СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НТР КАК ПРОБЛЕМА СОЦИОЛОГИИ НАУКИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НТР КАК ПРОБЛЕМА СОЦИОЛОГИИ НАУКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Важнейшей проблемой социологии науки являются социальные последствия научно-технической, технологической, информационной революций. Основное направление можно обозначить таким образом: происходит постепенный переход от индустриальной ступени в развитии общества к постиндустриальной. Массовое использование информационных тех­нологий, новых источников энергии, материалов, биотехнологий изменяет общественное производство, всю сферу обслуживания. Достижения информационной революции: телефон, компьютер, факс, ксерокс - позволяют выполнять свою работу в домашнем кабинете.

От темпов и глубины развертывания НТР зависят объем знаний, способы его освое­ния, продолжительность обучения и многое другое.

Меняется и основная парадигма обучения. Главное - не усвоение определенного объ­ема информации, а умение находить ее, работать с этой информацией. Образно говоря, це­нится не тот специалист, который много знает - время энциклопедических умов ушло в про­шлое, - а тот, который знает, где можно оперативно найти нужную информацию.

Так же новые технические средства создают условия для распространения научных, технических и культурно-художественных знаний, обогащения людей информационными и культурными ценностями.

Но приспособление человека к той среде, которую он приспособил к своей жизнедея­тельности - весьма непростой процесс. Стремительное развитие техносферы опережает эво­люционно сложившиеся адаптивные возможности человека. Затруднения в состыковке психофизиологического потенциала человека с требованиями современной техники и техноло­гии зафиксированы повсеместно и теоретически и практически.

К негативным последствия НТР так же можно отнести возрастающий разрыв в уровне экономического и культурного развития между развитыми индустриальными странами За­пада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки; экологический кри­зис, порождаемый катастрофическим, по своим последствиям, вторжением человека в био­сферу, сопровождающимся загрязнением окружающей природной среды - отходами про­мышленного и сельскохозяйственного производства; вытеснение большей части населения из активной сферы деятельности.

Так же одним из негативных факторов современной НТР является расслоение челове­чества. Человек существо социальное, он никогда ни оценивает абсолютных показателей, а все оценивает в сравнении. Расслоение происходит по нескольким признакам: имущественному, возрастному.

Принципиальное значение, впрочем, имеет не составление сколько-нибудь исчерпы­вающего списка проблем, а выявление их происхождения, характера и особенностей, а глав­ное - поиски научно обоснованных и реалистичных в практическом отношении способов их решения. Именно с этим связан целый ряд общетеоретических, социально-философских и методологических вопросов их изучения, которые к настоящему времени сложились в по­следовательную концепцию проблем современности, опирающуюся на достижения совре­менной науки и философии.

Из всего выше сказанного ясно, что НТР, какой бы эффективной она ни была, дает только базу для развития человека, а вот как он использует эту базу предсказать трудно или даже практически невозможно.

Таким образом, исследователям необходимо учитывать как положительные, так и от­рицательные стороны влияния научно-технической, технологической и информационной ре­волюций.

Литература

1. Бучило, Н.Ф. Философия. Учебное пособие / Н.Ф. Бучило, А.Н. Чу­маков. - М.: Изд-во «Знание», 1998.

2. Кравченко, А.И. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко. - 4-е изд. - М.: Акаде­мический проект, 2002. - 508с.

3. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2000.

Просмотров работы: 5677