Введение |
3 |
|
Глава I. |
Общетеоретические вопросы спортивной подготовки юных пловцов |
5 |
1.1. |
Физиологические особенности юных пловцов в многолетнем тренировочном процессе |
5 |
1.2. |
Методика развития ведущих двигательных способностей юных пловцов в процессе физической подготовки |
14 |
1.2.1. |
Средства и методы развития скоростных способностей пловцов |
14 |
1.2.2. |
Средства и методы развития силовых способностей пловцов |
19 |
1.2.3. |
Средства и методы развития координационных способностей пловцов |
23 |
1.3. |
Тренировка юных пловцов на этапе начальной спортивной специализации. |
26 |
Глава II. |
Методика и организация исследования |
33 |
2.1. |
Методы исследования |
33 |
2.2. |
Организация исследования |
35 |
Глава III. |
Результаты исследования и обсуждение полученных данных |
37 |
Выводы |
46 |
|
Список литературы |
47 |
|
Приложения |
52 |
Введение
Актуальность исследования. Характерной чертой современного плавания является постоянное усложнение техники движений спортивных способов. Результативность плавания во многом зависит от уровня развития наиболее значимых для этого вида физических качеств.
Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности юных спортсменов. Процесс освоения любых двигательных действий идет значительно успешнее, если ученик занимается плаванием и имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Важнейшей составляющей учебно-тренировочного процесса является формирование наиболее значимых для плавания физических качеств юных пловцов в сенситивный период их развития, что требует рационального планирования и построения тренировочных занятий.
Высокий уровень развития физических способностей является основой и залогом успешного овладения юными пловцами основных элементов техники плавания.
Возрастной период 9-11 лет является благоприятным для акцентированного обучения быстрому выполнению фазы толчка за счет реализации естественных предпосылок развития «взрывных» качеств, а также целенаправленного формирования фазы подплывания и фазы скольжения, что связано с высокой степенью проявления скоростных возможностей, главным образом, за счет увеличения темпа движения (В.М. Ченегин, 1991 и др.). Этот возраст характеризуется высокой подвижностью нервных процессов и консолидацией моторных структур, что обеспечивает способность детей к освоению движений, связанных со сложной координацией (В.М. Ченегин, 1994). Кроме того, этот возрастной диапазон отмечен стабильным уровнем формирования временных параметров техники поворота.
Все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс, направленный на формирование двигательных способностей пловцов.
Предмет исследования: педагогические методы и средства формирования ведущих двигательных способностей пловцов 10-11 лет в сенситивные периоды их развития.
Цель исследования - экспериментальным путем доказать эффективность разработанного комплекса упражнений направленного на формирование ведущих двигательных способностей юных пловцов 10 - 11лет.
Гипотеза исследования – включение в стандартную тренировочную программу комплекса специально подобранных упражнений, направленных на формирование наиболее значимых для пловцов физических качеств в сенситивный период их развития, позволит качественно повысить результативность отдельных элементов плавания.
Задачиисследования:
Изучить состояние вопроса по проблеме исследования.
Разработать и экспериментально апробировать комплексы упражнений направленных на формирование ведущих двигательных способностей пловцов 10-11лет.
Проследить динамику развития двигательных способностей юных пловцов в течение исследования.
Практическая значимость. Работа может быть использована в практической деятельности тренера, инструктора по плаванию.
Глава I. Общетеоретические вопросы спортивной подготовки юных пловцов
1.1. Физиологические особенности юных пловцов в многолетнем тренировочном процессе
Большая часть многолетней спортивной подготовки в плавании приходится на пубертатный период развития, который в целом охватывает диапазон от 8 до 17 лет. К концу пубертатного периода организм достигает полной половой, физической и психической зрелости. Пубертатный период принято разделять на три фазы: препубертатную, собственно пубертатную и постпубертатную. Эти фазы характеризуются различными темпами роста и созревания отдельных функциональных систем организма (нервной, костно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и др.) [32].
Препубертатпая фаза развития характеризуется ускоренным ростом тела в длину и интенсивными изменениями со стороны вегетативных систем организма.
Собственно пубертатный период характеризуется нарастанием активности половых желез и совершенствованием деятельности всех функциональных систем организма. В начале пубертатного периода имеют место высокие темпы увеличения длины и массы тела, которые затем снижаются. У девочек пубертатный скачок роста отмечается в 10-13 лет с пиком прироста длины тела в 11-12 лет, а у мальчиков в 12-15 лет с максимальной прибавкой длины тела в 13-14 лет. С точки зрения построения многолетней тренировки собственно пубертатный период является наиболее важным. Данная фаза характеризуется нарастанием активности половых желез организма и совершенствованием деятельности всех функциональных систем [51].
Постпубертатная фаза развития характеризуется завершением естественного прироста мышечной массы и тела в длину и снижением темпа прироста физических качеств. В этой фазе развития организм достигает полной физиологической зрелости [56].
Типы и темпы биологического развития у детей различны. Дети одного и того же календарного возраста могут значительно отличаться по уровню полового созревания и физической подготовленности. По типам биологической зрелости детей одного и того же паспортного возраста принято разделять на опережающий (акселерированный) тип развития, нормальный тип, для которого характерно соответствие паспортного и биологического возраста, и тип запаздывающего развития (ретардированный) [55].
Наибольшим потенциалом развития обладают лица, имеющие высокие уровни физических качеств и функциональных возможностей при нормальных или замедленных темпах полового развития. По своему физическому развитию они к завершению полового созревания обгоняют акселерированных сверстников. Хотя следует учитывать, что раннее вступление в пубертатную фазу развития еще не гарантирует ее раннего окончания.
Отдельные двигательные способности развиваются гетерохронно - они отличаются друз от друга периодами ускоренного развития, возрастными рамками «пиковых», максимальных приростов. Это создает предпосылки для целенаправленного воздействия с помощью физических нагрузок на процессы роста развития юных спортсменов. Появляется возможность выделить оптимальные возрастные периоды для избирательного воздействия на развитие аэробной производительности, анаэробной производительности, подвижности в суставах, быстроты, максимальной силы, силовой выносливости, скоростно-силовых способностей и, согласно теории «сенситивных» (чувствительных) периодов наибольшего эффекта от целенаправленной тренировки на прирост отдельных двигательных способностей следует ожидать в периоды их наиболее интенсивного прироста. Оптимальные возрастные периоды физического развития, динамика физических качеств, периоды для акцентированного развития двигательных способностей и компонентов специальной работоспособности пловцов для девочек и мальчиков от 8 до 17 лет представлены в табл. 1 и 2 [48].
