Экономика России стремительно держит курс на повышение эффективности использования интеллектуальных ресурсов. Создание и развитие инновационной системы непосредственно оказывают влияние на конкурентоспособность экономики нашей страны.
Важнейшая задача, стоящая перед Россией — сохранение ядра научно-технического потенциала, для чего проводится реформа научно-технической сферы, целью которой является реструктуризация сети научных организаций, рационализация ее структуры.
Малые инновационные предприятия (МИП) выступают в качестве связующего звена между наукой и ее практическими приложениями: именно малые фирмы часто принимают на себя риск по разработке новых продуктов и технологий, по превращению знаний в товар.
Первые попытки создания инновационных малых предприятий при вузах были предприняты еще в конце 90-х годов. Тогда в четырех петербургских вузах – Политехническом университете, Электротехническом университете (ЛЭТИ), Институте точной механики и оптики (Техническом университете ИТМО) и Лесотехнической академии — начали создаваться инновационно-технологические центры (или технопарки). Здесь решались проблемы переходного периода, в том числе и практической подготовки молодых специалистов.
15 августа 2009 г. вступил в силу Федеральный закон №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ (ХО) в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности», который стал новым этапом в функционировании научных и образовательных учреждений.
Основной целью закона является обеспечение реального внедрения в производство результатов научно-технической деятельности. Права на эти результаты принадлежат учреждениям науки и образования, поскольку созданы за счет бюджетных средств. Закон предоставляет возможность для учреждений науки и образования быть участниками и учредителями хозяйственных обществ, занимающихся внедрением результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат данным учреждениям.
Из 300 ВУЗов и исследовательский институтов, занимающихся исследовательской деятельностью, больше половины ВУЗов подконтрольны Минобрнауки (рис. 1). Слабый интерес в развитии инновационной деятельности проявляют, имеющие чуть ли наибольший потенциал, медицинские и сельскохозяйственные ВУЗы. Такая активность объясняется тем, что именно Минобрнауки отвечает за реализацию 217-ФЗ и параллельно проводит конкурсы на получение грантов.
Рисунок1. Учредители ВУЗов и НИИ, создавших МИП по 217-ФЗ
За три года, после введение в силу Федерального закона №217-ФЗ, в стране создано порядка 1,5 тыс. МИП, по данным Минобрнауки, их суммарную капитализацию оценивают в 10-12 млрд. руб. Однако большая часть экспертов находят эти цифры завышенными, утверждая, что около 70 % ИП создаются условно и не имеют перспективы развития, ведь изначально в развитие этих компаний заложено мало средств (размер их уставного капитала не превышает 50 тыс. руб.) (рис. 2).
Рисунок 2. Размер уставного капитала МИП, созданных при вузах и НИИ, руб.
Говоря об основных проблемах инновационной деятельности предприятий, можно выделить следующие:
Во-первых, не соответствие МИПов требованиям Федерального закона № 217-ФЗ в области уставного капитала. Согласно указанным требованиям, уставный капитал предприятия на треть должен состоять из средств университета. На практике уставный капитал зачастую на 100 % состоит из средств университета.
Во-вторых, проблема финансирования. Чаще всего у ВУЗов нет средств и хорошего оборудования для проведения необходимых исследований и разработок. ВУЗы вносят в уставный капитал свою интеллектуальную собственность, не имеющую оценки коммерческой перспективы.
В-третьих, нет площади для проведения крупных испытаний продукции. Это вносит ограничения в деятельность МИПов и повышает расходы. Площади частных предпринимателей предлагаются по завышенным ценам.
В-четвертых, трудность в поисках инвестора и партнеров. Потенциальные инвесторы не хотят вкладывать свои средства в рисковый проект, а партнеров, желающих объединить свои усилия с МИПом, зачастую просто нет.
В-пятых, несовершенство законодательной базы. Создаются множество законов о науке и государственной научно-технической политике. Критерии прописанные в законах зачастую не выполнимы и противоречивы. Нуждается в изменении законы, касающиеся льгот при предоставлении имущества малым инновационным предприятиям при вузах и НИИ.
В-шестых, можно отметить тот факт, что ВУЗы и НИИ не знают, как продавать производимую продукцию. В организациях не создаются специальные отделы, где маркетологи и другие специалисты осуществляли процесс сбыта продукции.
В-седьмых, в нашей экономике отсутствуют институциональные сигналы, которые поощряли бы инвестиции в новые изделия и технологии.
