РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ

Сидельникова О.А. 1
1Санкт-Петербургский Национальный Исследовательский Университет Информационных Технологий, Механики и Оптики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие любой экономики зависит от эффективности использования ресурсов. Если политика страны направлена на повышение конкурентоспособности экономики, то рациональность использования факторов производства становится неотъемлемой частью политики.

Экономика России стремительно держит курс на повышение эффективности использования интеллектуальных ресурсов. Создание и развитие инновационной системы непосредственно оказывают влияние на конкурентоспособность экономики нашей страны.

Важнейшая задача, стоящая перед Россией — сохранение ядра научно-технического потенциала, для чего проводится реформа научно-технической сферы, целью которой является реструктуризация сети научных организаций, рационализация ее структуры.

Малые инновационные предприятия (МИП) выступают в качестве связующего звена между наукой и ее практическими приложениями: именно малые фирмы часто принимают на себя риск по разработке новых продуктов и технологий, по превращению знаний в товар.

Первые попытки создания инновационных малых предприятий при вузах были предприняты еще в конце 90-х годов. Тогда в четырех петербургских вузах – Политехническом университете, Электротехническом университете (ЛЭТИ), Институте точной механики и оптики (Техническом университете ИТМО) и Лесотехнической академии — начали создаваться инновационно-технологические центры (или технопарки). Здесь решались проблемы переходного периода, в том числе и практической подготовки молодых специалистов.

15 августа 2009 г. вступил в силу Федеральный закон №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ (ХО) в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности», который стал новым этапом в функционировании научных и образовательных учреждений.

Основной целью закона является обеспечение реального внедрения в производство результатов научно-технической деятельности. Права на эти результаты принадлежат учреждениям науки и образования, поскольку созданы за счет бюджетных средств. Закон предоставляет возможность для учреждений науки и образования быть участниками и учредителями хозяйственных обществ, занимающихся внедрением результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат данным учреждениям.

Из 300 ВУЗов и исследовательский институтов, занимающихся исследовательской деятельностью, больше половины ВУЗов подконтрольны Минобрнауки (рис. 1). Слабый интерес в развитии инновационной деятельности проявляют, имеющие чуть ли наибольший потенциал, медицинские и сельскохозяйственные ВУЗы. Такая активность объясняется тем, что именно Минобрнауки отвечает за реализацию 217-ФЗ и параллельно проводит конкурсы на получение грантов.

Рисунок1. Учредители ВУЗов и НИИ, создавших МИП по 217-ФЗ

За три года, после введение в силу Федерального закона №217-ФЗ, в стране создано порядка 1,5 тыс. МИП, по данным Минобрнауки, их суммарную капитализацию оценивают в 10-12 млрд. руб. Однако большая часть экспертов находят эти цифры завышенными, утверждая, что около 70 % ИП создаются условно и не имеют перспективы развития, ведь изначально в развитие этих компаний заложено мало средств (размер их уставного капитала не превышает 50 тыс. руб.) (рис. 2).

Рисунок 2. Размер уставного капитала МИП, созданных при вузах и НИИ, руб.

Говоря об основных проблемах инновационной деятельности предприятий, можно выделить следующие:

Во-первых, не соответствие МИПов требованиям Федерального закона № 217-ФЗ в области уставного капитала. Согласно указанным требованиям, уставный капитал предприятия на треть должен состоять из средств университета. На практике уставный капитал зачастую на 100 % состоит из средств университета.

Во-вторых, проблема финансирования. Чаще всего у ВУЗов нет средств и хорошего оборудования для проведения необходимых исследований и разработок. ВУЗы вносят в уставный капитал свою интеллектуальную собственность, не имеющую оценки коммерческой перспективы.

В-третьих, нет площади для проведения крупных испытаний продукции. Это вносит ограничения в деятельность МИПов и повышает расходы. Площади частных предпринимателей предлагаются по завышенным ценам.

В-четвертых, трудность в поисках инвестора и партнеров. Потенциальные инвесторы не хотят вкладывать свои средства в рисковый проект, а партнеров, желающих объединить свои усилия с МИПом, зачастую просто нет.

В-пятых, несовершенство законодательной базы. Создаются множество законов о науке и государственной научно-технической политике. Критерии прописанные в законах зачастую не выполнимы и противоречивы. Нуждается в изменении законы, касающиеся льгот при предоставлении имущества малым инновационным предприятиям при вузах и НИИ.

В-шестых, можно отметить тот факт, что ВУЗы и НИИ не знают, как продавать производимую продукцию. В организациях не создаются специальные отделы, где маркетологи и другие специалисты осуществляли процесс сбыта продукции.

В-седьмых, в нашей экономике отсутствуют институциональные сигналы, которые поощряли бы инвестиции в новые изделия и технологии.

