КОММУНИКАТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОНФЕРЕНЦИИ МАГИСТРОВ КАК СПЕЦИАЛЬНОГО СОБЫТИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

КОММУНИКАТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОНФЕРЕНЦИИ МАГИСТРОВ КАК СПЕЦИАЛЬНОГО СОБЫТИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Потоковая конференция магистров по курсу «Философия и методология науки», будучи итоговым событием в процессе освоения этой дисциплины, – как интерактивная образовательная форма, как определенное событие – должна быть не только проанализирована с точки зрения методологических оснований, касающихся процесса ее организации на всех этапах – от зарождения идеи, ее реализации, подведения итогов, но кроме этого, и пожалуй, это самое главное – ее сценарий должен быть сконструирован с учетом тенденций современной методологии науки, особенно ее прикладных аспектов. Название дисциплины, как и ее сущностная «изюминка» обязывают. Таким методологическим фундаментом сегодня является коммуникативистика, модное теоретическое направление, положения которой представлены в курсе «Основы теории коммуникации». Именно данный курс, читаемый автором на протяжении десятилетия для PR-специалистов, позволил с теоретико-методологических позиций подходить к организации компетентностно-активных форм в современной системе образования, спрос на которые сегодня неуклонно растет.

Понятия «компетенция» и «инновация», будучи категориальным стержнем компетентностного подхода, определяющего смысловое поле всей деятельности высшей школы, становятся концептуальными лидерами, формирующими контекст современного вузовского образования. В данном контексте актуализируется исследование коммуникативной эффективности потоковой конференции как специального события, в ходе которого в процессе научных коммуникаций происходит формирование профессионально зрелой личности. Именно в данной образовательной форме совпадает личностное и профессиональное в деятельности магистра.

Практика преподавания курса «Философия и методология науки» для магистров первого года выявила эффективность этой образовательной формы, проверенной самой жизнью. В частности, в этой статье обобщается опыт проведенных автором двух конференций – 2011 года и научно-практической конференции 2012 года на потоке ИРИТ/АМИ/ФМВТ/ИФХФ (140 чел.). Последняя конференция на тему: «Философско-методологические проблемы современной науки» проходила 22 декабря 2012 года; место проведения – аудитория 1313 (малый актовый зал); время – с 7.30. до 11.20. Собственно, весь непосредственный процесс ее подготовки, охватываемый период с середины сентября до конца декабря 2012 года, – и есть та «невидимая территория» ментального пространства, материал которой предстоит обобщить, подвергнув рефлексивному анализу. Все это и послужило инициацией для написания данной статьи, цель которой – выявление кумулятивного эффекта используемых в рамках конференции средств.

Опыт проведения специальных событий в системе образования с привлечением PR-инструментария позволяет сделать вывод о том, что проектная «нагруженность» любой образовательной формы, есть то условие, выполнение которого есть репрезентант признания инновационности формы, а также залог ее успеха. Отметим попутно, что среди такого рода событий в педагогической практике автора были и более сложные образовательные формы, например, «Дебаты» по атомной энергетике, имеющие пятилетнюю историю проведения и отмеченные неоднократно грамотами российских конкурсов, «Моя страна - моя Россия» (2006 г.), например, а также другие проекты в рамках направления PR-науки. В частности, проект под названием «Театр науки», ставший лауреатом конкурса «Хрустальный апельсин» (2008.) – тоже проект из этого же ряда. Обобщение проделанной работы позволило сделать уверенный вывод: проектная направленность любой образовательной формы, конференции в том числе, есть залог ее инновационности и востребованности.

Наше исследование инновационного содержания в образовательных формах, сталкивается с проблемой выделения критериев, ибо обозначенный выше маркер – наличие проектной составляющейв рассматриваемой образовательной форме – актуализирует рассмотрение этапов осуществления проекта по подготовке конференции. Это предполагает выделение критериев эффективности каждого этапа, которые не всегда можно замерить в силу сложности их выделения, сопряженного их взаимодействия, случайных факторов и т.д.

