УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В соответствии с Болонским соглашением, которое в 2003 году подписала Россия, высшие профессиональные школы всех стран-участниц должны развиваться в единых, организационных рамках, не теряя при этом свою социокультурную и национальную специфику. Таким образом, введение компетентностного подхода к организации образовательного процесса в высшие учебные заведения нашей страны выступает важнейшей задачей интеграции России в европейское образовательное сообщество.

В современном обществе молодежь является наиболее мобильной социальной группой. Именно она должна стать активным участником решения задач стоящих перед государством и обществом. От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенность в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований, социально-экономическое и культурное развитие страны, ее конкурентоспособность. Однако среди молодежи можно видеть размывание моральных, нравственных, социальных общественных критериев, что приводит к дезорганизации молодого человека в системе жизненных ценностей и приоритетов, порождает неадекватное восприятие значимости собственной личности. Для решения этих проблем в современном обществе необходимо/ можно обратиться (возможно обращение) к опыту зарубежных исследователей волонтерского движения / ученых занимающихся развитие/продвижением волонтерского движения [1].

На верхнем колонтитуле документа, как правило, в правом углу размещается номер страницы. Из содержания данного абзаца не совсем ясно почему для решения проблемы ценностных приоритетов личности необходимо развивать именно волонтерское движение, может быть из электронного ресурса Савельевой это будет понятно.

Волонтёрство (от лат. voluntarius – добровольно) — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности. Волонтерская деятельность студенческой молодежи – это не только один из путей формирования и демонстрации гражданской политики, но это также один из действенных форм активации, организации и самореализации молодежи, безграничное поле возможностей выбора собственной «ниши» в профессии, освоения которой проходит в учебном заведении.

Не менее важным фактором, обуславливающим становление специалиста во время обучения, является учебный и профессиональный уровень студента. Приобретенные знания влияют как на активность труд, так и на личность работника. Подготовка профессионала в вузовской среде предполагает вооружение студента релевантными средствами, то есть позволяющими оценить степень соответствия, будущей профессии не только знаний, умений, навыков, но и владений компетенциями.

Формирование профессиональной компетентности студента вуза посредством волонтерской деятельности предоставляет студентам возможность обучиться различным видам трудовых навыков, приобрести профессиональный и жизненный опыт, и самое главное сформировать профессиональную компетентность. Выполняя те или иные задачи в процессе волонтерской деятельность, молодые люди начинают понимать, в какой мере сформированы у них необходимые умения и навыки, что позволяет им определить направление своего дальнейшего развития.

Делая акцент на профессиональной компетентности, необходимо обратить внимание не на знания и навыки, которые являются наиболее выраженными и наименее значимыми базовыми качествами компетенций, а на психофизиологические свойства, ценностные установки и мотивы. Почитайте книжку Спенсеров, а ее Вам сброшу.

Профессиональная компетентность студента представляет собой интегрированную систему универсальных и профессиональных компетенций, обладающую сложными внутренними связями, характеризующуюся различными уровнями. Профессиональная компетентность выпускника вуза определяет его социальную значимость, востребованность на рынке труда, мобильность и устойчивость к изменениям социально-экономических условий. Необходимый опыт студенты могут получить, принимая участие в волонтерской деятельности, которая является признанной на самом высоком международном уровне.

Это уже похоже на заклинания о том, что мобильность и востребованность студента требует волонтерских навыков. Вам не хватает психологической опоры в обосновании данного феномена.

Проведенное исследование выявило существование тесных взаимосвязей между представлениями о будущей профессии и показателями личностного развития профессионала в вузе. Эти взаимосвязи носят динамический характер и подчеркивают значение профессиональных представлений в становлении профессионализма на этапе вузовского образования.

В процессе анализа литературы мы пришли в выводу о том, что реализация модели формирования профессиональной компетентности студента вуза посредством волонтерской деятельности будет эффективна при условии наличия следующих обуславливающих факторов:

Во-первых, в вузе будет создан комплекс организационно-педагогических условий для реализации волонтерской профессиональной компетентности, в том числе целенаправленное сопровождение волонтерской деятельности студентов.

