Пол - по мнению В. Квинн - это «единственный атрибут человека, о котором мы помним всегда. Мы можем забыть цвет глаз и волос, черты лица, во что человек был одет, и какие украшения были на нем. Но мы никогда не забудем мужчина это или женщина. Если рассматривать характеристики человека отдельно друг от друга, то пол окажется самой значимой из них». [1]
В своей книге «Гендерная психология» Ш. Берн пишет, что «разделение на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека». [2]
Именно такие различия, к которым многие относят анатомическое строение тела, физиологические особенности и генетическое своеобразие мужчин и женщин, давно являются предметом внимания людей, встречаются в писаниях и традициях многих культур и народов. В современном обществе эта тема закреплена в разнообразных социальных институтах, таких как семья, школа, право, армия и др.
Но, как указывает философ Г.Г. Соловьева «для того, чтобы «быть женщиной» или «быть мужчиной» мало иметь соответствующие биологические предпосылки. Человек оформляется в качестве представителя определенного пола только потому, что живет в обществе, осваивает модели «женского» и «мужского» поведения, стереотипы, нормы, стандарты и символы культуры. В них предписывается, что следует понимать под «мужским» и «женским», как следует себя вести, одеваться, говорить, к чему стремиться и какие роли в обществе выполнять». [3]
Термин «гендер» впервые был введен в научный оборот на Западе в конце 60-х годов для анализа социальных отношений и преодоления наивных суждений о том, что биологические различия являются определяющими для поведения и социальных ролей мужчин и женщин в обществе. Развитие гендерной теории и результаты исследований, основанных на гендерном подходе, постепенно привели к осознанию того, что рассматривать любую социальную проблему (неважно, чего она касается - истории или культуры, политики или экономики, психологии или социологии) без учета гендерной составляющей, мягко говоря, неполно и односторонне.
Объектом исследования является гендерная психология.
Целью работы является определение взаимосвязи гендерных особенностей и структуры личности в контексте биопсихосоциальной модели.
1. Постановка задачи
1.1. Концептуальная постановка задачи
Человеческая природа такова, что наше постижение мира, накопление знаний о нем, решение задач, возникающих перед человеком возможно двумя различными путями. Один из них позволяет работать с абстрактными цепочками символов, с текстами и т.п. Этот механизм мышления человеческого сознания обычно называют символическим, алгебраическим или логическим. Второй механизм мышления обеспечивает работу с чувственными образами и представлениями об этих образах. Его называют образным, геометрическим, интуитивным и т.п.
Стремление человека выразить мысль, передать идею в форме графического изображения старо как мир. Графические изображения (на камне, холсте, бумаге, металле и других средствах отображения информации) давно используются в обучении. Экран компьютера как средство пассивного отображения графики не обладает принципиальной новизной. Новой для сферы обучения является интерактивность компьютерной графики, благодаря которой в процессе анализа изображений существует возможность динамически управлять их содержанием, формой, размерами и цветом, рассматривать графические объекты с разных сторон, приближать и удалять их, менять характеристики освещенности и проделывать другие подобные манипуляции, добиваясь наибольшей наглядности. Таким образом, это возможность не только для пассивного созерцания графических иллюстраций, но и для активного исследования характеристик графических моделей изучаемых объектов или процессов.
Применение графики в исследовательских работах не только увеличивает скорость передачи информации и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных для специалиста любой отрасли качеств, как интуиция, профессиональное «чутье», образное мышление.
1.2. Математическая постановка задачи
Имеется выборка Xi,j из n объектов, характеризующихся m переменными. Где iномер объекта, jномер переменной (признака).
Задача заключается в анализе структуры экспериментальных многомерных медицинских данных на основе методов визуализации.
Для решения поставленной задачи необходимо проанализировать существующие подходы к анализу данных такого типа, выбрать способ его компьютерной реализации.
2. Характеристика экспериментальных данных
В качестве исходной информации имеем сведения о пациентах с тремя группами гендерных особенностей и структуры личности:
1 группа: Маскулинность.
2 группа: Феминность.
3 группа: Андрогинность.
Маскулинность. К типично мужским чертам традиционно относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др. В специальных исследованиях было установлено, что генерализованная спонтанная агрессивность, а также сексуальная агрессия коррелируют с уровнем содержания андрогенов (мужские половые гормоны) в сыворотке крови. В другом исследовании на выборке в 191 человек было, что маскулинных индивидов отличает большее самоуважение в целом, а также более высокая самооценка в области академических достижений и собственной внешности – физическое Я.
Фсмининность. К типично женским чертам традиционно относятся такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др. Социальные стереотипы фемннинности меньше касаются полевых сторон личности и успешности деловой карьеры, но при этом уделяют значительное внимание эмоциональным аспектам.
Андрогинность. В соответствии с существующими представлениями индивид не обязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогннного типа. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия. В уже упоминавшемся выше исследовании было показано, что адрогины не уступают маскулинному типу ни по уровню самоуважения в целом, ни по уровню самооценок академических достижений и собственной внешности (физическое Я).
Мы будем исследовать следующие психологические качества людей:
Профессиональные предпочтения:
Реалистический;
Исследовательский;
Артистический;
Социальный;
Предпринимательский;
Конвенциальный;
Уровень соответствия ценности-доступности (УСЦД):
Активная, деятельная жизнь;
Здоровье (физическое и психическое здоровье);
Интересная работа;
Красота природы и искусства;
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
Наличие хороших и верных друзей;
Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие);
Свобода как независимость в поступках и действиях;
Счастливая семейная жизнь;
Творчество (возможность творческой деятельности).
Психическая активация:
Психическая активация;
Интерес;
Эмоциональный тонус;
Напряжение;
Комфортность;
3. Статистический анализ
3.1. Критерий Манна - Уитни
U-критерий Манна — Уитни (англ. Mann — Whitney U-test) — статистический критерий, используемый для оценки различий между двумя независимыми выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками.
Простой непараметрический критерий. Мощность критерия выше, чем у Q-критерия Розенбаума.
Этот метод определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами (ранжированным рядом значений параметра в первой выборке и таким же во второй выборке). Чем меньше значение критерия, тем вероятнее, что различия между значениями параметра в выборках достоверны.
Ограничения применимости критерия:
- В каждой из выборок должно быть не менее 3 значений признака. Допускается, чтобы в одной выборке было два значения, но во второй тогда не менее пяти.
- В выборочных данных не должно быть совпадающих значений (все числа — разные) или таких совпадений должно быть очень мало.
Таблица 1
Сравнение индексов по группам с использованием критерия Манна-Уитни
Индексы |
Ср. Гендер 1 |
Ср. Гендер 2 |
Ср. Гендер 3 |
Различие |
|
Реалистический |
171,881 |
214,292 |
146,4 |
0,074993 |
не достоверно |
Исследовательский |
170,927 |
197,0 |
156,989 |
0,420345 |
не достоверно |
Артистический |
171,215 |
145,0 |
169,056 |
0,660421 |
не достоверно |
Социальный |
172,883 |
165,583 |
153,111 |
0,447346 |
не достоверно |
Предпринимательский |
168,592 |
209,417 |
168,311 |
0,36494 |
не достоверно |
Конвенциальный |
169,293 |
190,542 |
168,956 |
0,760118 |
не достоверно |
1.Активная, деятельная жизнь |
169,817 |
147,042 |
177,267 |
0,630952 |
не достоверно |
2. Здоровье |
171,924 |
132,833 |
167,856 |
0,392931 |
не достоверно |
3. Интересная работа |
170,246 |
182,917 |
165,011 |
0,847426 |
не достоверно |
4. Красота природы и искусства |
167,016 |
240,708 |
169,844 |
0,0373657 |
не достоверно |
5. Любовь |
172,112 |
156,167 |
156,744 |
0,548352 |
не достоверно |
6. Материально- обеспеченная жизнь |
166,83 |
161,333 |
192,178 |
0,257566 |
не достоверно |
7. Наличие хороших и верных друзей |
168,995 |
222,0 |
162,433 |
0,154979 |
не достоверно |
8. Уверенность в себе |
167,839 |
181,25 |
180,544 |
0,661538 |
не достоверно |
9. Познание |
172,199 |
204,083 |
147,133 |
0,129753 |
не достоверно |
10. Свобода как независимость в поступках и действиях |
169,488 |
193,875 |
166,844 |
0,679375 |
не достоверно |
11. Счастливая семейная жизнь |
167,752 |
135,5 |
193,289 |
0,122099 |
не достоверно |
12. Творчество |
171,78 |
175,5 |
157,378 |
0,641248 |
не достоверно |
Психическая активация |
173,842 |
146,25 |
152,256 |
0,26897 |
не достоверно |
Интерес |
173,585 |
184,792 |
143,589 |
0,139213 |
не достоверно |
Эмоциональный тонус |
172,142 |
128,792 |
167,567 |
0,316481 |
не достоверно |
Напряжение |
166,803 |
195,083 |
183,344 |
0,37911 |
не достоверно |
Комфортность |
173,764 |
152,333 |
151,122 |
0,286707 |
не достоверно |
В результате применения критерия Манна-Уитни проведено сравнение индексов по группам. Критерий по индексам различий не выявил.