Итак, именно проектная направленность потоковой итоговой конференции, суть которой в исследовании феномена конференции с последующим замером ее эффективности, – позволяет говорить о ее инновационном потенциале. Ядро этой инновационности – в интерактивности конференциине только как события обсуждения докладов (это кульминация), но и каждого ее этапа – от начала подготовки до ее окончательного завершения, не совпадающего со временем проведения конференции. Так как событие, обычно являющееся итогом и представляющееся кульминацией конференции, еще не есть ее окончание. Ее завершением являются представленные после конференции отчеты каждого участника. Они включают: а) оценку каждого доклада по 50-бальной шкале с соответствующей аннотацией; б) оценивание предполагает разбивку по параметрам – содержание доклада, подачу материала докладчиком; в) наличие наглядных материалов, репрезентирующих и дополняющих основные смыслы темы, включая медиапрезентацию; в) подготовку эссе или тезисов по наиболее понравившейся теме; г) доработку перспективных тезисов для конференций; д) индивидуальную работу с авторами по доработке тезисов к конференциям, «Будущее технической науки», например; е) обсуждение прошедшего выступления после конференции и тезисов как результата совместной работы магистра и преподавателя; ж) иногда обсуждение проблем творчества вообще, научного, в частности. Итак, как видим, подготовка к конференции – это длительный процесс, не заканчивающийся событием слушания и обсуждения докладов. В идеале этот процесс длится весь учебный год, принося свои плоды. Но это в идеале. В частности, анализируемая конференция завершилась подготовкой портфеля руководителя для отправки материалов Москву, в Академию Естествознания, на «Студенческий Форум» 2013.

Конференция 24 декабря 2011 года на тему «Современная технонаука: проблемы и перспективы» на потоке ФМВТ/АМИ/ИПТМ (110 человек) – продемонстрировала целесообразность данного мероприятия, результативность которого нашла выражение в следующих показателях: а) отчетах с конференции, подготовленных участниками (85 % присутствующих); б) количестве публикаций в различные сборники; («Будущее технической науки» – 8 штук; участие в on-line конференции (Набережные Челны) – 2 шт.; участие в молодежной научно-практической конференции на тему «Молодежь города – город – молодежи» (г. Дзержинск) – 4 шт. в) конструктивно-результативной процедуре экзамена по курсу. Как уже отмечалось, показателем эффективности научной студенческой конференции, как собственно и любой интерактивной формы, является совместная деятельность магистра и преподавателя, в нашем случае выражающаяся в совместных публикациях, подготовленных как некий заключительный аккорд.

Конференция 24.12.11. включила обсуждение семи докладов, по сравнению с 13 докладами нынешней конференции, подготовленных магистрами по собственному выбору на основе обсуждаемых тем на семинарах. Главное условие – желание докладчика и самостоятельность в выборе приблизительной формулировки темы, которая потом, по мере написания, корректируется с руководителем. Темы – «Институционализация науки», «Имеет ли смысл наука ради науки?», «Применение модели Т.Куна к современной технонауке (на примере научно-исследовательской компании IBM»), «Женщина-инженер: проблемы гендерной дискриминации» – стали лидерами. Эти четыре доклады стали лучшими на прошлогодней декабрьской конференции, что сопровождалось их доведением до публикации в сборнике «Будущее технической науки» за 2012 год, а также в указанных выше конференциях в г. Дзержинске и Набережных Челнах. Остальные три доклада, сделанные по темам: «Компьютерная революция, или может ли машина мыслить», «Эволюция системного подхода», «Нелинейность как основа синергетической парадигмы» – оказались аутсайдерами по итогам голосования. Но это не означает, что они были слабыми. Просто они вписывались в учебную программу, отчасти повторяя ее, не выходя на новый уровень, уровень постановки проблем или осмысления новых достижений науки и техники. Отсюда следует, каким должен быть доклад, начинающийся с формулировки темы, подбора литературы и начального этапа ее осмысления.