Таблица 1
Оптимальные возрастные периоды физического развития, динамики физических качеств, периоды акцептированного развития двигательных способностей и компонентов специальной работоспособности девочек-пловцов от 8 до 17 лет
Показатели |
Возрастной период, лет |
||||||||
8-9 |
9-10 |
10-11 |
11-12 |
12-13 |
13-14 |
14-15 |
15-16 |
16-17 |
|
Длина тела |
С |
В |
ОВ |
В |
С |
||||
Масса тела |
С |
В |
ОВ |
В |
В |
||||
ЖЕЛ |
С |
В |
ОВ |
В |
В |
С |
|||
МПК |
С |
В |
ОВ |
ОВ |
В |
С |
|||
Координационные способности |
С |
В |
В |
В |
С |
||||
Подвижность в суставах |
В |
В |
В |
В |
С |
||||
Базовая выносливость (на уровне ПАНО) |
С |
В |
В |
В |
В |
С |
|||
Базовая выносливость (на уровне МПК) |
С |
В |
ОВ |
В |
С |
||||
Анаэробно - гликолитические способности |
С |
В |
В |
В |
С |
||||
Скоростные способности: |
С |
С |
С |
С |
В |
ОВ |
В |
С |
|
Быстрота |
ОВ |
В |
ОВ |
В |
В |
ОВ |
|||
Абсолютная сила |
В |
ОВ |
В |
||||||
Максимальн. сила |
С |
В |
ОВ |
В |
С |
||||
Общая силовая выносливость |
С |
С |
В |
В |
В |
С |
С |
||
Специальная сило вая выносливость |
С |
В |
В |
В |
С |
||||
Скоростно-сило вые способности |
С |
В |
ОВ |
С |
|||||
Сила гребковых движений |
С |
В |
В |
ОВ |
В |
С |
Таблица 2
Оптимальные возрастные периоды физического развития, динамики физических качеств, периоды акцептированного развития двигательных способностей и компонентов специальной работоспособности мальчиков-пловцов от 8 до 17 лет
Показатели |
Возрастной период, лет |
||||||||
8-9 |
9-10 |
10-11 |
11-12 |
12-13 |
13-14 |
14-15 |
15-16 |
16-17 |
|
Длина тела |
С |
В |
ОВ |
ОВ |
В |
С |
|||
Масса тела |
С |
В |
ОВ |
В |
В |
||||
ЖЕЛ |
С |
В |
ОВ |
В |
В |
С |
|||
МПК |
С |
В |
ОВ |
ОВ |
В |
С |
|||
Координационные способности |
С |
В |
В |
В |
С |
||||
Подвижность в суставах |
В |
В |
В |
В |
С |
||||
Базовая выносливость (на уровне ПАНО) |
С |
В |
В |
В |
В |
С |
|||
Базовая выносливость (на уровне МПК) |
С |
В |
ОВ |
В |
С |
||||
Анаэробно - гликолитические способности |
С |
В |
В |
В |
С |
||||
Скоростные способности: |
С |
С |
С |
С |
В |
В |
С |
||
Быстрота |
ОВ |
В |
ОВ |
В |
С |
||||
Абсолютная сила |
В |
ОВ |
В |
ОВ |
|||||
Максимальная сила |
С |
В |
В |
В |
|||||
Общая силовая выносливость |
С |
С |
В |
В |
В |
С |
С |
||
Специальная силовая выносливость |
С |
В |
В |
В |
С |
||||
Скоростно-силовые способности |
С |
В |
ОВ |
С |
|||||
Сила гребковых движений |
С |
В |
В |
ОВ |
В |
С |
Возраст для начала предварительной спортивной подготовки в плавании составляет для девочек 7-9, а для мальчиков - 8-10 лет. Продолжительность предварительной спортивной подготовки - 1-2 года. Занятия проходят в группах начальной подготовки.
У детей в возрасте 7-9 лет преобладают процессы созревания тканей органов при снижении интенсивности их роста. Заканчивается морфологическая дифференциация клеток коры головного мозга, печени, наблюдается усиленное развитие скелетных мышц, умеренное нарастание размеров сердца, заканчивается структурная дифференциация миокарда.
Младший школьный возраст является весьма благоприятным периодом для разучивания новых движений. Примерно 90% общего объема двигательных навыков, приобретаемых в течение всей жизни человека, осваивается в возрасте от 6 до 12 лет. Поэтому разучивание большего количества новых разнообразных движений является основным требованием к содержанию физической подготовки детей этого возраста. Чем больше разнообразных движений будет освоено в этот период, тем лучше в дальнейшем будут осваиваться сложные технические элементы [45].
В этом возрасте у детей наблюдается неустойчивое внимание. Для поддержания устойчивого внимания следует создавать на занятиях повышенный эмоциональный уровень, используя при этом игровые формы ведения тренировки, оценку действий каждого ребенка, метод поощрения.
Для детей 7-9-летнего возраста свойственно конкретно-образное мышление. Поэтому особенно важным на занятиях является доступный для понимания образный показ и наглядный метод объяснения.
У детей этого возраста сравнительно «легкий» костный скелет и слабо развитые мышечные группы обеспечивают хорошую плавучесть тела в воде, что облегчает разучивание движений по формированию техники плавания.
Оптимальный возраст начала этапа базовой подготовки (начальной спортивной специализации) для девочек составляет 9-10 лет, для мальчиков - 10-11 лет, средняя продолжительность этапа 3-5 лет. Занятия проходят в учебно-тренировочных группах.
В 12 лет у девочек и в 13 лету мальчиков резко увеличивается скорость обменных процессов, что сопровождается увеличением уровня годового прироста длины тела. На этом этапе значительно возрастает объем сердца и его систолический объем. В связи с ростом массы миокарда уменьшается относительный объем проводящей системы сердца. Из-за опережающего увеличения объема внутренних полостей сердца по отношению к внутреннему диаметру магистральных артерий создаются условия, затрудняющие эффективность работы сердца и повышающие кровяное давление на стенки сосудов [27].
Тенденция повышения эффективности в работе органов и систем организма подростков, отвечающих за доставку кислорода в работающие мышцы (скорость поступления кислорода в легкие, транспорт его артериальной и смешанной венозной кровью), в возрасте 12-15 лет становится менее выраженной, чем в детском возрасте.
Несмотря на это, вначале этапа до 10-11 лет у девочек и в 10-12 лет у мальчиков, имеют место наиболее высокие темпы увеличения аэробной емкости (суммарного потребления кислорода) и эффективности (скорость плавания на уровне порога аэробного и анаэробного обмена) за счет повышения капилляризации мышц, снижения сосудистого сопротивления, улучшения деятельности вегетативных систем, использования в энергетическом обеспечении мышечной работы энергии окисления жиров (процесс стимулируется соматотропным гормоном).
