ГЕНЕРАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ИДЕЙ КАК «ПОЛЕТ МЫСЛИ» (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА Р. Е. АЛЕКСЕЕВА) - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ГЕНЕРАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ИДЕЙ КАК «ПОЛЕТ МЫСЛИ» (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА Р. Е. АЛЕКСЕЕВА)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Если идти от далеких времен до наших дней, то, очень многое, что мы сейчас видим вокруг себя изобрел человек. Но не все сотворенное человеком является предметами первой необходимости. Например, телефон, телевизор, компьютер, автомобиль и самолет. Благодаря разуму и природной изобретательности человек выбрался из тисков необходимости и почувствовал вкус к знаниям и деятельности, далеко выходящим за требования жестокой нужды. Список предметов, без которых уже нельзя представить нашу жизнь, можно продолжать очень долго. Все это – дело рук ученых и конструкторов, инженеров и техников, рационализаторов и изобретателей. Двигала и движет ими не только необходимость, но и, несомненно, творческий дух.

И.И. Лапшин – русский философ неокантианского направления, в книге «Философия изобретения и изобретение в философии» исследовал процесс рождения изобретения. Он отмечал: «ни нужда, ни борьба за существование, ни заманчивые перспективы практических выгод не могут создавать новые изобретения, но они могут быть значительным побочным импульсом для интенсивной, но свободной игры творческих сил в умах изобретателей [4]. Согласно И.И. Лапшину, «источником открытия является гипотеза, которая находит себе подтверждение в данных опыта, так сказать, раскрывает перед нами некоторую естественную законосообразную связь данных опыта» [4]. Термин изобретение необходимо употреблять в контексте расширенного смысла, «ибо в нем подчеркивается творческий активный момент человеческой мысли (изобретательность ума). В открытии более подчеркивается эмпирическая данность новых областей физического и духовного мира. Нельзя сказать, что Колумб изобрел Америку или Вебер изобрел известный психофизический закон, как нельзя сказать, что Аристотель открыл силлогизм; поскольку речь идет о результате творческой работы…» [4].

Открытие новой мысли или идеи является кульминацией творчества. Естественно, что новые идеи приходят не каждому, а только подготовленному и заинтересованному уму. Однако история научных открытий и изобретений свидетельствуют, что одних научных и технических знаний и правильных установок еще не достаточно, чтобы выработать новые идеи. Все попытки свести творчество к точной методологии, которую может применить любой, до сих пор терпят неудачу. Творчество невозможно свести к чисто логической процедуре, а это значит, что проблемы творчества должны быть исключены из логики. И все же глубокое изучение творчества подсказывает, что его различные виды имеют много общего, протекая по сходной схеме; имеется ряд общих технических приемов творчества. Знание того, что представляет творческое мышление, как оно действует, дает возможность развивать его с помощью специальных тренировок, организованных совершенно сознательно, а самое главное достаточно эффективно управлять творческой деятельностью. Так что было бы не рационально исключать проблемы творчества из проблем методологии науки и относить их только к психологии творчества. Попробуем проследить это, погрузившись в творческую лабораторию одного из гениев инженерной мысли, имя которого носит Нижегородский Государственный Технический Университет – Ростислав Евгеньевич Алексеев. Творческий и жизненный путь гениального ученого и изобретателя демонстрируют нам, будущим инженерам, преданность любимому делу, несмотря на обстоятельства и испытания.

Ростислав Евгеньевич Алексеев – кораблестроитель, создатель судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов. Конструировать и изобретать он начал с самого детства. У родителей Ростислава было четверо детей – две дочери и два сына. Детей Алексеевы воспитывали по тем временам очень необычно: детям ничего не запрещали, не оказывали на них никакого давления. Как-то Ростислав с братом «спроектировали» лодку-плоскодонку. Но когда они спустили ее на воду, она тут же перевернулась, и мальчишки оказались в воде. Евгений Кузьмич, отец Ростислава Алексеева, вместо того чтобы отругать детей и запретить им такие опасные игры, отвел ребят к знакомому рыбаку и попросил его, чтобы тот помог ребятам сконструировать «правильную» лодку, а заодно научил бы ею управлять. Действительно, свобода и творчество – неразделимые понятия. Территория свободы – это территория, где могут реализовываться любые творческие порывы личности, если ей не подрезают крылья; даже если это только первая самостоятельная «проба» изобретательства.

В 1933 году семья Алексеевых переехала в Горький, где Ростислав поступил учиться в Горьковский вечерний рабфак, одновременно подрабатывая чертежником и художником в различных учреждениях. В 1935 году Алексеев поступил в Горьковский индустриальный институт имени Жданова на кораблестроительный факультет. Поступив в институт, Алексеев успевал параллельно учиться в художественном училище. В возрасте 24 лет Ростислав Алексеев вернулся в Горький, женился. Случилось это за две недели до войны – 6 июня 1941 года. Своего жилья у молодого человека не было, и они с женой поселились у тещи, в доме на улице Ульянова. 1 октября 1941 года Ростислав защитил диплом по теме «Глиссер на подводных крыльях» и новоиспеченный инженер-кораблестроитель начал работать на заводе «Красное Сормово» в должности контрольного мастера выпуска танков. Появились и первые рацпредложения – спецустройство для воспламенения бутылок с зажигательной смесью и реактивно-интекционный двигатель для скоростных торпедных катеров.