Первое и основное требование к магистерскому докладу – обозначенная проблема в формулировке темы. Именно проблема, организующая материал, представленный позднее в тезисах, объясняет интерес и самого автора, и слушателей. Умение ставит проблему и последовательно идти к ее решению – это необходимый навык, овладение которым дает свободу «передвижения» в пространстве науки.

Второе условие – работа с правильно подобранной литературой, представленной в списке используемых источников и цитируемой автором. Далее – умение лаконично, ясно и свободно передать основное содержание доклада, опираясь на презентацию как наглядное дополнение к основному тексту. Это оттачивается постепенно, от небольших выступлений-комментариев на семинарском занятии до докладов, сделанных на потоковых конференциях, заседаниях секций научно-практических конференций. Но практика показывает, что навыки научной коммуникации тогда успешно закрепляются, когда прошедшее выступление анализируется, с учетом позитивных и негативных моментов, а также психологических сложностей, возникших во время выступления. Это обязательный момент, особенно на данном этапе. Не секрет, что для магистров технических факультетов многие «тайны» публичного выступления открываются впервые: они просто не центрировались на этом. Кстати, рейтинг докладов с оценкой баллов за выступление и содержание доклада по отдельности выявил следующие моменты. Во-первых, совпадение высоких баллов по этим показателям у одних и тех же докладчиков, т.е. умение логически построить материал выступления предопределяло и тактику докладчика относительно форм подачи материала. В частности, те, кто оценивал, выделили у лидеров-докладчиков такие качества, как владение свободной речью, умение приводить убедительную аргументацию, использовать метафоры как когнитивный механизм, элементы интерактива, оживляющие интерес слушателей и способствующие организации дискуссии. Во-вторых, необходимость оценки чужого выступления инициировала рефлексию слушателей относительно собственных возможностей публичного выступления, что побудило участников задать вопросы. Вообще, надо отметить высокую активность участников конференции, после некоторых докладов дискуссии были оживленными, например, после докладов: «Женщина-инженер: проблемы гендерной дискриминации» и «Имеет ли смысл наука ради науки?». Действительно, эмоциональная составляющая – это немаловажный фактор «включения» мотивации к изменению роли от пассивного наблюдателя к активному участнику дискуссии.

Другая составляющая успеха кроется в умении перевести текст доклада объемом от 19 до 25 страниц в тезисы объемом в одну страницу. Этот перевод из одной формы в другую является результативным, так как учит работать с информацией, доводить до понимания ее суть, оттачивая стиль подачи материала, используя категориальный аппарат, позволяющий обобщить материал, организуя его согласно смысловому стержню избранной магистром темы. Это соответствует одной из общекультурных компетенций, формируемых в ходе изучения дисциплины: овладение навыками формирования и аргументации собственных суждений и научной позиции. В целом изучение дисциплины «Философия и методология науки» направлено на формирование таких элементов компетенций, как: а) способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; б) самостоятельно приобретать новые знания и умения, в том числе в областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности. Научно-практические конференции в большей мере, чем другие учебно-образовательные формы, «работают» на это, что и было обнаружено в ходе практики проведения конференции, итоги которой были отслежены в январе на экзамене по курсу «Философия и методология науки».

Проведенные в 2011 году научно-практическая конференция по теме «Современная технонаука: проблемы и перспективы» на потоке М11ФМВТ/АМИ/ИПТМ (110 человек), а также круглый стол у магистров группы М11-ПЭ по теме: «Основные этапы развития электроники» в рамках дисциплины «История и методология науки и техники в области электроники» – стали своеобразной экспериментальной «лабораторией» исследования самой образовательной формы конференции, анализа ее эффективности и условий, при которых эта форма приносит максимальный успех. Устранение недостатков прошедшей конференции позволило грамотно организовать подготовку декабрьской конференции 2012 года.

Учет уроков прошлогодней конференции привел к необходимости внедрения в жизнь первого правила:«Самоорганизация – залог успеха». Важно проводить это правило с подготовительного этапа конференции, организовав правильно информационное сопровождение события. Общая тема конференции является результатом конвенционального выбора остро обсуждаемых проблем на занятиях.