4. Корреляционный анализ
Одна из наиболее распространенных задач статистического исследования состоит в изучении связи между выборками. Обычно связь между выборками носит не функциональный, а вероятностный (или стохастический) характер. В этом случае нет строгой, однозначной зависимости между величинами. При изучении стохастических зависимостей различают корреляцию и регрессию.
Корреляция - связь между двумя переменными. Расчёт корреляции основан на формировании парных значений, которые образовываются из рассматриваемых зависимых выборок.
Корреляционный анализ состоит в определении степени связи между двумя случайными величинами X и Y. В качестве меры такой связи используется коэффициент корреляции. Коэффициент корреляции оценивается по выборке объема n связанных пар наблюдений (xi, yi) из совместной генеральной совокупности X и Y.
Метод вычисления коэффициента корреляции зависит от вида шкалы, к которой относятся переменные.
Переменные с метрической шкалой: коэффициент корреляции Пирсона.
По меньшей мере, одна из двух переменных имеет порядковую шкалу либо не является нормально распределённой: ранговая корреляция Спирмена.
Если данному значению одной величины соответствует вполне определенное значение другой, то говорят, что между этими величинами имеет место функциональная зависимость. Например, общий стаж работы y и стаж работы на данном предприятии x.
Часто случается так, что определенному значению одной величины соответствует целый комплекс значений другой, представляющий собой ряд распределения, причем при изменении данной величины меняется ряд распределения и его среднее. В таких случаях говорят о корреляционной зависимости. Она отражает тенденцию возрастания (положительная корреляция) или убывания (отрицательная корреляция) одной переменной величины при возрастании другой.
Ранговый коэффициент корреляции Спирмена
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена (Spearman rank correlation coefficient) — мера линейной связи между случайными величинами. Для оценки силы связи между величинами используются не численные значения, а соответствующие им ранги.
Этот коэффициент определяет степень тесноты и направленность связи признаков. Величина коэффициента лежит в интервале от +1 до -1. Абсолютное значение характеризует тесноту связи, а знак - направленность связи между двумя признаками.
Преимущество
Можно ранжировать по признакам, которые нельзя выразить численно: субъективные оценки, предпочтения и т.д. При экспертных оценках можно ранжировать оценки разных экспертов и найти их корреляции друг с другом, чтобы затем исключить из рассмотрения оценки эксперта, слабо коррелирующие с оценками других. Коэффициент корреляции рангов применяется для оценки устойчивости тенденции динамики.
Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена состоит из следующих этапов:
Ранжирование признаков по возрастанию.
Определение разности рангов каждой пары сопоставляемых значений, d = dx - dy.
Возведение в квадрат разность di и нахождение общей суммы, ∑d2.
Вычисление коэффициента корреляции рангов по формуле:
где d2 – квадрат разностей между рангами; N – количество признаков, участвовавших в ранжировании.
Критерий Пирсона, или критерий χ² (Хи-квадрат)
Критерий Пирсона, или критерий χ² (Хи-квадрат) — наиболее часто употребляемый критерий для проверки гипотезы о законе распределения. Во многих практических задачах точный закон распределения неизвестен, то есть является гипотезой, которая требует статистической проверки.
Обозначим через X исследуемую случайную величину. Пусть требуется проверить гипотезу H0 о том, что эта случайная величина подчиняется закону распределения F(x). Для проверки гипотезы произведём выборку, состоящую из n независимых наблюдений над случайной величиной X. По выборке можно построить эмпирическое распределение F*(x) исследуемой случайной величины. Сравнение эмпирического распределения F*(x) и теоретического (или, точнее было бы сказать, гипотетического — то есть соответствующего гипотезе H0) распределения F(x) производится с помощью специального правила — критерия согласия. Одним из таких критериев и является критерий Пирсона.
Таблица 3
Результаты корреляционного анализа индексов по Спирмену и Пирсону
Переменные |
По Пирсону |
По Спирмену |
|||
коэффициент |
Уровень значимости |
коэффициент |
Уровень значимости |
||
Реалистический |
Исследовательский |
0,3189 |
0,0000 |
0,3125 |
0,0000 |
Артистический |
0,2501 |
0,0000 |
0,2784 |
0,0000 |
|
Социальный |
0,2407 |
0,0000 |
0,2007 |
0,0002 |
|
Предпринимательский |
0,3513 |
0,0000 |
0,3412 |
0,0000 |
|
Конвенциальный |
0,4101 |
0,0000 |
0,3985 |
0,0000 |
|
1.Активная, деятельная жизнь |
0,0156 |
0,7752 |
-0,0033 |
0,9517 |
|
2. Здоровье |
-0,0992 |
0,0685 |
-0,0600 |
0,2710 |
|
3. Интересная работа |
0,0603 |
0,2688 |
0,0791 |
0,1463 |
|
4. Красота природы и искусства |
0,0172 |
0,7524 |
0,0090 |
0,8684 |
|
5. Любовь |
-0,0736 |
0,1773 |
-0,0433 |
0,4272 |
|
6. Материально- обеспеченная жизнь |
0,0480 |
0,3791 |
0,0328 |
0,5468 |
|
7. Наличие хороших и верных друзей |
0,0694 |
0,2034 |
0,0418 |
0,4428 |
|
8. Уверенность в себе |
-0,0211 |
0,6988 |
-0,0006 |
0,9913 |
|
9. Познание |
0,0375 |
0,4920 |
-0,0121 |
0,8240 |
|
10. Свобода как независимость в поступках и действиях |
0,0060 |
0,9130 |
-0,0068 |
0,9000 |
|
11. Счастливая семейная жизнь |
-0,0415 |
0,4467 |
0,0017 |
0,9750 |
|
12. Творчество |
-0,0206 |
0,7055 |
-0,0650 |
0,2329 |
|
Психическая активация |
-0,2089 |
0,0001 |
-0,2226 |
0,0000 |
|
Интерес |
-0,0508 |
0,3522 |
-0,0439 |
0,4203 |
|
Эмоциональный тонус |
-0,2338 |
0,0000 |
-0,2249 |
0,0000 |
|
Напряжение |
0,0682 |
0,2108 |
0,0680 |
0,2120 |
|
Комфортность |
-0,0824 |
0,1308 |
-0,0645 |
0,2362 |
|
Исследовательский |
Артистический |
0,4322 |
0,0000 |
0,4304 |
0,0000 |
Социальный |
0,3986 |
0,0000 |
0,3679 |
0,0000 |
|
Предпринимательский |
0,4119 |
0,0000 |
0,42621 |
0,0000 |
|
Конвенциальный |
0,3575 |
0,0000 |
0,3428 |
0,0000 |
|
1.Активная, деятельная жизнь |
0,0153 |
0,7787 |
0,0336 |
0,5376 |
|
2. Здоровье |
-0,0074 |
0,8915 |
0,0058 |
0,9145 |
|
3. Интересная работа |
-0,0801 |
0,1417 |
-0,0884 |
0,1048 |
|
4. Красота природы и искусства |
-0,0284 |
0,6034 |
-0,0291 |
0,5929 |
|
5. Любовь |
0,0749 |
