ПРОБЛЕМА ПОНЯТИЯ «МЕДИА» В МЕДИАФИЛОСОФИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМА ПОНЯТИЯ «МЕДИА» В МЕДИАФИЛОСОФИИ

Алиева Н.З., Шевченко Ю.С., Ковальдина О.Г.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная стадия развития общества ознаменована активным обсуждением медиа и бурным ростом новаций в этой сфере. В связи с этим возникает острая необходимость осмысления философских проблем «медиа» и собственно медиафилософии. С момента появления медиа возникает проблематика медиафилософии. «Именно в тот самый момент, когда весь наш жизненный мир характеризуется обращением с так называемым Новым: с электронными и цифровыми медиа, такая научная дисциплина, как медиафилософия является оправданной и необходимой» (Ш. Мюнкер) [1].

Первая задача медиафилософии: определить свой категориальный аппарат, включив в него понятия других дисциплин, главное из которых понятие «медиа». Внутренним посылом работы стало желание понять, что реально стоит за понятием «медиа»: средство, способ, массовая коммуникация. Если одни энциклопедии представляют «медиа» (от лат. «media» – средство) – как аналог понятия средств массовой информации и коммуникации (СМИиК), то другие видят их различие: «Разница между СМИ и медиа – это разница между постановкой балета на сцене и хороводом, к которому может присоединиться каждый. Разница между учебным классом, где ученики смотрят друг другу в затылки, и классом, где ученики видят глаза друг друга» [2]. Понятие «средства массовой информации» включает механизмы доставки информации, пути её донесения, способы информирования, инструменты передачи от источников к потребителям. Понятие «медиа» представляет только посредника в налаживании межсубъектной коммуникации, например, между людьми, социальными и профессиональными группами. В более широком смысле «медиа» – это средство, способ, посредник. Тогда медиа технологии выражают опосредованность и представляют собой опосредующее звено, способ коммуникации, условие человеческой активности.

Медиа технологии сопровождают человека давно. Возникает вопрос, зависят ли медиа и само понятие «медиа» от временнного контекста.

Понятие «media» , понимаемое как посредник, возникло впервые в английском языке с XVI века. В философии используется c XVII веке. Есть мнение, что понятие «медиа» начинает применяться только с XVIII века применительно к печатным медиа. Однако сами медиа подразделяют на несколько видов, первым из которых стала письменность. Далее следуют печатные медиа (печать, литография, фотография), электрические медиа (телеграф, телефон, звукозапись), масс-медиа (кинематограф, телевидение), цифровые медиа (компьютер, Интернет). Медиа в современном смысле употребляются с середины XIX века, в котором главную роль играют технические средства связи для распространения сообщений. Для обозначения общего процесса сообщений используется понятие коммуникация (от лат. соmmunicare – делать общим, связывать).

С начала XX века возникает понятие масс-медиа (mass-media), под которыми понимают «средства массовой информации (СМИ), а массовая коммуникация трактуется как процесс передачи информации одновременно группе людей с помощью специальных технических средств» [3].

В нашей статье понятие «медиа» предстает не зависящим от временного контекста. Но размышления о понятии медиа начинаются с античности и продолжаются до наших дней. Таким образом, медиафилософия возникает с момента появления понятия «медиа» . В таком представлении медиафилософия выступает как рефлексия понятийных проблем, связанных с появлением медиа, как отклик на исторические изменения мира.

Отмечается «медиальный» поворот мышления, а медиафилософия как его проявление. Статусом медиа становится выполнение конституирующей функции: «Все, что «дается» нам в восприятии, коммуникации и познании – дается в медиа» [4].

Литература

1. Münker S. After The Medial Turn. Sieben Thesen zur Medienphilosophie, in: Münker, Roesler, Sandbothe 2003. – S.18.

2. СМИ и медиа. Различия в понятиях. URL: http://silamedia.ru/2010/08/smi-media/

3. Esposito E. Blindheit der Medien und Blindheit der Philosophie, in: Münker, Roesler, Sandbothe 2003; Flusser, Vilém, Gesten. Versuch einer Phänomenologie (1991), Frankfurt am Main 1994 – S. 48.

4. Krämer S. Erfüllen Medien eine Konstitutionsleistung? Thesen über die Rolle medientheoretischer Erwägungen beim Philosophieren, in: Münker, Roesler, Sandbothe 2003, S. 78-90.

Просмотров работы: 2854