Подвижность в суставах и гибкость в данный возрастной период продолжают улучшаться. Наибольший прирост подвижности в суставах имеет место у девочек до 12 лет, у мальчиков до 14 лет, с увеличением возраста прирост останавливается.
В конце этапа базовой подготовки у девочек 11-12 лет и у мальчиков 12-13 лет создаются условия для увеличения аэробной мощности (МПК) за счет увеличения систолического объема крови и повышения мощности аппарата внешнего дыхания (ЖЕЛ, МЛВ), но все-таки еще ограничена способность к длительной работе на уровне, близком или равном МПК [23].
Поскольку содержание гликогена в мышцах в 9-10 лет у девочек и 10-12 лет; мальчиков невысокое (почти в 2 раза ниже, чем в 16-17 лет), гликолитическая работоспособность почти не возрастает, и проявляются низкие адаптационные возможности к работе анаэробного характера. Но с 10-11 лет у девочек и 12-13 лет у мальчиков постепенно нарастает мощность и емкость гликолиза за счет умеренного увеличения мышечных запасов гликогена и как следствие этого медленное нарастание алактата в тестовых и соревновательных упражнениях.
В начальной фазе полового созревания, увеличивается возбудимость нервных центров, повышается реактивность и эмоциональность в ответных реакциях при мышечной работе, особенно соревновательного характера. В 10-11 лет у девочек и до 12 лет у мальчиков скоростные способности совершенствуются за счет улучшения регуляции движения, снижения времени простой двигательной реакции. В последующие 2 года темпы прироста быстроты снижаются [21].
В 10-12 лет у девочек и в 12-14 лет у мальчиков значительно нарастает масса тела и вместе с ней нарастает максимальная сила, которая до 10-11 лет у девочек 12 лет у мальчиков прирастала низкими темпами. Прирост силы идет за счет совершенствования регуляции мышечных сокращений. Общая силовая выносливость в 10-12 лет у девочек и 10-14 лет у мальчиков быстро увеличивается за счет экономизации энергозатрат (повышение уровня ПАНО при силовой работе мышечной регуляции). Специальная силовая выносливость у девочек 10-12 лет и мальчиков 12-14 лет увеличивается за счет функционального компонента. К начале прироста мышечной массы у девочек 10-12 лет и у мальчиков 12-14 лет создаются предпосылки для роста скоростно-силовых способностей. В возрасте 10-12 лет у девочек и мальчиков происходит формирование взрослой ритмо-силовой структуры техники плавания. Дальнейшее увеличение силы тяги в воде при плавании идет за счет увеличения силы и ее реализации в процессе плавания.
Возраст начала этапа углубленной специализации для девочек - 12-14 лет, для мальчиков - 13-15 лет, продолжительность этапа – 3-4 года. На возраст начала и завершения этапа существенно влияют индивидуальные темпы биологического развития. Подготовка проходит преимущественно в группах спортивного совершенствования [22].
Особенности возрастного развития девушек 12-16 лет заключаются в том, что у девушек наблюдается одновременное увеличение размеров сердца и легких, длины и массы тела. Пик темпов прироста массы тела - в 12-13 лет. Важный показатель для возрастного развития девушек - возраст первой менструации (менархе), в течение года после которого происходит резкое торможение ростового процесса, а прироста массы - через 1,5 года. Происходит окончательное формирование пропорций тела.
До менархе быстрыми темпами нарастает аэробная мощность. После менархе абсолютное МПК продолжает медленно увеличиваться до 14-15 лет, а относительное (на килограмм массы тела) - начинает снижаться. Систолический объем крови достигает максимума к 13-14 годам.
Пик прироста гликолитической мощности и емкости наступает в 13-14 лет. Увеличиваются запасы гликогена в мышцах и печени. Благоприятные предпосылки для развития алактатных анаэробных возможностей складываются к 13-14 годам, причем пик прироста - в конце этапа.
Оптимальный период развития максимальной силы - 12-14 лет. В течение года после менархе резко снижается прирост максимальной силы в связи с прекращением прироста мышечной массы. Темпы прироста силовой выносливости замедляются [14].
На протяжении всего этапа специальная силовая выносливость возрастает практически равномерно. Вначале - за счет увеличения «запаса силы», в последующем - за счет повышения гликолитической производительности и локальной работоспособности. Пик прироста скоростно-силовых способностей наблюдается в 14-15 лет (за счет «запаса силы» и совершенствования гликолитического и алактатного механизма энергообесчения). В начале этапа прирост специальной силы в воде (при плавании на привязи) идет параллельно с увеличением мышечной массы, а в конце - за счет реализации «запаса силы».
Особенности возрастного развития юношей 13-17 лет заключаются в том, что высокие темпы увеличения длины тела сохраняются до 16-17 лет, массы тела-до 17-18 лет. Пик прироста массы тела - в 14-15 лет; с ним совпадает пик увеличения массы сердечной мышцы [8].
Наиболее высокие темпы прироста аэробной мощности (МПК) и скорости плавания на уровне ПАНО отмечаются в 14-15 лет. Высокие темпы прироста МПК сохраняются до 16 лет, индивидуальный максимум аэробной мощности достигается к 17-18 годам. Относительный показатель МПК стабилизируется и даже может снижаться из-за интенсивного увеличения мышечной массы.
В результате естественного биологического развития происходит быстрое увеличение мощности и емкости анаэробного гликолиза. К 15 годам складываются благоприятные предпосылки для развития алактатных анаэробных возможностей параллельно с развитием максимальной силы и скоростно-силовых способностей.
Максимальная сила быстро увеличивается на фоне интенсивного прироста мышечной массы. Благоприятный период для целенаправленного развития начинается с 15-16 лет. Высокие темпы увеличения общей силовой выносливости регистрируются в период с 13 до 16 лет (по мере увеличения функциональной производительности и «запаса силы»). Для скоростно-силовых способностей высокие темпы прироста наблюдаются в 14-16 лет с пиком прироста в 15-16 лет (наиболее эффективное развитие - параллельно с развитием гликолитической и алактатной мощности).
Реализация силовых потенций в гребковых движениях зависит от формирования пропорций тела и увеличения силовых способностей. Оптимальный период для развития специальной силы в воде - 14-17 лет [4].
1.2. Методика развития ведущих двигательных способностей юных пловцов в процессе физической подготовки
К основными задачами физической подготовки юных пловцов относятся: укрепление здоровья, повышение морфофункциональных возможностей, развитие и совершенствование двигательных качеств [12]. Выделяют общую и специальную физическую подготовку [46].
