ПРОБЛЕМЫ ДОСУГА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМЫ ДОСУГА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Фирсина П.С. 1
1Институт физической культуры и спорта СГУ Саратов, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности. В условиях свободного времени происходят рекреационно-восстановительные процессы, которые помогают снять негативные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы. Через формы организации досуга легче понять ценности молодежи, ее культурный уровень. Изучение досуга является актуальным с начала 20 века, и не теряет своей актуальности по сей день. В социологии изучением досуга занимается специальное направление, которое называется социология досуга.

Как отмечает социолог Фатов А. В., в настоящее время, личность молодого человека складывается не в рамках устоявшейся идеологии, сложившейся системы общественных связей, а в новых условиях, осложненных рядом объективных, далеко не всегда позитивных, социально-экономических факторов, отсутствием чётких критериев в морально-духовной сфере общества [1].

Психолого-педагогические аспекты формирования личности молодого человека сегодня, к сожалению, не часто фигурируют в программах культурно - досуговой деятельности.

Досуг является частью свободного от работы времени. Молодежь добровольно выбирает различные формы досуга. Досуг должен отличается демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются основными сферами социальной культурной интеграции, личностной самореализации.

Для выполнения задач исследования рассмотрим ключевые для данной курсовой работы понятия.

Молодежь - это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения. Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.

Молодежь представляет собой особую социальную группу, которая постоянно находится в фокусе исследований социологов, поскольку, именно она является чутким индикатором происходящих перемен и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность разрабатываемых мероприятий в области образования, в сфере труда и занятости. Не поняв общества, в котором живет молодежь, не понять самой молодежи и ее специфических проблем. Не поняв молодежи данного общества, не постигнуть всех его, в том числе общих, противоречий и проблем, а тем более, не раскрыть будущего этого общества.

Следующим ключевым для данной работы является понятие «досуга», оно имеет два значения:

1. Время, свободное от работы и рутинных домашних обязанностей и пригодное для восстановления, расслабления, хобби, отдыха, а также культурных и художественных занятий;

2. деятельность, занимающая «свободное время»».

В приведенном выше определении понятие «досуг» (во втором значении) – это синоним слова «свободное время». Встретить определение этих понятий как синонимов можно в различных словарях. «Свободное время», в свою очередь, так же является частью внерабочего времени, остающееся у человека за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат. Как социально-историческая категория «Свободное время» характеризуется тремя основными параметрами: объемом, структурой и содержанием. Величина свободного времени зависит от продолжительности времени труда, и непреложных нужд, таких как бытовые нужды и транспорт. Ученые по разному определяют границы свободного времени, так Б.А. Грушин полагает, что свободное время является только «частью внерабочего, которое остается у человека за вычетом разного рода непреложных затрат». Исследователь Б.А. Трегубов, определяет свободное время как часть внерабочего времени, направленную на всестороннее и гармоничное развитие личности.

Г.И. Минц относит к «досугу …только те часы, которые используются для отдыха и развлечений. Время, отдаваемое учебе, общественной работе, детям и разным творческим занятиям не относятся к досугу, но являются частью свободного времени».

Известный российский социолог А.И. Кравченко, разводит эти сферы по следующим параметрам: «Досуг - та часть свободного времени (оно явля­ется частью внерабочего времени), которым человек располагает по своему усмотрению».

Согласно этому определению, досуг – это составная часть в категории «свободное время». «Свободное время» включает в себя время на домашний труд и самообслуживание (непреложные затраты), время на сон и еду, на транспорт, время, затрачиваемое на самообразование, воспитание, общественную деятельность.

Директор социологического центра по изучению досуга Ж. Дюмазедье так же считает, что досуг можно рассмотреть как «совокупность занятий, которым личность может предаваться по доброй воле, чтобы отдыхать, развлекаться, развивать свою информированность или образование, будучи свободным, от выполнения профессиональных, семейных и гражданских обязанностей».

Понятия «досуг» и «свободное время» различаются не только семантически, по содержательной нагрузке, но и по функциональной. Функция досуга помочь индивиду самореализоваться, развивать личность.

