ОСОБЕННОСТИ СОЦИОЛОГИИ РЕЛИГИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ СОЦИОЛОГИИ РЕЛИГИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С середины прошлого века в социологии и религиоведении складывается и затем по­лучает большое развитие самостоятельное направление под названием “социология рели­гии”. Исследованию религии как социального института посвятили свои работы Э. Дюрк­гейм, М. Вебер и другие известные ученые и общественные деятели, в т.ч. К. Маркс.

Социология религии лежит на стыке двух областей знания: она является частью со­циологии и в то же время - одной из религиоведческих наук, таких как история религии или психология религии. Таким образом, чтобы представить социологию религии как научную дисциплину, необходимо рассмотреть ее в контексте социологического знания и в контексте других наук о религии, а в более широком плане - определить соотношение социологии и теологии.

Социология религии является частью социологии, одной из социологических дисцип­лин, которые используют выработанные социологией понятия и методы для анализа отдель­ных социальных феноменов, таких, как семья, политика, образование и т.д. Социолог имеет дело с религией как социальным феноменом, т.е. он изучает религию как доступное наблю­дению, эмпирическим методам исследования социальное поведение человека (индивидов и групп): как образуются и функционируют религиозные группы и институты, благодаря чему они сохраняются или перестают существовать, каковы отношения между религиозными группами, почему между ними возникают конфликты, что лежит в основе ритуальных дейст­вий и т.д. Для социолога религиозные верования интересны и важны не сами по себе. В от­личие от философа, например, для него существенное значение имеет не вопрос о том, ис­тинны они или ложны, а вопрос о том, как эти верования - наряду с религиозными органи­зациями - влияют на поведение людей. Проблема заключается в том, чтобы выявить моти­вацию человеческих действий. При этом не обязательно верования влияют на поведение: ин­дивид может стать членом религиозной группы и не зная тех верований, которых она при­держивается. Религиозные институты, учреждения, организации могут влиять на поведение помимо верований и даже идти вразрез с ними, стимулируя по тем или иным причинам дей­ствия, противоречащие официальному учению. Но это вовсе не отменяет того факта, что со­циальное действие есть действие осмысленное, т.е. в его основе лежат определенные соци­альные регуляторы - нормы, ценности, верования, ожидания и предпочтения индивидов и групп. Таким образом, религия как предмет социологического анализа есть совокупность структур, процессов, связанных с функционированием общества на разных уровнях, система регуляторов социальных связей, образцов поведения и т.д. - система структур и отношений по поводу религиозного феномена, на нем именно «завязанных». Поэтому одна из главных проблем социологии религии - проблема определения того, что относится к понятию «ре­лигия».

Центральная тема социологии религии - взаимодействие религии и общества. Со­циология концентрируется на социальном «измерении» религии, ее влиянии на социальное поведение.

Социология религии - эмпирическая наука, основывающаяся на фактах, т.е. тех мо­ментах социальной действительности, которые можно увидеть, строго зафиксировать и на­учно описать.

Социолог использует для анализа религии методы, выработанные и применяемые со­циологией в исследовании социальных явлений вообще: опрос и статистический анализ; на­блюдение и эксперимент; кросс-культурный сравнительный анализ; контент-анализ, анализ письменных источников, исторических документов.

Если религия - выражение экономического отчуждения, то с преодолением его (лик­видацией частной собственности на средства производства) устраняются условия, необходи­мые для существования религии, она исторически изживает себя. У Маркса религии противостоит идея самоосуществления человека. Критика ре­лигии завершается категорическим императивом, требующим ликвидации тех условий, ко­торые мешают человеку в полной мере реализовать себя.

Главная функция религии - функция смыслополагания, рационализация человече­ской деятельности. Поэтому религия обладает мощным потенциалом воздействия на челове­ческую деятельность, каким бы ни было ее направление.

Список литературы
  1. Вебер М. Наука как призвание и профессия / М. Вебер. Избранное. М, 1990.

  2. Гараджа В.И. Религия как предмет социологического анализа // Религия и обще­ство. Хрестоматия по социологии религии. Под ред. В.И. Гараджа. М., 1994.

  3. Дюркгейм Э. Курс социальной науки / Э. Дюркгейм. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

Просмотров работы: 1874