Общая физическая подготовка предусматривает разностороннее развитие физических способностей, специальная – развитие физических качеств и функциональных возможностей, специфичных для плавания. Основную роль в общей и специальной физической подготовленности спортсменов играют физические способности, причем специалисты [7, 12, 40, 45 и др.] к наиболее значимым для пловцов относят скоростные, скоростно-силовые, координационные способности и выносливость. Эти физические качества в значительной мере определяют уровень физического развития и здоровье спортсменов.
1.2.1. Средства и методы развития скоростных способностей пловцов
Скоростные способности пловца характеризуются умением проплывать короткий отрезок дистанции с абсолютно высокой скоростью. Удержать такую скорость пловец-подросток может на отрезке не более 50 м.
Скоростные способности подразделяются на элементарные и комплексные.
К элементарным видам скоростных способностей относятся:
скорость простой и сложной двигательной реакции;
скорость выполнения отдельного движения; способность к быстрому началу движения;
максимальная частота (темп) неотягощенных движений [26].
К комплексным проявлениям скоростных способностей относят максимальную скорость плавания, быстроту выполнения стартов и поворотов.
Скоростные способности в значительной мере зависят от подвижности нервных процессов, совершенства нейромышечной регуляции мышечной композиции и качества спортивной техники [30].
Время реакции на старте определяется главным образом скоростью и подвижностью нервных процессов, а также текущим состоянием нервной системы. На способность развивать и поддерживать максимальный темп движений оказывают влияние лабильность нервных процессов и подвижность в суставах. Максимальный темп при плавании в первую очередь определяется скоростно-силовыми способностями.
Развитие двигательной реакции имеет значение для эффективного выполнения старта и для смены этапов в эстафетном плавании. С этой целью используются раздельное совершенствование скорости реагирования на стартовый сигнал и последующих движений, обучение способности различать малые отрезки времени, концентрации внимания на эффективное выполнение отталкивания и прыжка, а не на ожидание стартового сигнала. Следует иметь в виду, что скорость двигательной реакции является консервативным показателем и незначительно улучшается при тренировке (всего на несколько сотых долей секунды). Упражнения способствуют главным образом повышению стабильности времени реакции на стартовый сигнал [34].
Решающий стимул для развития максимального темпа скоростных способностей - высокая интенсивность движений. Для достижения максимального темпа движений необходимо 3-4 с и еще 3-5 с можно удерживать максимальный темп. Интервалы между нагрузками скоростной направленности должны обеспечивать почти полное восстановление работоспособности. В то же время длительность отдыха должна быть такой, чтобы не произошло значительного понижения уровня возбуждения ЦНС.
Скоростные способности неразрывно связаны с техническим мастерством пловца. Вне рационального варианта техники плавания, рационального выполнения старта и поворотов нет и высоких скоростей. Совершенство темпового варианта техники плавания избранным способом, умение выполнять движения с максимальной мобилизацией, без излишнего мышечного напряжения, сохраняя точность, координированность и оптимальную амплитуду, - важнейшая предпосылка высокого уровня скоростных способностей [41].
Максимальная скорость движений пловца зависит также от специальной силовой подготовленности, от мощности анаэробных алактатных источников энергии: запасов АТФ, креатинфосфата, миоглобина в мышечных клетках, скорости развертывания биохимических анаэробных реакций.
Физиологической основой скоростных способностей является оптимальный уровень возбудимости и функционирования центральной нервной системы, совершенство координационных механизмов двигательного аппарата, подвижность нервных процессов, способность мышц быстрее сокращаться и быстрее переходить от возбуждения к расслаблению. Скоростные способности воспитываются, как правило, в единстве с ловкостью и координированностью.
Воспитанию скоростных способностей юных пловцов, и, прежде всего, на этапе базовой подготовки, способствует развитие так называемых элементарных форм проявления быстроты в упражнениях на суше; быстроты двигательной реакции; способности развивать максимальный темп движений, выполнять с высокой скоростью однократные «взрывные» движения (например, выпрыгивания вверх, броски набивного мяча, отталкивания руками и ногами от пола в положении лежа) [44].
Со стороны волевых качеств, необходимых для развития скоростных способностей, от пловца требуется умение сосредоточиваться, приводить себя в состояние оптимальной готовности для прохождения короткой дистанции или ее отрезков с максимальной скоростью в условиях соревновательной обстановки. Пловец должен быть также психологически и тактически подготовлен к выполнению спуртов (ускорений) со старта, в середине дистанции (чаще всего перед поворотом и непосредственно после него), на финише [50].
Воспитание скоростных способностей начинается в процессе овладения рациональной спортивной техникой. Прежде всего, добиваются точности и свободы движений при плавании в различном темпе на средних и коротких дистанциях и их отрезках. Чем совершеннее техника плавания, тем в большем объеме используются в учебно-тренировочных группах эстафеты и игры, связанные со спринтерским плаванием на коротких отрезках. Уделяют внимание формированию темповых вариантов техники для выполнения спуртов и финишных ускорений, освоению техники проплывания 10-15-метровых отрезков со старта и поворота [42].
По мере прочного овладения основами техники (примерно 3-4-й годы подготовки в учебно-тренировочной группе) ставится задача постепенно увеличивать силу гребковых движений, сохраняя их точность и легкость, Наиболее полно эта задача, как и задача существенного повышения уровня анаэробно-алактатной производительности, решается в группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. В этих группах упражнения по воспитанию скоростных способностей органически сливаются с упражнениями на повышение специальной силовой подготовленности и специальной выносливости пловца [40].
Для развития скоростных способностей применяются нагрузки зоны V - плавание на коротких отрезках (15 - 25 м) с максимальной мобилизацией сил. Доля подобных нагрузок не превышает в учебно-тренировочной группе 2-3%, а в группе спортивного совершенствования - 4-5% от общего объема плавания.
Используя данные нагрузки, руководствуются следующими методическими правилами [43]:
1) упражнения выполняются с акцентом на технике плавания, стартов, поворотов; используются так называемые контролируемые скорости плавания, при которых спортсмен способен сохранять точность и свободу движений;
2) продолжительность плавания с предельной скоростью не превышает в одной попытке 15-20 с;
3) между отдельными «порциями» работы планируют паузы отдыха, оптимальные для восстановления; при появлении признаков утомления скоростные упражнения заканчивают или переходят на более легкие режимы их выполнения;
4) упражнения планируют на основную часть тренировки; один-два спринтерских отрезка можно проплыть в заключительной части занятия, если оно не было утомительным;
5) чтобы избежать образования косного стереотипа движений, упражнения выполняют в различных сочетаниях, формах, условиях;
6) в работе с пловцами добиваются постепенного, но неуклонного повышения из года в год абсолютной скорости плавания на контрольных отрезках.
Основные методы,для воспитания скоростных способностей - это повторный, контрольно-соревновательный, переменно-дистанционный [30].
