КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ «АУДИТОРНОГО ШОКА» У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ «АУДИТОРНОГО ШОКА» У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Работа по развитию коммуникативной культуры ребенка сегодня приобретает особенную актуальность. В современном обществе возможность плодотворной коммуникации определяет будущее человека, его благосостояние, карьерный рост, успехи в личной жизни. Неслучайно всеобщими кумирами становятся актеры с выразительными голосами, умеющие ярко говорить политики, обаятельные телеведущие. И мы хотели бы говорить также: эмоционально, грамотно и убедительно. К сожалению, на пути к реализации этого желания есть множество преград. И одна из них – «аудиторный шок»: особое психическое состояние, которое часто возникает в ситуации общения, особенно в непривычной ситуации, с незнакомыми людьми, в случае публичного выступления (в классе, со сцены и т.п.): колени дрожат, руки трясутся, во рту пересохло, щеки горят, дыханье тяжелое. Но главная беда — из головы мгновенно улетучиваются все те прекрасные мысли и фразы, которые были приготовлены по случаю, и теперь человек не может даже поприветствовать присутствующих. Возникает замкнутый круг: я хочу общаться – боюсь насмешки – не хочу общаться. Возникает психологический диссонанс между естественным стремлением к коммуникации и социальной актуализации личности и неверно оцениваемыми возможностями эти стремления реализовать.

Крайний случай этого явления описан в рассказе И.Л. Андроникова «Первый раз на эстраде». Аудиторный шок проявляется у героя уже на репетиции, когда он решает рассказать заготовленный текст знакомому. «Он не скрыл, что десятиминутный текст я произносил более получаса и внешне это выглядело очень непрезентабельно: я все время почесывался, облизывался, хохотал и кланялся и при этом отступал все время назад, так что он, доктор, должен был несколько раз возвращать меня из угла на исходную точку. Но более всего его поразило, что, с трудом произнося заученные слова, я помогал себе какими-то странными движениями левой ноги — тряс ею, вертел, потирал носком ботинка другую ногу, а то начинал стучать ногой в пол».

В состояние аудиторного шока могут впадать не только начинающие ораторы, но и люди почтенные, прекрасно владеющие языком, письменной речью, но теряющие этот дар в многолюдном собрании. Большинство начинающих ораторов считают неконтролируемый страх, охватывающий их перед началом выступления и продолжающийся во время речи, проблемой номер один.

Лучшим средством против страха является непрерывная практика публичных выступлений. Очень страшно бывает в первый раз. Но даже первое выступление позволит оратору накопить некоторый опыт — знания о себе, о причинах своего волнения, о своих недостатках. Значит есть надежда уже во второй раз многое предвидеть и многого избежать.

Еще одно важное условие преодоления аудиторного шока — хорошая подготовка. Как говорил А.Ф. Кони, «размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду». Кроме того первые выступления начинающего оратора должны проходить в небольшой, хорошо знакомой аудитории, и лишь когда первые навыки произнесения речи закрепятся, можно переходить в большую и незнакомую аудиторию.

Конечно, следует отличать страх, когда сознание и воля парализованы, от волнения, творческого подъема. Большинство риторов указывает, что волнение, в отличие от страха, в небольших дозах даже полезно. Опасен стресс, причем не только для говорящего, но и для слушателей, которые, не разгадав истинного состояния выступающего, могут настроиться агрессивно против него и речи, так как внешние проявления стресса могут быть восприняты как сигнал агрессивного поведения оратора (резкий высокий тон, быстрый темп речи, нарушение ритма).

Природа аудиторного шока (сценического страха) и приемы его преодоления были объектом исследования и физиологов, и психологов, и тренеров спортивных команд, и актеров. Это связано с тем, что это состояние, которое подавляет человека и физически, и морально, снижает возможности работы интеллекта. Это состояние человека вызывается тем, что во всех сферах возникают зажимы: и психические, и интеллектуальные, и мускульные, и дыхательные. Для освобождения от зажимов Д.Х. Вагапова (2001) предлагает использовать игры и игровые упражнения:

1. Для обретения внутренней свободы духа, освобождения от всяких комплексов и условностей. Например, упражнение «Животное». Выполняется перед зеркалом. На карточках напишите названия животных, характерных в плане внешности и знакомых вам (например, волка, зайца, льва, лисицы, бегемота, змеи). Наугад выньте одну из карточек и проиграйте в позах и движениях роль животного, отмеченного на ней. Затем возьмите другую карточку и т.д. Позвольте себе быть совершенно свободными в мимике и пантомиме, даже немного смешным. Или упражнение «Психоэнергетический зонтик». При выступлении перед аудиторией старайтесь представить, что за счет вашей воли и сознания над всеми присутствующими образуется своеобразный «зонтик», плотно накрывающий всех, кто вас слушает. Ваша цель – уверенно, крепко и стабильно держать ручку этого «зонтика» на протяжении всего времени общения.

