МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Содержание
 

Стр.

ВВЕДЕНИЕ ………………………………….…………………………….

ГЛАВА 1. Гражданско-патриотическое воспитание

  1.  
    1. Основные понятия гражданско-патриотического воспитания……

    2. Содержание, цели и задачи гражданско-патриотического образования и воспитания школьников ……………………….………….

    3. Основные направления гражданско-патриотического воспитания…………………………………………………………… ……

ГЛАВА 2. Основы музейной работы как средство гражданско-патриотического воспитания и образования школьников

2.1. Основные понятия…..………………………………………………

2.2. Цели и задачи школьного музея…..…………………………………

2.3. Экскурсия: организация и проведение...……………………………

ГЛАВА 3. Комната-музей поискового клуба «Уралец»,

г. Новотроицк

3.1. Содержание и цели музея…………………………………………..

3.2. Работа музея………………………………………………………….

3.3. Поисковый отряд «Уралец»………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ №1………………………………………………………

3

4

6

9

11

13

14

17

18

20

21

23

25

Введение

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Патриотизм - это чувство любви у человека к местности, где он родился либо проживает, к людям, живущим на родной земле, к разнообразным традициям, присущим его родине. Это любовь ко всему, что связано с родным краем. Настоящего патриота всегда волнуют события, что происходят в родном уголке, и часто он даже предпринимает действия, чтобы улучшить ситуацию там.

Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов? Это не праздные вопросы: от них, сидящих сегодня за школьной партой, зависит будущее нашей страны. На мой взгляд, современная школа независимо от ее статуса (гимназия, лицей, коррекционная школа, общеобразовательная и др.) остро нуждается в школьном музее как факторе воспитания патриотизма, духовно-нравственной культуры личности, без чего невозможно представить себе наше будущее.

Школьный музей-это место, где дети могут проявить себя, где видят работы, которые вызывают чувство уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого и настоящего, знакомятся с историей своего села и судьбами своих земляков. Они могут прикоснуться к истории…

  1. Гражданско-патриотическое воспитание школьников

1.1. Основные понятия гражданско-патриотического воспитания

Для полного понятия проблемы формирования гражданско-патриотической компетентности, прежде всего, необходимо знание терминологии ключевых понятий.

Гражданин-это понятие имеет не только юридический смысл (принадлежность лица к государству), но и особый моральный. Быть гражданином - значит занимать активную нравственную позицию, глубоко осознавать свой патриотический долг и ответственность по отношению к Отечеству, народу, национальным ценностям, святыням, культуре. [13]

Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы. [14]

Гражданская позиция - это стремление отстаивать свои законные права и интересы всеми законными методами и, кроме того, небезразличие к соблюдению прав и интересов других людей. [10]

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание - это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

Гражданское воспитание - это направление воспитательной деятельности в системе образования, связанное с формированием общественной роли личности, ее общественного лица. Гражданское воспитание имеет неполитический, непартийный характер; оно направлено на развитие свободных членов общества, наиболее полно реализующих в жизни свои потенциальные возможности.

Гражданское воспитание свободно от произвольного вмешательства и мелкой регламентации со стороны государства в трудовую, экономическую, социальную, нравственную, творческую, религиозную, национальную и другие сферы деятельности членов общества. Восстановление гражданского воспитания как самостоятельного направления деятельности в системе современного образования обязано демократическим преобразованиям в России. Это будет способствовать воспитанию человеческого и национального достоинства у каждого члена общества.[1]

Патриотизм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. [3]

Понятие патриотизма не может быть выражено только в уважительном отношении к истории, в первую очередь, это служение обществу и стране, считает Президент России Владимир Путин.

« Быть патриотом - это не только с уважением относиться к истории, но и служить обществу и стране. Многонациональная страна не может существовать без общегосударственной ответственности», - сказал глава государства в Послании Федеральному собранию России.

Из определения понятий можно сделать вывод, что патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

Следовательно, гражданско – патриотическое воспитание – это воспитание гражданина и патриота, который имеет высокую социальную активность, гражданскую ответственность, духовность, обладает позитивными ценностями и качествами, способен проявить их в интересах Отечества.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

1.2. Содержание, цели и задачи гражданско-патриотического воспитания и образования школьников

Начало 21 века для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе. Активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как дно из базовых направлений в области образования.

