Диалог в науке перерастает в диалог мировоззрений. В настоящее время существует точка зрения на науку как утратившую те глобальные позиции, которые она занимала последние 300 лет, вплоть до высказываний о «смерти» науки. Главное упущение науки сторонники этих взглядов видят в утрате наукой своего фундаментального значения «в качестве основы мировоззрения, регулирующей, нормативной инстанции при решении основных исторических, культурных, идеологических, гносеологических, философских и социальных вопросов» [1]. Можно согласиться с данными взглядами, основываясь только на современном положении дел. Но взгляд в глубину проблемы, понимание переходного состояния современной цивилизации, общества и его институций приводит к радикальному изменению видения мира. Переход современной науки к постнеклассической стадии развития создает предпосылки для создания нового мировидения, нового мировоззрения и формирования единой научной картины мира на основе диалога.
В течение последних 300 лет представление человека о мире и о его месте в мире основывалось на классической науке и философии рационализма. Под воздействием же новых открытий терпит кризис мировоззренческий субъективизм. Связанный с ним системный подход становится «жестким мировоззренческим корсетом», который стягивает науку и тормозит человеческое познание. Современным реалиям мира соответствует новый мировоззренческий подход, в котором мир называют открытым, нелинейным, сложным, а познающее его мышление нелинейным, сложным и диалоговым. Конституирующим принципом этого мира является исходная его синергия, а также синергия мира и человека в его стремлении познать мир через диалог.
Новые предпосылки создания нового миропонимания и нового мировидения мы видим в становлении в современной науке концепций самоорганизации и концепций диалога, которые вместе могут стать концептуальными основаниями становящейся науки. Современная наука имеет в своем арсенале теории, которые позволяют связать развитие систем разной природы с их самоорганизацией. К ним относятся нелинейные теории, а также теория сложности. Одной их них является теория самоорганизации или синергетика, которая возникла на перекрестке этих двух идей.
В то же время в науке произошел парадигмальный сдвиг, «переход от объективистской науки к эпистемической (диалогической), от истины как слепка с объекта – к истине как способу взаимодействия с объектом, от структуры – к процессу, от господства и контроля над природой – к ненасилию» [2]. Поэтому парадигмами современности можно назвать парадигму нелинейности и парадигму диалога.
Парадигма диалога претерпевает изменения в соответствии с современной поснеклассической наукой, способной формировать нового человека с диалогическим мировоззрением, в котором происходит коллективное, синергийное взаимодействие и диалог всех мировоззрений: классического, неклассического и постнеклассического. Только диалогическая наука и образование может сформировать ноосферную личность, мыслящую в планетарных, глобальных и вселенских категориях, способную осознанно принять вызовы современного кризисного мира и достойно на них ответить. Такая наука и образование требует междисциплинарный подход к созданию единой научной базы и самоорганизующейся системы знаний с диалогическим взаимодействием дисциплин, позволяющее формировать не только нового специалиста, но и нового человека.
Современная динамика мировых процессов и масштабность синергетического взаимодействия различных мировых систем открыли очевидность того, что существующее представление о конфигурации субъектов и объектов, как и сама структура взаимодействия, устарели и не устраивают многих.
Литература:
1. Дугин А.Г. Эволюция парадигмальных оснований науки / А. Дугин. – М.: Арктогея, 2002.
2. Черникова И.В. Современная наука и научное познание в зеркале философской рефлексии. Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №6. 2004. – С. 94-103.