Процесс передачи опыта от представителей предыдущего поколения преподавателей молодым представителям последующего поколения преподавателей является основой поведенческих наук, к которым следует отнести психологию и педагогику [2]. Начиная с древнейших времен, учитель ценился именно за то, что он выполнял передаточную функцию жизненного опыта от одного поколения к другому и мог подготовить активных членов общества.

В.И. Исаев отмечал, что с позиции компетентностного подхода формирование профессиональной компетентности является целеполагающим и осуществляется исключительно за счет методических и педагогических подходов, а не за счет «преподавания» на предметно содержательном уровне [3]. Для этого предусматривается необходимость соответствующей организации образовательного процесса, а именно:

  • изменение роли преподавателя: от трансляции знаний и способов деятельности к проектированию индивидуального личностного развития каждого студента;

  • внедрение инновационных методов стимулирования учебной деятельности посредством действия, обмена опытом, изучения опыта, постановки и творческого решения проблем;

  • применение методов обучения, содействующих формированию всех составляющих профессиональной компетентности учащихся в зависимости от их личных склонностей. Основными используемыми методами являются: метод позитивного совершения ошибок, творчески-проблемный, игровые методы, исследование ролевых моделей, социальное взаимодействие, презентация идей, метод проектов. При этом метод проектов рассматривается здесь в качестве основного дидактического средства;

  • ориентация студентов на бесконечное разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций, обеспечение прочной взаимосвязи образовательных целей с ситуациями применимости на рынке труда;

  • применение альтернативных оценочных процедур, адекватных особенностям приобретаемого студентами опыта – набору компетенций, и учитывающих индивидуальные особенности развития 2.

Повторную ссылку нет необходимости делать.

Во-вторых, учебные достижения студента, окажутся выше базового уровня и в процесс формирования компетентности будут учтены индивидуальные особенности и темп развития студента в вузе.

Результатом подготовки студентов в контексте компетентностного подхода посредством волонтерской деятельности в исследовании является так называемая интегральная готовность и способность эффективно действовать в соответствии с профессиональными требованиями, находить оптимальные решения поставленных задач, а также самокритично оценивать результаты своей деятельности.

Для оценки качества профессионально подготовки студентов Поздняковым В.А. [4] были выделены следующие уровни:

  1. Недостаточный уровень – означает, что студент владеет базовыми компетенциями, не понимает их важности, не пытается их применять и развивать.

  2. Низкий уровень – означает, что студент находится в процессе освоения базовых компетенций; он понимает их важность, однако не в полной мере и не всегда эффективно использует их в практической деятельности.

  3. Базовый уровень – означает, что студент полностью освоил базовые компетенции и эффективно применяет их в подавляющем большинстве стандартных ситуаций.

  4. Уровень развития – предполагает высокую степень развития интегральной компетентности; студент способен применять компетенции в нестандартных ситуациях или ситуациях повышенной сложности.

  5. Уровень мастерства – предполагает особо высокую степень развития интегральной компетентности; студент способен применять компетенции в нестандартных ситуациях повышенной сложности; студент выступает со стратегическими инициативами, относящимися к сфере применения рассматриваемой компетенции.

В-третьих, будет реализовано добровольное включение студента в социально-полезную деятельность, и осуществлено взаимодействие студентов и специалистов (в том числе проведение тренингов направленных на повышение заинтересованности студентов не только будущей профессией, но и обучением в целом).

Образовательная реформа, проводимая сегодня в нашем государстве, во многом связана с подготовкой квалифицированных кадров. Традиционное образование состоит из двух взаимосвязанных частей теоретической и практической. Теоретическая часть включает в себя лекционные и семинарские занятия. Практическая часть зачастую включает в себя ознакомительную, производственную и преддипломную практику 5. Практика не всегда полностью способствует формированию профессиональной компетентности, так как при прохождении практики многие студенты не задумываются о том, что им предстоит искать работу, столкнуться с тем, что они как специалисты могут быть невостребованны. Заканчивая вуз, такие молодые люди попадают в тупик.