При воспитании скоростных способностей рекомендуется использовать следующие приемы: плавание поперек бассейна (в виде пХ12-15 м); эстафеты, плавание в спарринге, с гандикапом, с лидированием, плавание с различными вариантами дыхания (вдох через два, три или четыре цикла движений); выполнение стартов и поворотов с включением плавания на 10-15-метровых отрезках дистанции на время; плавание с ускорением - плавным нарастанием усилий; плавание с высокой скоростью с постепенным выключением усилий (пловец, развив высокую скорость на коротком отрезке, старается удержать ее, продолжая движения «расслабленно»); плавание с помощью предварительно растянутого резинового амортизатора, закрепленного одним концом за пояс спортсмена.
Для каждого спортсмена существует своя оптимальная величина темпа, которую он не может превысить, не нарушая при этом эффективности гребковых движений. Нарушение оптимального темпа движений у пловцов-спринтеров может привести к возникновению явления скоростного барьера. Явление скоростного барьера можно преодолеть за счет варьирования упражнений, с помощью методов облегченного лидирования (плавание с принудительной буксировкой при помощи лебедки), а также плавание с ластами, малыми лопаточками или с небольшим дополнительным противлением. Рекомендуется чередовать упражнения, выполняемые с максимальной интенсивностью (темпом), с субмаксимальными ускорениями на скорости примерно 90-95% от максимальной. Это позволяет спортсмену контролировать качество гребков и создает предпосылки для повышения максимальной скорости плавания [38].
На суше применяют спортивные и подвижные игры, требующие быстроты реагирования, частого переключения с одного вида деятельности на другой.
При плавании с предельной скоростью нередко наблюдается скованность движений. Причиной этого бывают [3]:
1) эмоциональное возбуждение, в частности желание проплыть действительно «во всю силу»;
2) координационная сложность задания, возникающая в силу недостаточно освоенной техники плавания;
3) слабая силовая подготовленность, вследствие которой ученик, пытаясь справиться с заданием, напрягает даже те мышечные группы, которые непосредственно в движениях не участвуют.
1.3.1. Средства и методы развития силовых способностей пловцов
К средствам силовой подготовки относятся различные упражнения с преодолением противодействия (веса снарядов и инвентаря, собственного веса, специального оборудования и т.д.) [57]. Используются наиболее распространенные общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, с набивными мячами и гантелями, бег, прыжки, метания; упражнения с отягощениями (поясами, жилетами со свинцом, мешками с песком, резиновыми амортизаторами и эспандерами); упражнения со штангой и на силовых тренажерах; упражнения в сопротивлении, подвижные и спортивные игры. Применяются также различные изометрические (статические) упражнения имитационного характера [54].
Выбор упражнений зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, задач и времени тренировки. Упражнения подразделяются на действующие в целом и действующие на некоторые группы мышц. Упражнения, действующие в целом, влияют на многие мышечные группы (подъем штанги рывком, поднятие партнера, бег с партнером на плечах и др.). В упражнениях, направленных не развитие отдельных групп мышц, остальные мышцы не принимают участия и находятся в относительном покое (приседы на одной ноге, отжимания и др.) [8].
Содержанием общей силовой подготовки являются упражнения, направленные прежде всего на развитие тех групп мышц, которые несут главную нагрузку и в специальной подготовке пловцов. Для развития мышц груди, плечевого пояса используется жим штанги из положения лежа на скамье. Присед со штангой на плечах способствует укреплению мышц ног. Рывки штанги до уровня груди и рывки гантели применяются для развития динамической силы рук, плеч, ног и туловища. Укреплению мышц рук, плеч и спины способствуют подъем штанги при наклоне вперед, разведение рук с гантелями в наклоне вперед [45].
Для развития специальных силовых способностей пловцов используется упражнения развивающие силу главных мышечных групп.
Основной объем специальной силовой подготовки пловцов осуществляется в бассейне. Сопротивление воды, возникающее при различных движениях тела и конечностей изменяется в зависимости от быстроты их перемещения. Вследствие этого изменяются и усилия, что дает возможность индивидуально дозировать нагрузку. Кроме того, в воде силовые упражнения воздействуют на мышцы избирательно [9].
Средствами специальной силовой подготовки в воде являются следующие упражнения: плавание с лопаточками; плавание с дополнительными сопротивлениями (резиновыми кругами, специальными поясами); плавание на привязи с использованием резиновых амортизаторов; плавание с дополнительным сопротивлением, задаваемым с помощью фрикционных или блочных устройств; проплывание отрезков с ускорением с помощью изокинетических тренажеров типа «мини-джим» после старта и поворота [21].
Рекомендуется применять такие величины сопротивлений, при которых не наблюдается грубых нарушений в технике плавательных движений.
Перспективным средством воспитания силовых возможностей в воде является гидроканал. Задавая скорость потока в нем, превышающую соревновательную скорость плавания, принуждает спортсмена работать с большей частотой движений и с большим усилием, чем в условиях естественного плавания. Тренировка в гидроканале дает возможность пловцу прочувствовать рекордную для него скорость и соответствующие ей мышечные усилия, а затем попытаться воспроизвести их при плавании в стоячей воде.
Развитие силы зависит от величины отягощения. При развитии абсолютной силы величина отягощения составляет 80% от максимума. Для развития же скоростно-силовых качеств отягощения должны составлять не более 30-70% от максимума. Малые отягощения (до 50%) позволяют развивать не только скоростно-силовые качества, но и силовую выносливость [45 ].
К методам развития силы относят:
- метод максимальных усилий(или работа с предельными весами) оправдан при подготовке взрослых квалифицированных спортсменов. В работе с юношами он применяется реже и с определенными ограничениями - постепенным достижением субмаксимальных отягощений (75-80%), ограниченным числом повторений - 1-3 раза, увеличением отдыха между сериями - до 3-4 мин, преимущественным использованием упражнений в парах с применением гимнастических снарядов, специальных тренажеров и в меньшей мере штанги;
- метод динамических усилийзаключается в использовании непредельных отягощений, позволяющих совершенствовать нервно-мышечную координацию и скоростно-силовые проявления. Вес - 25-50% от максимума, 6-10 повторений, паузы для отдыха -2-5 мин;
- метод повторных нагрузокразвивает способность проявлять силу длительное время. Используются средние и субмаксимальные напряжения, которые преодолеваются до отказа (5-12 раз). Перерыв между сериями -2-4мин;
- метод изометрических напряженийкоренным образом отличается от остальных использованием статических упражнений. Посредством этих упражнений совершенствуется внутримышечная координация. В подростковом возрасте напряжение составляет 60-80%, число повторений - 2-3, время – 3 - 5 с; отдых между повторами - 30-45 с, а между сериями - 2-2,5 мин. После периода адаптации (примерно месяц) число повторений увеличивается до 3-4, а длительность - до 5-6 с [47].
