ОСОБЕННОСТИ ПРИОБЩЕНИЯ К ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ ПРИОБЩЕНИЯ К ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Актуальной проблемой в современном обществе является приобщение к православной культуре учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Данное исследование в системе специального образования недостаточно разработана.

Православная культура - одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православная культура тесно связана с национальными культурами многих народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно в ее гуманитарном аспекте, - невозможно, а приобщение к ним затруднено. Это обусловливает познавательную значимость православной культуры для всех учащихся российской школы вне зависимости от их отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей (законных представителей).

В системе духовно-нравственных воздействий современной школе все большее внимание уделяется использованию культурных ценностей традиционных религий народов России. Для русской школы, решающей не только общеобразовательные задачи, но и формирующей в обучении национальное самосознание, русскую этнокультурную идентичность школьников эта религия - православное христианство. Мы говорим о культурообразующей роли христианства, православия в истории нашего Отечества и Российского государства. Школа является общественно-государственным учреждением, одним из ключевых социальных воспитательных институтов.

Содержание позитивных воздействий христианской религии и культуры на духовно-нравственное воспитание школьников определяется, с одной стороны, природой самой религиозной культуры и христианской культуры. С другой стороны, это содержание формируется в связи с той ролью, которую играла и играет Церковь в жизни России - нашего народа и государства. В такой логике выделяются основные содержательные направления включения ценностей православной культуры в содержание духовно-нравственного воспитания школьников.

Нравственное воспитание в системе христианских ценностных ориентаций и моральных стереотипов. Это особенно важно сейчас, когда не видится иной нравственной альтернативы пропаганде бездуховности, цинизма, алчного неограниченного потребительства, насилия и жестокости. Церковь может сыграть ключевую роль в преодолении и профилактике губительных пороков, поразивших современное общество – пьянства, наркомании, асоциальности, гражданской пассивности и нравственного безразличия.

Дети с нарушением интеллекта подвержены пагубному влиянию негативного характера. Таким образом, актуальность и значимость выявленной проблемы, потребность в разработке эффективных развития духовно-нравственного воспитания младших школьников с нарушением интеллекта обусловили выбор темы нашей курсовой работы «Особенности приобщения к православной культуре учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта».

Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Предмет исследования: особенности приобщения к православной культуре детей с нарушением интеллекта.

Цель исследования: выявить особенности приобщения к православной культуре учащихся с младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Гипотеза исследования: особенности приобщения к православной культуре учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта будет эффективной, если:

- применять на занятиях различные задания и упражнения, направленные на приобщение к православной культуре;

- учитывать индивидуальные и психофизические особенности младших школьников с нарушением интеллекта;

- проводить занятия с использованием раскраски как метода рисования для приобщения к православной культуре младших школьников.

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

  2. Выявить уровень развития духовно – нравственного воспитания учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта посредством приобщения к православной культуре.

  3. Экспериментально подтвердить эффективность предложенной системы коррекционной работы по приобщению младших школьников с нарушением интеллекта.

  4. Разработать методические рекомендации по приобщению к православной культуре учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; беседа по библейским историям, анкетирование; использование раскраски как метода рисования.

Методологической основой исследования: явились научные труды Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейн, К.Е. Скурата, С.И. Булгакова, И.А. Грошенкова, И.А. Соловцова, С.Л. Франка, Н.Е. Щурковой.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по приобщению к православной культуре учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Организация исследования: МОКУ Республиканская С(К)ОШ-И №28 (VIII вида) для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Городского округа» г.Якутск.

Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ГЛАВА 1. Теоретические основы особенностей приобщения к православной культуре учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

  1.  
    1. Проблема особенностей приобщения учащихся к православной культуре

Православие настолько всеобъемлюще и всеохватно, что его невозможно определить "в точных рациональных понятиях, нельзя подвести его под какие-либо определения -оно всегда будет оставаться неизмеримо выше и шире их. Православие - это реальность, духовная жизнь, духовный путь, опыт" - пишет профессор К.Е.Скурат [34, с 6].

Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения нельзя. За многие века своего существования Православие накопило колоссальный эстетический потенциал - лишать современного человека возможности осваивать его, значит несказанно его обеднять. Православная культура - это литература, включающая тысячи томов, написанных сотнями авторов, это иконы, в том числе и Андрея Рублева и фрески Дионисия, это богатейшие архитектурные традиции, это удивительная гимнография, объединяющая литургическую музыку и поэзию, это, наконец, прикладное искусство - богослужебные сосуды, оклады икон, церковные облачения, - традиции которого живы до сих пор [37, с. 23].

Согласно православному миропониманию, человек должен стремиться к совершению благих дел. Не совершивший при жизни добра умирает не только телом, но и душой, поэтому пагубен не только грех, но и отсутствие добрых дел. Не формальное следование закону и оправдание земных страстей, плодоносящих зло, а постоянное стремление к добру, к высшему благу, ко всеобщей победе благодати и добра составляют ценностное ядро русской духовности. Стремление к добру, истине, справедливости, пронизывают произведения устного народного творчества, духовные стихи, которые выполняли функции образования и в информационном, и нравственном отношении.

Приобщение школьников к духовным и культурным ценностям традиционных религиозных конфессий осуществляется в образовательной практике всех цивилизованных государств, эта образовательная область традиционно была представлена и в российской школе. В современной России во всех слоях общества растет интерес к духовно-нравственному, культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на изучение православной культуры в системе светского образования. Социальный заказ на образование, сложившийся в обществе, фиксируется в форме соответствующего содержания образования (образовательного стандарта), который определяет содержание образования того или иного типа, уровня и направленности, условия и формы его получения [16, с. 342].

В современной практике изучения православной религии в общеобразовательной школе просматриваются три основных подхода.

