ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Воображение не есть привилегия немногих выдающихся индивидов. Им наделены все. Дж. Родари

Если проанализировать природу творческой деятельности и сопоставить с описанными во множестве научных трудов признаками игры, то можно обнаружить немало общего: интерес к процессу действования («сотворения»), а не к достижению материального результата (ведь произведение искусства, особенно – детского прикладного творчества, – результат скорей духовный, чувственный, а не материальный, утилитарный), условность действий, ситуаций, языка, эмоциональная непосредственность мотивов и т.п. Занимаясь творчеством, ребенок может значительно продвинуться в своем развитии, может сам создать комфортные условия для самораскрытия и самоидентификации, формирования собственной системы приоритетов и ценностей.

Сейчас много говорится о том, что творчество свойственно ребенку «от природы», что надо только не мешать ему «самовыражаться». Но чаще всего оказывается, эта позиция «невмешательства» не оправдывает себя: в наше время в условиях «стандартизации» образования практически на всех его ступенях, увлечения теориями ускоренного развития интеллекта далеко не каждый ребенок может сам пройти путь к «сотворения мира», и самое, главное – сохранить в себе эту тягу к творчеству, к самовыражению, к собственному открытию мира. И союзником педагога и ребенка на этом сложном пути может стать педагогическая игра, которую от других видов игр отличает четко сформулированная цель обучения, продуманная организация деятельности по ее достижению (разумеется, с допущением импровизации и вариативности процесса) и рефлексия достижений.

Цель: определяется мотивами, вовлекающими ребенка в игру (условия для появления игровых мотивов часто формируется взрослыми – организатором, особенно это относится к обучающим и развивающим играм, проводимым в современных образовательных учреждениях). Это может быть подражание (ролевые игры), состязания с целью самоутверждения (физические или интеллектуальные игры-соревнования), общение, выражение чувств и отношения к окружающему миру (игры-выборы, игры-поздравления) и т. д. Целью же определяется содержание игры. Например, цель может отражать стремление решить какие-то творческие задания (разгадать головоломку либо создать ее самому) или быть связана с исполнением сложного игрового сценария для достижения какого-либо результата, или просто получить удовольствие от самого процесса игры. Процесс (или технология) проведения игры регулируется правилами, устанавливающие нормы поведения играющих, распределение ролей, условия победы (для состязательных игр), оговариваются особые ситуации, когда возможна корректировка установленных правил и т.д.

Результат игры прогнозируется и самим ребенком, и взрослым (если он принимает участие в процессе) в зависимости от поставленной при вступлении в игру целей и осознании условий, при которых эта цель может быть достигнута. При завершении игры каждый ее участник проводит рефлексию своих и чужих (если они присутствовали) достижений, делает выводы на будущее. Это относится к играм и младших школьников, и подростков, и даже взрослых. Меняются лишь психологические доминанты и ценность приза (морального или материального).

Психологические особенности младшего школьного возраста (превалирование эмоционально-чувственного мировосприятия и мироощущения, высокий уровень эмоциональной подвижности, стремление к самовыражению и пр.) обуславливают возможность и необходимость использования игровых технологий в урочной деятельности. Обучение через игру позволяет легко и естественно приобщить ребенка к миру культуры и общечеловеческих ценностей, корректировать его поведение, увлечь процессом освоения жизненно важных умений, социально-культурного опыта, а для педагога (или любимого взрослого, сопровождающего процесс обучения и воспитания ребенка) – еще и возможность деликатно диагностировать уровни развития личностных качеств его подопечных.

При организации игры необходимо соблюдать следующие принципы:

  • добровольность участия в игре (если дети не хотят или стесняются, а игра необходима, нужно тщательно продумать мотивировку и подобрать момент для повторной попытки);

  • принцип необходимости и достаточности (не «подстегивать» игру искусственно, если интерес к ней угасает, закончить на «самом интересном месте»);

  • принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности (для педагога важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей, но в то же время обязательно наличие игровых моментов необучающего характера для поддержания естественного настроения детей).

Творческая природа игры в сочетании с технологической культурой процесса обучения позволит более эффективно решать задачи, стоящие перед современным учителем.

Игровые технологии в методической литературе представлены в изобилии (Алябьева Е.А., Антонова Л.Г., Вагапова Д.Х., Введенская Л.А., Волина В.В., Грудцына Н.Г., Кукушин В.С., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Лопухина И.С., Мельникова И.И., Пилипко Н.В., Шварц М.Л. и др.). Учитель, творчески относящийся к работе с детьми, всегда найдет прием, способный вызвать у детей неподдельный интерес и высокий эмоциональный подъем. Важно только не забывать, что игра – не самоцель, а средство нестандартно преподнести учебную проблему, раскрепостить детей, дать им возможность проявить свои способности наиболее ярко, создать ситуацию успеха для каждого.

Обучающая (или дидактическая) игра. Проводится по заранее согласованным правилам, используется для достижения определенных образовательных целей. Различают ролевые и имитационно-моделирующие игры.

Главное назначение ролевой игры: подвести учащихся к определенным обобщениям и выводам на уроке, на основе эмоциональных переживаний связанных с исполненной ролью.

Например, игра-драматизация, позволяющая побудить к творческой деятельности каждого ребенка, независимо от степени его общего, эмоционального и художественного развития. В процессе игры ребенок погружается в предлагаемую учебную ситуацию, легко и естественно осваивает предлагаемый материал, практические умения и навыки, формирует свою систему оценок и ценностей. Использование драматизации как метода обучения позволяет развивать у детей такие качества как толерантность и умение договариваться, находить компромиссы, инициативу и независимость, находчивость и изобретательность.