0,1695 |
0,0790 |
0,1468 |
|
6. Материально- обеспеченная жизнь |
-0,1490 |
0,0061 |
-0,1227 |
0,0243 |
|
7. Наличие хороших и верных друзей |
-0,0235 |
0,6669 |
-0,0068 |
0,9008 |
|
8. Уверенность в себе |
0,0110 |
0,8396 |
0,0109 |
0,8416 |
|
9. Познание |
-0,0252 |
0,6448 |
-0,0115 |
0,8327 |
|
10. Свобода как независимость в поступках и действиях |
0,0619 |
0,2564 |
0,0482 |
0,3762 |
|
11. Счастливая семейная жизнь |
0,1204 |
0,0269 |
0,1271 |
0,0197 |
|
12. Творчество |
-0,1207 |
0,0265 |
-0,1393 |
0,0105 |
|
Психическая активация |
-0,0785 |
0,1497 |
-0,0494 |
0,3643 |
|
Интерес |
0,0177 |
0,7454 |
0,0271 |
0,6184 |
|
Эмоциональный тонус |
-0,0783 |
0,1511 |
-0,0802 |
0,1410 |
|
Напряжение |
0,1702 |
0,0017 |
0,1667 |
0,0022 |
|
Комфортность |
0,0854 |
0,1173 |
0,1036 |
0,0573 |
|
Артистический |
Социальный |
0,4526 |
0,0000 |
0,4332 |
0,0000 |
Предпринимательский |
0,4301 |
0,0000 |
0,4382 |
0,0000 |
|
Конвенциальный |
0,3102 |
0,0000 |
0,2903 |
0,0000 |
|
1.Активная, деятельная жизнь |
-0,1245 |
0,0221 |
-0,1300 |
0,0170 |
|
2. Здоровье |
-0,0244 |
0,6548 |
-0,0256 |
0,6380 |
|
3. Интересная работа |
-0,0259 |
0,6347 |
0,0038 |
0,9439 |
|
4. Красота природы и искусства |
-0,0316 |
0,5627 |
-0,0355 |
0,5144 |
|
5. Любовь |
0,1040 |
0,0562 |
0,0986 |
0,0702 |
|
6. Материально- обеспеченная жизнь |
-0,0006 |
0,9918 |
-0,0041 |
0,9402 |
|
7. Наличие хороших и верных друзей |
-0,0386 |
0,4798 |
-0,0467 |
0,3914 |
|
8. Уверенность в себе |
0,0611 |
0,2630 |
0,0613 |
0,2606 |
|
9. Познание |
-0,1185 |
0,0293 |
-0,0962 |
0,0773 |
|
10. Свобода как независимость в поступках и действиях |
0,0330 |
0,5452 |
0,0309 |
0,5701 |
|
11. Счастливая семейная жизнь |
0,1346 |
0,0133 |
0,1438 |
0,0083 |
|
12. Творчество |
-0,0920 |
0,0913 |
-0,0795 |
0,1443 |
|
Психическая активация |
-0,0687 |
0,2076 |
-0,0408 |
0,4535 |
|
Интерес |
-0,0195 |
0,7205 |
0,0059 |
0,9131 |
|
Эмоциональный тонус |
-0,0869 |
0,1107 |
-0,0642 |
0,2386 |
|
Напряжение |
0,0754 |
0,1668 |
0,0534 |
0,3267 |
|
Комфортность |
0,0224 |
0,6810 |
0,0378 |
0,4882 |
|
Социальный |
Предпринимательский |
0,4285 |
0,0000 |
0,4242 |
0,0000 |
Конвенциальный |
0,4105 |
0,0000 |
0,4101 |
0,5682 |
|
1.Активная, деятельная жизнь |
-0,0279 |
0,6087 |
-0,0488 |
0,3702 |
|
2. Здоровье |
0,0567 |
0,2988 |
0,0709 |
0,1932 |
|
3. Интересная работа |
0,0227 |
0,6777 |
0,0281 |
0,6064 |
|
4. Красота природы и искусства |
0,0364 |
0,5051 |
0,0640 |
0,2402 |
|
5. Любовь |
-0,0078 |
0,8868 |
0,0012 |
0,9824 |
|
6. Материально- обеспеченная жизнь |
-0,0736 |
0,1769 |
-0,0632 |
0,2458 |
|
7. Наличие хороших и верных друзей |
0,0075 |
0,8905 |
0,0087 |
0,8729 |
|
8. Уверенность в себе |
-0,0326 |
0,5507 |
-0,0221 |
0,6852 |
|
9. Познание |
0,0266 |
0,6255 |
0,0141 |
0,7962 |
|
10. Свобода как независимость в поступках и действиях |
0,0074 |
0,8918 |
0,0059 |
0,9134 |
|
11. Счастливая семейная жизнь |
0,0245 |
0,6540 |
0,0423 |
0,4373 |
|
12. Творчество |
0,0206 |
0,7061 |
0,0111 |
0,8392 |
|
Психическая активация |
-0,0716 |
0,1889 |
-0,0660 |
0,2258 |
|
Интерес |
-0,0338 |
0,5357 |
-0,0226 |
0,6779 |
|
Эмоциональный тонус |
-0,0967 |
0,0758 |
-0,0812 |
0,1363 |
|
Напряжение |
0,1710 |
0,0016 |
0,1626 |
0,0028 |
|
Комфортность |
-0,0167 |
0,7995 |
-0,0311 |
0,5682 |
|
Предпринимательский |
Конвенциальный |
0,4921 |
0,0000 |
0,4945 |
0,0000 |
1.Активная, деятельная жизнь |
-0,0487 |
0,3717 |
-0,0227 |
0,6765 |
|
2. Здоровье |
-0,0148 |
0,7865 |
-0,0124 |
0,8192 |
|
3. Интересная работа |
0,0133 |
0,8073 |
0,0092 |
0,8659 |
|
4. Красота природы и искусства |
-0,0295 |
0,5891 |
-0,0055 |
0,9190 |
|
5. Любовь |
0,0394 |
0,4706 |
0,0489 |
0,3695 |
|
6. Материально- обеспеченная жизнь |
0,0585 |
0,2836 |
0,0405 |
0,4567 |
|
7. Наличие хороших и верных друзей |
-0,0090 |
0,8696 |
-0,0261 |
0,6321 |
|
8. Уверенность в себе |
-0,1270 |
0,0195 |
-0,1269 |
0,0199 |
|
9. Познание |
-0,0848 |
0,1197 |
-0,1002 |
0,0659 |
|
10. Свобода как независимость в поступках и действиях |
0,0069 |
0,9001 |
-0,0160 |
0,7692 |
|
11. Счастливая семейная жизнь |
0,0532 |
0,3291 |
0,0652 |
0,2315 |
|
12. Творчество |
-0,0245 |
0,6539 |
-0,0210 |
0,7000 |
|
Психическая активация |
-0,2010 |
0,0002 |
-0,1918 |
0,0004 |
|
Интерес |
-0,1097 |
0,0439 |
-0,1023 |
0,0605 |
|
Эмоциональный тонус |
-0,2161 |
0,0001 |
-0,2172 |
0,0001 |
|
Напряжение |
0,1187 |
0,0292 |
0,1185 |
0,0296 |
|
Комфортность |
-0,0476 |
0,3827 |
-0,0524 |
0,3360 |
|
Конвенциальный |
1.Активная, деятельная жизнь |
-0,0346 |
0,5264 |
0,0024 |
0,9653 |
2. Здоровье |
0,0193 |
0,7234 |
0,0423 |
0,4372 |
|
3. Интересная работа |
0,0852 |
0,1182 |
0,0696 |
0,2015 |
|
4. Красота природы и искусства |
-0,0286 |
0,6009 |
-0,0106 |
0,8461 |
|
5. Любовь |
-0,0317 |
0,5608 |
-0,0448 |
0,4108 |
|
6. Материально- обеспеченная жизнь |
0,0740 |
0,1746 |
0,0699 |
0,1996 |
|
7. Наличие хороших и верных друзей |
-0,0728 |
0,1821 |
-0,0684 |
0,2090 |
|
8. Уверенность в себе |
-0,0366 |
0,5028 |
-0,0383 |
0,4819 |
|
9. Познание |
-0,0143 |
0,7928 |
-0,0205 |
0,7064 |
|
10. Свобода как независимость в поступках и действиях |
-0,0417 |
0,4448 |
-0,0625 |
0,2513 |
|
11. Счастливая семейная жизнь |
0,0753 |
0,1674 |
0,0840 |
0,1231 |
|
12. Творчество |
0,0208 |
0,7027 |
0,0172 |
0,7521 |
|
Психическая активация |
-0,1331 |
0,0144 |
-0,1588 |
0,0036 |
|
Интерес |
-0,0601 |
0,2706 |
-0,0682 |
0,2105 |
|
Эмоциональный тонус |
-0,1086 |
0,0460 |
-0,1090 |
0,0454 |
|
Напряжение |
0,1094 |
0,0444 |
0,1038 |
0,0567 |
|
Комфортность |
-0,0231 |
0,6721 |
-0,0085 |
0,8754 |
|
1.Активная, деятельная жизнь |
2. Здоровье |
-0,1849 |
0,0006 |
-0,1565 |
0,0041 |
3. Интересная работа |
0,2069 |
0,0001 |
0,2034 |
0,0002 |
|
4. Красота природы и искусства |
0,2070 |
0,0001 |
0,2141 |
0,0001 |
|
5. Любовь |
-0,1789 |
0,0010 |
-0,1643 |
0,0026 |
|
6. Материально- обеспеченная жизнь |
-0,1393 |
0,0103 |
-0,1435 |
0,0085 |
|
7. Наличие хороших и верных друзей |
-0,0587 |
0,2817 |
-0,0310 |
0,5689 |
|
8. Уверенность в себе |
-0,2129 |
0,0001 |
-0,1766 |
0,0012 |
|
9. Познание |
0,0870 |
0,1105 |
0,0829 |
0,1281 |
|
10. Свобода как независимость в поступках и действиях |
-0,1212 |
0,0259 |
-0,1171 |
0,0316 |
|
11. Счастливая семейная жизнь |
-0,2334 |
0,0000 |
-0,2573 |
