РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

  1.  
    1. Сегодня учителя, родители, возможно, и сами школьники понимают, что вопросы культуры речи, развития грамотности, умения правильно и красиво говорить, то есть, развития языковой компетенции имеют если не первостепенное, то огромное значение.
    2. Как отмечает отечественный педагог Н. Г. Комлев, "культура речевого воздействия упала до самой низкой черты. Русская речь катастрофически отстает от высоких канонов российской словесности. Она становится все более примитивной, стилистически беспомощной и зачастую вульгарной».

Задачей учителя начальных классов является показать «правильный путь» школьнику, только начинающему свою дорогу в обучении, не допустить «примитивности», научить писать, читать, разговаривать не ниже «черты речевого воздействия». Русский язык как учебный предмет имеет особое значение для развития личности ребенка, так как направлен на развитие грамотности ребенка, овладение русским языком является условием общей успешности школьника в обучении.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт НОО предъявляет требования к предметным результатам основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы. Учитель представляет, какие знания, умения, навыки он должен сформировать у обучающихся. К результатам по русскому языку предъявляются следующие требования:

  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

  2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

  3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

  4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

  5. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

  6. Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.

  7. Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. “Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.

Изучая Обязательный минимум, учитель обратит внимание на то, что основная идея курса русского языка – его представление как системы понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. При этом изучение русского языка не преследует цели формального репродуктивного запоминания правил, терминов и понятий, а формирует умение применять полученные знания в разнообразной речевой деятельности.

Развитие языковой компетентности является одним из требований к результатам освоения ООП по русскому языку.

Языковая компетенция – это владение знанием о системе языка, о правилах функционирования единиц языка в речи и способность с помощью этой системы понимать чужие мысли и выражать собственные суждения в устной и письменной форме.

Речевая компетенция означает знание способов формирования и формулирования мыслей с помощью языка, а также способность пользоваться языком в речи. «Языковая компетенция», постулируемая Хомским и его последователями, – это система представлений о грамматике языка, которые присущи человеку от рождения, иначе говоря, свойственны человеку как биологическому виду вне зависимости от его опыта, среды обитания и т.д.

Учителю начальных классов нужно учитывать особенности младшего школьного возраста. Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребёнка – поступлением в школу. К 6-7 годам ребёнок в основном уже готов к систематическому обучению в школе. О нём нужно говорить уже как о личности, так как он уже осознаёт своё поведение, может сравнивать себя с другими.

Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся отношения ребёнка с окружающими.

Но педагогу нужно не забывать, что немалое мество в жизни ребёнка продолжает занимать игра. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

На уроках русского языка предлагаем использовать речевые игры как средство освоения умения эффективно пользоваться языковыми средствами в коммуникативной ситуации. Речевые игры - это разновидность игр с правилами. Речевая игра имеет определенную структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Выделяются следующие структурные составляющие речевой игры:

  • задача;

  • игровая задача;

  • игровые действия;

  • правила игры;

  • результат.

Помогая усвоить различные аспекты языка как средства общения, условно они делятся на:

  1. фонетические, направленные на формирование правильного и коррекцию отклоняющегося произношения (например «Невидимки-звуки», «Скорая фонетическая помощь» «Заблудившаяся буква» и др.),

  2. лексические, ориентированные на обогащение словаря ребенка, освоение представлений о правильном употреблении лексических единиц в коммуникативных актах в зависимости от ситуации общения, стимулирующие творческие способности ребенка (словотворчество, импровизация и т.д.)

  3. грамматические, обеспечивающие грамматическую компетентность школьника,

  4. стилистические, призванные сформировать представления младших школьников о многообразии стилей речи и сферах их применения.

В последние годы вышло немало программно-методических разработок, пособий и рекомендаций по становлению языковой компетенции ребенка как важнейшей составляющей его коммуникативной компетентности. Они предлагают богатый теоретический и практический материал: новейший научные и статистические данные, способы диагностики и мониторинга, дидактический материал и т.п. Например, пособие Мельниковой И.И. «Развитие речи. Дети 7 – 10 лет» привлекательно для использования, поскольку предназначено для работы с подходящей нам возрастной группой и носит общепедагогический характер. В нем в доступной форме изложены методические принципы речеразвивающей работы, а также предлагаются разнообразные задания и упражнения, игры, созданные на основе предлагаемых упражнений. Например, игра «Маленький упрямец» (работа с антонимическими рядами), «Загадайка» (сочинение загадок) и т. д.

Большим подспорьем в обеспечении работы учителя игровым и тренинговым материалом могут стать пособия для родителей и педагогов (Антонова Л.Г., Баландина Л.А., Кольцова М.М., Рузина М.С., Крупенчук О.И., Мазепина Т.Б., Жигалко Е.В., Рычкова Н.А., Степанова О.А., Тарабарина Т.И., Соколова Е.И., Филичеева Т.Б.. Чевелева Н.А., Чиркина Г.В., Цвынтарный В.В. и др.), в которых представлен богатый игровой материал по различным направлениям речевой работы: речевая гимнастика (дыхательные, артикуляционные, интонационные упражнения), речевая этика, речевые опыты (уроки работы с текстом). В качестве тренировочного материала используются авторские разработки и тексты из книг лучших детских авторов.

В речевых играх дети не только усваивают знания, но и развивают свою эмоционально – волевую сферу, учатся взаимодействовать, общаться друг с другом. В игре ребёнок более раскрепощен, ему легче высказать свои мысли, ведь страх ответить неправильно исчезает, а зачастую, школьник должен сам придумывать правила, брать ситуацию в свои руки, что способствует развитию лидерских способностей ребёнка.

Использование на уроках русского языка речевых игр способствует пониманию учащимися смысла высказывания, учит детей определять главное, распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов, развивать слуховую память ребенка, обогащает словарный запас. Речевые игры способствуют развитию языковой компетенции, что выполняет требование стандарта и формирует в школьнике умение правильно и грамотно говорить, читать и писать, что важно для освоения всех общеобразовательных предметов.

Просмотров работы: 5500