М. Каплан, определяя сущность досуга, говорит и о его «приобщении к ценностям культуры». Отсюда очевидно, что для грамотного проведения досуга, помогающего личности реализовать себя необходим определенный уровень культуры. Немецкий философ Шопенгауэр считал, что только досуг делает человека полным обладателем своего «я».

Отметим одну из принципиально важных особенностей понятия «досуга». Досуг отличается от деятельности, связанной с зарабатыванием денег или с материальной необходимостью. Досуг - это деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости. Люди выбирают этот вид деятельности не в силу ее целесообразности, выгоды, а только потому, что им нравится этим заниматься и они получают от этого удовольствие.

Мы будем понимать под досугом совокупность занятий, самостоятельно выбранную индивидом, для отдыха, развлечения, самосовершенствования, при этом данная деятельность не должна быть связана с заработком денежных средств.

Подчеркнем, что досуг выступает в качестве структурного элемента свободного времени, его содержание наполнено деятельностью, позволяющей не только преодолевать стрессы и усталость, но и развивать духовные и физические качества исходя из социокультурных потребностей личности. В то же время досуг является относительно самостоятельной сферой жизнедеятельности молодежи. Основной признак, отличающий время досуга от свободного времени - это «возможность выбора видов деятельности исходя из своих социокультурных интересов и духовно-нравственных предпочтений». Человек волен распоряжаться временем досуга по своему собственному усмотрению в соответствии со своими ценностными ориентациями.

Ученые выделяют различные типы досуговой деятельности. Наиболее значимыми типами досуга выступают:

  • развивающий,

  • развлекательный,

  • домашний,

  • спортивный,

  • общественно-политический,

  • разрушающий.

Виды досуга тесно взаимосвязаны. Это позволяет реализоваться основным социальным функциям досуга:

  • компенсаторной,

  • социализирующей,

  • гедонистической,

  • функции общения,

  • творческой самореализации,

  • развития личностных качеств.

Выполнение этих функций имеет первостепенное значение в процессе создания условий, необходимых для полноценного развития и саморазвития личности.

Очень важной в изучении досуга является категория времени. Для того, чтобы определиться с пониманием ключевых понятий нашего исследования: досуга и свободного времени, рассмотрим классификацию времени, предложенную французским ученым Р. Ланкуаре.

Время, которым человек располагает в течение своей жизни он классифицирует следующим образом:

1. Время социальное и время личное: социальное время – время, посвящаемое активной работе, общественной и семейной жизни; личное время – это время, посвящаемое заботе о физическом здоровье и культурном развитии.

2. Время активной деятельности и время отдыха: первое время – это время, посвящаемое трудовой, общественной и домашней деятельности, а второе – это время, посвящаемое восстановлению сил.

3. Время производственной деятельности и время, не связанное с получением прибыли.

4. Время структурированное и время неструктурированное: время первое – это время по календарю и четко организованному расписанию, второе – это время не спланированное.

Исходя из этой классификации, досуг относится к сфере личного времени, это время, посвящаемое восстановлению сил, не связанное с получением прибыли. Предположим, что время, затрачиваемое на досуг может быть как структурированным, так и не структурированным.

Мы видим, что существуют различные мнения о категориях «свободного времени» и «досуга». Определим, что мы под свободным временем понимаем массив времени, который остается у человека за вычетом рабочего времени и расходуется как на осуществление непреложных затрат (обязательной работы, настоятельных семейных и общественных обязанностей, бытовых забот, а также от необходимой физиологической жизнедеятельности) так и на отдых, восстановление сил, физическое и духовное развитие личности. Досуг, по нашему мнению, часть свободного времени, содержание которого наполнено деятельностью ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования, развития или достижения иных целей по собственному выбору, отдых или восстановление сил.

В настоящее время формы проведения досуга молодежи, проживающей в больших городах, активно изучаются. В аналитическом докладе по заказу московского представительства Фонда им. Ф. Эберта была предпринята попытка типологизации современной молодёжи.

В основу типологизации были положены:

  • интенсивность времяпрепровождения,

  • активность,

  • степень социальности общения.

