ДОСУГ В ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ДОСУГ В ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Фирсина П.С. 1
1Институт физической культуры и спорта СГУ Саратов, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С развитием общества весьма актуальными проблемами остаются проблемы молодежи, как важной социально-демографической группы, имеющей специфические социальные и психологические черты, обусловленные возрастом спецификой положения в социальной структуре общества.

Данная социально-демографическая группа различается по возрасту (от 18 до 35 лет), социальному положению, образованию, профессиональной включенности, мобильности и т.д.

Немалая часть молодежи представлена студенчеством. Стадию социализации (студенческие годы) проходят значительная часть молодежи. В данной работе будут рассматриваться досуговые предпочтения именно студенчества, как собственной социально-демографической группы. Студенчество разнородно в половой структуре, возрастные границы достаточно широки, территория функционирования разнообразна. Студенчество как социально демографическая структура играет определенное общественное положение, имеет роль и статус в обществе, характеризуется определенными социально психологическими особенностями.

С повышением уровня образования, централизацией образования в средние века, учащаяся молодежь «различным наукам», создает определенную структуру в виде общественной группы - студенчество.

Студенческая группа формируется в территориальном сосредоточении – порождается единством интересов, групповым самосознанием, формируется определенная субкультура и образ жизни, группа, характеризуется в основном единой возрастной однородностью. Возникают в рамках группы политические, общественные, просветительские, спортивные, бытовые студенческие организации.

Статус студента является временным на протяжении жизни индивида. Положение студента в обществе характеризуется типом общественного строя, зависит от социально-экономического и культурного развития страны. Необходимо учесть и национальные особенности высшего образования.

Объектом исследования выступают студенты ВУЗОВ города Саратова (I и IV курсов).

Предметом досуговые предпочтения студентов и факторы, влияющие на них.

Целью исследования является выявление отношения студентов к различным формам проведения досуга.

В ходе разработки проблемы были поставлены ряд задач:

  1. Определить место досуга в жизни студенчества.

  2. Выявить структуру и иерархию досуговых предпочтений студенчества.

  3. Выявить, как объективные факторы влияют на выбор досуговых предпочтений.

Опрос проводился по месту учебы. Проблем при проведении не возникало. Студенты охотно шли на контакт, проявляли интерес к исследованию. Трудностей с заполнением анкет не возникало.

В ходе обработки полученных данных использовалась программа SPSS, которая позволила выявить статистику (подсчитать показатели: моду, медиану, дисперсию, среднее значение, максимум, минимум, коэффициент корреляции, Хи-квадрат и др.), построить таблицы сопряженности и графики.

В методологии исследования необходимо обосновать ВЫБОРКУ.

Выборка должна быть репрезентативной, т.е. должна отражать основные значимые характеристики генеральной совокупности. Важным фактором обеспечения репрезентативности является отбор. Отбор бывает случайным, стратифицированным, многоступенчатым, целевым, квотным и комбинированным. Однако организационные, финансовые возможности не позволяют опросить всех студентов. Поэтому необходима выборка, т.е. определение части общей совокупности (студентов города Саратова), опрос которой будет достаточным для получения достоверной информации.

В данном случае была использована многоступенчатая, бесповторная, гнездовая, стратифицированная выборка.

Основой для формирования выборки выступила численность студентов 1го и 4го курсов, обучающихся на дневном отделении. Их численность, т.е. генеральная совокупность составила 4000 человек. 10% от этой совокупности составляют 400 человек.

Получаем выборочную совокупность примерно 120. Ошибка выборки составила + 5 – 10 %, что удовлетворяет требованиям исследования.

Во всей системе научной исследований молодежной среды, и студенчества, в частности, большую роль отводят к изучению свободного времени студентов, их досуга. Здесь и интересы, и возможности, и предпочтения.

Факторы влияющие на выбор досуга делятся на:

  1. субъективные, т.е. внутреннее состояние индивидуальность, мотивация, интереса и т.д.

  2. объективные – т.е. влияние общества на момент выбора. Общественные предпочтения, социальные табу, правила, оценки, культурный уровень, политические формы и т.д.

Объективные факторы, влияющие на досуговые предпочтения рассматриваются как:

  • как социально-демографические, социально-психологические характеристики семьи студента, состав семьи, формы взаимоотношений, культурно бытовой уровень, национальная принадлежность, социально-демографический состав.

  • как социальное окружение – наиболее близкое – друзья, товарищи, одногруппники. Их социально-демографические характеристики, род деятельности, уровень взаимоотношений и т.д.

Установленные нами фактические данные свидетельствуют о том, что досуг занимает достаточно важное значение в жизни студентов, хотя эта позиция расходится с оценкой большинства самих респондентов.

Так оказалось, досуг, по мнению многих респондентов – далеко не самое важное в жизни. При чем, эта тенденция выражена ярче в среде первокурсников. Студенты пятых курсов отличаются большими временными затратами и разнообразием форм его проведения.

Наиболее популярными формами проведения досугового времени являются встречи с друзьями, посещение кафе и дискотек. Наша гипотеза о популярности Интернета не подтвердилась. Посещение Интернет – кафе и занятия спортом оказались самыми непопулярными видами досуга.

Подтверждением одной из наших гипотез оказалось то, что друзья, их интересы и взгляды более всего влияют на досуговые предпочтения. При чем, выбор дополнительных (алкогольные и наркотические средства) так же определяет круг друзей, и, что немаловажно, средства массовой информации. Данный факт, на наш взгляд, должен быть учтен министерствами, занимающимися молодежной политикой, а так же СМИ.

Наиболее главным ограничением в выборе форм досугового времени являются, нехватка времени (что в большей степени проявлено у студентов первого курса) и материальные возможности или точнее их отсутствие.

Именно это и предполагалось изначально. И хотя большая часть опрошенных удовлетворены тем как проводят свой досуг, неудовлетворенность других определили именно эти (указанные выше) проблемы.

В ходе изучения этих аспектов выявлена тенденция: чем больше времени затрачено на досуг, тем больше случаев увеличения материальных затрат. А так же реально и то, что чем больше реальные материальные затраты, тем больше желания иметь более высокий доход. И именно фактор материальной стабильности является одним из главных и решающих стимулов смены привычных форм проведения досуга на более разнообразные и желанные. И оказалось, что более всего тратят те, для кого досуг менее всего важен и кто меньше всего имеют определенные предпочтения в формах проведения досуга.

В условиях существования техногенных культур молодежь должна тратить все больше времени на овладение статусом взрослого члена общества, что связано с развитием искусственной среды как доминантного параметра, влияющего на воспроизводство новых поколений, Бесспорно усложнение всей социальной жизни современного человечества, в частности моделей его расселения, форм и способов социальной коммуникации, также оказывает существенное влияние на процессы социализации молодежи.

Хочется заметить, что цели и задачи исследования достигнуты. И авторские надежды связаны с тем, что фактические результаты и выводы данного исследования будут интересны не только занимающимся данной проблематикой, но и широкому кругу общественности. Тем не менее, молодежная проблематика требует дальнейшего изучения. В нынешних условиях вопрос о направленности социального развития молодого поколения связывается с перспективами модернизации общества. От того, по какому пути пойдет процесс модернизации, как изменится характер общественного строя, будут зависеть и уровень требований, которые предъявит общество к молодому поколению, и критерии оценки его развития.

Просмотров работы: 4431