Один из подходов можно было бы условно назвать “миссионерским”. Его цель - “формирование веры”, воцерковление детей в условиях, когда школа, в значительной степени, выступает “заместителем” семьи и церковной общины. Такой подход оказывается эффективным как форма просвещенческой работы церковной общины (воскресные школы, катехизаторские курсы перед крещением и т.п.). Он сравнительно эффективен в негосударственных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы конфессиональной направленности (православные гимназии, детские сады). Там легче создать особую социальную микросреду, в которой дети учатся и проводят большую часть дня, зачастую тесно общаясь с педагогами не только на уроке, но и во внеурочное время. Но механический перенос такой практики в массовую общеобразовательную школу ныне практически невозможен. В случае такого переноса деятельность педагога (учителя, священника) оказывается малоэффективной.

Религиоведческий подход предусматривает изучение знаний о традиционной религии в контексте и в связи с изучением религии вообще, как сферы общественной жизни. Это расширение соответствующей тематики обществознания. В религиоведческих учебных курсах осуществляется углубление и расширение знаний учащихся о религии. Однако, для национальной школы, такие курсы оказываются недостаточными. В них, как правило, не вполне раскрываются связи данной, традиционной религиозной культуры с национальной культурой в целом. Они менее способны вносить вклад в решение главной задачи национальной школы - воспитание национального типа личности, формирование национального самосознания учащихся. Также такой подход не позволяет в максимальной степени использовать воспитательные возможности школы, эффективно организовывать внеучебную и внешкольную деятельность детей.

Третий подход, в рамках которого, можно достигнуть гармоничного синтеза всего хорошего из двух первых применительно к условиям национальной общеобразовательной школы, условно может быть назван содержательно-предметным. Он, как и предыдущий - религиоведческий, не направлен на результат, который можно было бы выразить “процентом верующих на выходе”. Но, в отличие от религиоведческого, он предусматривает не только выработку знаний о традиционной религии, но и высоко ценностного, эмоционального, личностного отношения к национальной духовной традиции. Главное, что может сделать общеобразовательная школа, готовя человека к жизни в своем народе, - предать ему все богатство национального Предания, в том числе и в религиозном аспекте. Предметный подход требует систематического изучения религии именно как Предания. Предание включает в себя как элементы собственно церковной культуры - Библия, Богослужение, так и дополнительные элементы, раскрывающие особенности действия церковного Предания в данном народе. Например, национальные особенности традиции храмостроительства, иконописи, религиозных праздников и т.п. Еще одно отличие обозначенного подхода от остальных двух заключается в особенностях его методики, определяемых содержанием. Он является именно предметным, поскольку требует для изучения традиционной религии методической формы учебного предмета (на всех образовательных ступенях школы), а не факультативного курса, которого может быть вполне достаточно в первом или втором случае. Здесь знаниевый компонент образования играет ведущую роль, что требует тщательной педагогической проработки его содержания - дидактической и методической. Одновременно возникают возможности установления более тесных межпредметных связей такого курса с другими учебными предметами. Это оказывается достижимым в образовательной программе русской национальной школы (школа с этнокультурным компонентом) как вариативной модели общего.

В соответствии с основными целями учебно-воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях изучение православной культуры направлено на достижение следующих основных целей.

В сфере личностной самореализации учащихся:

-приобретение знаний о религии как мировоззренческой сфере культуры, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения личности;

-содействие формированию картины мира, пониманию жизни человека и общества, адекватным современному уровню познания и культуры;

-воспитание качеств гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, соотечественникам и согражданам;

-содействие формированию нравственной, эстетической, правовой, экологической культуры учащихся;

-формирование ориентации на непреходящие духовно-нравственные ценности российской культуры;

-выработка уважения к гуманистическим ценностям в современном российском обществе;

-удовлетворение социального запроса на получение образования в соответствии с традициями и ценностями национальной культуры;

-реализация прав учащихся на свободное мировоззренческое самоопределение при получении образования, свободный выбор взглядов и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов в обучении;

-создание необходимых условий для выработки молодым человеком собственной жизненной позиции [11, с. 24].

Человек культуры это свободная, гуманная, духовная, творческая и адаптивная личность. В нем отразились и природные особенности человека, и социальные качества, и свойства его как субъекта культуры. "Человек культуры - это субъект природы и истории, игры и труда, экономики и политики, субъект нравственной жизни" [8, c. 73].

В сфере социализации учащихся в современном российском обществе:

-приобретение учащимися знаний, необходимых для ориентации в современном российском обществе, раскрытие этноконфессиональной структуры российского общества, особенностей культуры и образа жизни основных этноконфессиональных групп населения России;

-интеграция в современную российскую национальную и мировую культуру;

-выработка уважения к законным правам и свободам человека в российском обществе, навыков защиты своих законных прав и свобод;

-развитие понимания взаимосвязи прав и обязанностей личности в семейной и общественной жизни, прав и обязанностей гражданина в гражданском обществе;

-формирование навыков социального взаимодействия в современном российском обществе, умений и качеств сотрудничества, партнерства, толерантности, способствующих укреплению социального единства российского общества;

-содействие воспитанию гражданина, интегрированного в современное российское общество и нацеленного на его совершенствование, ориентированного на развитие институтов гражданского общества в России и утверждение норм правового государства в Российской Федерации.

В сфере интеграции учащихся в культурное пространство России:

-формирование культурологической компетентности учащихся в области знаний о традиционной религиозной культуре России в исторической ретроспективе и в современности;

-интеграция личности в историческое пространство национальной культуры, обеспечивающая формирование исторического сознания;

-выработка высокого ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию русского и других народов России;

-воспитание уважения к предкам, историческому прошлому страны и государства, народов России как основы просвещенного российского патриотизма и гражданственности [11, c. 25].