Игра-драматизация решает множество задач в процессе формирования коммуникативной компетенции:

  • усвоение социального и коммуникативного опыта;

  • актуализация собственного жизненного опыта учащегося (социального, коммуникативного, художественного, эмоционального);

  • продуктивность создаваемой в игре учебной ситуации (в процессе игры ребенок не только осваивает уже сложившиеся и представляет имеющиеся у него лично системы взглядов, отношений, но и рождает новый опыт, открывает неизвестное ему до сего момента);

  • освоение знаний о вербальных (развитие выразительности речи, освоение приемов работы над интонацией и ритмикой, овладение правильным дыханием, дикцией, артикуляцией), и невербальных (мимика, жестикуляция, постурология, ощущение пространства и т.д.) средствах общения.

О применении игр-драматизаций в процессе обучения и воспитания, особенно младших школьников писали Д.Б. Эльконин., Л.С. Выготский, Н.Н. Бахтин, П.П. Блонский, Н.А. Ветлугина, Н.А. Терентьева, О.А. Апраксина, В.Г. Ражников, Л.В. Горюнова, Т.В. Надолинская и др. Среди зарубежных исследований – работы С. Холла, Н. Тичера, Х. Финлей-Джонсона, П. Фэррис и др.

Другая разновидность обучающих игр – имитационно-моделирующие (в педагогике искусства – метод художественного моделирования, описан у Масловой Л.П), в основе которых заложена возможность применения имеющихся знаний, приобретения умения или освоения определенного объема сведений в их действенном операциональном воплощении. Различают игры-упражнения, игры иллюстрации, игры с совместным принятием решений в сложном социальном контексте, имитационные игры, имитационные игры с усиленным ролевым компонентом и д.р. (Полонский, 2000, с. 51).

Мы предлагаем несколько примеров дидактических игр, возможных к использованию, например на уроках литературного чтения для создания ситуации, побуждающих детей к творчеству.

  1. Игра «Загадайка». После знакомства с жанром загадки дети приступают к сочинению загадок. Игра может быть построена на интриге (несколько предметов или их изображений на карточках накрывают блюдом, вынимают по одному, кто что вынул, о том предмете и придумывает загадку). Усложняя игру, можно попросить придумывать сказки, потешки или попевки.

  2. Игра «Слово-рифма». Педагог предлагаем детям досочинить рифму к стихотворению. Использовать можно любые тексты детских стихов.Более сложный вариант: досочинить строку (или несколько).

  3. «Слово-цвет». Детям предлагается начало цветных сказок И. Зиедониса для того, чтобы они могли придумать продолжение. Например:

Синяя сказка. Синий-синий конь в горохе!... Продолжить.

Черная сказка. Это – черная сказка…

Желтая сказка. Солнце, как яичный желток…

Белая сказка. Вчера выпал снег…

Пестрая сказка. Пестрые бывают разными… (Баландина Л.А., 2003)

  1. Письмо из каменного века. Составление историй-пиктограмм.

  2. Превращения. Исходный материал: любая знакомая сказка, например, «Колобок». Детям предлагается пересочинить окончание истории, используя прием метаморфозы – изменения облика персонажей, например, когда лиса собралась проглотить колобка, он превратился в сотню маленьких колобочков и они рассыпались в разные стороны. Или колобок стал огромным, или превратился во что-либо такое же круглое, но страшное и т.п. (Дж.Родари, 1978)

  3. Бином фантазии. Детям предлагается пара (или несколько пар) слов, избранных случайно, например, «медведь» и «карандаш». Нужно придумать короткую историю, в которой между этими словами возникла бы связь. Чем невероятнее события, тем интереснее. (Дж.Родари, 1978)

  4. Шарады. Эта старинная игра способствует развитию аналитических способностей, воображения и свободы фантазии. Шарады можно не только разгадывать, но и разыгрывать как последовательные мини-драматизации: на каждый слог – сценка, посмотрев которую зрители должны угадать часть слова.

  1. Первый слог тебе в лесу кукушка скажет. ку

Слог второй – он в море клином ляжет. мыс

Слово в целом – молоко, но не коровье. Кумыс.

Говорят оно полезней для здоровья.

  1. Первый слог увидишь в партитуре, до

Два других – на лосе или туре. рога

Целое – когда в поход пойдешь,

Под ногами у себя найдешь. Дорога.

На основе описанных игр можно создавать новые и новые варианты заданий, позволяющие детям развить свою фантазию, чтобы полнее реализовать свой творческий потенциал.

Литература

  1. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. Изд. 2-е, стереотипное. – М.: Цитадель, 2001 г. – 460 с.

  2. Грудцына Н.Г. Риторические игры на уроках риторики, русского языка, литературы и внеклассного чтения. – М.: Флинта, Наука, 1998 г. – 72 с.

  3. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Серия: Библиотека развивающего обучения. – Томск: Пеленг, 1992 г. – 115 с.

  4. Казанский О.А. Игры в самих себя. Изд. 2-е. – М.: Роспедагенство, 1995 г.

  5. Кулагина И.Ю. Личность школьника: от задержки психического развития до одаренности. Уч. пос. для преп. и студентов. – М.: ТЦ Сфера, 1999 г. – 192 с.

  6. Хвостова Е.В. Художественная игра во внеклассной деятельности младшего школьника как средство усвоения опыта общения. //Проблемы лингвистического и речевого образования в школе и ВУЗе./Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург,2006. – С. 163 – 182

Просмотров работы: 1775