Первый тип условно назвали «семьянин». Это молодые людей, для которых «характерен достаточно узкий и традиционный круг общения, ориентация в основном на устойчивые контакты с родственниками, соседями и знакомыми».

Молодые люди, принадлежащие к этому типу предпочитают общение с хорошо знакомыми людьми: родственниками, друзьями или коллегами по работе (учёбе). Они выбирают «домашние» формы досуга: чтение книг, телевидение, радио, газеты, работа по дому и просто отдых. Второй тип– «общительный». Представители этого типа не замкнуты в семье, они ориентированы на контакты с широким кругом друзей. Представители этого типа используют более современные формы досуга – компьютер (провождение времени в сети Интернет), музыка, хобби.

Третий тип– «развлекающийся». Его представители не только пассивно общаются с друзьями, но и совместно посещают кино, театры, концерты, кафе, бары и молодёжные клубы. Среди «развлекающихся» наиболее высока доля поклонников современной музыки.

Четвёртый тип молодёжи можно определить как «социально-активный». Он объединяет молодых людей сконцентрированных скорее на развивающих формах общения и досуга (посещение спортклубов, музеев, выставок, занятия в кружках, объединениях по интересам, дополнительные занятия с целью самообразования и т.д.), чем на простом отдыхе и встречах с друзьями, а отношение к свободному времени здесь становится более избирательным. Подобный образ жизни невозможен без социально- рекреационных затрат (материального, физического и интеллектуального плана).

Пятый тип – «одухотворённый». Представители этого типа живут как бы в стороне от социума, ограничиваясь устоявшимися семейно-родственными связями. Именно здесь проявляет себя тенденция изоляции от собственно молодёжной среды с неизбежным обеднением досуга, а сама эта среда заменяется кругом духовных или мировоззренческих единомышленников, наставников и т.п.

Шестой тип – «гармоничный» – означает полноценность социальных связей. Он предполагает разносторонний образ жизни, который максимально задействует все формы социального общения и досуга, характерные для представителей других вышеупомянутых типов.

Отметим, что данные типы соответствуют основным типам досуга, (см. выше), за исключением двух типов - общественно-политического и разрушающего. Отсутствие общественно-политического типа может отражать реалии нашей жизни, общую политическую пассивность молодежи. Относительно последнего типа - разрушающего можно предположить, что целью опроса, по всей вероятности было выявить созидательные формы досуга. Молодежь, характеризующаяся девиантным поведением не была в фокусе исследовательского интересе.

Исследование, проведённое московским представительством Фонда им. Ф. Эберта, показало, что российская молодёжь в своём подавляющем большинстве копирует стереотипы проведения досуга своих родителей, преемственность поколений в этом очевидна. Представители примерно трети современной молодёжи России очень близки по характеру своего досуга и предпочтений к стандартам жизни представителей среднего класса развитых западных стран.

Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.

Для больших городов, мегаполисов - современный досуг - досуг людей нового урбанизированного постиндустриального общества. Для жителей малых городов и поселков роль досуга должна в существенной степени возрасти, так как отмечается возрастающая ценность досуга в жизни людей, независимо от их места проживания. Для отдельных категорий сфера досуга рассматривается как сфера свободной жизнедеятельности, представляет особую ценность. С точки зрения общественной ценности, досуг является сферой потребления культуры и культурного творчества.

Таким образом, досуг выступает в качестве структурного элемента свободного времени, его содержание наполнено деятельностью, позволяющей не только преодолевать стрессы и усталость, но и развивать духовные и физические качества исходя из социокультурных потребностей личности.

Досуг отличается от деятельности, связанной с зарабатыванием денег или с материальной необходимостью. Досуг - это деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости.

Российская молодёжь традиционно проводит свой досуг, воспроизводя модели поведения досуга своих родителей. Треть современной молодёжи близки к стандартам жизни представителей среднего класса развитых западных стран.

Литература

1. Фатов А. В. Роль культурно-досуговой деятельности в социальном воспитании студенческой молодежи. 2005.

Просмотров работы: 21899