В «Концепции модернизации российского образования» определены приоритетные направления, среди которых одним из главных стали: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования.

В настоящее время гражданское образование находится на этапе становления, который включает разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся.

Нормативные документы и информационно – методические материалы Министерства образования РФ стимулировали деятельность общеобразовательных учреждений в области гражданского образования. В субъектах РФ с целью разработки региональных концепций и их реализации созданы региональные Центры гражданского образования.

Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.

Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность личности – совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в гражданском обществе, применить свои знания и умения на практике.

Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.

Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы, а также создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников, средствами учебных дисциплин.

Гражданское образование в общеобразовательной школе включает в себя три ступени:

На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя часть общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах.

На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально – политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.

1.3. Основные направления гражданско-патриотического воспитания

Основные направления гражданско–патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы»[4]:

1) Духовно- нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

2) Историко–краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном городе, районе.

3) Гражданско–правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.

4) Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

5) Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

6) Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

7) Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

  1. Основы музейной работы как средство гражданско-патриотического воспитания и образования школьников

2.1. Основные понятия

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов - источников по истории, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность

«Музей» (в переводе с греческого museion) – это храм муз, место, посвященное наукам и искусствам.

Музе́й (от греч. μουσεῖον — дом Муз) — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.[12]

Музей – институт социальной памяти, хранилище национального богатства и принадлежащего обществу историко-культурного и природного наследия.

Являясь социальным институтом, музей выполняет следующие социальные функции[2]:

  1. Научно–документационная функция: музеи предназначены для научного документирования явлений, процессов, закономерностей развития природы и общества.

  2. Охранная функция: музеи призваны решать задачи охраны культурно–исторических ценностей в интересах национальной и мировой культуры.

  3. Исследовательская функция: музеи являются специфическими центрами научных исследований.

  4. Образовательная и воспитательная функция.

Музейная коллекция - часть предметов основного фонда, представляющая собой группу музейных предметов, сформированную по одному или нескольким признакам (по типам источников, происхождению, функциональному назначению и т.д.).

Музейный предмет - предмет, имеющий установленную ценность (научную, историческую, художественную) и музейное значение, изъятый из среды бытования, научно и технически обработанный и включенный в состав музейного собрания.

Музейная экспозиция - это показ, демонстрация музейных предметов, выставленных в определенной последовательности с целью раскрыть избранную тему музея.

Раритет - предмет, ценность которого определяется в первую очередь его редкостью.

Реликвия - особо чтимый мемориальный предмет, связанный, как правило, с событиями или персонами, сыгравшими особо важную роль в истории народа, государства, религии.

Экспонат - предмет, выставленный для обозрения. К экспонатам относятся помещенные на экспозицию музейные предметы, воспроизведения, научно-вспомогательные материалы.

Научно-исследовательская деятельность - одно из основных направлений музейной деятельности, важнейшая составляющая музейной работы. Результаты научных исследований музея определяют уровень его научно-фондовой, экспозиционной и культурно-образовательной деятельности.

Научно-вспомогательные материалы - используются для раскрытия информационного потенциала музейных предметов, их изучения и интерпретации: это карты, схемы, чертежи, диаграммы, таблицы и т.п.

Экскурсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Экскурсии могут быть как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг.[12]

Музееведение (или музеология; иногда — херитология) — научная дисциплина, появившаяся в конце XIX века и изучающая историю музеев, их общественные функции, теорию и методику музейного дела.

2.2. Цели и задачи музея

В этом году в обращении к Федеральному Собранию президент РФ Владимир Путин отметил, что государством делается акцент на воспитание гражданина РФ, патриота - носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины. Для выполнения этой задачи - в создании системы патриотического воспитания, немаловажную роль играет деятельность школьного музея. Музей школы является центром военно-патриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения, центром жизни школы, успехи и достижения которой отмечены многими наградами.

Задача музея – пробуждать в детях и подростках потребность глубже познать историю Отечества из разных источников информации: из знакомства с музейной экспозицией, из книг и фильмов, рассказов ветеранов, экспонатов музея, экскурсий по местам боёв и др.. Только у человека, хорошо знающего и чувствующего историю, пробуждается любовь не только к прошлому, но и к настоящему и будущему своей страны. Музей также призван стать информационной базой для проектной и исследовательской деятельности учащихся школы.