Для развития силы применяются также игровой и сопряженныйметоды. Игровой заключается в использовании подвижных вариантов или отдельных (силовых) вариантов спортивных игр (регби с набивным мячом, футбол наездников и т. д.).
Сопряженный метод означает выполнение приемов с отягощениями. Применение этого метода оправданно, если отягощение существенно не нарушает ритма и структуры движений.
Важная организационная форма силовой подготовки - круговая тренировка. Использование ее позволяет добиваться разносторонности и высокой эффективности в развитии силы. Обычно круг составляется из 6-10 станций, включающих разнообразные упражнения с малыми и средними отягощениями (25-45% от максимума). Время работы - 15-20 с; упражнения выполняются в максимальном темпе, для отдыха отводится время, необходимое для перехода с одной станции на другую. Перерыв между кругами - 2-4 мин; количество кругов - не менее 3 [15].
Важное условие правильного силового развития - постоянное сочетание собственно силовых упражнений с упражнениями на расслабление и гибкость.
Силовая подготовка требует исключительно точного соблюдения всех внешних условий воздействия упражнений, их тщательного планирования и методически грамотного осуществления на основе строгой индивидуализации процесса тренировки [23].
1.2.3. Средства и методы развития координационных способностей пловцов
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности осуществляемой в вероятностных и неожиданных возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость – способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально осваивать новые двигательные действия успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях [25].
К важнейшим специфическим координационным способностям пловцов относят: способности к связи, кинестетическому дифференцированию и ритму, равновесию, ориентированию [45].
При воспитании координационных способностей решают две группы задач: а) по разностороннему и б) специально направленному их развитию.
Первая группа указанных задач преимущественно решается в дошкольном возрасте и базовом физическом воспитании учащихся. Достигнутый здесь общий уровень развития координационных способностей создает широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной деятельности.
Задачи по обеспечению дальнейшего и специального развития координационных способностей решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально – прикладной физической подготовки. В первом случае требования к ним определяются спецификой избранного вида спорта во втором – избранной профессией [57].
В плавании, развитие координационных способностей способствует успешному овладению плавательными навыками. Изменяя направление движений кистями и предплечьем при разведении и сведении рук, меняя угол атаки кистей, темп и амплитуду движений, обучаемый опытным путем находит оптимальное сочетание этих параметров, при котором возникает подъемная сила, способствующая удержанию тела на плаву. Особые требования к координационным способностям предъявляются при обучении в плавании таким элементам поворота, как подплывание к бортику, вращение и постановка стоп на поворотный щит, скольжение с последующим началом первых плавательных движений [38].
Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности. Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а так же за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие; комбинируя двигательные навыки; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время [28].
Особую группу средств составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий [54].
Специальные упражнения для совершенствования координации движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта. На спортивной тренировке применяют две группы таких средств: подводящие, способствующие освоению новых форм движений того или иного вида спорта; развивающие, направленные непосредственно на воспитание координационных способностей, проявляющихся в конкретных видах спорта.
Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое освоенное до автоматизма и выполняемое в одних и тех же постоянных условиях двигательное действие не стимулирует дальнейшее развитие координационных способностей.
Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы: стандартно – повторного упражнения, вариативного упражнения, игровой и соревновательный [57].
При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно – повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях.
Метод вариативного упражнения с его многими разновидностями имеет более широкое применение, его подразделяют на два метода – со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов:
- строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия;
- изменение исходных и конечных положений;
- изменение способов выполнения действия;
- зеркальное выполнение упражнений;
- выполнение освоенных двигательных действий после воздействия на вестибулярный;
- выполнение упражнений с исключением зрительного контроля – в специальных очках или с закрытыми глазами.
Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными действиями [27].
1.3. Тренировка юных пловцов на этапе начальной спортивной специализации
Спортивная тренировка по плаванию представляет собой единый целенаправленный педагогический процесс, продолжающийся в течение многих лет и посвященный достижению наивысших результатов. Она предусматривает не только повышение физического развития юного пловца, совершенствование его техники и тактики, но и воспитание морально-волевых качеств.
Учебно-тренировочная работа состоит из теоретической подготовки, общей и специальной физической подготовки, плавательной и морально волевой подготовки.
Первые несколько лет занятий в бассейне, когда организм ребенка еще не оформился, основной задачей является изучение техники спортивных способов плавания и постепенное повышение тренированности средствами общей плавательной подготовки, общей и специальной физической подготовки. В это время еще не ведется тренировка в определенном способе плавания на избранную дистанцию, а закладывается основа для такой специализации в будущем. Юные пловцы занимаются гимнастикой, лыжами, легкой атлетикой, различными спортивными играми, а также изучают подготовительные упражнения в воде, осваивают и совершенствуют технику всех спортивных способов плавания, стартов и поворотов, знакомятся с играми и развлечениями на воде, учебными прыжками, нырянием, элементами игры в водное поло, фигурным плаванием. Применяя все многообразие средств общей плавательной подготовки, тренер постепенно подводит своих учеников к достижению результатов первого разряда на нескольких дистанциях в двух или трех способах плавания [2].
Одной из главных особенностей подготовки юных пловцов является многолетнее планирование тренировочного процесса. Перспективным планом предусматривается постепенное повышение уровня физических и функциональных возможностей пловцов от одного спортивного сезона к другому. При такой планомерной тренировке создаются условия для всесторонней физической подготовки, овладения техникой плавания и достижения высоких спортивных результатов.
Подготовку юного пловца ни в коем случае нельзя форсировать, так как в результате этого не только прекращается спортивный рост, но и ухудшается его здоровье. Нельзя спешить с подготовкой пловца, особенно первые годы занятий, когда организм ребенка еще полностью не сформирован [5].
Во второй год занятий дети в течение сентября и октября посещают бассейн 3 раза внеделю и повторяют тренировочную программу конца первого года обучения.
Следующие три месяца - ноябрь, декабрь, январь - объем каждого занятия в бассейне постепенно повышается. В конце каждой тренировки перед упражнениями в плавании с задержкой дыхания добавляется плавание на 200 м в полной координации. В первый день тренировки проплывается 200 м кролем на груди, во второй день - 200 м кролем на спине и в третий день тренировки - 200 м брассом.
Повышается интенсивность плавания при помощи ног с доской: на дистанции 200 м делаются ускорения на отрезке 25 м – 75 м – 150 м всеми стилями.
К проплыванию отрезков с задержкой дыхания добавляется плавание с ускорением при помощи рук (досточка в ногах), кролем на груди, баттерфляем, брассом и на спине.
