Работа по развитию речи как универсального средства коммуникации на занятиях детского фольклорного ансамбля не предполагает замену систематических занятий с педагогом-дефектологом, логопедом или уроков словесности. Но организованная в системе, она может существенно повлиять на освоение основ традиционной коммуникативной культуры российского народа. Игровая природа фольклорного материала позволяет решать обучающие, воспитательные, развивающие, коррекционные задачи, не создавая стрессовых ситуаций для ребенка. В творческие коллективы игровой направленности очень часто приходят дети из классов компенсирующего обучения, как правило, не достигающие высоких результатов в учебной деятельности по разным причинам (патологии развития, педагогическая запущенность и др.), и в самодеятельном творчестве оказываются очень успешными. Часто эти дети испытывают дефицит внимания и общения как в отношениях с взрослыми, так и с ровесниками. В условиях репетиций они восполняют этот дефицит. Образование через проживание, познание через откровение, погружение в учебную ситуацию позволяет высвободить сознание учащегося, откорректировать психологические установки и комплексы. Развитие эмоциональной сферы влечет за собой повышение интеллектуального уровня. Успешность самореализации через художественно-творческую деятельность непременно оказывает влияние на результативность деятельности ребенка в других сферах. У ребенка корректируется самооценка и уровень притязаний, формируется активная социальная позиция. Собственные наблюдения автора в процессе работы с детскими голосами, показывают, что, например, заикание, часто вызвано стрессовой ситуацией, по вине которой формируется комплекс, чувство неуверенности. Ребенок помнит об этом стрессе и, всякий раз, когда он волнуется, начинает заикаться. Но играют и поют дети с удовольствием, не испытывая дискомфорта, волнение исчезает, пропадает и заикание. Задача педагога в этом случае состоит в том, чтобы, сначала отвлекая ребенка от непосильных для него воспоминаний, закрепить состояние удовольствия, а потом помочь ему преодолеть неуверенность и заикание, как ее проявление, способствовать восстановлению коммуникативной функции.
Большое внимание нужно уделить психологическому сопровождению коррекционной работы. Дефекты произношения должны восприниматься и преподноситься не как ужасное уродство, а как недостаточное умение, которому при соответствующем старании можно научиться. В совместной работе по исправлению недостатка речи должен обязательно соблюдаться принцип добровольности: работать или не работать над проблемой – выбор самого ребенка с пониманием всех вытекающих из этого выбора последствий. Только в этом случае мотивация поступка не будет внешней, навязанной взрослым. Организация подобной работы во внеурочное время дает значительные преимущества в достижении успеха перед урочными формами. Во-первых, большое значение имеет то, что работа ребенка оценивается, но не выставляются отметки. Неудача не пугает и ни чем не грозит. Во-вторых, задание вообще необязательно выполнять, если ты к нему не готов психологически – ведь это не урок: сиди, слушай, пытайся выполнить мысленно или вполголоса с кем-то. Наступит время, и все получится. В-третьих, занятия в фольклорном ансамбле особенно естественно и легко позволяют решить задачу совершенствования коммуникативных умений ребенка в силу коллективного (артельного) характера бытования фольклора и обязательного присутствия в материале игрового компонента: песни, частушки, даже коротенькие потешки не просто исполнялись, а разыгрывались. Репетиционные занятия, построенные на фольклорном материале, позволяют привлекать не только народные старинные игры, но и включать современные – авторские и адаптированные, дидактические, коррекционные, развивающие и т.д. Еще лучше, когда в основе игры лежит импровизация самих детей. Анонимность авторов, коллегиальность творческого процесса, присущие народному творчеству, создают для этого оптимальные условия.
Материал, с которым работает ребенок на занятии фольклорного ансамбля, предполагает разнообразие видов исполнительской деятельности. Песни и танцы, театрализация и пантомима, импровизация, скороговорки, загадки, заклички, жеребьевки естественно включаются в ткань игры. В процессе разыгрывания хоровода ребенок осваивает коммуникативный опыт через построение партнерских отношений, получает первые представления о трудовой деятельности; у него развивается пространственное воображение, координация движений. Народное творчество синкретно по своей природе: музыкант, скоморох, поэт, танцор, рассказчик – часто один и тот же человек. Поступившие в фольклорный ансамбль дети узнают, что в подобных коллективах нет «узких специальностей». Актер фольклорного коллектива в идеале должен обладать универсальными способностями: уметь работать со зрителями, вовлекать их в игры и забавы, импровизировать в зависимости от ситуации на площадке, быстро переключаться с пения на речь и многое другое. Поэтому требуется систематическая и серьезная работа по развитию речевых умений и навыков всех участников ансамбля, по формированию их коммуникативной компетенции. Совместная деятельность педагога и детей в указанном направлении предполагает освоение в процессе репетиционных занятий всех коммуникативных умений: оценки ситуации предполагаемого общения, вступления в контакт, умения слушать, предполагающее владение нерефлексивным (умение «внимательно молчать») и рефлексивным (выяснение, отражение чувств, резюмирование, перефразирования) слушанием. А также способствует развитию умения владеть вниманием аудитории, владеть вербальными и невербальными средствами общения, избегать конфликтных ситуаций, находить выход из конфликта, оценки процесса общения, внесения необходимых корректив, оценки результатов коммуникативного акта. На освоение указанных умений направлено множество упражнений, обучающих игр и других дидактических приемов, представленных в соответствующей литературе. Языковые игры – развлекательные, но всегда содержащие дидактический элемент, по весомости которого и классифицируются на наблюдательные, конструктивные, продуктивные, творческие. В эти группы входят игры словесные, грамматические, буквенные и пр. Функция языковых игр заключается в формировании языковой компетенции детей. Например, игра «Восстанови пословицу». Цели проведения игры: познакомить с новыми пословицами, помочь в понимании скрытого смысла высказываний, научить строить логически завершенное предложение. В таблице на доске (в условиях занятий-посиделок предпочтительнее карточки с написанными частями пословиц) в левом столбце – начала пословиц, в правом – окончание. Нужно найти и соединить начало и окончание пословицы, объяснить смысл высказывания. Если пословица незнакома детям, обсудить ее смысл. Во время занятий можно предложить подвижный вариант игры: раздать детям вперемежку начала и окончания пословиц и по команде составлять целое. Или игра «Бином фантазии», способствующая развитию образного мышления, творческого воображения, импровизации.
