Экологическое движение и движение за мир привлекают внимание к таким измерениям современности, которые, по всей видимости, так и не получили должного освещения в социологии. Дебаты по поводу капитализма и индустриализма как главных факторов формирования современности до недавнего времени не касались проблемы разрушительных последствий для среды, которые могут повлечь за собой современные системы производства. Поставленные перед необходимостью изучить степень распространения этих губительных результатов, социологи открывают для себя сегодня целый спектр профессионально интересных вопросов. В тот момент, когда нужно решить, могут ли вообще далее существовать те способы социального и экономического развития, которые функционируют уже более двух столетий, - необходимо подвергнуть повторному рассмотрению ныне действующие социальные институты. Так, социологические объяснения труда и безработицы испытали на себе чрезмерное влияние принятых экономических дефиниций. Последние же не признают никаких форм неоплачиваемого труда или способов организации труда оплачиваемого, помимо тех, что подразумевают полную занятость. Экологические движения помогли почувствовать все разнообразие нюансов в отношениях человека и природы, которое в противном случае так и осталось бы незамеченным.
Движение за мир - это оборотная сторона процесса индустриализации войны. Делая достоянием общественного сознания потенциальные опустошительные последствия гонки вооружений, оно способствует ясному пониманию того факта, что социологи не могут далее игнорировать проблему военной власти как одного из параметров современности. Движение за мир сегодня существенно влияет как на природу военной власти, так и на характер ее распределения, поэтому оно само по себе составляет достойный объект социологического анализа. Насколько это движение способно достичь своих ограниченных или более грандиозных целей; в какой мере сохранение "мира" в обозримом будущем будет зависеть от стабильного баланса развертывания вооруженных сил сверхдержавами - эти вопросы не могут не быть интересны для социолога. Еще менее вероятно, что их не заинтересует тема, которая является первостепенной с точки зрения нашего будущего: сможет ли человечество пережить такой период своей истории, когда оно, по-видимому, станет свидетелем дальнейшей эскалации гонки вооружений?
Несмотря на то, что вопросы, которые акцентирует женское движение, имеют не столь драматические последствия, переосмысление, которого оно требует от социальных наук, не менее глубоко. Истоки господства мужчины над женщиной, разумеется, не следует искать в современности, хотя существуют специфически современные формы выражения этого господства. Поскольку половая асимметрия власти так глубоко укоренилась исторически и во всех культурах, то попытки ее уничтожения неизбежно должны вызвать яростное сопротивление.
Проведенный анализ вовсе не имеет целью доказать, что другие типы социальных движений уже не представляют интерес. Социальные движения - это способ выражения концентрированного конфликта, и, как совершенно очевидно для всех, традиционные "места дислокации" конфликтов не исчезли. Даже самым ярым сторонникам марксизма стало ясно, что рабочее движение не будет играть той всемирно исторической роли, которую приписывал ему Маркс. Но при этом нельзя отрицать, что рабочее движение значительно изменило прежние типы капиталистического развития, и что производственный конфликт, по всей вероятности, носит в индустриально развитых странах более или менее хронический характер. Вопреки мнению некоторых исследователей, нет уверенности в том, что на смену рабочему движению как определенному типу структурированных методов борьбы постепенно приходят "новые" формы социальных движений. Более того, те их типы, которые как будто считаются "традиционными", могут дать пищу социологическому уму. Примером может послужить факт "исламской революции", который оказался совершенно неожиданным для нашей дисциплины, где доминирует идея секуляризации.
ЛитератураВебер М. Протестантская этика и дух капитализма / В.М. Вебер. Избранные произведения. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. – 272 с.
Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2000.
Фролов С.С. Социология: Учебник для студ. вузов / С.С. Фролов. - 3-е изд., доп. - М.: Гардарики, 2003. – 343 с.