Февраль, март, апрель - объем тренировочного занятия продолжает увеличиваться и доводится до 1500 м.
1-й день тренировки:
1) Разминка: 3 х100 м комплексного плавания ( к/пл.) на время пауз отдыха 15-20 выдохов в воду.
2) 2 х 25 м, совершенствование техники плавания способом на спине.
3) 200 м на спине.
4) 4 х 50 м, совершенствование техники плавания способом кроль.
5) 200 м кроль, акцент на технику движений и дыхание.
6) совершенствование поворотов при плавании способом на спине.
7) совершенствование в скольжении на дальность в положении на спине.
Всего за тренировку проплыв составил 1200м.
2-й день тренировки:
1) Разминка: 3 х 100 м кроль, на спине,брасс.
2) 8 х 25 м, совершенствование техники баттерфляй.
3) 4 х 50 м, (25 м баттерфляй + 25 м на спине),акцент на технику движений и дыхание.
4) 300м кроль, акцент на технику движений и дыхания.
5) 4 х 50м кроль на спине.
6) эстафета по 12-15м баттерфляем – 5 минут.
Всего за тренировку 1300м.
3-й день тренировки:
1) Разминка: 3 х 100м комплексное плавание.
2) 12 Х 25м совершенствование техники брасса.
3) 150м н/спине+100м брасс+50м батт, внимание на техники движений,в
паузах отдыха 15-20 выдохов в воду.
4) 200м комплексного плавания ногами (досточка в руках).
5) учебные прыжки в воду с бортика.
6) игра в мяч на воде 15 мин.
Всего за тренировку 1300м.
В зимние месяцы к занятиям в бассейне прибавляются занятия на лыжах - в воскресенье.
На втором году занятий не нужно разрешать занимающимся плавать в полной координации более чем на 200 м.
При проплывании больших дистанций портится техника плавания, появляются ошибки, которые легко заучиваются, так как на большой дистанции ошибка повторяется много раз. Поэтому дистанции, проплываемые в полной координации, нужно увеличивать только тогда, когда они преодолеваются без погрешностей в технике. По этой же причине на втором году занятий не рекомендуется проплывать дельфином в полной координации более 75 м.
Нагрузка изменяется в зависимости от необходимости. Так, 200 м в полной координации могут плыть два одинаково сильных спортсмена один за другим. Такая расстановка сил обострит борьбу и увеличит нагрузку. Если тренер хочет дать группе свободное плавание без соревнования, то занимающихся нужно пускать на дистанцию не по силам, а слабого пловца с сильным [10].
В конце года проводится итоговая курсовка: на каждой тренировке занимающиеся проплывают всеми способами одну дистанцию. В программу курсовки включается плавание 3х50 м и 100 м одним из способов. Каким способом стартовать на 100 м, решает тренер (обычно тем, техникой которого занимающийся овладел лучше всего).
Наблюдения врачей и физиологов в течение второго года занятий показали, что дети 9-11 лет вполне справляются с предлагаемыми им тренировочными нагрузками. Спокойное проплывание до 1500 м в течение 90 мин. с отдыхом между отдельными заданиями вызывало вполне благоприятные сдвиги как в сердечно-сосудистой, так и дыхательной системах юных пловцов. Вместе с тем у небольшой части детей, нерегулярно посещавших бассейн, после проплывания на тренировке 1500м наблюдались отклонения от нормы как в состоянии центральной нервной системы, так и в вегетативных функциях. Таким образом, проплывание на одной тренировке 1500 м принесет пользу только тем пловцам 9-11 лет, которые систематически посещают занятия. В противном случае объем тренировочного занятия надо снижать до 1000 м и постепенно, в результате регулярного посещения, довести до 1500 м.
Трехразовая тренировка в течение недели по 90 мин. оказывала благоприятное влияние на функциональное состояние организма юных пловцов. Однако к концу недели наблюдалось некоторое утомление даже перед началом занятий в результате занятий в общеобразовательной школе и бассейне. При таком утомлении обычная в другие дни нагрузка часто вызывала отрицательные изменения. Поэтому в последний тренировочный день недели следует давать нагрузку меньше, чем в другие дни [14].
В детской спортивной школе ГЦОЛИФКа на втором году обучения была сделана попытка ввести ежедневные занятия в бассейне. Во время мартовских каникул юные пловцы в течение 10 дней занимались в бассейне ежедневно. В обычные тренировочные дни выполнялась планируемая нагрузка по трехдневной схеме тренировки. В дополнительные три дня занимающиеся проплывали до 800 м всеми способами, а в оставшееся время (урок, так же как и тренировочные дни, продолжался 90 мин. в воде) проводились игры, развлечения и прыжки в воду, а также элементы водного поло. Следовательно, объем тренировок в эти дни был значительно снижен по сравнению с основными днями занятий [21].
Наблюдения физиологов показали, что ежедневные занятия даже для детей 12-14 лет (имевших такой же стаж занятий в бассейне, как и 9-11-летние) были преждевременны. За 10 дней ежедневных тренировок в бассейне в функциональном состоянии организма детей произошли резкие отрицательные сдвиги. После каникул ухудшилась концентрация и подвижность нервных процессов, понизилась возбудимость и лабильность двигательного аппарата, наблюдалось увеличение частоты пульса, аритмия сердечной деятельности, повышение кровяного давления.
Отрицательные изменения в организме занимающихся были настолько существенными, что полное восстановление функций до нормального состояния продолжалось в течение трех недель [31].
Таким образом, полученные данные говорят о том, что одной из особенностей организма детей является быстрое изменение функционального состояния. Ежедневные занятия в бассейне вызывали перевозбуждение центральной нервной системы, что привело к быстрому переходу оптимального состояния в пессимальное. Это говорит о том, как важно быть осторожным при определении нагрузок для подростков.
Из сказанного следует делать вывод, что на втором году занятий детям надо тренироваться 3 раза в неделю. Проверенная объективными методиками исследования ежедневная тренировочная нагрузка оказалась непосильной для детей данной подготовленности. Каждый тренер может сравнить нагрузку, планируемую для своих учеников, с той нагрузкой, которая оказалась непосильной для обследованной группы занимающихся. Тем более, что ежедневные занятия в бассейне во время каникул проводятся во многих детских спортивных школах плавания. Для детей данной подготовленности при проведении ежедневных тренировок в бассейне следовало бы уменьшить продолжительность каждого занятия и общий объем работы.
Однократное проплывание на курсовках в полную силу отрезков 25 м, 50 м и дистанции 100 м на втором году обучения после небольшой разминки не вызывает отрицательных изменений в организме занимающихся.