0,0000 |
|
12. Творчество |
0,1275 |
0,0191 |
0,1540 |
0,0047 |
|
Психическая активация |
-0,0081 |
0,8814 |
-0,0186 |
0,7324 |
|
Интерес |
0,0661 |
0,2256 |
0,0562 |
0,3025 |
|
Эмоциональный тонус |
-0,0141 |
0,7955 |
-0,0338 |
0,5354 |
|
Напряжение |
0,0265 |
0,6274 |
0,0150 |
0,7830 |
|
Комфортность |
0,0242 |
0,6571 |
0,0180 |
0,7406 |
|
2. Здоровье |
3. Интересная работа |
-0,0852 |
0,1181 |
-0,0672 |
0,2175 |
4. Красота природы и искусства |
-0,1253 |
0,0212 |
-0,1087 |
0,0460 |
|
5. Любовь |
-0,0061 |
0,9104 |
0,0089 |
0,8699 |
|
6. Материально- обеспеченная жизнь |
-0,0501 |
0,3588 |
-0,0166 |
0,7604 |
|
7. Наличие хороших и верных друзей |
0,0901 |
0,0983 |
0,0249 |
0,6482 |
|
8. Уверенность в себе |
-0,0203 |
0,7098 |
-0,0300 |
0,5816 |
|
9. Познание |
-0,0802 |
0,1410 |
-0,1027 |
0,0593 |
|
10. Свобода как независимость в поступках и действиях |
-0,0906 |
0,0964 |
-0,0857 |
0,1157 |
|
11. Счастливая семейная жизнь |
-0,0422 |
0,4398 |
-0,0141 |
0,7954 |
|
12. Творчество |
-0,2340 |
0,0000 |
-0,2425 |
0,0000 |
|
Психическая активация |
-0,0194 |
0,7221 |
0,0039 |
0,9431 |
|
Интерес |
0,0548 |
0,3150 |
-0,0344 |
0,5277 |
|
Эмоциональный тонус |
-0,0472 |
0,3872 |
0,0660 |
0,2258 |
|
Напряжение |
0,0041 |
0,9396 |
0,0028 |
0,9588 |
|
Комфортность |
0,0086 |
0,8745 |
0,0363 |
0,5056 |
|
3. Интересная работа |
4. Красота природы и искусства |
0,0412 |
0,4500 |
-0,0036 |
0,9479 |
5. Любовь |
-0,0211 |
0,6985 |
-0,0177 |
0,7452 |
|
6. Материально- обеспеченная жизнь |
0,1264 |
0,0201 |
0,1083 |
0,0467 |
|
7. Наличие хороших и верных друзей |
-0,0789 |
0,1475 |
-0,0291 |
0,5933 |
|
8. Уверенность в себе |
-0,2131 |
0,0001 |
-0,1878 |
0,0006 |
|
9. Познание |
-0,0528 |
0,3330 |
-0,0708 |
0,1937 |
|
10. Свобода как независимость в поступках и действиях |
-0,3459 |
0,0000 |
-0,3318 |
0,0000 |
|
11. Счастливая семейная жизнь |
-0,1298 |
0,0169 |
-0,1139 |
0,0366 |
|
12. Творчество |
-0,0091 |
0,8683 |
-0,0227 |
0,6763 |
|
Психическая активация |
0,0715 |
0,1899 |
0,0850 |
0,1185 |
|
Интерес |
0,0438 |
0,4226 |
0,0669 |
0,2194 |
|
Эмоциональный тонус |
0,0262 |
0,6313 |
0,0564 |
0,3002 |
|
Напряжение |
0,0030 |
0,9565 |
-0,0012 |
0,9824 |
|
Комфортность |
0,0249 |
0,6479 |
0,0370 |
0,4970 |
|
4. Красота природы и искусства |
5. Любовь |
-0,2485 |
0,0000 |
-0,2662 |
0,0000 |
6. Материально- обеспеченная жизнь |
-0,1719 |
0,0015 |
-0,2123 |
0,0001 |
|
7. Наличие хороших и верных друзей |
-0,1561 |
0,0040 |
-0,1260 |
0,0207 |
|
8. Уверенность в себе |
-0,0964 |
0,0768 |
-0,0762 |
0,1617 |
|
9. Познание |
0,0608 |
0,2651 |
0,1178 |
0,0306 |
|
10. Свобода как независимость в поступках и действиях |
-0,0422 |
0,4388 |
-0,0143 |
0,7930 |
|
11. Счастливая семейная жизнь |
-0,2819 |
0,0000 |
-0,3120 |
0,0000 |
|
12. Творчество |
0,1832 |
0,0007 |
0,1763 |
0,0012 |
|
Психическая активация |
-0,0154 |
0,7779 |
-0,0362 |
0,5065 |
|
Интерес |
-0,0908 |
0,0955 |
-0,0918 |
0,0919 |
|
Эмоциональный тонус |
-0,0328 |
0,5480 |
-0,0521 |
0,3393 |
|
Напряжение |
-0,0056 |
0,9184 |
-0,0077 |
0,8879 |
|
Комфортность |
-0,02661 |
0,6261 |
-0,0545 |
0,3167 |
|
5. Любовь |
6. Материально- обеспеченная жизнь |
-0,0089 |
0,8710 |
-0,0019 |
0,9724 |
7. Наличие хороших и верных друзей |
-0,0187 |
0,7324 |
-0,0703 |
0,1969 |
|
8. Уверенность в себе |
-0,1131 |
0,0377 |
-0,1367 |
0,0121 |
|
9. Познание |
-0,3382 |
0,0000 |
-0,3206 |
0,0000 |
|
10. Свобода как независимость в поступках и действиях |
-0,2545 |
0,0000 |
-0,2584 |
0,0000 |
|
11. Счастливая семейная жизнь |
0,3589 |
0,0000 |
0,3508 |
0,0000 |
|
12. Творчество |
0,3213 |
0,0000 |
-0,3546 |
0,0000 |
|
Психическая активация |
0,0869 |
0,1108 |
0,1024 |
0,0602 |
|
Интерес |
0,0151 |
0,7814 |
0,0107 |
0,8449 |
|
Эмоциональный тонус |
-0,0013 |
0,9813 |
0,0038 |
0,9440 |
|
Напряжение |
-0,0070 |
0,8986 |
0,0068 |
0,9005 |
|
Комфортность |
0,0298 |
0,5855 |
0,0446 |
0,4133 |
|
6. Материально-обеспеченная жизнь |
7. Наличие хороших и верных друзей |
-0,0955 |
0,0795 |
-0,1153 |
0,0343 |
8. Уверенность в себе |
-0,1505 |
0,0056 |
-0,1422 |
0,0090 |
|
9. Познание |
-0,2507 |
0,0000 |
-0,2579 |
0,0000 |
|
10. Свобода как независимость в поступках и действиях |
-0,1353 |
0,0128 |
-0,1576 |
0,0038 |
|
11. Счастливая семейная жизнь |
0,1980 |
0,0002 |
0,2276 |
0,0000 |
|
12. Творчество |
-0,1698 |
0,0017 |
-0,1612 |
0,0031 |
|
Психическая активация |
-0,0171 |
0,7544 |
-0,0071 |
0,8968 |
|
Интерес |
-0,0827 |
0,1294 |
-0,0664 |
0,2227 |
|
Эмоциональный тонус |
0,0374 |
0,4936 |
0,0590 |
0,2788 |
|
Напряжение |
-0,0134 |
0,8055 |
-0,0091 |
0,8676 |
|
Комфортность |
0,0259 |
0,6352 |
0,0573 |
0,2931 |
|
7. Наличие хороших и верных друзей |
8. Уверенность в себе |
-0,08886 |
0,1041 |
-0,0801 |
0,1416 |
9. Познание |
-0,1190 |
0,0287 |
-0,0484 |
0,3741 |
|
10. Свобода как независимость в поступках и действиях |
-0,0233 |
0,6694 |
-0,0291 |
0,5933 |
|
11. Счастливая семейная жизнь |
-0,0334 |
0,5409 |
-0,1260 |
0,0207 |
|
12. Творчество |
-0,2428 |
0,0000 |
-0,0703 |
0,1969 |
|
Психическая активация |
-0,0137 |
0,8017 |
0,0082 |
0,8803 |
|
Интерес |
0,0534 |
0,3276 |
0,0765 |
0,1604 |
|
Эмоциональный тонус |
-0,0694 |
0,2028 |
-0,0514 |
0,3455 |
|
Напряжение |
-0,0499 |
0,3605 |
-0,0693 |
0,2030 |
|
Комфортность |
-0,0550 |
0,3132 |
-0,0547 |
0,3156 |
|
8. Уверенность в себе |
9. Познание |
0,0117 |
0,8296 |
0,0151 |
0,7814 |
10. Свобода как независимость в поступках и действиях |
0,2600 |
0,0000 |
0,2633 |
0,0000 |
|
11. Счастливая семейная жизнь |
-0,2256 |
0,0000 |
-0,2442 |
0,0000 |
|
12. Творчество |
-0,0514 |
0,3458 |
-0,0090 |
0,8686 |
|
Психическая активация |
0,0112 |
0,8373 |
0,0114 |
0,8336 |
|
Интерес |
0,0455 |
0,4039 |
0,0362 |
0,5062 |
|
Эмоциональный тонус |
0,0594 |
0,2764 |
0,0173 |
0,7507 |
|
Напряжение |
0,0869 |
0,1108 |
0,1019 |
0,0613 |
|
Комфортность |
0,0607 |
0,2656 |
0,0613 |
0,2605 |
|
9. Познание |
10. Свобода как независимость в поступках и действиях |
0,0049 |
0,9278 |
0,0359 |
0,5093 |
11. Счастливая семейная жизнь |
-0,4266 |
0,0000 |
-0,4517 |
0,0000 |
|
12. Творчество |
0,3492 |
0,0000 |
0,3221 |
0,0000 |
|
Психическая активация |
-0,0836 |
0,1252 |
-0,0765 |
0,1602 |
|
Интерес |
0,0304 |
0,5774 |
0,0101 |
0,8534 |
|
Эмоциональный тонус |
-0,0506 |