Формулировка темы корректируется, многое зависит от качества дискуссий на семинарах, позиции лидеров; самопроизвольно формируется некое организационное ядро конференции. Главное, чтобы этот процесс шел естественным образом, не нарушая закономерностей самоорганизации. Выбор такого хода оправдан жизнью. Вокруг этого самопроизвольно сложившегося ядра интеллектуальных лидеров, являющихся лидерами общественного мнения, говоря языком коммуникативистики, – начинается невидимая работа в направлении к конференции, которая к декабрю представляет уже хорошо организованный процесс по подготовке этого события.

Магистры начинают самоопределяться, примеряя роли докладчиков, слушателей, содокладчиков, технических помощников. К началу декабря проясняется количество докладов, которое будет доведено до конечной стадии готовности; начинается активный процесс общения с преподавателем по интернету, сопровождающийся шлифовкой окончательного варианта темы. С начала декабря – начинается этап доводки темы до конца, что связано с формированием рабочего плана конференции. Этот этап – этап, когда технический администратор ведет переписку по интернету внутри группы; его задача – обзвон докладчиков с целью размещения их тезисов на страничке. Размещенные тезисы в одном пространстве инициируют процесс обсуждения плана предстоящей конференции, в котором участвуют ведущие конференции и преподаватель. Сформированная «площадка» в интернет-пространстве – дополнительное средство для этого, наряду с телефонной связью. С середины декабря идет активная пора обсуждения конечного варианта тезисов, доведения плана конференции до всех участников, т.е. всего потока. Итак, длительная подготовка к этому заключительному мероприятию входит в завершающий этап.

Любая конференция, как и всякое профессионально-организованное специальное событие, должна иметь разработанный сценарий; в этом залог ее успеха. Продуманная последовательность докладов, т.е. готовый сценарий, соответствующий именно данному потоку студентов, – это проявление индивидуального подхода, предполагающего учет теоретических интересов, запросов и коммуникативно-образовательных интенций и возможностей. Представим программу научно-практической конференции на тему: «Философско-методологические проблемы современной науки» (22.12.12.). Данная тема включала три подсекции:

1.Фундаментальная наука - через призму методологии философии науки;

2. Проблемы и перспективы технонауки;

3.Личность ученого: некоторые штрихи к истории и методологии научного творчества.

Первая подсекция, посвященная рассмотрению проблем фундаментальной науки, включала четыре доклада.

1. «Разум в контексте эволюционистской парадигмы, или имеет ли фундаментальная наука будущее?»

2. «Теория хаоса как конец определенности, или о судьбе принципа детерминизма».

3. «Принцип неопределенности В. Гейзенберга: современное представление и обоснование»

4. «Фундаментальная наука в контексте эволюционистской парадигмы, или от общей теории относительности к М-теории»

Вторая подсекция, выделяемая в деятельности конференции, была посвящена проблемам прикладной науки. Она включала следующие доклады.

5. «Этапы развития методологии радиотехники»

6. «История и тенденция развития искусственного интеллекта»

7. «Современное программирование как «территория» мифа и науки»

8. «Нанотехнологии в постчеловеческой перспективе, или о принципах управления рисками».

9. «Проблемы создания вечной жизни: «за» и «против».

10. «ЛСД-терапии в контексте конструктивистского дискурса»

Третья подсекция - это исследование личности в науке. Задача докладчиков - вычленение закономерностей методологии научного творчества через биографии и судьбы великих ученых.

11. «Судьба О.В. Лосева, изобретателя полупроводниковой техники, в контексте российского сценария развития науки»

12.« Генерация технических идей как «полет мысли» (на примере творчества Р.Е. Алексеева)

Доклады сопровождались дискуссиями, которые могли быть продолжены через неделю на последней лекции. Необходимо отметить, что каждый участник заполнял форму отчета, что предполагает подготовку итогового отчета «По следам конференции». Каждый имел возможность выступить 29.12.12. со своим содокладом по наиболее близкому направлению, подготовив тезисы или эссе. Можно высказать предположение, что событие привлекло внимание магистров по количеству участников конференции: присутствовало 132 чел. из 140, причем, были приглашенные с других потоков (12 чел).