2. Для свободы движений, пластики тела. Например, игра «Дровосек» (снятие мышечного напряжения). Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки опущены. Взять двумя руками «топор», поднять его над головой, одновременно сделать глубокий вдох. Зафиксировать положение на одну-две секунды, затем с коротким полным выдохом через рот выполнить быстрый наклон вперед, опуская руки вниз (удар топором). Движения повторить несколько раз (Антонова Л.Г., 1997). Выдох можно сопровождать произнесением сочетаний различных гласных со звуком «х»: ух, ах, ох, эх, ха (Чарели Э.М., 1991). Еще одно упражнение для снятие мышечных «зажимов». Поставьте ноги на ширину плеч, руки согните в локтях и максимально напрягите все мышцы своего тела. Руки сожмутся в кулаки (так, чтобы косточки побелели), ноги задрожат от напряжения, шея одеревенеет. Крайне неприятное состояние, но вам придется пробыть в нем до 10 секунд, после чего мысленно скомандуйте себе «сброс!» и моментально сбросьте с мышц все напряжение. Проделайте это 4-5 раз подряд, и вы почувствуете не только приятное ощущение расслабленной мускулатуры, но и каждую мышцу в отдельности. Развлекательным вариантом этого упражнения является поиск и снятие «зажимов» у хорошо известных скульптур через копирование их позы.

Во время игры создаются максимально комфортные условия для развития актерских задатков, для преодоления проблем в осуществлении коммуникаций со сверстниками и взрослыми, в самореализации ребенка, формирования адекватной оценки себя, группы, сложившихся отношений и ситуаций. Ведь все это «понарошку», не на настоящей сцены. И «отыгранный» страх становится не таким уж страшным. Постепенно нарабатывается опыт, осваиваются приемы самонастройки. И ребенок уже свободнее чувствует себя перед аудиторией.

Работая над творческими педагогическими проектами, реализуемыми в Окружной клинической больнице в нашем городе, на занятиях с детьми, проходящими длительное лечение, мы используем игры и упражнения, направленные на преодоление коммуникативных барьеров. Например:

  • игра-знакомство «Веретенце». Играющие садятся в круг. Кто-то (может быть, педагог) держит в руках веретенце и клубочек. Называя свое имя, он наматывает первый виток нитки на веретено, передает его другому, клубок оставляя у себя. Сидящий слева («посолонь» - по ходу солнышка) называет имя первого игрока и свое, следующий – имена предыдущих участников и добавляет свое, и так до конца цепочки играющих. Ведущий, получив обратно веретенце, разматывает нитку, повторяя имена в обратном порядке. В другой раз можно начать против хода солнца – справа налево;

  • игра «Клубок». Группа сидит в кругу (на репетиции – вокруг стола). Ведущий (взрослый или ребенок) бросает кому-либо из участников клубок, оставляя начало нити у себя, и задает вопрос. Например: «Как тебя зовут?» или «Что ты любишь?» Ребенок, поймав клубок, дает ответ и перебрасывает клубок с вопросом следующему игроку, намотав нить на палец. Постепенно все играющие окажутся связанными множеством нитей. Этот простой прием сразу вызывает у играющих ощущение многосторонних связей и коллективного действия. Игру можно организовывать на занятиях первого знакомства, позже – включать в работу по мере появления в детской группе новичков (двоих-троих). Можно использовать и в процессе обучения как форму организации рефлексии;

  • игра «Мы построимся сейчас». Построение-ранжирование по какому либо признаку: по росту, по старшинству, по цвету волос (от брюнетов к блондинам и наоборот), по первым буквам имени и т.д. Под музыку дети свободно двигаются по комнате. Как только музыка обрывается, все строятся в соответствии с оговоренным условием;

  • игра «Колокол» (Заморев С.И., 2002). Встаем в круг, беремся за руки и представляем себе, что мы – огромный и тяжелый медный колокол очень низкого тона. Желающий может стоять в центре и быть «языком» этого «колокола». А еще один участник – «звонарем», тем, кто раскачивает этот колокол. «Колокол» также раскачивается в заданном ритме. Заморев С.И. предлагает эту и подобные игры («На галере», «Танцы дикарей» и т.п.) как ритмические. Однако подобные игры развивают умение взаимодействовать в процессе разыгрывания ситуации, тренируют умение коллективного взаимодействия, импровизации в группе. Следовательно, могут служить в качестве коммуникативного тренинга;

  • игра «Дракон» (Самоукина Н.В., 1993).

  • игра «Демосфен» (на основе истории о древнегреческом ораторе Демосфене и упражнения «Задавлю стихами», Вагапова Д.Х., 2001):

  1. Чтение заранее выученного стихотворения (размер оговаривается) при сильном шумовом фоне.

  2. Все участники разбиваются на пары, пары садятся друг против друга, берут друг друга за руки и, глядя глаза в глаза, начинают читать каждый свое стихотворение. Возможные цели:

  3. не сбиться самому,

  4. быть услышанным,

  5. навязать сопернику свое стихотворение, сбить его, но не повышением голоса, а выразительностью и убедительностью исполнения.