0,3536 |
-0,0330 |
0,5452 |
|
Напряжение |
0,0460 |
0,3989 |
0,0195 |
0,7208 |
|
Комфортность |
-0,0294 |
0,5896 |
-0,0288 |
0,5971 |
|
10. Свобода как независимость в поступках и действиях |
11. Счастливая семейная жизнь |
-0,1554 |
0,0042 |
-0,1597 |
0,0034 |
12. Творчество |
-0,0466 |
0,3926 |
-0,0244 |
0,6536 |
|
Психическая активация |
-0,0863 |
0,1133 |
-0,0845 |
0,1210 |
|
Интерес |
-0,0593 |
0,2772 |
-0,0543 |
0,3188 |
|
Эмоциональный тонус |
-0,0815 |
0,1348 |
-0,0665 |
0,2224 |
|
Напряжение |
0,0444 |
0,4161 |
0,0488 |
0,3705 |
|
Комфортность |
-0,0819 |
0,1328 |
-0,0707 |
0,1944 |
|
11. Счастливая семейная жизнь |
12. Творчество |
-0,3524 |
0,0000 |
-0,3785 |
0,0000 |
Психическая активация |
0,0112 |
0,8377 |
0,0226 |
0,6785 |
|
Интерес |
-0,0509 |
0,3506 |
-0,0412 |
0,4499 |
|
Эмоциональный тонус |
0,0447 |
0,4126 |
0,0517 |
0,3428 |
|
Напряжение |
-0,0482 |
0,3771 |
-0,0429 |
0,4306 |
|
Комфортность |
0,0166 |
0,7611 |
0,0282 |
0,6046 |
|
12. Творчество |
Психическая активация |
0,0200 |
0,7147 |
-0,0087 |
0,8735 |
Интерес |
0,0611 |
0,2630 |
0,0729 |
0,1809 |
|
Эмоциональный тонус |
-0,0457 |
0,4025 |
-0,0386 |
0,1443 |
|
Напряжение |
-0,0920 |
0,0912 |
-0,0898 |
0,0992 |
|
Комфортность |
-0,0601 |
0,2704 |
-0,0568 |
0,2972 |
|
Психическая активация |
Интерес |
0,3661 |
0,0000 |
0,3579 |
0,0000 |
Эмоциональный тонус |
0,5626 |
0,0000 |
0,5895 |
0,0000 |
|
Напряжение |
-0,4149 |
0,0000 |
-0,3988 |
0,0000 |
|
Комфортность |
0,4516 |
0,0000 |
0,4624 |
0,0000 |
|
Интерес |
Эмоциональный тонус |
0,5173 |
0,0000 |
0,5220 |
0,0000 |
Напряжение |
-0,1099 |
0,0435 |
-0,1337 |
0,0141 |
|
Комфортность |
0,3987 |
0,0000 |
0,3568 |
0,0000 |
|
Эмоциональный тонус |
Напряжение |
-0,0886 |
0,1039 |
-0,1311 |
0,0161 |
Комфортность |
0,6215 |
0,0000 |
0,5844 |
0,0000 |
|
Напряжение |
Комфортность |
0,0496 |
0,3638 |
0,0615 |
0,2592 |
Критерий Спирмена и Пирсона выявляют корреляцию значений по индексам, представленным в таблице 3. В остальных индексах корреляции критерий не выявил. Следовательно, определено, какие индексы взаимозависимы.
Кластерный анализ
Кластерный анализ это многомерная статистическая процедура, выполняющая сбор данных, содержащих информацию о выборке объектов, и затем упорядочивающая объекты в сравнительно однородные группы (кластеры)(Q-кластеризация, или Q-техника, собственно кластерный анализ).
Кластер (англ. cluster скопление) объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. Кластерный анализ наиболее ярко отражает черты многомерного анализа в классификации, факторный анализ в исследовании связи. Первое применение кластерный анализ нашел в социологии. Главное назначение кластерного анализа разбиение множества исследуемых объектов и признаков на однородные в соответствующем понимании группы или кластеры. Это означает, что решается задача классификации данных и выявления соответствующей структуры в ней. Методы кластерного анализа можно применять в самых различных случаях, даже в тех случаях, когда речь идет о простой группировке, в которой все сводится к образованию групп по количественному сходству [5]. Большое достоинство кластерного анализа в том, что он позволяет производить разбиение объектов не по одному параметру, а по целому набору признаков.
Существует около 100 разных алгоритмов кластеризации. Один из них – иерархический или метод древовидной классификации.
Метод древовидной классификации это пошаговый метод разбиения выборки на отдельные группы. Его принцип достаточно прост.
Шаг 1. Каждый человек признаётся единственным представителем своего кластера (типа). Количество типов равно объёму выборки.
Шаг 2. Находится несколько человек, которые наиболее похожи на первого. Теперь эти люди составляют один кластер. Количество кластеров уменьшается.
Шаг 3. Продолжаем искать кластеры, наиболее похожие друг на друга и объединять их. Теперь вся выборка разделена на некоторое количество групп, внутри которых люди очень схожи по своим характеристикам. Это продолжается, пока объединение не закончится.
В отличие от древовидной классификации, метод k-средних разбивает всю выборку по заданным признакам на указанное количество кластеров. Таким образом, чтобы использовать этот метод нужно знать или предполагать сколько кластеров мы хотим иметь.
Цели кластеризации:Понимание данных путём выявления кластерной структуры. Разбиение выборки на группы схожих объектов позволяет упростить дальнейшую обработку данных и принятия решений, применяя к каждому кластеру свой метод анализа (стратегия «разделяй и властвуй»).
Сжатие данных. Если исходная выборка избыточно большая, то можно сократить её, оставив по одному наиболее типичному представителю от каждого кластера.
Обнаружение новизны (англ. Noveltydetection). Выделяются нетипичные объекты, которые не удаётся присоединить ни к одному из кластеров.
В первом случае число кластеров стараются сделать поменьше. Во втором случае важнее обеспечить высокую степень сходства объектов внутри каждого кластера, а кластеров может быть сколько угодно. В третьем случае наибольший интерес представляют отдельные объекты, не вписывающиеся ни в один из кластеров.
Формальная постановка задачи кластеризацииПусть X — множество объектов, Y — множество номеров (имён, меток) кластеров. Задана функция расстояния между объектами . Имеется конечная обучающая выборка объектов . Требуется разбить выборку на непересекающиеся подмножества, называемые кластерами, так, чтобы каждый кластер состоял из объектов, близких по метрике ρ, а объекты разных кластеров существенно отличались. При этом каждому объекту приписывается номер кластера .
Алгоритм кластеризации — это функция , которая любому объекту ставит в соответствие номер кластера . Множество в некоторых случаях известно заранее, однако чаще ставится задача определить оптимальное число кластеров, с точки зрения того или иного критерия качества кластеризации.
Кластеризация (обучение без учителя) отличается от классификации (обучения с учителем) тем, что метки исходных объектов изначально не заданы, и даже может быть неизвестно само множество .
Для проведения кластерного анализа выбран метод кластеризации Уорда, метрика – квадратичная евклидова. Результаты кластерного анализа представлены в табл. 4-7. и на рис. 1-2.