Роль музея в образовательном процессе:

1) обзорные экскурсии для гостей школы: участников методических семинаров, студентов

2) экскурсии для учащихся, для ветеранов школы, жителей микрорайона

3) проведение уроков на базе музея

4) использование музейных предметов в качестве учебных пособий на уроке

5) обучение членов совета музея

6) подготовка учебно-исследовательских работ

7) участие в учебно-исследовательских конференциях

8) проведение учебы актива музеев

9) проведение семинаров руководителей школьных музеев

10) участие в Днях открытых дверей для родителей

11) проведение уроков мужества, праздников, встреч с интересными людьми

Основными целями музея, как структурного подразделения образовательного учреждения, являются формирование гражданственности школьников через воспитание устойчивого навыка социальной и творческой активности учащихся.

Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования

2.3. Экскурсия как основная форма музейной работы

Традиционной и самой распространенной формой воспитательной работы музея являются экскурсии. Экскурсия – это коллективный осмотр музея или вне музейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста-экскурсовода в образовательных и воспитательных целях. Экскурсии различаются по характеру тематики, по целевому назначению, но все они строятся на единой методической основе, а именно на основе экскурсионного метода.

Существенной чертой экскурсионного метода является непосредственное общение экскурсовода с группой, пришедшей для осмотра музея. В связи с этим большое внимание уделяется культуре речи экскурсовода: хорошей дикции, грамматической правильности, а также выразительности и артистичности.

Также в основе данного метода лежит зрительное восприятие, непосредственное наблюдение объекта.

Экскурсии, проводимые музеем, разнообразны. От вида экскурсии зависит ее содержание и приемы работы. Можно выделить следующие виды экскурсии:

  1. По месту проведения и объектам показа.

  2. По характеру тематики (обзорные, тематические, специализированные).

  3. По целевому назначению.

  4. По составу экскурсионных групп.

По характеру тематики выделяют обзорные экскурсии и экскурсии на отдельные темы. Обзорные экскурсиипредназначены для посетителей, впервые пришедших в музей и желающих получить общее представление о его истории и коллекциях. Сведения, сообщаемые им во время обзорной экскурсии, носят информационный характер и кратко знакомят с историей и содержанием музейного комплекса, основными разделами экспозиции и отдельными, наиболее значимыми экспонатами.

Экскурсии на отдельные темы в музейной практике чаще всего называют тематическими, что в действительности некорректно, поскольку всякая экскурсия имеет тему. Этот тип экскурсии, в отличие от обзорной, наиболее детально раскрывает одну тему или проблему. Иногда проводятся циклы экскурсий, связанные с определенной проблематикой и предназначенные для постоянной группы посетителей.

Методика проведения музейных экскурсий[5]:

Различаются следующие общие приемы ведения экскурсий:

  1. Показ-руководство восприятием демонстрируемых предметов, их характеристик и связей.

  2. Рассказ-руководство восприятием определенных элементов содержания экскурсии, комментирование объекта.

  3. Беседа, или вопросно-ответный способ.

  4. Моторные приемы - руководство восприятием объектов в процессе движения и посредством движения.

Методика ведения экскурсии освещает отдельные приемы, обособляя каждый из них, в целях его изучения, описания, выработки рекомендаций для его наиболее эффективного использования. В практике же ведения экскурсии они выступают не изолированно, а в тесной взаимосвязи. Это обусловлено тем, что наибольшая эффективность экскурсионного восприятия достигается в процессе комплексного воздействия различных ощущений - зрительных, слуховых и т.д. Взаимосвязи и взаимодействия экскурсионных приемов построены, прежде всего, на сочетании показа с рассказом, беседой, моторными приемами. В любом из этих сочетаний основным опорным методом работы экскурсовода остается показ музейных экспонатов.

Методика ведения музейных экскурсий учитывает специфику разных типов музейных предметов, экспозиционных материалов и других объектов экскурсионного показа.

  1. Комната-музей поискового клуба «Уралец».

  1.  
    1. Содержание и цели музея

Музейная комната была открыта 16 марта 2006 года на базе МОУ « СОШ №22» г.Новотроицка.Руководитель музея Комароцкий Юрий Иванович—руководитель поискового отряда «Уралец», председатель Комитета по делам молодёжи администрации муниципального образования город Новотроицк.