Второе правило организации конференции состоит в учете временного фактора: за недели три надо побеспокоиться о месте проведения и технических средствах. Прекрасные условия актового зала способствовали, несмотря на ранее декабрьское утро, атмосфере деловой научной коммуникации. Учет фактора времени важен и при планировании графика работы конференции: надо четко следить за регламентом, выделяя необходимое время на вопросы, координируемые ведущими. На ведущих возлагалась задача организации дискурса, выстраивания смысловой связи между докладами, что требовало особой подготовки и владения коммуникативными навыками. В результате учета недостатков предыдущей конференции 2011 года, и хорошей организации этой конференции – событие состоялось. Выделим слагаемые успеха: а) место проведения; б) детализация подготовительного этапа; в) отсутствие опозданий участников; в) «связки» между докладами; г) наличие презентаций; д) распределение ответственных; е) соблюдение регламента мероприятия; ж) работа команды организаторов. Все это репрезентирует наличие проектной составляющей, маркирующей инновационность этой образовательной формы. Проектность предполагает хорошо отлаженные коммуникации на каждом этапе подготовки этого итогового событий в курсе преподавания данной дисциплины.

Третье правило организации любого специального события – отслеживание обратной связи. Как выше уже отмечалось, обратная связь производится в форме отчета, выполненного каждым студентом-участником конференции, независимо от выполняемой роли. Это, во-первых, а во-вторых, феномен студенческой конференции был долгое время объектом изучения дипломницы-студентки ФКТ – Петровой Ольги, не раз выступавшей с докладами на эту тему, в частности, на конференциях в Магнитогорске [1], Дзержинске [2], НГТУ[3,4,5,6] и написавшей дипломную работу по теме: «Коммуникативная эффективность специального события в системе современного образования». Исследование мотивации постоянных участников конференций позволило «отточить» методологию. Так, феномен конференции, ставший объектом исследования дипломницы по специальности «Связи с общественностью», – помог накопить эмпирический и теоретический материал для анализа эффективности этой образовательной формы.

Конференция – это одно из ключевых мероприятий в системе обмена научно-образовательной информацией. Поэтому важно, в какой обстановке происходит этот обмен. Отметим, что взаимодействие студентов на конференции осуществляется с позиции диалогической методологии М.М. Бахтина. Кстати, освоение архитектоники диалога происходило и в процессе знакомства с текстами диалогов Платона в курсе философии. Кстати, магистры ИРИТа и ФМВТ уже имели опыт такого рода итоговых конференций в конце семестра в рамках курса философии. Возможно, это еще один фактор, способствующий принятию этой формы магистрами и успешной ее реализации. Можно сказать, что те, кто прошли эту форму тремя годами раньше, в курсе философии, оказались лидерами общественного мнения, использую терминологию Лазерсфельда. Отметим, что в этой аудитории таких «лидеров» насчитывалось около трети, что «работало» на конечный результат.

Итак, знание коммуникативистики как теоретической дисциплины междисциплинарного цикла, служащей основанием социально-гуманитарных технологий, – является инструментом подготовки и проведения специального образовательного события, предполагающего не просто выстраивание коммуникативного пространства через диалог, но и, прежде всего, анализ его эффективности. Именно диалог позволяет признать: а) равенство психологических позиций участников, независимо от их роли (выступающий докладчик, содокладчик, референт, слушатель, технический администратор, ведущий); б) психологическую поддержку друг друга. Вступая в общение как в систему социального взаимодействия, студенты сохраняют при этом свою автономность, обеспечивая саморегуляцию коммуникативных действий. В этом залог и смысл существования конференции как специального события в системе современного образования. Как уже отмечалось выше, студент может участвовать в обсуждении не непосредственно, а опосредованно, т.е. написать эссе или тезисы по теме, которая вызвала его неожиданный интерес. В частности, 29.12.12. принесенные отчеты о конференции создадут еще одну возможность для общения по интернету в системе «преподаватель – студент», а также будут той эмпирической базой, оттолкнувшись от которой представляется возможным исследовать прошедшую 22.12.12. конференцию магистров. Обратная связь позволит «вскрыть» закономерности магистерской конференции как образовательной технологии, что соответствует задачам современной образовательной ситуации. Пока же констатируем факт продолжения конференции, начавшейся 22.12.12., и имеющей новую точку своей верификации – 12.02.13. Это дата отправки материалов конференции на Студенческий научный Форум, 2013 в Академию Естествознания в Москву.