Особенностью развития российской системы образования в настоящий период является ее модернизация и реформирование, которые вызваны большими изменениями в духовной, социально-политической и экономической сферах жизни общества в последнее десятилетие. Одним из направлений модернизации и реформирования светской школы является обновление содержания общего социально-гуманитарного образования, направленное, в частности, на преодоление негативных последствий отказа государства и светской школы в предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной культуры. Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все ее сферы глубоко связаны с православием. Поэтому православная культура - одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православная культура тесно связана с национальными культурами многих народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно в ее гуманитарном аспекте, - невозможно, а приобщение к ним затруднено. Это обусловливает познавательную значимость православной культуры для всех учащихся российской школы вне зависимости от их отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей (законных представителей).

Формы и способы реализации образовательного запроса населения определяются законодательством Российской Федерации об образовании и правовыми условиями деятельности государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений. Это, прежде всего, принципы государственной политики в сфере образования и требования к содержанию образования.

Изучение православной культуры способствует реализации практически всех этих требований к содержанию образования. Особенно - требований обеспечения самоопределения личности в системе образования, создания условий для ее самореализации, формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира, интеграции личности в национальную и мировую культуру. Последнее требование, выражающее одну из основных задач деятельности российской общеобразовательной школы - задачу социализации учащихся в современном российском обществе и интеграции в пространство российской культуры, не может быть адекватно реализовано без изучения православной культуры. Приобщение детей и молодежи к православным культурным ценностям, имеющим общенациональную культурную значимость, является необходимым условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество, нацеленного на его совершенствование и развитие [22, c. 78].

Таким образом, средством духовно-нравственного развития личности ребенка может, является освоение им православных духовно-нравственных ценностей. Духовность, как свойство личности, является фундаментальным качеством человека и той целью, на которую должен быть направлен воспитательный процесс. Содержание воспитательного процесса заключается в формировании ценностных отношений. Введение в православную культурную традицию естественным образом проходит через воспроизведение годового цикла праздников, труда, игр, использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек), через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями на евангельские сюжеты.

1.2Особенности приобщения к православной культуре учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Развитие человека – очень сложный процесс, длительный и противоречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности [4, с72].

Проблема изучения интеллекта человека ввиду своей значимости постоянно находится в центре внимания психологов, педагогов, философов, физиологов и т.д. Особое значение этот вопрос приобретает в коррекционной педагогике, когда речь идет о работе с детьми, первичный дефект которых непосредственно затрагивает интеллектуальную сферу, и его решение имеет, таким образом, не только развивающее, но и коррекционное значение. Важно найти те специфические пути педагогического воздействия, с помощью которых можно помочь ребенку максимально полноценно развить столь значимые для жизни и в то же время наиболее трудные для него, в плане овладения, интеллектуальные способности.

В России из 35,9 млн. детей 1,6 млн. относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. Из них 281,2 тыс. детей обучаются в 1905 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях восьми видов (для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, с задержкой психического развития, умственно отсталых и т.д.), 211 тыс - в специальных (коррекционных) классах и 2,5 тыс - в общих классах общеобразовательных учреждений. В настоящее время 38% детей с различными отклонениями в развитии интегрированы в общеобразовательную среду.

Под умственной отсталостью понимают врожденное или приобретенное в раннем возрасте общее недоразвитие психики с преобладанием интеллектуального дефекта. Другое определение, используемое, в основном, в зарубежной психиатрии, выделяет три основных критерия умственной отсталости: уровень интеллекта ниже, чем 70; наличие существенных нарушений в двух и более сферах социальной адаптации; указанное состояние наблюдается с детского возраста.

Умственно отсталые дети, у которых имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка составляют самую многочисленную группу детей с отклонениями в развитии (более 2% от общей детской популяции). Морфологические изменения, хотя и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга этих детей, нарушая их строение и функции.

Причины поражения коры головного мозга ребенка могут быть различны. Это зависит от того патогенного (вредоносного) фактора, который вызвал поражение. К таким факторам обычно относят: кислородную недостаточность мозга (в периоды внутриутробного развития, родов или после рождения), травмы мозга (родовые, внутричерепные кровоизлияния), воспаления мозга или мозговых оболочек, различные токсические воздействия, вирусные инфекции, некоторые лекарственные препараты, употреблявшиеся матерью во время беременности, хронический алкоголизм родителей или их наркомания, особенно матери, некоторые эндокринные заболевания, хромосомные нарушения, наследственные заболевания без хромосомных нарушений и др. Определенную роль играют радиация и все ухудшающиеся экологические условия.

Недостаточность интеллектуальной деятельности при олигофрении в той или иной степени сказывается на всех психических процессах, прежде всего познавательных. Замедлено и сужено восприятие, нарушено активное внимание. Запоминание обычно бывает замедленным и непрочным. Словарный запас у детей с умственной отсталостью беден, речь - с неточным использованием слов, неразвернутыми фразами, обилием штампов, аграмматизмами и дефектами произношения. В эмоциональной сфере отмечается недоразвитие высших эмоций (эстетические, нравственные эмоции и интересы). Поведение таких детей характеризуется отсутствием устойчивых мотиваций, зависимостью от внешней обстановки, случайных воздействий среды, недостаточно подавляемых элементарных инстинктивных потребностей и влечений. Для людей с умственной отсталостью также весьма характерна сниженная способность прогнозировать последствия своих поступков.

У детей с умственной отсталостью чаще, чем у здоровых встречаются разнообразные поведенческие нарушения. Вероятность их развития тем больше, чем глубже степень отсталости.

Дети с умственной отсталостью остаются равнодушными к оценке результатов своей деятельности: ищут у учителя подтверждения правильности своих решений, одобрения, проявляют заинтересованность в хороших оценках и очень огорчаются неудачам.

Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии, а таких детей в нашей области более 10 тысяч. Воспитание необычных детей «требует» применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы нравственного воспитания детей с нарушением интеллекта определяется:

  1. Недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с нарушением интеллекта, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);

  2. Семьи детей с нарушением интеллекта, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных. К сожалению, количество семей, злоупотребляющих алкоголем и психоактивными веществами не уменьшается. Большинство детей с нарушением интеллекта сироты.

Роль нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья велика, поскольку это способствует профилактике правонарушений; позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество; раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности дальнейшего профессионального выбора; формирует прилежание в труде, способствует повышению профессиональной ориентации, способствует снижению числа безработных, воспитывает трудолюбие (добровольное отношение к труду и честность), формирует в сознании ребенка понятия труда, как общечеловеческой ценности; позволяет сократить количество неблагополучных семей; позволяет решить проблему социального инфантилизма.

Воспитание подчиняет развитие человека намеченной цели. Целенаправленное и систематическое влияние воспитателей приводит к образованию новых заранее запроектированных условнорефлекторных связей, которые никакими иными путями созданы быть не могут. Воспитание – это заполнение пробелов в программе человеческого развития [4, с 89].

В основе усвоения нравственных норм и овладения навыками правильного поведения лежат нравственные чувства, нравственные представления и привычка к правильному поведению.

Нравственные чувства - эмоциональный отклик на добро и зло, удачи и неудачи - появляются у нормально развивающихся детей очень рано, еще в младенческом возрасте. У умственно отсталых детей, как известно, эмоциональный фон значительно снижен, эмоциональный контакт со взрослыми часто оказывается нарушенным.

Не лучше обстоит дело и с нравственными представлениями, так как стихийно, без специального направленного воздействия умственно отсталые дети их не усваивают.

В первую очередь необходимо организовать поведение детей. Поэтому, правильно сочетая посильные требования к поведению с показом, речевой инструкцией, поощрением правильных поступков и оценкой неправильных, можно в достаточной мере упорядочить их поведение и постепенно формировать у них привычку организованного, правильного поведения.

Так, во время одевания детей на прогулку воспитатель учит их действовать спокойно, не мешать друг другу, при необходимости ждать товарищей, обращаться за помощью и оказывать ее; в игре детей приучают не вырывать игрушки друг у друга, играть рядом, а затем и вместе.

Детей нужно специально знакомить с нравственными и безнравственными поступками, объяснять их смысл, давать им оценку. Так, например, детей нужно учить сопереживать друг другу, понимать, когда кто-нибудь из них оказывается в трудной ситуации и нуждается в помощи, показывать им, что помощь обязательно надо оказать, что это и есть хороший, нравственный поступок. Чтобы нравственные представления умственно отсталых детей стали подлинными, необходимо использовать все подобные ситуации, привлекая к ним внимание детей, организуя их помощь и оценивая ее.

Адекватные нравственные чувства у особых детей могут возникнуть лишь на базе адекватных и осмысленных нравственных представлений.

Они связаны с правильной оценкой ситуации. Педагогам необходимо постоянно анализировать с детьми реальные ситуации, обращать внимание на их смысл, организовать правильную реакцию и поступки детей.

Большая работа по приобщению к православной культуре идет в МОУ С(К)ОШ VIIIвида №4. Мы посетили праздник Пасхи,которую устроили вместе с учителями студенты 3 курса ОПЛ Педагогического института. Праздник прошел очень хорошо, были различные виды работы, такие как раскрашивание пасхальных яиц, работа по слайдам, выставка работ учащихся. Детей пришел навестить Святейший Илларион. Он сказал добрые слова детям, раздал куличи и пасхальные яйца и помогал оценивать работу детей.

Таким образом, при работе по приобщению к православной культуре школьников с умственной отсталостью нужно учитывать все данные ребенка. Как подчеркивал С.Л. Рубинштейн: «Прочность усвоения знаний зависит не только от последующей специальной работы по их закреплению, но и от первичного восприятия материала, а осмысленное его восприятие – не только от первичного с ним ознакомления, но и от всей последующей работы»[12, т.2, с. 85]. Изучение православной культуры, истории даст ребенку новые знания, поможет взглянуть по другому на свои поступки. Церковь может сыграть ключевую роль в преодолении и профилактике губительных пороков, поразивших современное общество – пьянства, наркомании, асоциальности, гражданской пассивности и нравственного безразличия. Дети с нарушением интеллекта подвержены пагубному влиянию негативного характера. Добро, смирение, терпение поможет детям с нарушением интеллекта в жизни.

  1.  
    1. Методы приобщения к православной культуре школьников с нарушением интеллекта

В настоящее время почти во всех средних образовательных учреждениях введен курс «Основы православной культуры». Но этого курса нет в программе С(К)ОШ 8 вида. Поэтому наша работа будет проводится во внеучебное время. В системе внеучебной работы расширяются возможности приобщения детей к духовно-нравственным ценностям христианской культуры. Наша работа будет иметь характер мировоззренческой, духовно-нравственной направленности, ориентированных на те или иные виды деятельности учащихся.

Внешкольная воспитательная деятельность по приобщению учащихся к ценностям православной культуры должна опираться на возможности и интересы учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Христианские духовно-нравственные ценности могут служить основой и стимулом социальной интеграции нашего общества, укрепления его “социальной ткани”, включения школьников в социально ценные виды деятельности за пределами школы (микрорайон, моя страна, мой город и т.д.), развития самодеятельности и общественной солидарности. Наша работа будет проходить в 3 этапа:

  1. Анкетирование.

  2. Беседа по библейским историям;

  3. Использование раскраски как метода рисования.

Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, групповых и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях.

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предложении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы [3, с. 61]

Вопросы анкеты для учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта должны быть простыми и понятными. Если ученик не понимает вопроса, учитель должен индивидуально объяснить.