Таблица 4
Общие результаты проведения кластерного анализа индексов
Кластер |
Число элементов |
Процентное отношение, % |
1 |
189 |
51,36 |
2 |
81 |
22,01 |
3 |
54 |
14,67 |
4 |
44 |
11,96 |
Таблица 5
Центроиды кластеров
Кластер |
1 |
2 |
3 |
4 |
Реалистический |
8,24339 |
10,6420 |
4,3333 |
12,9545 |
Исследовательский |
14,3175 |
18,0370 |
11,3333 |
21,8864 |
Артистический |
14,3333 |
18,0617 |
10,7963 |
22,0682 |
Социальный |
14,3492 |
19,0247 |
10,7407 |
19,2045 |
Предпринимательский |
13,1323 |
17,1358 |
9,9444 |
19,7955 |
Конвенциальный |
10,1640 |
15,6914 |
7,4815 |
14,2045 |
1.Активная, деятельная жизнь |
-2,6719 |
-3,2963 |
-4,5370 |
-3,4318 |
2. Здоровье |
1,5291 |
1,8024 |
2,7222 |
3,7501 |
3. Интересная работа |
0,1005 |
0,5679 |
-0,6667 |
-1,5681 |
4. Красота природы и искусства |
-1,6931 |
-3,6543 |
-4,5121 |
-3,6819 |
5. Любовь |
0,4921 |
2,9012 |
5,1852 |
3,9546 |
6. Материально- обеспеченная жизнь |
1,9894 |
3,7407 |
3,5741 |
1,6363 |
7. Наличие хороших и верных друзей |
-0,5873 |
-1,2469 |
0,5185 |
1,0227 |
8. Уверенность в себе |
0,0158 |
-0,1728 |
-0,5741 |
-0,8636 |
9. Познание |
-1,6561 |
-2,6791 |
-4,8518 |
-3,2954 |
10. Свобода как независимость в поступках и действиях |
-0,0634 |
-1,3827 |
-1,1111 |
-0,7045 |
11. Счастливая семейная жизнь |
2,4973 |
5,1234 |
7,0185 |
7,0909 |
12. Творчество |
-0,6719 |
-2,1728 |
-3,4814 |
-3,8409 |
Психическая активация |
12,0265 |
15,3704 |
14,0741 |
8,70455 |
Интерес |
8,90476 |
11,358 |
9,48148 |
7,22727 |
Эмоциональный тонус |
7,89418 |
11,3333 |
8,53704 |
5,43182 |
Напряжение |
10,9894 |
10,9753 |
9,9444 |
12,6136 |
Комфортность |
9,3122 |
13,6049 |
10,0370 |
8,2727 |
Таблица 6
Распределение элементов по кластерам
№ |
Пол |
Кластер |
№ |
Пол |
Кластер |
1 |
мужской |
1 |
186 |
Женский |
4 |
2 |
Мужской |
2 |
187 |
Женский |
3 |
3 |
Мужской |
3 |
188 |
Женский |
1 |
4 |
Мужской |
2 |
189 |
Женский |
1 |
5 |
Мужской |
4 |
190 |
Женский |
1 |
6 |
Мужской |
1 |
191 |
Женский |
1 |
7 |
Мужской |
4 |
192 |
Женский |
3 |
8 |
Мужской |
3 |
193 |
Женский |
2 |
9 |
Мужской |
1 |
194 |
Женский |
1 |
10 |
Мужской |
2 |
195 |
Женский |
1 |
11 |
Мужской |
3 |
196 |
Женский |
1 |
12 |
Мужской |
1 |
197 |
Женский |
1 |
13 |
Мужской |
3 |
198 |
Женский |
1 |
14 |
Мужской |
1 |
199 |
Женский |
1 |
15 |
Мужской |
1 |
200 |
Женский |
1 |
16 |
Мужской |
1 |
201 |
Женский |
1 |
17 |
Мужской |
1 |
202 |
Женский |
1 |
18 |
Мужской |
4 |
203 |
Женский |
1 |
19 |
Мужской |
2 |
204 |
Женский |
4 |
20 |
Мужской |
2 |
205 |
Женский |
1 |
21 |
мужской |
4 |
206 |
Женский |
1 |
22 |
женский |
1 |
207 |
Женский |
1 |
23 |
Женский |
1 |
208 |
Женский |
3 |
24 |
Женский |
3 |
209 |
Женский |
3 |
25 |
Женский |
3 |
210 |
Женский |
4 |
26 |
Женский |
3 |
211 |
Женский |
3 |
27 |
Женский |
4 |
212 |
Женский |
2 |
28 |
Женский |
1 |
213 |
Женский |
1 |
29 |
Женский |
1 |
214 |
Женский |
4 |
30 |
Женский |
4 |
215 |
Женский |
1 |
31 |
Женский |
1 |
216 |
Женский |
4 |
32 |
Женский |
4 |
217 |
Женский |
2 |
33 |
Женский |
4 |
218 |
Женский |
4 |
34 |
Женский |
4 |
219 |
Женский |
2 |
35 |
Женский |
1 |
220 |
Женский |
1 |
36 |
Женский |
1 |
221 |
Женский |
1 |
37 |
Женский |
1 |
222 |
Женский |
1 |
38 |
Женский |
1 |
223 |
Женский |
4 |
39 |
Женский |
2 |
224 |
Женский |
4 |
40 |
Женский |
1 |
225 |
Женский |
1 |
41 |
Женский |
1 |
226 |
Женский |
1 |
42 |
Женский |
1 |
227 |
Женский |
2 |
43 |
Женский |
1 |
228 |
Женский |
2 |
44 |
Женский |
4 |
229 |
Женский |
1 |
45 |
Женский |
2 |
230 |
Женский |
1 |
46 |
Женский |
1 |
231 |
Женский |
3 |
47 |
Женский |
4 |
232 |
Женский |
1 |
48 |
Женский |
2 |
233 |
Женский |
1 |
49 |
Женский |
1 |
234 |
Женский |
1 |
50 |
Женский |
2 |
235 |
Женский |
1 |
51 |
Женский |
1 |
236 |
Женский |
1 |
52 |
Женский |
2 |
237 |
Женский |
1 |
53 |
Женский |
1 |
238 |
Женский |
1 |
54 |
Женский |
2 |
239 |
Женский |
1 |
55 |
Женский |
1 |
240 |
Женский |
2 |
56 |
Женский |
1 |
241 |
Женский |
2 |
57 |
Женский |
2 |
242 |
Женский |
1 |
58 |
Женский |
2 |
243 |
Женский |
2 |
59 |
Женский |
1 |
244 |
Женский |
3 |
60 |
Женский |
1 |
245 |
Женский |
3 |
61 |
Женский |
1 |
246 |
Женский |
1 |
62 |
Женский |
2 |
247 |
Женский |
1 |
63 |
Женский |
1 |
248 |
Женский |
1 |
64 |
Женский |
4 |
249 |
Женский |
3 |
65 |
Женский |
2 |
250 |
Женский |
1 |
66 |
Женский |
2 |
251 |
Женский |
1 |
67 |
Женский |
2 |
252 |
Женский |
2 |
68 |
Женский |
1 |
253 |
Женский |
1 |
69 |
Женский |
1 |
254 |
Женский |
4 |
70 |
Женский |
2 |
255 |
Женский |
1 |
71 |
Женский |
1 |
256 |
Женский |
3 |
72 |
Женский |
1 |
257 |
Женский |
1 |
73 |
Женский |
3 |
258 |
Женский |
4 |
74 |
Женский |
1 |
259 |
Женский |
1 |
75 |
Женский |
1 |
260 |
Женский |
1 |
76 |
Женский |
1 |
261 |
Женский |
1 |
77 |
Женский |
1 |
262 |
Женский |
2 |
78 |
Женский |
2 |
263 |
Женский |
1 |
79 |
Женский |
2 |
264 |
Женский |
1 |
80 |
Женский |
1 |
265 |
Женский |
1 |
81 |
Женский |
1 |
266 |
Женский |
4 |
82 |
Женский |
3 |
267 |
Женский |
1 |
83 |
Женский |
4 |
268 |
Женский |
1 |
84 |
Женский |
1 |
269 |
Женский |
2 |
85 |
Женский |
1 |
270 |
Женский |
2 |
86 |
Женский |
3 |
271 |
Женский |
1 |
87 |
Женский |
2 |
272 |
Женский |
1 |
88 |
Женский |
3 |
273 |
Женский |
4 |
89 |
Женский |
1 |
274 |
Женский |
3 |
90 |
Женский |
3 |
275 |
Женский |
4 |
91 |
Женский |
1 |
276 |
Женский |
3 |
92 |
Женский |
1 |
277 |
Женский |
4 |
93 |
Женский |
2 |
278 |
Женский |
2 |
94 |
Женский |
1 |
279 |
Женский |
3 |
95 |
Женский |
1 |
280 |
Женский |
3 |
96 |
Женский |
4 |
281 |
Женский |
1 |
97 |
Женский |
1 |
282 |
Женский |
3 |
98 |
Женский |
2 |
283 |
Женский |
2 |
99 |
Женский |
1 |
284 |
Женский |
1 |
100 |
Женский |
4 |
285 |
Женский |
1 |
101 |
Женский |
2 |
286 |
Женский |
1 |
102 |
Женский |
1 |
287 |
Женский |
1 |
103 |
женский |
3 |
288 |
Женский |
2 |
104 |
Мужской |
2 |
289 |
Женский |
3 |
105 |
Мужской |
1 |
290 |
Женский |
1 |
106 |
Мужской |
2 |
291 |
Женский |
2 |
107 |
Мужской |
1 |
292 |
Женский |
1 |
108 |
Мужской |
3 |
293 |
Женский |
4 |
109 |
Мужской |
1 |
294 |
Женский |
2 |
110 |
Мужской |
2 |
295 |
Женский |
1 |
111 |
Мужской |
3 |
296 |
Женский |
4 |
112 |
Мужской |
1 |
297 |
Женский |
1 |
113 |
Мужской |
4 |
298 |
Женский |
4 |
114 |
Мужской |
2 |
299 |
Женский |
4 |
115 |
Мужской |
4 |
300 |
Женский |
1 |
116 |
Мужской |
1 |
301 |
Женский |
3 |
117 |
Мужской |
1 |
302 |
Женский |
2 |
118 |
Мужской |
2 |
303 |
Женский |
1 |
119 |
Мужской |
2 |
304 |
Женский |
3 |
120 |
Мужской |
2 |
305 |
Женский |
2 |
121 |
Мужской |
2 |
306 |
Женский |
3 |
122 |
Мужской |
1 |
307 |
Женский |
1 |
123 |
Мужской |
2 |
308 |
Женский |
3 |
124 |
Мужской |
4 |
309 |
Женский |
4 |
125 |
Мужской |
2 |
310 |
Женский |
4 |
126 |
Мужской |
1 |
311 |
Женский |
3 |
127 |
Мужской |
1 |
312 |
Женский |
2 |
128 |
Мужской |
3 |
313 |
Женский |
1 |
129 |
Мужской |
2 |
314 |
Женский |
1 |
130 |
Мужской |
4 |
315 |
Женский |
1 |
131 |
Мужской |
1 |
316 |
Женский |
2 |
132 |
Мужской |
2 |
317 |
Женский |
3 |
133 |
Мужской |
3 |
318 |
Женский |
1 |
134 |
Мужской |
2 |
319 |
Женский |
1 |
135 |
Мужской |
1 |
320 |
Женский |
1 |
136 |
Мужской |
3 |
321 |
Женский |
1 |
137 |
Мужской |
2 |
322 |
Женский |
1 |
138 |
Мужской |
1 |
323 |
Женский |
1 |
139 |
Мужской |
1 |
324 |
Женский |
2 |
140 |
Мужской |
3 |
325 |
Женский |
4 |
141 |
Мужской |
3 |
326 |
Женский |
1 |
142 |
Мужской |
2 |
327 |
Женский |
4 |
143 |
Мужской |
1 |
328 |
Женский |
3 |
144 |
Мужской |
1 |
329 |
Женский |
1 |
145 |
Мужской |
1 |
330 |
Женский |
2 |
146 |
Мужской |
1 |
331 |
Женский |
3 |
147 |
Мужской |
2 |
332 |
Женский |
1 |
148 |
Мужской |
1 |
333 |
Женский |
1 |
149 |
Мужской |
1 |
334 |
Женский |
2 |
150 |
Мужской |
1 |
335 |
Женский |
1 |
151 |
Мужской |
4 |
336 |
Женский |
1 |
152 |
Мужской |
3 |
337 |
Женский |
1 |
153 |
Мужской |
3 |
338 |
Женский |
4 |
154 |
Мужской |
2 |
339 |
Женский |
2 |
155 |
Мужской |
1 |
340 |
Женский |
3 |
156 |