Поисковые экспедиции активистов музея собрали подлинные письма с фронта, фотографии военного времени, военную форму, личные вещи солдат и командиров, газеты и информационные листовки военного времени, а также послевоенные фотографии, воспоминания ветеранов и много других экспонатов.

Разделы экспозиции:

  • Ордена Великой Отечественной войны

  • Звенит в «Долине смерти» тишина…

  • Такое вот суровое поиск ремесло…

  • Наши штыки на высотах Синявина, наши штыки подо Мгой!

  • Поисковые будни

  • За активный поиск

  • Оружие и боеприпасы Великой Отечественной войны

  • Личные вещи солдат

Небольшое количество экспонатов музея можно посмотреть в Приложении №1

Фонды музейной комнаты:

1200 единиц хранения, в том числе:

  1. основной фонд - 493 ед. хранения (вещественные материалы, документы,

фотографии, письма)

2) научно-вспомогательный фонд - 437единиц (Схемы, фотографии, копии документов, макеты и т.д.)

3) обменный фонд – 270 единиц.

В школьном музее бережно хранятся экспонаты, которыми можно гордиться. Достойное место занимают подлинные документы тех суровых лет - пожелтевшие от времени военные билеты и красноармейские книжки, удостоверения к орденам и медалям, личные вещи солдат и командиров, части оружия и боеприпасов, найденные поисковиками при раскопках на местах боев, письма от родственников найденных солдат и др.

На протяжении всех лет музей является центром военно-патриотического воспитания школы и города.

Ежегодно в музее проводятся более пятидесяти экскурсий для школьников, студентов, выпускников, ветеранов ВОВ и локальных войн.

  1.  
    1. Основные направления работы музея

Актив музея проводит следующую работу:

  • Изучает исторические, литературные и другие источники соответствующей профилю музея тематике

  • Систематически пополняют фонды музея

  • Участвуют в поисковых экспедициях

  • Обеспечивает сохранность музейных предметов, организует их учет

  • Создает и обновляет экспозиции

  • Проводит экскурсионно-лекторскую работу

  • Оказывает содействие в использовании экспозиции и фондов музея в учебно-воспитательном процессе

Ребятами ведется работа по оформлению музея, переписка с родственниками, с архивами.

Поисково-краеведческая работа:

Ежегодно актив музея совместно с поисковиками совершает экспедиции в Новгородскую и Ленинградскую области с целью поиска и захоронения останков воинов, погибших и пропавших без вести во время Великой Отечественной войне, поиском родственников этих воинов, сбора информации и пополнения экспонатами музейного фонда. За каждым классом в школе закреплены ветераны Великой Отечественной войны, трудового фронта, вдовы погибших, ветераны-учителя, которым оказывается посильная помощь. Ребята собирают информацию о них для музея, записывают воспоминания, делают видеозаписи. Также ребята принимают участие в городских научно-практических конференциях.

В музейной комнате проводятся:

  1. Экскурсии для учащихся

  2. Уроки мужества

  3. День призывника

  4. Встречи с ветеранами

  5. Круглые столы, семинары

Музей посещают свыше 700 человек в год, среди них учащиеся школы, школ города, представители общественных организаций, ветераны Великой Отечественной войны и локальных конфликтов, представители администрации города, области. Активом школьного музея проводится в год более 50 экскурсий.

Просветительская работа:

На базе музея проводятся уроки истории, актив школьного музея выступает с сообщениями по классам, на классных часах, создаются и обновляются постоянные и передвижные экспозиции.

Методическая работа:

Методисты музейной работы проводят семинары с педагогами школы с целью знакомства их с новыми методиками патриотического воспитания подрастающего поколения.

Музей стал в школе №22 центром патриотического воспитания учащихся. Музей - это книга памяти: ведь собранные в нем документы и предметы хранят память прошлого, передают ее, как эстафету, нашим потомкам, поддерживают и развивают связь, нить времен и поколений.

  1.  
    1. Поисковый отряд «Уралец»

Поисковый отряд «Уралец» образован в 1990 году. С 1997 года имеет статус областного поискового отряда. С 2008 года преобразован в поисковый клуб, объединяющий поисковиков четырёх районов области. За время работы проведено более 40 экспедиций в местах боевых сражений Ленинградской и Новгородской областей, установлено 93 имени пропавших безвести воинов Великой отечественной войны от рядового до старшего политрука. Среди них 30 наших земляков оренбуржцев.