Уже в 1942 году зарождается его Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях в старом сарае и с тремя помощниками. В 1943 году в заводской гавани был спущен на воду первый образец судна на подводных крыльях «А-4». А в 1948 году в Севастополе прошли испытания торпедного катера «123-БИС». В 1951 году Алексеева удостоили государственной премии. На вечеринку друзья принесли торт с надписью «Слава Славе!» и коробку, в которой якобы находится самый точный измерительный прибор. Это был кот по кличке «Атом». В ЦКБ было принято на судно первым запускать кота и конструкторы считали, что он ложится на то место, где есть недоработки.

Дочь Ростислава Алексеевича рассказывала, что руками он мог сделать практически все. Наверное, это потому, что у деда Евгения Кузьмича для детей была организована мастерская, и мальчишки пропадали там целыми днями. Ростиславу не было еще и шести лет, когда юный конструктор смастерил паровоз и машинку. А потом, еще до поступления в институт, он работал слесарем на радиомонтажном заводе в Нижнем Тагиле. Ростислав Евгеньевич не требовал, чтобы домашние создавали ему какую-то особую атмосферу. Когда он работал, они продолжали жить своей жизнью. Для человека, одержимого любимым делом, нет препятствий и сложностей, особенно если всецело охвачен идеей, ждущей своего воплощения.

Всю жизнь Алексеев соблюдал распорядок дня: ложился не позднее 23.00 и вставал около 5-5.30. Он любил красивые вещи и вкусную еду. «Как у конструктора, художника у него был хороший вкус, – рассказывала дочь Ростислава Евгеньевича. – Он тонко чувствовал, куда что надеть. Любимым стилем у него был элегантно-спортивный». С 1958 года началась история нового класса судов – «Метеоров», которые обладали большей мореходностью, чем «Ракета», что создавало условия для использования их на озерах и для плавания вдоль морского побережья. Первый «Метеор» – на 130 человек – был спущен на воду в октябре 1959 года.

В ЦКБ-19 так же были созданы катера «Волга», «Комета», «Спутник», «Буревестник» и «Восход». Все эти скоростные суда на подводных крыльях выпускались серийно. Алексеев часто говорил, что критерием истинности для инженера является серийное производство его изделия. Ежегодно появлялся новый проект. В 1961 году десять сотрудников во главе с Алексеевым получили Ленинскую премию за создание нового транспортного средства. Так за восемь лет с 1956 года был создан скоростной флот России.

Первые идеи использования экранного эффекта пришли к Алексееву в конце 50-х годов. В его ранних проектах судов на подводных крыльях уже проявлялись черты экранопланов. Причина обращения Алексеева к экранному полету проста. Главный показатель экономичности судов на подводных крыльях – скорость. Но для дальнейшего повышения скорости нужно было решить проблему кавитации подводных крыльев. Но Алексеева не устраивал прирост скорости в 10-15 км, и он все свои силы сосредоточил на экранопланах. С 1961 года почти каждый год им создавалось по пилотируемой модели, а то и по две: СМ-2, СМ-3, СМ-2П7, СМ-4, учебно-тренировочный экраноплан УТ, СМ-5, СМ-6, СМ-8. Поскольку идея строительства экранопланов вызывала недоумение «в верхах», у Алексеева появились злопыхатели. В результате в 1965 году Ростислава Алексеева сняли с поста главного конструктора. Его назначили главным конструктором направления экранопланов, и 22 июня 1966 года экраноплан КМ, самый крупноразмерный для своего времени летательный аппарат на земле, был спущен на воду. Когда американские разведывательные спутники обнаружили на Каспийском море корабль неизвестной конструкции, анализ фотоснимков показал, что он, подобно самолету, движется с большой скоростью, между тем полет его проходит над самой водой. В Пентагоне и НАСА посчитали, что это техническая авантюра. Лишь немногие эксперты сказали, что Советы создали новый и очень эффективный вид вооружения – экранопланы. Неизвестный летательный аппарат получил у американской стороны прозвище «Каспийский монстр».