Мужской |
1 |
341 |
Женский |
1 |
157 |
Мужской |
1 |
342 |
Женский |
1 |
158 |
Мужской |
3 |
343 |
Женский |
2 |
159 |
Мужской |
2 |
344 |
Женский |
2 |
160 |
Мужской |
1 |
345 |
Женский |
2 |
161 |
Мужской |
2 |
346 |
Женский |
3 |
162 |
Мужской |
1 |
347 |
Женский |
1 |
163 |
Мужской |
2 |
348 |
Женский |
1 |
164 |
Женский |
1 |
349 |
Женский |
2 |
165 |
Женский |
1 |
350 |
Женский |
1 |
166 |
Женский |
3 |
351 |
Женский |
2 |
167 |
Женский |
1 |
352 |
Женский |
2 |
168 |
Женский |
1 |
353 |
Женский |
1 |
169 |
Женский |
1 |
354 |
Женский |
1 |
170 |
Женский |
1 |
355 |
Женский |
1 |
171 |
Женский |
2 |
356 |
Женский |
3 |
172 |
Женский |
4 |
357 |
Женский |
1 |
173 |
Женский |
1 |
358 |
Женский |
2 |
174 |
Женский |
1 |
359 |
Женский |
1 |
175 |
Женский |
1 |
360 |
Женский |
2 |
176 |
Женский |
4 |
361 |
Женский |
1 |
177 |
Женский |
1 |
362 |
Женский |
1 |
178 |
Женский |
1 |
363 |
Женский |
1 |
179 |
Женский |
2 |
364 |
Женский |
3 |
180 |
Женский |
1 |
365 |
Женский |
1 |
181 |
Женский |
2 |
366 |
Женский |
1 |
182 |
Женский |
3 |
367 |
Женский |
1 |
183 |
Женский |
1 |
368 |
Женский |
3 |
184 |
Женский |
1 |
369 |
Женский |
1 |
185 |
Женский |
1 |
Рис. 1. Дендрограмма результатов проведения кластерного анализа
Рис. 2. График расположения кластеров на плоскости
«Психическая активность» -«УСЦД1»
Таблица 7
Количественное присутствие пациентов в каждом из кластеров
1кластер |
2кластер |
3кластер |
4кластер |
|
Андрогинность |
138 |
61 |
41 |
57 |
Маскулинность |
7 |
13 |
0 |
2 |
Феминность |
29 |
7 |
6 |
9 |
Пациенты с чертами андрогинности попали преимущественно в 1 кластер. В данный кластер попали преимущественно женщины, более 65%.
Пациенты с чертами маскулинностью попали преимущественно в 2 кластер. В данный кластер попали преимущественно мужчины. Большая часть пациентов с чертами фемминости оказались в 1-м кластере.
Факторный анализ
Факторный анализ — многомерный метод, применяемый для изучения взаимосвязей между значениями переменных. Предполагается, что известные переменные зависят от меньшего количества неизвестных переменных и случайной ошибки.
Факторный анализ впервые возник в психометрике и в настоящее время широко используется не только в психологии, но и в нейрофизиологии, социологии, политологии, в экономике, статистике и других науках. Основные идеи факторного анализа были заложены английским психологом и антропологом, основателем евгеники Гальтоном Ф. (1822—1911), внесшим также большой вклад в исследование индивидуальных различий. Но в разработку Факторного анализа внесли вклад многие ученые. Разработкой и внедрением факторного анализа в психологию занимались такие ученые как Спирмен Ч. (1904, 1927, 1946), Терстоун Л. (1935, 1947, 1951) и Кеттел Р. (1946, 1947, 1951). Также нельзя не упомянуть английского математика и философа Пирсона К., в значительной степени развившего идеи Ф. Гальтона, американского математика Хотеллинга Г., разработавшего современный вариант метода главных компонент. Внимания заслуживает и английский психолог Айзенк Г., широко использовавший Факторный анализ для разработки психологической теории личности. Математически факторный анализ разрабатывался Хотеллингом, Харманом, Кайзером, Терстоуном, Такером и др.
Факторный анализ позволяет решить две важные проблемы исследователя: описать объект измерения всесторонне и в то же время компактно. С помощью факторного анализа возможно выявление скрытых переменных факторов, отвечающих за наличие линейных статистических связей корреляций между наблюдаемыми переменными.
Таким образом можно выделить 2 цели Факторного анализа:
определение взаимосвязей между переменными, (классификация переменных), т. е. «объективная R-классификация»;
сокращение числа переменных необходимых для описания данных.
Факторный анализ может быть:
разведочным — он осуществляется при исследовании скрытой факторной структуры без предположения о числе факторов и их нагрузках;
конфирматорным, предназначенным для проверки гипотез о числе факторов и их нагрузках.
Практическое выполнение факторного анализа начинается с проверки его условий. В обязательные условия факторного анализа входят:
Все признаки должны быть количественными;
Число наблюдений должно быть в два раза больше числа переменных;
Выборка должна быть однородна;
Исходные переменные должны быть распределены симметрично;
Факторный анализ осуществляется по коррелирующим переменным.
Главной проблемой факторного анализа является выделение и интерпретация главных факторов. При отборе компонент исследователь обычно сталкивается с существенными трудностями, так как не существует однозначного критерия выделения факторов, и потому здесь неизбежен субъективизм интерпретаций результатов. Существует несколько часто употребляемых критериев определения числа факторов. Некоторые из них являются альтернативными по отношению к другим, а часть этих критериев можно использовать вместе, чтобы один дополнял другой:
Критерий Кайзера или критерий собственных чисел.
Этот критерий предложен Кайзером, и является, вероятно, наиболее широко используемым. Отбираются только факторы с собственными значениями равными или большими 1. Это означает, что если фактор не выделяет дисперсию, эквивалентную, по крайней мере, дисперсии одной переменной, то он опускается.
Критерий каменистой осыпи или критерий отсеивания.
Данный критерий является графическим методом, впервые предложенным психологом Кэттелом. Собственные значения возможно изобразить в виде простого графика. Кэттел предложил найти такое место на графике, где убывание собственных значений слева направо максимально замедляется. Предполагается, что справа от этой точки находится только «факториальная осыпь» — «осыпь» является геологическим термином, обозначающим обломки горных пород, скапливающиеся в нижней части скалистого склона. Однако этот критерий отличается высокой субъективностью и, в отличие от предыдущего критерия, статистически необоснован. Недостатки обоих критериев заключаются в том, что первый иногда сохраняет слишком много факторов, в то время как второй, напротив, может сохранить слишком мало факторов; однако оба критерия вполне хороши при нормальных условиях, когда имеется относительно небольшое число факторов и много переменных. На практике возникает важный вопрос: когда полученное решение может быть содержательно интерпретировано. В этой связи предлагается использовать ещё несколько критериев.
Критерий значимости.
Он особенно эффективен, когда модель генеральной совокупности известна и отсутствуют второстепенные факторы. Но критерий непригоден для поиска изменений в модели и реализуем только в факторном анализе по методу наименьших квадратов или максимального правдоподобия.
Критерий доли воспроизводимой дисперсии.
Факторы ранжируются по доле детерминируемой дисперсии, когда процент дисперсии оказывается несущественным, выделение следует остановить. Желательно, чтобы выделенные факторы объясняли более 80 % разброса. Недостатки критерия: во-первых, субъективность выделения, во-вторых, специфика данных может быть такова, что все главные факторы не смогут совокупно объяснить желательного процента разброса. Поэтому главные факторы должны вместе объяснять не меньше 50,1 % дисперсии.
Критерий интерпретируемости и инвариантности.
Данный критерий сочетает статистическую точность с субъективными интересами. Согласно ему, главные факторы можно выделять до тех пор, пока будет возможна их ясная интерпретация. Она, в свою очередь, зависит от величины факторных нагрузок, то есть если в факторе есть хотя бы одна сильная нагрузка, он может быть интерпретирован. Возможен и обратный вариант — если сильные нагрузки имеются, однако интерпретация затруднительна, от этой компоненты предпочтительно отказаться.
Для проведения факторного анализа метод главных компонент, максимальное число факторов - 14. Результаты факторного анализа представлены в табл. 8, 9. и на рис. 3, 4.