К традиционным методам педагогических исследований относятся беседы. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Исследователи всех времен в беседах получали такую информацию, какую никакими другими способами получить невозможно. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взглядах испытуемых, их отношении к интересующим исследователя проблемам также получают с помощью бесед [3, с.51].

Чтобы повысить надежность результатов беседы и снять неизбежный оттенок субъективизма, используют специальные меры. К ним относятся:

  1. Наличие четкого, продуманного с учетом особенностей личности собеседника и неуклонно проводимого в жизнь плана беседы;

  2. Обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях;

  3. Варьирование вопросов, постановка их удобной для собеседника форме;

  4. Умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах.

Рисование - вид графики и вместе с этим основа всех видов изобразительного искусства. Рисунок может выступать и как самостоятельный вид творческой деятельности. Виды рисунка различаются по технике исполнения, по назначению, темам и жанрам.

Рисунку подвластны любые жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, бытовой, исторический жанры и др.). В композициях средствами рисунка можно воплотить разнообразные темы: строительства, сбора урожая, космических полетов, путешествий, праздников и др. Основные средства художественной выразительности рисунка — линия, штрих, пятно. При помощи штриховки, тона и светотени передается форма, объем, пропорции предметов, линейная и воздушная перспективы. Рисунок может быть самостоятельным произведением искусства. Тщательно проработанные, законченные рисунки на отдельных листах — станковые произведения. В отличии от тиражной графики они существуют лишь в единственном экземпляре.

Рисунок — средство познания и изучения действительности. Рисование может осуществляться на основе непосредственного наблюдения с натуры, по памяти, представлению или воображению.

Таким образом, при работе по приобщению учащихся с нарушением интеллекта надо начинать с работу с простых методов. Поэтому в структуре коррекционной работы должны использоваться анкетирование, беседа и виды рисования. Так как эти методы просты для понимания и выполнения детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа по приобщению к православной культуре детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

2.1 Выявление уровня приобщения к православной культуре учащихся с нарушением интеллекта

Исследование проводилось на базе МОКУ Республиканская С(К)ОШ-И №28 (VIII вида) для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Городского округа». В эксперименте принимали участие 10 учащихся из начального звена с нарушением интеллекта.

Педагогический эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Констатирующий этап эксперимента проводился с целью выявления уровня приобщения к православной культуре учащихся с нарушением интеллекта.

На этом этапе эксперимента нами был использован метод анкетирование.

Методика №1- Анкетирование

Цель: исследовать уровень приобщения к православной культуре.

Дидактический материал: анкета, необходимо, что бы вопросы были простыми для понятия.

Процедура поведения: Исследование проводится индивидуально. Ребенку дают лист с вопросами и предлагают ответить на них. В ходе анкетирования задают вопросы «Можешь сказать молитву? Какие истории знаешь?». Если ребенку трудно объясняют суть вопроса.

Вопросы:

  1. Верите ли вы в Бога?

  2. Знаешь ли ты, почему люди ходят в церковь?

  3. Знаешь ли ты молитвы?

  4. Знаешь ли ты библейские истории? Например, как была создана земля.

Обработка данных: фиксировалось количество положительных ответов:

2 баллов – ответ «да»

1 баллов – ответ «немного»

0 баллов – ответ «нет»

Оценка результатов:

8 – 6 баллов – высокий уровень

5 – 4 баллов – средний уровень

0 – 3 баллов – низкий уровень

Сравнительный анализ результатов исследования по выявлении уровня приобщения к православной культуре у учащихся с нарушением интеллекта.

Результаты анкетирования учащихся младшего школьного возраста указаны в таблице 1.

Таблица 1

Показатели уровня приобщения к православной культуре

Всего учащихся

Высокий

Уровень

Средний

уровень

Низкий

Уровень

 

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Экспериментальная

группа

1

20

2

40

2

40

Контрольная группа

2

40

1

20

2

40

На высоком уровне ответили 3 ученика, что составило 30% из числа всех испытуемых. Это показывает, что у детей есть основа для приобщения к православной культуре. Один ученик смог прочитать молитву наизусть без опоры на текст. Эти дети не испытывали никаких затруднений при выполнении задания. Ученики проявляли интерес к вопросам и отвечали самостоятельно.

На среднем уровне 3 ученика, что составляет 30% и на низком уровне 4 ученика, что составляет 40%. При выполнении заданий учащиеся с нарушением интеллекта испытали трудности в понимании некоторых вопросов. Некоторым ученикам индивидуально объяснили задания.

На основании данных констатирующего эксперимента мы сделали следующие выводы: у учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта низкий уровень приобщения к православной культуре.

Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по приобщению к православной культуре учащихся с нарушением интеллекта.

2.2 Система коррекционной работы по приобщению православной культуры учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Цель формирующего этапа эксперимента увеличение уровня приобщения младших школьников с нарушением интеллекта с использованием метода беседы на библейские истории и раскраски как одного из вида рисования. Работу разделили на 2 этапа: беседа и раскраска.

Первоначальная задача состоит в том, чтобы на основе беседы и рассказа библейских историй дать знания детям о православной культуре. После рассказа истории поговорить с детьми на эту тему. Потом с помощью раскраски закрепить полученные знания.

I этап исследования: Беседа по библейским историям.

Вступительная часть: Самая главная книга на Земле называется Библия. Эта книга поможет вам узнать и понять, откуда началась Земля, на которой мы живем, и как появилось вокруг все то, что мы видим. А также о том, откуда произошли и как жили люди много – много тысяч лет назад.

Конечно, если читать настоящую Библию, то окажется, что в ней много непонятного для вас. А для того, чтобы понять ее смысл, надо подрасти.

Мы предлагаем вам, познакомиться с теми событиями, которые происходили давно, а точнее, в те далекие времена, когда люди еще только начинали жить на Земле и, конечно, совершали много ошибок. А Бог помогал им и учил их жить.

  1. Учащиеся знакомятся с историей создания Земли.