Также, среди проблем можно отметить то, что действующие в России бизнес-инкубаторы не полностью обеспечивают возложенные на них функции, ограничиваясь лишь функциями небольших производств, а в большинстве случаев, просто сдавая помещения в аренду. Тогда как во всем мире бизнес-инкубатор – это не только здание, а в первую очередь процесс выращивания эффективных бизнесов и современная организационная бизнес-модель.

Кроме того, стоит отметить, что в России отсутствуют эффективные механизмы оценки и проработки коммерческой составляющей инноваций. В условиях рыночной экономики кроме возможности создать качественно новый продукт, необходимо уметь дать ему «коммерческую» оценку. Именно она помогает участникам инновационного процесса ответить на главный вопрос: будет ли та или иная инновация прибыльной и на что она будет направлена - в массовое производство или на реализацию некоммерческих задач.

Много проблем, помимо тех, что лежат на поверхности, еще не выявлено. Они влияют на деятельность в большей или меньшей степени. Однако это влияние имеется, и результат можно проследить в статистических данных сборников.

9 апреля 2010 года Правительство Российской Федерации утвердило постановление № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования». Постановлением предусмотрено выделение на государственную поддержку развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений бюджетных ассигнований в 2010 году 3 млрд. рублей, в 2011 году в размере 2 млрд. рублей и в 2012 году -3 млрд. рублей. В рамках проекта по поддержке ведущих вузов создано 1547 малых инновационных предприятий (МИПов), из которых 1469 малых предприятий создано на базе 247 вузов и 78 - на базе 55 научных организаций. В этих хозяйственных обществах работают более 5 тыс. человек. С каждым годом увеличивается и экономический эффект от их деятельности. По информации Минобрнауки России, если в 2010 году хозяйственные общества выпустили продукции на 521 млн. руб., то в 2011 году - почти в три раза больше - 1 523 млн. рублей. На базе федеральных университетов создано за три года более 150 малых инновационных предприятий, на базе национальных исследовательских - 320. Причем в среднем в год прирост малых инновационных предприятий составляет более 15 %. Общее число рабочих мест в МИПах составило 3522 чел., из них численность студентов составила 546 чел., численность аспирантов - 527 чел., численность профессорско-преподавательского состава -918 чел., численность научных сотрудников - 690 чел. Только в 1 кв. 2012 г. 280 МИПов выполняли 531 НИОКР, 203 МИПов получили 363 охраноспособных РИД, а 113 МИПов получили 204 патента. Суммарный объем инновационной продукции, произведенной малыми предприятиями, составил 2173,6 млн. руб. на 01 апреля 2012 года. Доход ведущих вузов от выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ составляет в среднем около 600 млн. руб. в год. Федеральные университеты более активно стали выполнять заказы региона, не только в области подготовки кадров, но и в выполнении научно-исследовательских работ, оказании услуг и выпуска продукции для нужд региона [2].

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что, несмотря на растущие показатели эффективности деятельности в отношении инноваций, решать сложившиеся проблемы необходимо. И делать это можно общими усилиями, основываясь на опыте, как нашей страны, так и ведущих стран.

Развитие инновационных предприятий в России значительно отстает от развитых стран. Перечисленные выше проблемы – это лишь малая часть имеющихся в этой сфере трудностей. Государственная политика должна иметь четкую направленность на улучшение условий функционирования каждого элемента данной системы, необходимо наладить финансовую и законодательную поддержку малых инновационных предприятий. Опираясь на опыт развитых стран и вкладывая максимум собственных усилий, можно значительно сократить разрыв в «эстафете» по повышению конкурентоспособности экономики страны и улучшить благосостояние общества в целом.

Список используемой литературы

  1. «Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент» Учебник для вузов. 6-е изд. — СПб: Питер, 2008. — 448 с.

  2. Рекомендации «круглого стола» в Государственной Думе на тему «Первые итоги и перспективы работы автономных учреждений» Организатор - Фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» Государственная Дума г. Москва, 13 ноября 2012 г. [Электронный ресурс] URL: http://spravedlivo-online.ru

  3. Информационно-аналитический бюллетень ЦИСН «Государственная поддержка инновационной деятельности малых наукоемкий фирм в США и ЕС, под ред. АЮ. Вислоусов, А.К. Казанцев, В.Н. Киселев. [Электронный ресурс] URL: www.csrs.ru/inform/IAB/bulleten_2007_6.pdf

  4. Монографии изданные в издательстве Российской Академии Естествознания «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА». [Электронный ресурс] URL: http://www.rae.ru/monographs/112-3774

  5. Российская ассоциация инновационного развития. Публикации «Основные проблемы, препятствующие созданию малых инновационных компаний в ВУЗах» Т.А. Тормышева, зам.ген.директора РАИР. [Электронный ресурс] URL: http://www.rair-info.ru/publication/publication11/

Просмотров работы: 5165