Обострившаяся конкуренция на рынке труда требует от выпускника уже к окончанию вуза иметь практический опыт работы, и определенный круг контактов. В основном мелкие и средние компания на принимают на работу молодых специалистов, так как специалист без опыта работы, практики общения и личных контактов считается специалистом лишь частично, что же касается крупных предприятий, то они ведут кадровую политику в качестве именно долгосрочной перспективы, отслеживая, отбирая и планируя использовать молодые перспективные кадры. Таким образом, студенты, проявляющие активность в общественно значимой работе, получают дополнительные возможности: знания значительно увеличиваются; трудовая деятельность происходит под контролем и под руководством преподавателей; расширяется практика общения; возникает понимание своей роли в оказании помощи населению; в результате контактов с работниками муниципальных образований способствует трудоустройству.

Общественно-значимая работа имеет еще ряд преимуществ, в частности, осознание студентом того, что его работа непосредственно помогает людям в решении их проблем, благотворно влияет на морально-нравственное воспитание молодого человека. Собрание же воедино группы активно и позитивно настроенных студентов и проведение с ними постоянных занятий создает серьезный противовес тлетворному влиянию приоритета денежных отношений в обществе. Нужно отметить, что принцип безвозмездности такой работы принципиально важен. Не допускается никакая форма благодарности, особенно денежная. В этом заключается еще одна цель, которую студент сразу не осознает, но впоследствии ощущение сострадания и помощи людям делает его работу осознанной и несущей определенный морально-нравственный аспект. Конечно, общественно-значимая работа не является панацеей от всех бед высшего образования, но то, что эта работа повышает практическую подготовку студента, содействует его морально-нравственному воспитанию и приносит очевидную пользу обществу несомненно.

В-четвертых, студент вуза будет включен в волонтерскую деятельность с первого курса на основе принципа смены и дифференциации видов деятельности и будет возможна ее реализация с позиции различных подходов: системного, деятельностного, личностного, динамического и субъектно-деятельностного.

Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

Проанализировав работы отечественных авторов, следует отметить, что многие из них сходятся в том, что профессиональная направленность личности является сложным конструктом, который все же поддается коррекции и может изменяться под влиянием изменяющегося индивидуального стиля и индивидуального своеобразия личности.

Успешность профессиональной деятельности может быть рассмотрена с позиций различных подходов 6:

  • системного (А.В. Брушлинский, В.Д. Шадриков и др.) – определяет положение о взаимосвязи путей и методов достижения требуемого уровня этого свойства, о комплексном характере внешних факторов и условий, отражающихся в его значениях, о разнообразии уровней и механизмов психической регуляции пригодности, возможностях взаимной компенсации и стимуляции различных компонентов психологической системы деятельности при поддержки требуемого уровня профессиональной пригодности.;

  • деятельностного (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.) – теория деятельности позволяет установить характер причинно-следственных отношений на разных уровнях макроструктуры трудового процесса и тем самым проникнуть в сущность явлений, определяющих особенности формирования и проявления успешно профессиональной деятельности;

  • личностного (Т.П. Грибоедова, И.В. Никишина и др.) – в изучение успешной профессиональной деятельности реализует представления об особенностях проявления внутренних факторов деятельности и их роли в регуляции процессов формирования и реализации этого системного свойства субъекта деятельности. Таким образом, данный подход определяет необходимость ориентации на оценку психических и физиологических ресурсов и функциональных резервов человека при определении его профессиональной успешности 4;

  • динамического (Л.И. Анцыферова и др.) – предусматривает активную роль самой личности в процессе своего развития путем установления места тех или иных событий в своей жизни, определения их субъективной значимости, закрепления в своем психическом складе тех или иных форм поведения [7];

  • субъективно-деятельностного (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выгодский, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн и др.) – исходя из этого подхода, человек в результате включения в процесс трудовой деятельности и других видов целенаправленной активности приобретает специфические свойства и качества самоорганизации, саморегуляции и самоконтроля, координации всех психических процессов, состояний и свойств с объективности и субъективными условиями своей активности, и в частности профессиональной деятельности.

Успешная профессиональная деятельность как системная категория определяется совокупностью деятельностно ориентированных взаимосвязанных свойств и качеств человека, формирующих структурно-функциональные характеристики субъекта труда.

В качестве эмпирической базы факторов влияния на формирование профессиональной компетентности посредством волонтерской деятельности использовалась репрезентативная выборка студентов Южного федерального университета объемом 102 единицы отбора. Результаты проведенного опроса представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Результаты опроса студентов Южного федерального университета

п/п

Условия формирования профессиональной компетентности посредством волонтерской деятельности студента

%

1.