«Когда-то, давным-давно, не было ни земли, на которой мы все живем, ни неба, ни солнышка. Не было птичек, не было цветов, ни рыб, ни зверей».

«В начале Бог сотворил землю и небо.

Земля была бесформенная и пустая. Невидная. Только вода кругом и черная-черная тьма.Ну разве можно что-то сделать в темноте?

И сказал Бог: «Да будет свет!» И стал свет. Бог увидел, как это хорошо, когда светло. Он отделил свет от тьмы. Свет он назвал днем, а тьму – ночью. Так прошел первый день.

На второй день Бог создал небесный свод. И разделил воду на две части. Одна часть осталась на земле, она еще покрывала всю землю. Вторая же часть поднялась к небу, и тут же образовались облака и тучи.

На третий день Бог сделал так: собрал всю воду, которая оставалась на Земле, и потекли ручейки, реки, образовались озера и моря; а сушу, которая освободилась от воды, Бог назвал Землей» [1, с. 6].

Учащимся задаются вопросы, на которые, отвечая, дети вступают в беседу с учителем.

Как начинается история?

Что сначала создал Бог?

Что назвал Бог днем и ночью?

Что создал Бог на второй день?

Что создал Бог на третий день?

Перескажите историю, которую прочитал учитель.

С помощью беседы учитель закрепляет полученные знания.

  1. Вторая история о создании человека.

«Бог создал еще одно существо, самое главное существо на Земле. Это был человек. Как ты думаешь, почему человек считается главным на Земле?

Потому что Бог создал его по своему образцу и подобию.

И еще наказал Бог человеку, что он будет управлять всем на Земле и владычествовать над живущим и растущим на Земле. А чтобы человек мог это делать хорошо, он вдохнул в него душу и разум. Адам. Так звали первого человека на Земле»[1, с.12].

Для беседы задаются вопросы:

Кто главное существо на Земле?

Что наказал Бог человеку?

Как зовут первого человека на Земле?

Что дал Бог человеку, чтобы он мог владычествовать над живущими и растущими на Земле?

Какое имя дал Бог человеку?

Отвечая на вопросы, учащиеся с нарушением интеллекта закрепляют прочитанный текст, задают вопросы учителю на непонятные им темы.

  1. Учитель знакомит третью историю, про Адама и Еву.

«На востоке Земли Бог посадил прекрасный сад. Все самые красивые деревья и цветы росли здесь. По саду текла глубоководная река, в которой было приятно купаться. Этот уголок Земли назывался Раем.

Здесь Бог поселил Адама. А чтобы ему не было скучно, Бог решил дать ему жену.

Навел он на человека крепкий сон, а когда Адам уснул, взял у него одно ребро и сделал из него женщину.

Проснулся Адам, увидел рядом другого человека. Сначала удивился, а потом очень обрадовался. Ведь ему было так скучно одному. Так появилась на Земле женщина, и стали звать ее Евой» [1, с. 14].

После прочтения текста задаются вопросы для беседы.

Каким был Рай, созданный Богом?

Почему Адаму было скучно?

Как создал Бог женщину?

Как назвали женщину?

В беседе принимают участие все ученики, каждый отвечает на вопросы отдельно. Так как у умственно отсталых детей нарушено восприятие им дается опорный текст за тем, что бы они следили за учителем в процессе чтения.

II этап исследования: Раскраска «Бог создал Землю»

Учащимся предлагаются готовые рисунки по библейским историям на тему «Бог создал Землю», «Изгнание Адама и Евы», «Ноев ковчег», которые нужно раскрасить. Это поможет закрепить полученные знания от рассказов библейских историй.

Цель: развить творческое воображение и дать знания по библейским историям.

Оборудование: эскизы рисунков ранее приготовленных учителем, цветные карандаши, картины.

Ход работы:

  1. Предложить выбрать понравившуюся картинку.

  2. Поговорить какими цветами, нужно раскрасить рисунок.

  3. Беседа на тему рисунка. Проверяя ранее усвоенный материал и давая новые знания.

  4. Самостоятельная раскраска картинки.

Если учащиеся не готовы самостоятельно выполнить задание, надо помочь ученику. Побеседовать на тему рисунка, помочь с первыми штрихами при раскраске. При этом надо обратить внимание как ребенок держит карандаш, если неправильно держит, то надо исправить. После раскраски оценить красочность рисунка, ее эмоциональность, аккуратность. В конце занятия похвалить детей за работу, так как им важно подтверждение правильности своих действий.

Таким образом, работая по разработанной системе занятий по приобщению к православной культуре учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта посредством беседы и раскраски, можно добиться значительных результатов в работе.

В течении формирующего эксперимента мы заметили, что учащимся очень понравились библейские истории. Они с большим интересом слушали рассказ и активно участвовали в беседе. Учащимся понравилось раскрашивать рисунки. Было видно, что они понимают то, что раскрашивают, используя смысловую сторону рисунка, плоскостное, примитивное и схематичное изображение предметов. Изобразительная деятельность учащихся младшего школьного возраста сопровождаются положительными эмоциями при раскраске «Бог создал Землю», с постепенным анализом изображаемого.

Согласно С.Л. Рубинштейну, выделяются следующие стадии процесса усвоения: «…первичное ознакомление с материалом, или его восприятие в широком смысле слова, его осмысление, специальная работа по закреплению и, наконец, овладение материалом – в смысле возможности оперировать им в различных условиях, применяя его на практике» [12, т.2, с. 85].

Учащиеся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта ознакомились, осмыслили и усвоили материал по приобщению к православной культуре. И это дает им возможность оперировать этими знаниями в различных условиях и применять его на практике.

2.3 Сравнительный анализ результатов исследования

Цель контрольного этапа – выявление повышения уровня приобщения к православной культуре младших школьников с нарушением интеллекта.

