Данная социально-демографическая группа различается по возрасту (от 18 до 35 лет), социальному положению, образованию, профессиональной включенности, мобильности и т.д.
Немалая часть молодежи представлена студенчеством. Стадию социализации (студенческие годы) проходят значительная часть молодежи. В данной работе будут рассматриваться досуговые предпочтения именно студенчества, как собственной социально-демографической группы. Студенчество разнородно в половой структуре, возрастные границы достаточно широки, территория функционирования разнообразна. Студенчество как социально демографическая структура играет определенное общественное положение, имеет роль и статус в обществе, характеризуется определенными социально психологическими особенностями.
С повышением уровня образования, централизацией образования в средние века, учащаяся молодежь «различным наукам», создает определенную структуру в виде общественной группы - студенчество.
Студенческая группа формируется в территориальном сосредоточении – порождается единством интересов, групповым самосознанием, формируется определенная субкультура и образ жизни, группа, характеризуется в основном единой возрастной однородностью. Возникают в рамках группы политические, общественные, просветительские, спортивные, бытовые студенческие организации.
Статус студента является временным на протяжении жизни индивида. Положение студента в обществе характеризуется типом общественного строя, зависит от социально-экономического и культурного развития страны. Необходимо учесть и национальные особенности высшего образования.
Объектом исследования выступают студенты ВУЗОВ города Саратова (I и IV курсов).
Предметом – досуговые предпочтения студентов и факторы, влияющие на них.
Целью исследования является выявление отношения студентов к различным формам проведения досуга.
В ходе разработки проблемы были поставлены ряд задач:
Определить место досуга в жизни студенчества.
Выявить структуру и иерархию досуговых предпочтений студенчества.
Выявить, как объективные факторы влияют на выбор досуговых предпочтений.
Опрос проводился по месту учебы. Проблем при проведении не возникало. Студенты охотно шли на контакт, проявляли интерес к исследованию. Трудностей с заполнением анкет не возникало.
В ходе обработки полученных данных использовалась программа SPSS, которая позволила выявить статистику (подсчитать показатели: моду, медиану, дисперсию, среднее значение, максимум, минимум, коэффициент корреляции, Хи-квадрат и др.), построить таблицы сопряженности и графики.
В методологии исследования необходимо обосновать ВЫБОРКУ.
Выборка должна быть репрезентативной, т.е. должна отражать основные значимые характеристики генеральной совокупности. Важным фактором обеспечения репрезентативности является отбор. Отбор бывает случайным, стратифицированным, многоступенчатым, целевым, квотным и комбинированным. Однако организационные, финансовые возможности не позволяют опросить всех студентов. Поэтому необходима выборка, т.е. определение части общей совокупности (студентов города Саратова), опрос которой будет достаточным для получения достоверной информации.
В данном случае была использована многоступенчатая, бесповторная, гнездовая, стратифицированная выборка.
Основой для формирования выборки выступила численность студентов 1го и 4го курсов, обучающихся на дневном отделении. Их численность, т.е. генеральная совокупность составила 4000 человек. 10% от этой совокупности составляют 400 человек.
Получаем выборочную совокупность примерно 120. Ошибка выборки составила + 5 – 10 %, что удовлетворяет требованиям исследования.
Во всей системе научной исследований молодежной среды, и студенчества, в частности, большую роль отводят к изучению свободного времени студентов, их досуга. Здесь и интересы, и возможности, и предпочтения.
Факторы влияющие на выбор досуга делятся на:
субъективные, т.е. внутреннее состояние индивидуальность, мотивация, интереса и т.д.
объективные – т.е. влияние общества на момент выбора. Общественные предпочтения, социальные табу, правила, оценки, культурный уровень, политические формы и т.д.
Объективные факторы, влияющие на досуговые предпочтения рассматриваются как:
как социально-демографические, социально-психологические характеристики семьи студента, состав семьи, формы взаимоотношений, культурно бытовой уровень, национальная принадлежность, социально-демографический состав.
как социальное окружение – наиболее близкое – друзья, товарищи, одногруппники. Их социально-демографические характеристики, род деятельности, уровень взаимоотношений и т.д.
Установленные нами фактические данные свидетельствуют о том, что досуг занимает достаточно важное значение в жизни студентов, хотя эта позиция расходится с оценкой большинства самих респондентов.
Так оказалось, досуг, по мнению многих респондентов – далеко не самое важное в жизни. При чем, эта тенденция выражена ярче в среде первокурсников. Студенты пятых курсов отличаются большими временными затратами и разнообразием форм его проведения.
Наиболее популярными формами проведения досугового времени являются встречи с друзьями, посещение кафе и дискотек. Наша гипотеза о популярности Интернета не подтвердилась. Посещение Интернет – кафе и занятия спортом оказались самыми непопулярными видами досуга.
Подтверждением одной из наших гипотез оказалось то, что друзья, их интересы и взгляды более всего влияют на досуговые предпочтения. При чем, выбор дополнительных (алкогольные и наркотические средства) так же определяет круг друзей, и, что немаловажно, средства массовой информации. Данный факт, на наш взгляд, должен быть учтен министерствами, занимающимися молодежной политикой, а так же СМИ.
Наиболее главным ограничением в выборе форм досугового времени являются, нехватка времени (что в большей степени проявлено у студентов первого курса) и материальные возможности или точнее их отсутствие.
Именно это и предполагалось изначально. И хотя большая часть опрошенных удовлетворены тем как проводят свой досуг, неудовлетворенность других определили именно эти (указанные выше) проблемы.
В ходе изучения этих аспектов выявлена тенденция: чем больше времени затрачено на досуг, тем больше случаев увеличения материальных затрат. А так же реально и то, что чем больше реальные материальные затраты, тем больше желания иметь более высокий доход. И именно фактор материальной стабильности является одним из главных и решающих стимулов смены привычных форм проведения досуга на более разнообразные и желанные. И оказалось, что более всего тратят те, для кого досуг менее всего важен и кто меньше всего имеют определенные предпочтения в формах проведения досуга.
В условиях существования техногенных культур молодежь должна тратить все больше времени на овладение статусом взрослого члена общества, что связано с развитием искусственной среды как доминантного параметра, влияющего на воспроизводство новых поколений, Бесспорно усложнение всей социальной жизни современного человечества, в частности моделей его расселения, форм и способов социальной коммуникации, также оказывает существенное влияние на процессы социализации молодежи.
Хочется заметить, что цели и задачи исследования достигнуты. И авторские надежды связаны с тем, что фактические результаты и выводы данного исследования будут интересны не только занимающимся данной проблематикой, но и широкому кругу общественности. Тем не менее, молодежная проблематика требует дальнейшего изучения. В нынешних условиях вопрос о направленности социального развития молодого поколения связывается с перспективами модернизации общества. От того, по какому пути пойдет процесс модернизации, как изменится характер общественного строя, будут зависеть и уровень требований, которые предъявит общество к молодому поколению, и критерии оценки его развития.