  • игра «Снежный ком» (Грудцына Н.Г., 1998). Цель игры: развитие фантазии, умения внимательно слушать, развитие слуховой и образной памяти. Играют все желающие сидя в кругу. Первый передает соседу слева ключ (можно имитирующий его предмет или ключ воображаемый) со словами «Я продаю тебе ключ от королевского замка». Сосед передает ключ дальше, быстро повторив эту же фразу, и так далее, пока ключ не вернется к первому игроку. Первый игрок произносит фразу: «Я продаю тебе шнурок, на котором висит ключ от королевского замка». Играющие передают ключ, повторяя слова первого. Третий круг сопровождается словами: «Я продаю тебе мышонка, который перегрыз шнурок, на котором висит ключ от королевского замка». Четвертый круг: «Я продаю тебе кошку, которая съела мышонка, который перегрыз шнурок, на котором висит ключ от королевского замка». Последний круг: «Я продаю тебе собаку, которая покусала кошку, которая съела мышонка, который перегрыз шнурок, на котором висит ключ от королевского замка». Побеждает тот, кто повторил всю фразу быстро, не пропустив ни одного слова.

Можно выполнить вариант игры, когда долгоговорка сочиняется по фразе от каждого играющего. Более сложный вариант: придумать связный и логично завершенный сюжет сказки, стихотворения и пр. Для выполнения этого варианта дети уже должны иметь представление о структуре текста и композиционном строении. В этом варианте присутствуют признаки языковой игры.

Огромное значение для успешности работы имеет психологическое сопровождение. В качестве такого сопровождения могут быть использованы психотренинги, психокоррекционные игры и упражнения,направленные на развитие творческих способностей, повышение уровня лабильности, снятие «страха публичного выступления» и т.п., представленные в программах психокоррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Например, «Психогимнастика в начальной школе» (Алябьева Е.А., 2003), пособие, содержащее методические материалы в помощь психологам и педагогам. В работе представлена методика организации психогимнастики по двум направлениям, даны два комплекса занятий для детей младшего школьного возраста с нормой развития и «пограничными нарушениями». Курс психогимнастики состоит из двадцати занятий, на которых дети должны усвоить примерно восемь понятий, связанных с переживаниями основных эмоций, и десять представлений, оценивающих личностные качества человека. Каждое занятие включает мимические и пантомимические этюды, психомышечные упражнения (например, этюд «Штанга», направленный на расслабление мышц после подвижной игры), игры и этюды на выражение отдельных качеств характера и эмоций, а также имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом. Пособие «Приглашение в мир общения» (Пилипко Н.В., 1999), также предназначенное для учителей начальной школы, родителей, психологам, содержит большое количество заданий, упражнений, игр психологического характера, направленных на развитие у детей навыков общения, умения лучше понимать себя и других, на расширение словарного запаса в области чувств и эмоций. Игры и упражнения распределены по аспектам общения. Они позволяют ребенку осознать свои личностные особенности, совершенствовать навыки в области учебного сотрудничества, развивать коммуникативные способности, осваивать невербальные средства общения. Также были использованы в работе психокоррекционные игры и тренинги, представленные в работах Н.В. Самоукиной: «Программа коррекционных игр для детей старших групп детских садов и младших школьников» (1993) и «Игры, в которые играют…» (2000), направленные на коррекцию личностного развития и преодоления проблем исследуемой возрастной группы. Адресована родителям, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, школьным учителям и психологам, практикующим психотерапевтам. Рассчитана на тридцать два занятия, содержит шестьдесят одну коррекционную игровую разработку, направленную на устранение проблем в общении, на развитие памяти, мышления и т.д.

О.Э.Мандельштам писал: “Я слово позабыл, что я хотел сказать: слепая ласточка в чертог теней вернется...”. Сколько таких ласточек не долетают до цели, и сколько не могут покинуть своего гнезда в «чертоге теней» только потому, что страх высказывания сковывает наши уста. Задача педагога состоит в том, чтобы создать максимально комфортные условия для самораскрытия личности ребенка.

Литература

  1. Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 224 с.

  2. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. Изд. 2-е, стереотипное. – М.: Цитадель, 2001 г. – 460 с.

  3. Грудцына Н.Г. Риторические игры на уроках риторики, русского языка, литературы и внеклассного чтения. – М.: Флинта, Наука, 1998 г. – 72 с.

  4. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. Развивающие занятия по психологии для младших классов. Ч.1. – М.: УЦ Перспектива, 1999 г. – 112 с.

  5. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1993 г. – 144 с.

  6. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют… Психологический практикум. – Дубна: Феникс, 2000 г.

  7. Хвостова Е.В. Творческая игра как средство коррекции нарушений речи у младших школьников на занятиях в детском самодеятельном коллективе. Инклюзивное образование: проблемы и перспективы»: Материалы Региональной научно-практической конференции (Нижневартовск, 25-26 ноября 2009 г.) / Отв. Редактор Н.Д. Наумов. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. Гуманит. Ун-та, 2010 г. С.74 - 81

Просмотров работы: 5134