От темпов и глубины развертывания НТР зависят объем знаний, способы его освоения, продолжительность обучения и многое другое.
Меняется и основная парадигма обучения. Главное - не усвоение определенного объема информации, а умение находить ее, работать с этой информацией. Образно говоря, ценится не тот специалист, который много знает - время энциклопедических умов ушло в прошлое, - а тот, который знает, где можно оперативно найти нужную информацию.
Так же новые технические средства создают условия для распространения научных, технических и культурно-художественных знаний, обогащения людей информационными и культурными ценностями.
Но приспособление человека к той среде, которую он приспособил к своей жизнедеятельности - весьма непростой процесс. Стремительное развитие техносферы опережает эволюционно сложившиеся адаптивные возможности человека. Затруднения в состыковке психофизиологического потенциала человека с требованиями современной техники и технологии зафиксированы повсеместно и теоретически и практически.
К негативным последствия НТР так же можно отнести возрастающий разрыв в уровне экономического и культурного развития между развитыми индустриальными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки; экологический кризис, порождаемый катастрофическим, по своим последствиям, вторжением человека в биосферу, сопровождающимся загрязнением окружающей природной среды - отходами промышленного и сельскохозяйственного производства; вытеснение большей части населения из активной сферы деятельности.
Так же одним из негативных факторов современной НТР является расслоение человечества. Человек существо социальное, он никогда ни оценивает абсолютных показателей, а все оценивает в сравнении. Расслоение происходит по нескольким признакам: имущественному, возрастному.
Принципиальное значение, впрочем, имеет не составление сколько-нибудь исчерпывающего списка проблем, а выявление их происхождения, характера и особенностей, а главное - поиски научно обоснованных и реалистичных в практическом отношении способов их решения. Именно с этим связан целый ряд общетеоретических, социально-философских и методологических вопросов их изучения, которые к настоящему времени сложились в последовательную концепцию проблем современности, опирающуюся на достижения современной науки и философии.
Из всего выше сказанного ясно, что НТР, какой бы эффективной она ни была, дает только базу для развития человека, а вот как он использует эту базу предсказать трудно или даже практически невозможно.
Таким образом, исследователям необходимо учитывать как положительные, так и отрицательные стороны влияния научно-технической, технологической и информационной революций.
Литература
1. Бучило, Н.Ф. Философия. Учебное пособие / Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков. - М.: Изд-во «Знание», 1998.
2. Кравченко, А.И. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко. - 4-е изд. - М.: Академический проект, 2002. - 508с.
3. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2000.