Таблица 8
Вклад исходных признаков в формирование факторных переменных
Номер фактора
Минимальное собственное значение
Процент значимости
Суммарный процент
1
3,16306
13,752
13,752
2
2,63562
11,459
25,212
3
2,28022
9,914
35,126
4
1,8133
7,884
43,010
5
1,25028
5,436
48,446
6
1,19613
5,201
53,446
7
1,14169
4,964
58,610
8
1,04125
4,527
63,137
9
1,00224
4,358
67,495
10
0,896676
3,899
67,495
11
0,780107
3,392
74,785
12
0,743733
3,234
78,019
13
0,669915
2,913
80,931
14
0,604612
2,629
83,560
15
0,577717
2,512
86,072
16
0,573443
2,493
88,565
17
0,536589
2,333
90,898
18
0,504077
2,192
93,090
19
0,459438
1,998
95,087
20
0,399358
1,736
96,824
21
0,332311
1,445
98,269
22
0,274934
1,195
99,464
23
0,123288
0,536
100,000
Таблица9
Матрица факторов после вращения
Факторы
Индексы
1
2
3
4
5
6
7
Артистический
-0,0231754
0,86393
-0,0970207
0,0476543
0,0283123
-0,0144002
0,000312654
Исследовательский
0,0903685
0,557238
0,0242321
0,330139
-0,116398
0,199298
0,084194
Реалистический
-0,0999998
0,193162
0,0801059
0,0429706
0,0584644
0,22409
0,0000169732
Социальный
-0,0440611
0,643792
0,141916
0,000459937
0,103748
0,512622
0,0896265
Предпринимательский
-0,0858145
0,590535
-0,156412
-0,164831
-0,120932
0,373795
0,1195
Конвенциальный
-0,0319291
0,215468
-0,00368628
-0,0311162
0,0367179
0,838393
0,04641
1.Активная, деятельная жизнь
0,00389627
-0,11046
0,0924526
-0,0196492
0,145797
0,0398121
0,0183516
2. Здоровье
0,0102339
-0,0236013
0,0197828
0,118982
-0,0102572
0,045243
-0,0170605
3. Интересная работа
0,0126575
0,0845178
0,0504074
0,00139208
0,855244
-0,0164662
-0,016496
4. Красота природы и искусства
-0,0287683
0,0162384
0,120144
-0,104322
0,0287335
-0,0359889
-0,00106308
5. Любовь
-0,00234294
0,0660303
-0,86377
0,140122
0,0949473
-0,0566532
-0,00490993
6. Материально- обеспеченная жизнь
0,0111502
-0,0712282
0,106716
0,13401
0,15006
0,0315572
0,00632156
7. Наличие хороших и верных друзей
-0,0265874
-0,0223454
-0,0164595
0,100224
-0,0185305
-0,0221793
-0,0163444
8. Уверенность в себе
0,0564266
-0,0587357
0,0125125
0,0262503
0,118526
-0,0136739
0,0683713
9. Познание
-0,0278821
-0,0909262
0,565762
-0,359616
0,093001
-0,105455
0,102348
10. Свобода как независимость в поступках и действиях
-0,0967718
0,178459
0,291892
0,0482033
-0,661245
-0,136388
-0,0250577
11. Счастливая семейная жизнь
0,0359328
-0,00223997
-0,334655
0,542854
-0,149782
0,157223
-0,0532126
12. Творчество
-0,0152909
-0,0525933
0,192624
-0,787974
-0,0308325
0,12299
-0,0792428
Психическая активация
0,639761
-0,0187622
-0,0334163
0,0511204
0,111576
0,0150211
-0,568725
Интерес
0,735468
0,0458752
-0,0912654
-0,234648
-0,045171
-0,147868
-0,080325
Эмоциональный тонус
0,868071
-0,101083
0,0358915
0,0547414
0,0281937
-0,00274014
-0,0727811
Напряжение
-0,0147601
0,0091069
0,019546
0,0599034
0,0275647
0,0738176
0,939983
Комфортность
0,838408
0,0154332
0,0249026
0,105765
0,0208691
0,0410739
0,121191
Факторы
Индексы
8
9
10
11
12
13
14
Артистический
-0,00658722
0,042942
0,109369
-0,141443
0,0223738
-0,0217908
-0,0562788
Исследовательский
0,355788
-0,0873563
0,324899
0,0493326
-0,0490477
-0,14464
-0,0618607
Реалистический
-0,0329562
0,0412313
0,854844
-0,000584198
0,0442315
0,0602364
-0,0784174
Социальный
0,119064
0,00099103
-0,135911
0,0135765
0,0228355
0,0869852
0,0376667
Предпринимательский
-0,180955
-0,156677
0,266637
0,0648977
-0,00943563
0,005249
0,0906064
Конвенциальный
-0,0532981
-0,00294691
0,281983
0,0228615
-0,0464266
-0,0521874
0,031514
1.Активная, деятельная жизнь
0,135689
-0,154078
0,0031799
0,873479
0,116272
-0,0639628
-0,105851
2. Здоровье
0,0203364
-0,0317427
-0,0709683
-0,0909024
-0,0448505
0,0197195
0,964309
3. Интересная работа
-0,189549
0,0144154
0,0194016
0,247962
-0,00320789
-0,0129532
-0,0488882
4. Красота природы и искусства
0,091477
-0,0598409
0,0348499
0,10951
0,941314
-0,0737736
-0,0496173
5. Любовь
0,112235
-0,0686009
-0,0361467
-0,114575
-0,167994
-0,0138459
-0,0265148
6. Материально- обеспеченная жизнь
-0,811724
-0,168456
0,0800523
-0,182712
-0,156955
-0,141833
-0,0410423
7. Наличие хороших и верных друзей
0,0705048
-0,0788902
0,044483
-0,0524143
-0,0701576
0,966169
0,02151
8. Уверенность в себе
0,115334
0,889711
0,0231903
-0,181996
-0,0689602
-0,0983938
-0,0402661
9. Познание
0,520832
-0,0876541
0,13297
-0,10551
-0,147867
-0,165612
-0,0422915
10. Свобода как независимость в поступках и действиях
-0,137623
0,414668
-0,0539739
0,180668
-0,0763711
0,0165135
-0,0835731
11. Счастливая семейная жизнь
-0,12378
-0,411389
-0,109597
-0,287746
-0,223158
-0,123972
-0,203432
12. Творчество
0,153835
-0,0909302
-0,0884659
-0,0254141
0,0930564
-0,182635
-0,235052
Психическая активация
0,0717474
0,0435349
-0,178183
-0,0446566
0,0415007
0,00667339
-0,0623224
Интерес
0,0406731
-0,0137846
0,158723
0,165663
-0,190534
0,0926823
-0,0046815
Эмоциональный тонус
-0,0546749
0,0143553
-0,159313
-0,0571076
0,0166825
-0,0384303
0,038213
Напряжение
0,0404092
0,0774212
-0,0365264
0,00349147
0,0122773
-0,0146388
-0,0319007
Комфортность
-0,00565096
0,0190098
0,00763213
-0,0370397
0,0555585
-0,0589416
-0,000345582
Результаты факторного анализа показывают, что все исходные признаки можно свести к 14 новым факторам с суммарным уровнем значимости 84%.
1 фактор объединяет такие признаки или индексы, как психическая активация, интерес и эмоциональный тонус.
2 фактор включает такой признак, как артистизм.
3 фактор включает такой признак или индекс, как любовь.
4 фактор включает такой признак или индекс, как творчество.
5 фактор включает такой признак или индекс, как свобода и независимость в поступках и действиях.
6 фактор включает такой признак или индекс, как конвенциальный.
7 фактор включает такой признак или индекс, как напряжение.
8 фактор включает такой признак или индекс, как материально-обеспеченная жизнь.
9 фактор включает такой признак или индекс, как уверенность в себе.
10 фактор включает такой признак или индекс, как реализм.
11 фактор включает такой признак или индекс, как счастливая семейная жизнь.
12 фактор включает такой признак или индекс, как красота природы и искусства.
13 фактор включает такой признак или индекс, как наличие хороших и верных друзей.
14 фактор включает такой признак или индекс, как здоровье.
Рис. 3.График, показывающий вклад исходных признаков в формирование факторных переменных
Рис.4.График, показывающий зависимость второго фактора от первого
Заключение
В результате выполнения данной курсовой работы изучены методы структурного анализа многомерных данных (корреляционный, кластерный и факторный анализ). С использованием данных методов решена прикладная задача: исследована взаимосвязь гендерных особенностей и структуры личности в контексте биопсихосоциальной модели.
Применение средств визуализации в процедурах принятия решений повышает уровень их понимания, делает результаты более наглядными и аргументированными.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект 12-06-31079
Квинн В.А. Прикладная психология/Издательство Спб, 2000. – 187с.
Гриценко В.В. Влияние культурных различий на адаптацию русских переселенцев из стран ближнего зарубежья в России // Психологический журнал - 2000. - Т. 21. - № 1.
Соловьева Г.Г. Методологические основы гендера // Основы гендерного образования. - Алматы, 2003.
Зиновьев А.Ю. Визуализация многомерных данных / Издательство КГТУ, 2000. – 180 с.
Соловов А.В. Когнитивная компьютерная графика в инженерном образовании / Высшее образование в России, 1998. С. 90-96.
Берестнева О.Г., Лебедев А.Н., Муратова Е.А. Компьютерная психодиагностика: Учебное пособие. – Томск: Издательство ТПУ, 2005. – 155 c.