В 1974 году при испытании на Каспии произошла авария. Комиссия принимала «Орленка». И вот во время переходного режима кормовую часть экраноплана как бы присосало к воде, и когда аппарат сорвался с места, «хвост» отвалился. Алексеев тут же сел на место пилота и врубил двигатели на полную мощность и таким образом создал воздушную подушку под крыльями. На этой подушке он и вернулся на базу. Если бы он так быстро не сориентировался в ситуации, экраноплан мог бы нахлебаться воды и затонуть. Авиационщики говорили, что у них за такие вещи дают Героя. Но Алексееву эта смелая выходка обошлась снятием с должности: летом 1975 года Ростислава Евгеньевича перевели в рядовые конструкторы. Алексеев держался так, будто ничего не происходит. Многих раздражало то достоинство, с каким он держался. Некоторые перестали с ним здороваться, а вчерашние «друзья» говорили: «Ну, теперь, когда не будет Алексеева, мы такое спроектируем!» Но время шло, а гениальными идеями никто не фонтанировал. И тогда те же люди заговорили по-другому: «А что вы от нас хотите? Алексеев гений, а мы кто? Простые смертные...». В эти годы конструктор искал отвлечения в природе. В одиночестве подолгу гулял по лесу, собирал грибы. Самым страшным для него было то, что мозг неожиданно перестал генерировать новые идеи, наступил так называемый творческий кризис. Тогда он уединился на базе в Чкаловске и вновь стал заниматься живописью. И вдохновение в скором времени к нему вернулось. Алексеев стал развивать идею экраноплана второго поколения. Но при испытании модели нового пассажирского экраноплана, который должен был быть завершен к Московской Олимпиаде-80, Ростислав Алексеев надорвался при спуске на воду. Сначала 63-летний конструктор не ощутил никаких признаков неблагополучия, поехал после испытаний в ЦКБ, и целый день отработал. А вечером пожаловался домашним на боль в боку. Алексеева тут же положили в больницу №3 на Верхне-Волжской набережной. Знаменитого конструктора не стало 9 февраля 1980 года.

Каков был размах работы Алексеева, можно судить по количеству моделей экранопланов, созданных Ростиславом Евгеньевичем. На складе-ангаре площадью в 350 квадратных метров на специальных металлических стеллажах по обе стороны от прохода в три-четыре ряда высотой размещались аэродинамические и буксируемые модели экранопланов самой разной конфигурации. Это был музей идей в 250-ти моделях. Получается, что в течение 15 лет в среднем в год проектировалось, строилось и испытывалось около 15-20 моделей, не считая самоходных пилотируемых.

Ростислав Алексеев не узнал – какая судьба ждала его творения. Министр обороны СССР приказом от 12 октября 1984 года распорядился принять экранопланы на вооружение. Предполагалось построить два десятка аппаратов типа «Орленок» и создать новое десантное соединение на Балтийском море. Завершить эту программу предполагалось до середины 90-х годов, но этого не случилось. Лишь четыре готовых экраноплана так и остались на Каспии в составе 11-й отдельной авиагруппы. Соратникам создателя советских экранопланов удалось разработать и изготовить в 1985 году боевой экраноплан «Лунь», оснащенный шестью противокорабельными самонаводящимися ракетами «Москит». Однако в серию он так и не пошел, но в 2002 году был поставлен на вооружение после длительной консервации. Американский конструктор экранопланов Стивен Хукер сказал: «Они опередили нас на 30 лет!». Что может быть выше оценки коллеги-профессионала, живущего за океаном.

Интерес к проблеме авторства, индивидуальной принадлежности научного открытия предопределен глобальной гуманистической тенденцией, рассматриваемой в философии науки. Ценность научного открытия в современном мире определяется мерой его полезности и эффективности для достижения материального благополучия. По мнению М. Полани, стремление к обезличенности в науке, основанное на приоритете в общественном сознании ценностей материального порядка, стало угрозой для самой науки.

Возвращение внимания к роли личности в становлении научного знания призвано восстановить самостоятельное значение науки как духовного и культурного института, а также закрепить в общественном сознании ориентацию на безусловную ценность личности. Таким образом, интерес к изучению индивидуальности ученого вписывается в более широкий социально-философский контекст феномена неповторимого, невосстановимого, но тесно связанного с окружающим миром и влияющего на него. Любое уникальное явление относится по тем или иным своим признакам к известному классу сущностей и тем самым противопоставление уникального и типического является методологически неверным. В то же время, приуменьшение значения уникального, неповторимого – может привести как к затруднениям в объяснении мира, так и к потере неоценимого опыта. Отсюда закономерен интерес к изучению биографий выдающихся ученых и инженеров с целью проникновения в тайны их успеха – через созданные творцами технической мысли – изобретения, репрезентирующие полет творческой мысли Духа человеческого. Собственно, эту цель и преследовал автор, посвятив свою небольшую работу осмыслению инженерного творчества через изучение некоторых фактов биографии и профессиональной деятельности Ростислава Евгеньевича Алексеева, имя которого носит Нижегородский Государственный Университет.

Литература

1. Биография Ростислава Евгеньевича Алексеева http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=214

2. Документальный фильм «Сожженные крылья. Предать конструктора»

3. Биография Р.Е. Алексеева http://letopisi.ru/

4. Лапшин, И.И. Философия изобретения и изобретение в философии/И.И.Лапшин. – М.: Республика, 1999.

5. Полани, М. Личностное знание. На пути к посткритической философии; Под ред. В. А. Лекторского, В. А. Аршинова; пер. с англ. М. Б. Гнедовского, Н. М. Смирновой, Б. А. Старостина/М.Полани. – М., 1995.

6. Научное творчество http://revolution.allbest.ru/philosophy/00205253_0.html

7. Галустов, А.Р. Научное творчество и организация НИРС в вузе: Курс лекций/А.Р. Галустов, В.С. Глухов. – Армавир: АГПА, 2011.

Просмотров работы: 1765