В контрольном эксперименте проверка повышения уровня приобщение к православной культуре проведена по методике констатирующего этапа.

Итоги проверки уровня приобщения к православной культуре показали следующие результаты:

Таблица 2

Показатели повышения уровня приобщения к православной культуре

экспериментальной группы

Уровни

Экспериментальная группа

 

Количество

В %

Высокий

2

40

Средний

2

40

Низкий

1

20

В таблице 2 отражены показатели повышения уровня приобщения к православной культуре экспериментальной группы в процентном отношении: высокий уровень у двоих, что показывает 40% ; 40% у среднего уровня; низкий уровень соответствует 20%.

Таблица 3

Показатели уровня приобщения контрольной группы

Уровни

Контрольная группа

 

Количество

В %

Высокий

2

40

Средний

1

20

Низкий

2

40

Сравнительный результат констатирующего и контрольного эксперимента после формирующего этапа экспериментальной группы указан на таблице 3.

Таблица 4

Сравнительный результат констатирующего и контрольного эксперимента.

Экспериментальная группа

Уровень повышения

Констатирующий этап

Контрольный этап

Кол-во

%

Кол-во

%

Высокий

1

20

2

40

Средний

2

40

2

40

Низкий

2

40

1

20

После проделанной работы по повышению уровня приобщения учащихся с нарушением интеллекта православной культуре показатели возросли. Высокий уровень в начале эксперимента составил 20%, в конце 40%, средний уровень не изменился. Низкий уровень в начале составил 40%, в конце 20%.

В контрольной группе показатели не изменились высокий уровень 40%, средний уровень 40% и низкий уровень 20%.

Таким образом, по результатам контрольного этапа, можно констатировать, что проделанная работа по повышению уровня приобщения к православной культуре учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта дала свои положительные результаты.

Полученные данные дают возможность сделать вывод, что у учащихся нарушением прирост в показателях уровень приобщения к православной культуре.

Итак, проделанная работа по повышению уровня приобщения к православной культуре учащихся с нарушением интеллекта, дала свои положительные результаты. Полученные данные дают возможность предложить, что у учащихся произошел прирост в показателях.

Улучшение показателей обусловлено с использованием предложенной нами системы коррекционного обучения. Метод беседы и раскраски позволили улучшить уровень приобщения к православной культуре учащихся младших школьников с нарушением интеллекта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Принимая во внимание особенности познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, следует начать согласно взглядам Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и других видных отечественных психологов и олигофренопедагогов, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности. Приобщение детей к православной культуре признана одним из важных коррекционных средств в познании учеником окружающего мира. Задания по приобщению к православной культуре учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта должны быть легкими для понимания, простыми и сложными. Повышение уровня приобщения к православной культуре также в большей мере зависит от отношения ученика. Если он не хочет приобщиться к православной культуре, то не надо заставлять.

Таким образом, использование беседы и раскраски по библейским историям с учащимися младших классов с нарушением интеллекта должно сочетать использование наглядного образа и слова. На занятиях беседуя на библейские истории, закрепляются знания, расширяется кругозор детей с нарушением интеллекта.

Объективно учащиеся с нарушением интеллекта способны к приобщению к православной культуре. Их возможности в этом плане невелики, но все же они в состоянии овладеть знаниями о православной культуре, использовать знания в дальнейшей жизни. Реализовать эти возможности младшие школьники с нарушением интеллекта могут в условиях специального обучения при наличии постоянного целенаправленного, строго дозированного воздействия со стороны учителя. Поэтому чрезвычайно велики роль учителя на ранних этапах обучения.

Исследование проводилось в три этапа на базе МОКУ Республиканской С(К)ОШ-И №28 (VIII вида) для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Городского округа» г.Якутск. В эксперименте принимали участие учащиеся начального звена с нарушением интеллекта, каждая группа насчитывала по 5 учащихся.

На первом этапе изучалась и анализировалась литература, составлялись вопросы анкетирования, проводился предварительный анализ уровня приобщения к православной культуре учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

На втором этапе проводилось обследование двух групп учащихся с целью увеличение уровня приобщения к православной культуре.

Основной педагогический эксперимент проходил с целью увеличения уровня приобщения к православной культуре с нарушением интеллекта.

На третьем этапе проводились обобщения, математическая обработка полученных результатов.

Педагогический эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

По результатам педагогического эксперимента можно сделать следующие основные выводы:

  1. Исследование показала, что разработанная нами система занятий по повышению уровня приобщения к православной культуре младших школьников с нарушением интеллекта, способствовала повышению уровня приобщения к православной культуре, что подтвердило нашу гипотезу.

  2. Элементарные знания по православной культуре в основном усваиваются учащимися с нарушением интеллекта, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым учеником.

  3. Использование беседы и раскраски на тему библейских историй дает учащимся большой заряд положительных эмоций, закрепляет и расширяет знания, навыки помогают в дальнейшем жизни, что непосредственно сказывается на жизнь ребенка. Исходя из этого нами, были разработаны методические рекомендации для учителей школы VIII вида:

Методические рекомендации для учителей по приобщению к православной культуре младших школьников с нарушением интеллекта

Система коррекционной работы по приобщению к православной культуре младших школьников с нарушением интеллекта.

Разработанная нами система работы с использованием метода беседы и раскраски на темы библейских историй для приобщения к православной культуре младших школьников с нарушением интеллекта, которая предусматривает:

-поэтапную организацию работы, направленную на повышения уровня приобщения к православной культуре;

-развитие мотивации к занятиям через использование различных форм работы;

Разработанная нами система коррекционно-педагогической работы осуществлялась на групповых занятиях.

Работа по приобщению к православной культуре учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта посредством метода беседы и раскраски основывается на следующих принципах:

- учет собственного желания и мнения ученика;

- учет закономерностей развития детей с нарушением интеллекта;

- подбор материала с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся;

- принцип системности и последовательности работы.