Риторические игры, в процессе исполнения которых происходит освоение культуры общения, усваиваются секреты красивой и правильной речи, овладение техническими приемами. Например, игра «Снежный ком». Цель игры: развитие фантазии, умения внимательно слушать, развитие слуховой и образной памяти. Играют все желающие, сидя в кругу. Первый передает соседу слева ключ (можно имитирующий его предмет или ключ воображаемый) со словами «Я продаю тебе ключ от королевского замка». Сосед передает ключ дальше, быстро повторив эту же фразу, и так далее, пока ключ не вернется к первому игроку. Первый игрок произносит фразу: «Я продаю тебе шнурок, на котором висит ключ от королевского замка». Играющие передают ключ, повторяя слова первого. Третий круг сопровождается словами: «Я продаю тебе мышонка, который перегрыз шнурок, на котором висит ключ от королевского замка» и т.д. Побеждает тот, кто повторил всю фразу быстро, не пропустив ни одного слова. Можно выполнить вариант игры, когда долгоговорка сочиняется по фразе от каждого играющего или придумывается связный и логично завершенный сюжет сказки, стихотворения и пр. Для выполнения этого варианта дети уже должны иметь представление о структуре текста и композиционном строении. На освоение невербальных коммуникативных средств направлены игры «Немое кино», «Говорящая рука» и пр. На основе упражнений по риторике были разработаны диалоговые игры «Ярмарка», «Телефон» и др. Психокоррекционные игры, способствующие формированию чувства эмоционального комфорта детей, уверенности в своих силах, умения ориентироваться в мире взаимоотношений с окружающими. Например, игра «Знакомство». Группа сидит в кругу. Ведущий бросает кому-либо из участников клубок, оставляя начало нити у себя, и задает вопрос. Например: «Как тебя зовут?» или «Что ты любишь?» Ребенок, поймав клубок, дает ответ и перебрасывает клубок с вопросом следующему игроку, намотав нить на палец. Постепенно все играющие окажутся связанными множеством нитей. Эта игра имеет высокий уровень диагностичности: легкость вступления игроков в контакт, предпочтения и симпатии, стремление завести новых знакомых или тяготение к сложившейся компании, круг интересов и т.д. Игры «Хвост дракона», «Паровозик» и подобные облегчают вступление в контакт в незнакомом обществе. «Животное», «Чужеземец» и прочие – помогают преодолевать аудиторный шок и коммуникативные барьеры. На каждой репетиции проводятся игры каждого типа, но, варьируя уровни сложности и продолжительности, чтобы не перегружать детей.
Для наиболее успешного решения поставленных задач занятия ансамбля организуются в форме посиделок. Этот выбор обусловлен специфическими особенностями такого традиционного для российского (не только русского) народа времяпрепровождения, как семейного, так и общинного. На занятии воссоздается подобие модели традиционной крестьянской семьи – коллектива, представленного несколькими возрастными группами, обеспечивающего каждому ребенку достаточный спектр взаимодействий с ровесниками и старшими, сохраняющий адекватность усвоения коммуникативного опыта. Посиделки предполагают живое, непосредственное общение, позволяют включить любые виды работы: игры, сказки, загадки, скороговорки, речевую импровизацию. А также пение, элементы хореографии и т.п. Атмосфера посиделок очень демократична, здесь не так явно проявляются иерархические и субординационные отношения, все равны в возможности начать игру или предложить иной вид деятельности. Избранная форма позволяет избежать жесткой регламентации, допускает импровизацию, экспромты по сложившимся на занятии ситуациям, возникающим, как правило, вокруг актуальных для участников ансамбля этических или эстетических проблем. Элементы занятий могут чередоваться свободно, но желательно, чтобы между однонаправленными видами работы не было большого временного разрыва. Например, дыхательная гимнастика, упражнения для развития речевого голоса или распевание и работа над песней не должны надолго отстоять друг от друга, иначе снижается их эффективность. С другой стороны, возрастные особенности участников ансамбля требуют для сохранения активного внимания смены видов деятельности. Следовательно, работа должна быть спланирована таким образом, чтобы достичь максимально возможного результата и не переутомить детей. Композиционно занятие выстраивается как художественное произведение: вступление, завязка, развитие, кульминация, завязка, финал. Это обусловлено принципами общей и художественной педагогики: комплексный характер задач, образная целостность занятия, отбор материала по признакам художественной ценности и педагогической целесообразности, тематическое построение занятия, научная достоверность информации, доступность, занимательность, связь с жизнью.
Таким образом, внеклассная деятельность, организованная в традициях коллективного (артельного) бытования российского фольклора, безусловно, будет способствовать наиболее успешному развитию коммуникативных умений младших школьников. Она позволит эффективно решить три основные задачи: конкретно-познавательную, связанную с образовательной ситуацией, коммуникативно-развивающую, направленную на освоение основных навыков общения между членами группы и вне ее, социально-ориентационную, предполагающую формирование гражданской позиции, необходимой для адекватной социализации индивида в обществе.