Итак, оптимальный возраст начала этапа базовой подготовки (начальной спортивной специализации) для мальчиков – 9-10 лет, средняя продолжительность этапа 3-5 лет. Занятия проходят в учебно-тренировочных группах. Вначале этапа в 10-12 лет у мальчиков, имеют место наиболее высокие темпы увеличения аэробной емкости (суммарного потребления кислорода) и эффективности (скорость плавания на уровне порога аэробного и анаэробного обмена).
Скоростные способности в значительной мере зависят от подвижности нервных процессов, совершенства нейромышечной регуляции мышечной композиции и качества спортивной техники. Решающий стимул для развития максимального темпа скоростных способностей - высокая интенсивность движений.
Воспитанию скоростных способностей юных пловцов, и, прежде всего, на этапе базовой подготовки, способствует развитие так называемых элементарных форм проявления быстроты в упражнениях на суше; быстроты двигательной реакции; способности развивать максимальный темп движений, выполнять с высокой скоростью однократные «взрывные» движения.
Глава II. Методика и организация исследования
2.1. Методы исследования
В процессе работы применялись следующие методы: анализ научно-методической литературы, контрольные испытания (тестирование), математико-статистические методы. Основным методом исследования выступил педагогический эксперимент.
Анализ научно-методической литературы применялся с целью изучения исследуемой проблемы, ее разработанности и степени практического освоения. Это позволило получить комплекс аналитических результатов. В частности, обобщить накопленный практический опыт по исследуемой проблеме; уточнить перспективы разработок в рассматриваемой области; определить наиболее перспективные направления.
Метод контрольных испытаний применялся для определения степени развития скоростных способностей пловцов.
В качестве тестов были выбраны используемые в практике контрольные нормативы, позволяющие определить наиболее значимые для юных пловцов 10-11 лет проявления физических способностей, находящиеся в сенситивном периоде развития.
Эстафет-тест. Тест характеризует быстроту одиночного движения. Процедура тестирования: Тренер держит пронумерованную в сантиметрах гимнастическую палку вертикально за верхний конец на вытянутой руке. Ученик держит открытую кисть около нижнего конца палки. Через 1-2 секунды учитель отпускает палку, а испытуемый должен ее как можно быстрее поймать (сжать кисть). Результат - среднее расстояние (в см) из трех попыток от нижнего края до места хвата со стороны мизинца.
Плавание на 10 м со старта. Скорость стартового разгона определяется по времени прохождения мерного отрезка со старта на дистанцию 10 м.
Выполнение поворота на скорость. Оценка быстроты выполнения поворотов производится регистрацией времени прохождения 7,5 м до поворотного щита и 7,5 м после поворота.
Плавание на 10 м с ходу. Оценка дистанционной скорости. Проплывание мерного отрезка длиной 10 метров с ходу. Выполняется в плавательном бассейне 25 метров . Спортсмен стартует от бортика бассейна и, набрав высокую скорость до ориентира (либо по свистку) проплывает дистанцию до финиша. На финише фиксируется результат, который заноситься в протокол с точностью до 0,01 секунды.
Педагогический эксперимент проводился для проверки эффективности разработанного комплекса упражнений, направленных на развитие ведущих двигательных способностей пловцов 10-11 лет.
Полученные результаты обрабатывались с помощью методовматематической статистики.
При реализации методов математической статистики проводились следующие вычисления и нахождение:
1. Среднего арифметического ()
2. Среднеквадратического отклонения ()
3. Ошибки средних величин ()
4. Коэффициента вариации (v)
5. Достоверности различий ( t)
Средняя арифметическая отражает наиболее характерные свойства изучаемых явлений. Она определяется путем деления суммы отдельных показателей на их количество.
Среднеквадратическое отклонение вычислялось по формуле:
К – табличный коэффициент
Ошибка средней величины находится по формуле:
Для сравнения изменчивости признаков определялся коэффициент вариации, который вычислялся по формуле:
Достоверность различий показателей определялся по формуле:
Затем полученное tсравнивается с tStтабличным. Если t>tSt, то различия считаются достоверными.
При этом в спортивной практике достаточным считается 5% уровень значимости (P0 0,05), а определение коэффициента вариации (v)позволило установить, что во всех тестах группы по своему составу однородны.
Таблица 3
Результаты исходного тестирования скоростных качеств юных пловцов контрольной и экспериментальной групп
Контрольные упражнения |
Группы |
Статистические показатели |
Достоверность различий |
|||||
|
m |
v |
t |
|||||
Эстафет-тест, см |
КГ |
13 |
14,38 |
1,04 |
0,3 |
7,2 |
0,4 |
> 0,05 |
ЭГ |
12 |
14,58 |
1,16 |
0,35 |
7,6 |
|||
Плавание 10м со старта, с |
КГ |
13 |
6,05 |
0,09 |
0,02 |
1,5 |
0,7 |
> 0,05 |
ЭГ |
12 |
6,07 |
0,08 |
0,02 |
1,3 |
|||
Плавание 15 м с поворотом, с |
КГ |
13 |
10,5 |
0,36 |
0,1 |
3,4 |
0 |
> 0,05 |
ЭГ |
12 |
10,5 |
0,35 |
0,1 |
3,3 |
|||
Плавание 10м с ходу, с |
КГ |
13 |
6,03 |
0,07 |
0,02 |
1,2 |
1 |
> 0,05 |
ЭГ |
12 |
6,0 |
0,09 |
0,02 |
1,5 |
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что на начало исследования юные пловцы обеих групп имели одинаковый стартовый уровень.
На втором этапе исследования в тренировочный процесс экспериментальной группы были включены специально подобранные обще-подготовительные и специально-подготовительные упражнения.
Основной акцент был сделан на развитие:
- скоростных способностей, необходимых при старте, стартовом разгоне, поддержании дистанционной скорости;
- скоростно-силовых качеств, проявляемых во время отталкивания от стартовой тумбы и поворотного щита;
- координационных способностей, необходимых во время выполнения поворота и поддержания ритмовой структуры движения.
Занятия проводились в тренировочном зале и в бассейне.
В конце учебного года был проведен повторный контроль двигательных способностей юных пловцов по той же программе, что и на начальном этапе эксперимента.
Результаты итогового тестирования показали, что наиболее существенные изменения, как в экспериментальной (табл.4), так и в контрольной группах (табл.5), произошли в тесте, характеризующим быстроту одиночного движения.
Таблица 4
Сравнение исходных и итоговых результатов юных пловцов экспериментальной группы в эстафет-тесте
Контрольное упражнение |
этап |
Статистические показатели |
Прирост % |
||||
|
m |
t |
|||||
Эстафет-тест, см |
I |
14,58 |
1,16 |
0,35 |
4,6 |
|