Конференция как образовательная форма, обладает колоссальным потенциалом, суть которого сводится к возможностям неформального научного общения. Кстати, в перерыве между подсекциями магистры увлеклись обсуждением проблем фундаментальной науки. Так, коммуникативное заняло доминирующую позицию над коммуникационным, что означает примат гуманитарных технологий над техническими ее составляющими в формате обсуждения конференции. Коммуникативное означает усложнённость внутренним, межличностным и массовым диалогом, что подтверждает соответствие феномена конференции синтагматическим технологиям. А это есть необходимый элемент процесса модернизации современного образования. Последнее надо уметь организовать, согласно законам диалогического дискурса, артикулируемым по логике гуманитарных технологий. Важный момент организации потоковой конференции – отчет каждого студента о прошедшем событии, на основе которого и выясняется эффективность события.

Подведем кратко итог статьи, посвященной рассмотрению феномена магистерской конференции как инновационной образовательные формы, в которой преломляются проблемы осуществляемой реформы современного образования, связанные с освоением компетентностного подхода. Нам удалось обобщить опыт проведения двух конференций, 2011 и 2012 годов. Рассмотрев условия, при которых эта форма становятся инновационной, мы выделили тождественное и различное в этих специальных событиях, как кульминационных точках курса «Философия и методология науки». Наличие проектной составляющей – вот основное условие инновационности магистерской конференции, что предполагает обращение к коммуникативистике со всем ее теоретическим арсеналом.

Используемая литература:

1. Михайлова, Т.Л. Феномен научной студенческой конференции: диалектика инновационного и традиционного /Т.Л.Михайлова, О.С.Петрова//Мировоззренческие основания культуры современной России: материалы Всероссийской научно-теоретической конференции 24-25 апреля 2010 г.; под ред. Жилиной В.А. – Магнитогорск, ГОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова», 2010. С.151-154.

2.Петрова, О.С. Научная конференция как инновационная форма образования – способ продуцирования элиты города/О.С. Петрова, Т.Л. Михайлова// Материалы VI открытой городской научно-практической молодежной конференции «Молодежь города – город молодежи», Дзержинск, ДПИ – Н. Новгород, 2011. С. 89-90.

3. Петрова, О.С. Научная студенческая конференция через призму сетевой модели Й.Иллича: ценность и благо /О.С. Петрова, Т.Л. Михайлова// Российский студент-гражданин, личность, исследователь. Материалы международной студенческой научно-практической конференции 18 марта 2010 г. – Нижний Новгород, 2010. – С.77-78.

4 Петрова, О.С.Семантический код феномена конференции /О.С. Петрова, Т.Л. Михайлова// Российский студент-гражданин, личность, исследователь. Материалы международной студенческой научно-практической конференции 18 марта 2011 г. – Нижний Новгород, 2011. – С.64.

5. Петрова, О.С. Метод семантического дифференциала как способ построения поля социальных представлений о феномене конференции в техническом вузе/О.С.Петрова, Т.Л. Михайлова//Будущее технической науки. Тезисы докладов X Международной молодежной научно-технической конференции 13 мая 2011.- Н.Новгород, 2011. С.359-360.

6. Петрова, О.С. Презумпция «информационного голода» в системе современного образования/О.С. Петрова, Т.Л. Михайлова// Российский студент-гражданин, личность, исследователь. Материалы региональной студенческой научно-практической конференции 18 марта 2009 г. – Нижний Новгород, 2009. – С.153-154.

Просмотров работы: 1675