СОЦИАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОЦИАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социальные организации и социальные движения - каналы, с помощью которых в современном мире приводится в движение рефлексивное ус­воение знания о социальной жизни. Социальные организации систематически аккумулируют и хранят социальную информацию, создавая, таким образом, стабильность условий для со­циального воспроизводства. Социальные движения обладают более подвижным характером и более мощным преобразующим потенциалом, так как они противостоят сложившемуся по­ложению вещей и специфическим образом сопряжены с реализацией новых социальных проектов. Если социальные движения и не всегда оказываются предвестниками провозгла­шаемого ими будущего, то они, в любом случае, привносят элемент беспокойства в настоя­щее. Следовательно, социальные движения - это не только источник напряжения и социальных перемен, которые должны анализировать социологи; они спо­собны указать на те особенности и скрытые возможности данного институционального по­рядка, которые не были известны прежде. Различные социальные движения, в особенности рабочее, политическое и религиозное, традиционно играли заметную роль в социологиче­ском дискурсе. Но один из мощнейших стимулов нынешней социологической рефлексии со­ставляют социальные движения, которые не обязательно имеют новейшее происхождение и, тем не менее, крайне важны в текущий период истории, это - экологическое движение, женское движение и движение за мир.

Экологическое движение и движение за мир привлекают внимание к таким из­мерениям современности, которые, по всей видимости, так и не получили должного освеще­ния в социологии. Дебаты по поводу капитализма и индустриализма как главных факторов формирования современности до недавнего времени не касались проблемы разрушительных последствий для среды, которые могут повлечь за собой современные системы производства. Поставленные перед необходимостью изучить степень распространения этих губительных результатов, социологи открывают для себя сегодня целый спектр профессионально инте­ресных вопросов. В тот момент, когда нужно решить, могут ли вообще далее существо­вать те способы социального и экономического развития, которые функционируют уже бо­лее двух столетий, - необходимо подвергнуть по­вторному рассмотрению ныне действующие социальные институты. Так, социологические объяснения труда и безработицы испытали на себе чрезмерное влияние принятых экономи­ческих дефиниций. Последние же не признают никаких форм неоплачиваемого труда или способов организации труда оплачиваемого, помимо тех, что подразумевают полную заня­тость. Экологические движения помогли почувствовать все разнообразие нюансов в от­ношениях человека и природы, которое в противном случае так и осталось бы незамечен­ным.

Движение за мир - это оборотная сторона процесса индустриализации войны. Делая достоянием общественного сознания потенциальные опустошительные последствия гонки вооружений, оно способствует ясному пониманию того факта, что социологи не могут далее игнорировать проблему военной власти как одного из параметров современности. Движение за мир сегодня существенно влияет как на природу военной власти, так и на характер ее рас­пределения, поэтому оно само по себе составляет достойный объект социологического ана­лиза. Насколько это движение способно достичь своих ограниченных или более грандиозных целей; в какой мере сохранение "мира" в обозримом будущем будет зависеть от стабильного баланса развертывания вооруженных сил сверхдержавами - эти вопросы не могут не быть интересны для социолога. Еще менее вероятно, что их не заинтересует тема, которая явля­ется первостепенной с точки зрения нашего будущего: сможет ли человечество пережить та­кой период своей истории, когда оно, по-видимому, станет свидетелем дальнейшей эскала­ции гонки вооружений?

Несмотря на то, что вопросы, которые акцентирует женское движение, имеют не столь драматические последствия, переосмысление, которого оно требует от социальных наук, не менее глубоко. Истоки господства мужчины над женщиной, разумеется, не следует искать в современности, хотя существуют специфически современные формы выражения этого гос­подства. Поскольку половая асимметрия власти так глубоко укоренилась исторически и во всех культурах, то попытки ее уничтожения неизбежно должны вызвать яростное сопротив­ление.

Проведенный анализ вовсе не имеет целью доказать, что другие типы социальных движений уже не представляют интерес. Социальные движения - это способ выражения концентрирован­ного конфликта, и, как совершенно очевидно для всех, традиционные "места дислокации" конфликтов не исчезли. Даже самым ярым сторонникам марксизма стало ясно, что рабочее движение не будет играть той всемирно исторической роли, которую приписывал ему Маркс. Но при этом нельзя отрицать, что рабочее движение значительно изменило прежние типы капиталистического развития, и что производственный конфликт, по всей вероятности, но­сит в индустриально развитых странах более или менее хронический характер. Вопреки мне­нию некоторых исследователей, нет уверенности в том, что на смену рабочему движению как опреде­ленному типу структурированных методов борьбы постепенно приходят "новые" формы со­циальных движений. Более того, те их типы, которые как будто считаются "традицион­ными", могут дать пищу социологическому уму. Примером может послужить факт "ислам­ской революции", который оказался совершенно неожиданным для нашей дисциплины, где доминирует идея секуляризации.

Литература
  1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / В.М. Вебер. Избранные произведения. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. – 272 с.

  2. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2000.

  3. Фролов С.С. Социология: Учебник для студ. вузов / С.С. Фролов. - 3-е изд., доп. - М.: Гардарики, 2003. – 343 с.

Просмотров работы: 1322