Цели и задачи отряда:

  1. Поисковая работа в местах сражений времен Великой Отечественной войны с целью обнаружения и захоронения останков павших и пропавших без вести защитников Родины;

  2. Увековечение памяти павших защитников Отечества;

  3. Патриотическое воспитание молодежи.

«Уралец» принимает участие в международных и всероссийских поисковых экспедициях. Силами отряда обнаружены и захоронены с воинскими почестями останки более 1300 советских солдат и офицеров, считавшихся ранее пропавшими без вести. Установлены имена 87 защитников Родины. Из них 30 наши земляки - оренбуржцы.

Поисковиками «Уральца» оказана помощь в создании экспозиций о Великой Отечественной войне музеям в городах Орске, Новотроицке, Ясном. Кроме поисковой роботы «Уралец» активно принимает участие в городских и областных мероприятиях патриотической направленности. С 2001 года «Уралец» принимает участие в областных конкурсах патриотических клубов и объединений, где неизменно занимал только первое место.

Заключение

Начало 21 века для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. Все эти изменения диктуют новые требования к отечественной системе образования.

Ввиду модернизации российского образования важным его направлением стало гражданско-патриотическое воспитание, целью которого является воспитание гражданина для жизни в демократическом обществе. Такой гражданин должен обладать определенными знаниями и умениями, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы.

Условия, в которых сегодня находится российское общество, в целом пока неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы. Но, несмотря на это, гражданское образование находится на этапе становления, которые включает разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений.

В создании системы патриотического воспитания немаловажную роль играет деятельность школьного музея, который представляет собой одну из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганда материалов. Основными целями такого музея являются формирование гражданственности школьников через воспитание устойчивого навыка социальной и творческой активности учащихся.

Самая распространенная форма воспитательной работы музея - это экскурсия. Экскурсия - коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Именно с помощью экскурсий учащимся можно познакомиться с экспозицией музеев.

Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования

Для воспитания патриотов РФ необходимо не только финансирование со стороны правительства на создание и развитие школьных музеев, но и уделение большего внимания на педагогические навыки учителей в этой области путем обучающих семинаров и конференций по проведению экскурсий в них. Ведь в каждой школе найдется помещение для музея, но не в каждой есть человек, который займется этой работой.

Литература

  1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г.

  2. Васюткин Д.В. Школьный музей средство патриотического воспитания школьников // Современные проблемы образования: опыт и перспективы. -Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - С. 209-211.

  3. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации/Н.К. Беспятова, Д.Е. Яковлев.-М.:Айрис-пресс,2006.-192 с.-(Методика).

  4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. №795.

  5. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи Волгоградской области как приоритетное направление региональной молодежной политики. Информ. Бюллетень. №19 / Под общ. Ред. М.Б. Кусмарцева. Волгоград, 2004. С.96-102.

  6. Материалы сайта МОУ «СОШ №22»: http://56nschool22.ucoz.ru/index/muzej_boevoj_slavy/0-8

  7. Материалы сайта ПО «Звезда»: http://zvezda.borovichi.ru/Museum.htm

  8. Материалы сайта: Музеология. - http://www.muzeum.ru

  9. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев». - М., 1997. - С.102-105.

  10. Обществознание. Учебник для 9 класса. Кравченко А.И., Певцова Е.А. 11-е изд. - М.: 2011. — 224с

  11. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие / Авт.-сост. А.К. Быков, И.И. Мельниченко.-М.:ТЦ Сфера, 2007.-208с.-(Растим патриотов России)

  12. Свободная энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org

  13. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права: методическое пособие/сост. Г.В. Дмитренко, Т.С. Зорина, Т.В. Черникова/под ред. Т.В. Черниковой.-М.:Глобус, 2006.-224 с.

  14. Цифровая библиотека по философии http://filosof.historic.ru/enc/index1.shtml

  15. Юренева Т.Ю.Музееведение: учебник для высшей школы. - М.: Академический Проект, 2003. с. 471-479.

Приложение №1

Музейная комната клуба «Уралец»

Просмотров работы: 43937