Также, среди проблем можно отметить то, что действующие в России бизнес-инкубаторы не полностью обеспечивают возложенные на них функции, ограничиваясь лишь функциями небольших производств, а в большинстве случаев, просто сдавая помещения в аренду. Тогда как во всем мире бизнес-инкубатор – это не только здание, а в первую очередь процесс выращивания эффективных бизнесов и современная организационная бизнес-модель.
Кроме того, стоит отметить, что в России отсутствуют эффективные механизмы оценки и проработки коммерческой составляющей инноваций. В условиях рыночной экономики кроме возможности создать качественно новый продукт, необходимо уметь дать ему «коммерческую» оценку. Именно она помогает участникам инновационного процесса ответить на главный вопрос: будет ли та или иная инновация прибыльной и на что она будет направлена - в массовое производство или на реализацию некоммерческих задач.
Много проблем, помимо тех, что лежат на поверхности, еще не выявлено. Они влияют на деятельность в большей или меньшей степени. Однако это влияние имеется, и результат можно проследить в статистических данных сборников.
9 апреля 2010 года Правительство Российской Федерации утвердило постановление № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования». Постановлением предусмотрено выделение на государственную поддержку развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений бюджетных ассигнований в 2010 году 3 млрд. рублей, в 2011 году в размере 2 млрд. рублей и в 2012 году -3 млрд. рублей. В рамках проекта по поддержке ведущих вузов создано 1547 малых инновационных предприятий (МИПов), из которых 1469 малых предприятий создано на базе 247 вузов и 78 - на базе 55 научных организаций. В этих хозяйственных обществах работают более 5 тыс. человек. С каждым годом увеличивается и экономический эффект от их деятельности. По информации Минобрнауки России, если в 2010 году хозяйственные общества выпустили продукции на 521 млн. руб., то в 2011 году - почти в три раза больше - 1 523 млн. рублей. На базе федеральных университетов создано за три года более 150 малых инновационных предприятий, на базе национальных исследовательских - 320. Причем в среднем в год прирост малых инновационных предприятий составляет более 15 %. Общее число рабочих мест в МИПах составило 3522 чел., из них численность студентов составила 546 чел., численность аспирантов - 527 чел., численность профессорско-преподавательского состава -918 чел., численность научных сотрудников - 690 чел. Только в 1 кв. 2012 г. 280 МИПов выполняли 531 НИОКР, 203 МИПов получили 363 охраноспособных РИД, а 113 МИПов получили 204 патента. Суммарный объем инновационной продукции, произведенной малыми предприятиями, составил 2173,6 млн. руб. на 01 апреля 2012 года. Доход ведущих вузов от выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ составляет в среднем около 600 млн. руб. в год. Федеральные университеты более активно стали выполнять заказы региона, не только в области подготовки кадров, но и в выполнении научно-исследовательских работ, оказании услуг и выпуска продукции для нужд региона [2].
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что, несмотря на растущие показатели эффективности деятельности в отношении инноваций, решать сложившиеся проблемы необходимо. И делать это можно общими усилиями, основываясь на опыте, как нашей страны, так и ведущих стран.
Развитие инновационных предприятий в России значительно отстает от развитых стран. Перечисленные выше проблемы – это лишь малая часть имеющихся в этой сфере трудностей. Государственная политика должна иметь четкую направленность на улучшение условий функционирования каждого элемента данной системы, необходимо наладить финансовую и законодательную поддержку малых инновационных предприятий. Опираясь на опыт развитых стран и вкладывая максимум собственных усилий, можно значительно сократить разрыв в «эстафете» по повышению конкурентоспособности экономики страны и улучшить благосостояние общества в целом.
Список используемой литературы
«Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент» Учебник для вузов. 6-е изд. — СПб: Питер, 2008. — 448 с.
Рекомендации «круглого стола» в Государственной Думе на тему «Первые итоги и перспективы работы автономных учреждений» Организатор - Фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» Государственная Дума г. Москва, 13 ноября 2012 г. [Электронный ресурс] URL: http://spravedlivo-online.ru
Информационно-аналитический бюллетень ЦИСН «Государственная поддержка инновационной деятельности малых наукоемкий фирм в США и ЕС, под ред. АЮ. Вислоусов, А.К. Казанцев, В.Н. Киселев. [Электронный ресурс] URL: www.csrs.ru/inform/IAB/bulleten_2007_6.pdf
Монографии изданные в издательстве Российской Академии Естествознания «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА». [Электронный ресурс] URL: http://www.rae.ru/monographs/112-3774
Российская ассоциация инновационного развития. Публикации «Основные проблемы, препятствующие созданию малых инновационных компаний в ВУЗах» Т.А. Тормышева, зам.ген.директора РАИР. [Электронный ресурс] URL: http://www.rair-info.ru/publication/publication11/