентов. Средствами профилактики зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) являются пропаганда и соблюдение здорового образа жизни.

Целью нашего исследования было изучение влияния различных видов спортивной деятельности на формирование психологической предрасположенности к приему ПАВ с использованием тест-опросника на отношение к наркотикам, разработанный Центром психологических исследований при Смоленском гуманитарном университете "ТСКВ" (В.В. Селиванов, В.А. Кат). Тестирование физического развития осуществлялось по следующим показателям: бег на длинную и короткую дистанцию, прыжки в длину с места, поднимание туловища из положения лёжа, приседание на одной ноге. Статистическая обработка проводилась в системе SAS (программный пакет SAS institute, США, версия 8.02). В исследовании принимали участие 376 студентов вуза в возрасте от 17-19 лет.

По результатам физического тестирования студенты были разделены на три группы, в зависимости от уровня физической подготовки, в первую группу с хорошим уровнем подготовки и третью с низким уровнем вошли по 27 % исследованных студентов, во вторую - со средним уровнем 46 %. При этом, наиболее выраженные различия в показателях физической подготовленности групп студентов отмечались в наклоне туловища вперед при измерении гибкости (от 42 до 58%) и в висе на перекладине (от 20 до 42 %).

Результаты психологического тестирования свидетельствовали о хорошей информированности студентов о СПИДе и отрицательном воздействии на здоровье наркотиков (более 80 % опрошенных), 20% опрошенных указывали нейтральное отношение к указанной проблеме, несмотря на то, что студенты этой группы хорошо информированы и знают меры предосторожности от этих социально - значимых заболеваниях. Критичное отношение к людям, употребляющим наркотики, о нежелании видеть их в своем окружении отметили 67% опрошенных, 33 % - не слишком требовательны к своему окружению и недостаточно критичны по отношению к наркоманам. Высокий уровень оптимизма за свое будущее отметили 86% тестируемых студентов, 14% более реалистично относятся к своей жизни и обеспокоенны за будущее.

Проведенный сравнительный анализ между группами студентов с разным уровнем физической подготовленности с использованием критерия Фишера показал, что группа (I) статистически значимо различалась как с группой III, так и с группой II по степени риска употребления психоактивных веществ (во всех случаях р<0,05), т.е. в III группе (плохой уровень физической подготовленности) превалировала наиболее опасная степень риска приобщения к наркотикам.

Таким образом, студенты, занимающиеся дополнительно спортом, а не только на занятиях по физической культуре в Вузе имеют наименьшую предрасположенность к потреблению ПАВ. Регулярные систематические занятия физической культурой оказывают мощное положительное влияние на показатели адаптации и склонностей к девиантным формам поведения. Проведенное исследование подтверждает, что физическая культура и спорт являются одними из ведущих компонентов формирования здоровья студентов и профилактики девиантных отклонений.

Список литературы

1. Брук Т.М., Плешкова Н.Н., Белоусов Ю.В. Физкультурно-спортивные специализации как форма первичной профилактики потребления психоактивных веществ //Теория и практика физической культуры. -Выпуск № 7, Москва 2005.- С.18-21.

2. Черемушникова И.И., Витун E.В. Изучение роли физической культуры в профилактике девиантных форм поведения со склонностью к агрессии// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «педагогические науки» №9 (43).- 2009.- С.60-69.

3. Черемушникова И.И, Нотова С.В., Барышева Е.С., Давыдова Н.О., Гривко Н.В., Сманцер Т.А. Психофизиологическое тестирование как способ оценки эффективности учебной деятельности студентов// Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - № 12 (131). - С.312-314.

Просмотров работы: 1087