В процессе коррекционной работы необходимо соблюдать следующие педагогические условия:

  1. Подготовить необходимый дидактический и наглядный материал к каждому педагогическому занятию.

  2. Включить в процесс коррекционной работы различные методы.

  3. Необходимо подключать каждого ребенка в любую деятельность по повышению уровня приобщения к православной культуре.

  4. Выбирать для работы такие истории, которые понятны и яркие.

  5. Нужно быть терпеливым, внимательным к детям, доброжелательным, но достаточно требовательным. Не надо забывать отмечать успехи учащихся, хвалить за достигнутые результаты.

Кроме того, при подготовке и проведении занятия нужно выполнять следующие требования:

  1. Постепенное усложнение видов и содержание работы;

  2. Активное сотрудничество учителей и воспитателей;

  3. Подбор материала с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева А. Примерная программа православного воспитания детей м дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2004. - №2. – 125 с.

  2. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. - 80 с.

  3. Арсенъев А.С. Философские основания понимания личности: Цикл популярных лекций-очерков с приложениями: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр "Академия". 2001. - 592с.

  4. Арх.Платон.Православное нравственное богословие. - М., 1994, - 240 с.

  5. Библейские истории для чтения и раскрашивания. К.1.: Ветхий Завет/ пересказ Л. Кашинской. - М.: ТЕРРА, 1993. – 448с.

  6. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону.Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. - 352 с.

  7. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 2000. с. 190

  8. Булгаков С.И. Православие: очерки учения православной церкви. М.: Изд-во. ACT "Фолио", 2001. - 472 с.

  9. Гаврилушкина О.П. о некоторых особенностях изобразительной деятельности умственно отсталых дошкольников // Дефектология. – 1972. - №1.

  10. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.

  11. Грошенков И.А. Цвет в рисунках учащихся вспомогательной школы: вопросы олигофренопедагогики. – М., 1972.

  12. Дети со сложными нарушениями развития: Психофизиологические исследования/Под ред. Л.П. Григорьевой. – М.: Экзамен, - 2006. – 386с.

  13. Дмитриева И. Не надо креститься? // Логос. - 2012. - №1(30). - 39 с.

  14. Добротолюбие. Издание второе Т. 2. М.: 1895. - 764 с.

  15. Добротолюбие. Издание второе Т. 3. М.: 1900. - 442 с.

  16. Добротолюбие. Издание второе Т. 5. М.: 1900. - 488 с.

  17. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.- 576 с.

  18. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1972.

  19. Закон Божий/сост. Г. Чельцов. – М.: ТЕРРА, 2011. – 414 с.

  20. ЗенъковскийВ.В.Принципы православной антропологии. // в кн. Русская религиозная антропология.Т.П. ред. и сост. Н.К. Гаврюшин. М.: Московский философский фонд, Московская духовная академия, 1997. - 431 - 466 с

  21. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Логос,2003. – 384с.

  22. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся спец.(корр-х) образ. учрежд: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. – М.: Академия, 2000. – 200 с.

  23. Ильин И.А. Одинокий художник / Сост., предисл. и прим. В.И. Белова. М., 1993. 348 с.

  24. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М., 1993.

  25. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в I – III классах. – М., 1979.

  26. Лосский В.Н. очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие.М.,1991.- 288 с.

  27. Марксисткая этика: Учеб.пособие для вузов / А.И. Титаренко. А.А. Гусейнов, В.И, .Бакштановский и др.; Общ. Ред. А.И. Титаренко. - 3-е изд., дораб. и доп. -М.:Политиздат. 1986. 366 с.

  28. Митрополит Амфилохий Радович. Основы православного воспитания. Серия: Церковь и образование. Вып.1.Пермь: ПО "Панагия", 2000,- 208 с.

  29. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 192 с.

  30. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. -М.: Педагогическое общество России, 2000. - 304 с.

  31. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. -М.: 1999, - 384 с.

  32. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб для студ. Высш. учеб. заведений: в 2 кн. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 574с.

  33. Рубинштейн С.Л. /Основы общей психологии: в 2т. – М.:, 1989.

  34. Скурат К.Е. О Святом Православии. М.: "Про-Пресс", 2002. - 160 с.

  35. Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии: Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов / Под ред. Н.М. Борытко.- Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2004. - 160 с.

  36. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Издательская корпорация "Логос", 1999.-272 с.

  37. Соловьев B.C. Оправдание добра: Нравственная философия. М.: Республика, 1996. - 479 с. (Б-ка этической мысли).

  38. Терехова Н. Маленькие плачут жизнью // Логос. - 2009. - №1(20). – 95 с.

  39. Франк С.Л. С нами Бог. М.: 000 "Издательство ACT", 2003. 750с.

  40. Франк С.А. Непостижимое, //в кн. Сочинения. М.: ACT, 2000. - 247 - 796 с.

  41. Флоренский П. Иконостас: Избранные труды по искусству. - СПб., 1993. -366с.

  42. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. В 2-х т. Т. 1.- М.: Изд-во "Правда",1990, - 490 с.

  43. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М.: Педагогическое общество России, 2000. -128 с.

  44. Эк В.В. Урок во вспомогательной школе // Актуальные проблемы олигофренопедагогики. – М., 1988.

  45. Энгельс Ф. Диалектика природы. -М.: Политиздат, 1982. -XVI, 359 с.

Приложение 1

Констатирующий этап

Диаграмма показателей уровня приобщения к православной культуре по методике 1

Приложение 2

Контрольный этап

Диаграмма показателей уровня приобщения к православной культуре

Приложение 3

Сравнительная диаграмма итогов результата показателей констатирующего и контрольного этапа экспериментальной группы.

Приложение 4

Рисунки учащихся с нарушением интеллекта по методике «Раскраска»

Просмотров работы: 6674