ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Токарева Ю.А., Меркулова А.В., Токарева С.В.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современные тенденции таковы, что компьютеризация и информатизация процесса образования – это веяние времени [1]. Сегодня персональными компьютерами оборудованы учебные аудитории, а домашние компьютеры имеются практически у каждого преподавателя и студента. Это позволяет преподавателям разрабатывать новые формы и приемы обучения, способные формировать личный интерес студентов к приобретению знаний [2], а студентам использовать компьютер для дополнительного образования, тренинга, получения информации и т.д.

В нашем вузе еще с конца прошлого столетия персональный компьютер широко применяется в образовательном процессе. Сегодня, буквально с каждым днем, возможности и области применения информационных технологий значительно расширяются.

Во-первых, библиотека нашего вуза имеет читальный зал, оснащенный современной оргтехникой, и предоставляет свободный доступ студентам и преподавателям к Интернет-ресурсам, в том числе и к многочисленным открытым и закрытым фондам многочисленных электронных библиотек, содержащим не только учебную литературу, но и научные труды на различных языках мира.

Во-вторых, лекционные аудитории вуза оснащены средствами мультимедиа, что расширяет возможности преподавателей в плане наглядности и информативности средств и способов донесения учебного материала до студентов. Лекция, сопровождаемая красочными, высокого качества рисунками, схемами, фотографиями, демонстрационными моделями, а также видеофрагментами, скучной не бывает, а наоборот, способствует глубокому пониманию материала, явлений и процессов. На семинарах, практических занятиях и конференциях аспиранты и студенты свои творческие поисковые задания [2] и сообщения сопровождают авторскими презентациями. На кафедре «Физика» активно используется цикл виртуальных лабораторных работ по всем разделам курса, выполняемых в программной оболочке персонального компьютера.

В третьих, для организации контроля знаний студентов на различных этапах обучения (промежуточный или итоговый контроль, а также проверка остаточных знаний) в нашем вузе также широко используется персональный компьютер. Традиционно эта форма контроля представлена в виде тестирования или тематической презентации, сопровождающей сообщение аспиранта или студента. Тестирование в форме итогового экзамена успешно применяется на кафедре «Физика» для специальностей механико-радиотехнического факультета с 1997 года. Для этой цели была разработана база данных тестовых заданий по всем изучаемым разделам физики и программа реализации выборки индивидуального задания, которая одновременно посчитывает суммарный рейтинговый балл, тем самым, в некотором роде, избавляя и студента, и преподавателя от субъективности оценки знаний. Нужно отметить, что в этом случае происходит значительная экономия аудиторного времени опять же и студента, и преподавателя.

И, наконец, использование ресурсов Интернета, работа с которыми носит индивидуальный характер. Огромное множество образовательных ресурсов: демонстрационные и обучающие программы, книги, а также педагогическая и методическая литература и периодика; сайты с материалами по отдельным вопросам практически всех дисциплин в форме рефератов, докладов, сочинений и т.д. хороши для быстрого повторения пройденного материала, самостоятельной проработки тем, тренинга. При этом все это многообразие практически в любой момент оказывается под рукой.

Однако, в Интернете легко можно попасть на непроверенную, неотредактированную, а иногда и с грубыми ошибками информацию. Хочется дополнительно отметить, что электронные и интерактивные учебники, пособия и лекции не смогут заменить традиционные инструменты и формы обучения, обеспечивающие контакт преподавателя и студента, формирующие навыки ведения беседы, концентрации внимания, быстроты мышления и др.

В представленной статье мы отметили некоторые инновационные подходы к модернизации процесса обучения, основанные на опыте компьютеризации нашего вуза. И, несмотря на минусы этого процесса, не рассмотренные в данной статье, не применять персональные компьютеры в обучении, следуя только традиционным формам, сегодня уже просто нельзя.

  1. Токарева, С.В. Современное образование в контексте информационно-коммуникационных технологий / С.В. Токарева, А.В. Меркулова, Н.З. Алиева, Ю.А. Токарева // Успехи современного естествознания. – 2012. – №6. – С.168-169.

  2. Акентьева, В.А. Применение фундаментальных знаний при решении исследовательских задач / В.А. Акентьева, О.М. Аржанова, А.В. Меркулова, С.В. Токарева // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 6. – С.194-195.

Просмотров работы: 1392