В вузе будет создан комплекс организационно-педагогических условий для реализации модели формирования волонтерской профессиональной компетентности, в том числе целенаправленное сопровождение волонтерской деятельности студентов

23,2

2.

Учебные достижения студента, окажутся выше среднего уровня (выделить уровень, чтобы показать гипотезу: недостойный, достаточный, средний, повышенный/ выше среднего, высокий) и в процессе формирования компетентности будут учтены индивидуальные особенности и темп развития студента в вузе

25,4

3.

Будет реализовано добровольное включение студента в социально-полезную деятельность, и осуществлено взаимодействие студентов и профессионалов (в том числе проведение тренингов направленных на повышение заинтересованности студентов не только будущей профессией, но и обучение в целом)

28,8

4.

Студент вуза будет включен в волонтерскую деятельность с первого курса на основе принципа смены и дифференциации видов деятельности и будет иметь в своей основе обучающий, диагностический, профессиональный и рефлексивный компоненты

22,6

Почему-то сумма процентов составляет 99,7. Неужели точнее нельзя было посчитать?

На основании анализа полученных результатов (Таблица 1) нами были сделаны следующие выводы:

  • студенты ЮФУ в равных долях выделяют все предложенные условия формирования профессиональной компетентности (среднее значение равно 25%, полученные результаты находятся в диапазоне ±5%);

  • на первом месте для студентов стоит свобода выбора, то есть будет реализовано добровольное включение студента в социально-полезную деятельность;

  • представленные условия формирования профессиональной компетентности студента по результатам опроса выделяются как самостоятельные, но, в тоже время, взаимозаменяемы, что обуславливается сделанным выбором студентов.

Следует отметить, что формирование профессиональной компетентности студентов посредством волонтерской деятельности является трудом, и несет за собой социально-трудовые условия и отношения. Иными словами, в процессе волонтерской деятельности студент вступает в социально-трудовые отношения и получает определенный социально-трудовой опыт (общение с начальником, выстраивание отношений в коллективе, адаптация к трудовому режиму). Данный опыт является бесценным и после получения высшего образования и трудоустройства бывший студент-волонтер легче адаптируется к новым условиям труда.

Активное участие в социальной политике государства обладает большим потенциалом для государственного высшего образования, поскольку позволяет эффективно выстраивать систему обучения и повышать качество и имидж образовательных услуг, как на российском рынке, так и на мировом образовательном рынке [8]. Волонтерская деятельность является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в котором происходит формирование профессиональной компетентности, устойчивого интереса к выбранной профессии, ясного представления себя и своих полномочий в будущей деятельности, без которых невозможна подготовка компетентностного и мотивированного профессионала. Таким образом, волонтерская деятельность является одно из форм практической подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности.

Литература

  1. Савельева Т.В. Развитие добровольческого движения в студенческой среде. http://ms-solution.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3036:2012-05-03-21-44-32&catid=114:2012-05-03-18-37-25&Itemid=140.

  2. Исаев В.А. Образование взрослых: компетентностный подход. – В. Новгород: НОУДОВ Северо-западная Народная Академия …, 2005. – 50 с.

  3. Сафонцев С.А., Черных О.В. Интегративный подход к изменению компетентности как латентной переменной. Ростов н/Д.: Изд-во РКСИ, 2011. 75 с.

  4. Поздняков В.А. Компетентностная оценка качества подготовки будущих педагогов профессионального обучения // Известия Южного федерального университета: Педагогические науки. 2012. №9. С. 139-144.

  5. Панкратова И.А. Взаимосвязь представлений об успешности профессиональной деятельности с профессиональной направленностью студентов педагогических факультетов // Известия Южного федерального университета. 2012. №5. С. 113-119.

  6. Матковский С.В. Общественно полезная деятельность студентов как средство повышения их практической подготовки // Юридическое образование и наука. 2003. №2. С. 7-9.

  7. Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб; Издательство «Питер», 2000. 480 с.

  8. Лотова И.П. Развитие профессиональной карьеры кадров государственной службы: Дис. … д-ра психол. наук. М., 2004.

Просмотров работы: 4165